ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 6
1.1 Содержание и характеристика универсальных учебных действий 6
1.2 Методика формирования универсальных учебных действий на уроках
английского языка 9
1.3 Цели и содержание обучения чтению на уроках английского языка в
старших классах. Изучающее чтение 14
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КОПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ИЗУЧАЮЩЕМУ ЧТЕНИЮ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 27
2.1. Анализ УМК «Spotlight»-8 27
2.2. Комплекс упражнений для обучения изучающему чтению 30
Выводы по главе 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А 43
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 45
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 51
В настоящее время известно, что результативность любой человеческой деятельности будет зависеть не только от способности ее выполнить, но и от рациональных способов выбора наилучшего решения в пользу ее выполнения. Учебная деятельность - не будет являться исключением в этом вопросе. Понятие «учебная деятельность» достаточно обтекаемо в этом плане. В широком смысле слова она иногда неправомерно рассматривается как синоним учения, научения и даже обучения. В узком смысле, согласно Т. С. Фещенко, - это процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретённые им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.
Значимость умения учиться значительно возросла в период перехода от индустриального общества к постиндустриальному, которое неизменно основано на знаниях.
Именно поэтому в новом ФГОС формирование универсальных учебных действий, которые обеспечивают обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию была заявлена как одна из ключевых задач современной системы российского образования.
Актуальность данной работы заключается в:
- нахождении эффективных методов обучения чтению на английском языке на разных этапах обучения. (В данной работе на анализе урока английского языка в 8 классе)
- необходимости ускоренного совершенствования образовательного пространства школы с целью улучшения общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, создания условий для достижения совершенных результатов.
Объект исследования: работа по формированию универсальных учебных действий в процессе изучающего чтения на уроках английского языка в 8 классе.
Предметом данного исследования являются способы и приемы формирования универсальных учебных действий в процессе изучающего чтения на английском языке.
Цель исследования - раскрыть содержание универсальных учебных действий и разработать комплекс упражнений для обучения изучающему чтению на уроках английского языка в 8 классе.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи исследования:
1. Определить состав и характеристику универсальных учебных действий.
2. Показать приемы формирования универсальных учебных действий при обучении изучающему чтению на английском языке.
3. Проанализировать существующие УМК, оценить задания по чтению с точки зрения их направленности на формирование универсальных учебных действий.
4. На основе анализа теоретических источников и с учетом существующих проблем разработать комплекс упражнений по обучению изучающему чтению на английском языке.
Теоретическую основу исследования составили научные труды Абакумовой И.В., Гальсковой Н.Д., Клычниковой З.И.., Ляховицкого М.В. и Щукина А.Н.
Основные методы, которые были использованы в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблематике исследования, анализ УМК и педагогического опыта, моделирование учебного процесса.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского комплекса упражнений для изучающего чтения по аутентичным текстам для 8 класса.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов наработанных материалов в курсе лекций по методике преподавания английского языка в школах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Ход работы заключается в том, что данное исследование дает материал для дальнейших теоретических обобщений и вносит определенный вклад в развитие универсальных учебных действий при обучении изучающему чтению на уроках английского языка в школе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. Работа изложена на 52 страницах машинописного текста.
Во Введении обосновывается актуальность работы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цели, задачи и практическая значимость, описываются методы, структура и содержание.
В Первой главе описаны теоретические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка. Здесь также раскрываются основные понятия работы: учебные действия, виды универсальных учебных действий, их функции, условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий, описана методика формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка. Кроме того, в этой главе раскрываются условия для успешного формирования универсальных учебных действий, описываются средства для их формирования, раскрывается понятие изучающее чтение.
Вторая глава представляет результаты опытной работы: анализ
существующих УМК по английскому языку, разработку дополнительного учебно - методического материала с использованием дополнительных материалов и современных технологий.
В Заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы.
Список использованных источников содержит 27 наименований работ.
В наши дни все меняется, все претерпевает какие-либо совершенствования, в том числе и система образования и обучения. И именно поэтому, сегодня важно не столько развитие конкретных предметных знаний в рамках отдельных дисциплин, а обеспечить ребенка универсальными учебными действиями, которые помогут ему самосовершенствоваться в вечно меняющемся современном мире, посредством сознательного и активного усвоения социального опыта. Поэтому мы затронули тему универсальных учебных действий в процессе обучения изучающему чтению, так как сейчас она очень актуальна. Целью нашей исследовательской работы было раскрыть содержание универсальных учебных действий на уроках английского языка и разработать комплекс упражнений по обучению изучающему чтению. В ходе работы эта цель была достигнута, помимо этого мы узнали, каким образом развиваются универсальные учебные действия на уроках английского языка. Перед нами стояли определенные задачи, которые были решены. Мы определили состав и характеристику универсальных учебных действий, показали приемы формирования универсальных учебных действий при обучении чтению на иностранном языке.
Кроме этого, мы описали функции и виды УУД. Все функции и виды универсальных учебных действий были подробно описаны в работе. Также мы выявили приемы формирования и описали их в отдельном параграфе. Мы провели анализ УМК «Spotlight»-8. Первое, что мы отметили, данный УМК соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по иностранным языкам. Он является совместным международным проектом 40 британских и российских авторов, и разработан специально для российских школ.
В рамках УМК «Spotlight - 8» чтение является целью и средством обучения. Тематика и проблематика всех текстов соответствуют возрастным и познавательным особенностям обучающихся, они расширяют их лингвострановедческую эрудицию, а также решают воспитательные и морально¬этические задачи. Мы продемонстрировали комплексы упражнений, которые развивают у учеников универсальные учебные действия. В ходе анализа мы обнаружили, что данное УМК имеет недостаточное количество времени для самостоятельного чтения, и поэтому решили составить собственный комплекс заданий, как дополнительный компонент. Но, важно отметить, что этот учебник имеет не только недочеты, но и множество положительных качеств, учебник грамотно построен и логически выстроен для планирования уроков педагогом, а также обучающийся сам может в нем хорошо ориентироваться.
В состав нашего сборника упражнений входит четыре модуля различной тематики. Эти темы соприкасаются с темами любого учебника английского языка, поэтому наш комплекс может быть включен в школьную программу. В процессе разработки комплекса упражнений по самостоятельному чтению, мы поняли, что важно затронуть все этапы работы над текстами. Каждый этап включает в себя задания, которые помогают учениками развивать универсальные учебные действия. Для того, чтобы самостоятельная деятельность учащегося была успешной, можно организовывать не только самопроверку, но и контроль со стороны учителя. Так ученик может задавать интересующие его вопросы, чтобы более полно усвоить данный материал.
Исследования и разработки нашей дипломной работы могут быть использованы учителями в школе как дополнительный материал для обучения чтению и преподавателями в курсах своих лекций. Таким образом, мы можем утверждать, что все цели и задачи нашей исследовательской работы были достигнуты.
1. Федеральный Г осударственный образовательный стандарт среднего общего образования (10-11 кл.)
2. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (психолого-дидактический подход). Ростов- на-Дону.: Издво Рост. ун-та, 2003 - 408 с.
3. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
4. Артёмов, В. А. Психология обучения иностранным языкам [Текст] / В. А. Артемов. - М.: Просвещение, 1966. - 327 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурноисторическое понимание развития человека М.: Смысл, 2007.
6. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Система заданий. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения). — М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
7. Барышников Н.В. Теоретические основы обучения чтению аутентичных текстов при несовершенном владении иностранным языком. - Сакт- Петербург: Пятигорский государственный лингвистический университет, 1999. - 32 с.
8. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. - Ижевск: Удмуртский университет, 2000. - 360 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. - М.:АРКТИ, 2004. - 192 с.43
10. Конышева А. В. Современные методы обучения обучения английскому языку: М.: «ТетраСистемс», 2011. - 175 с.
11. Коряковцева Н.Ф. Современная организация самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. - М.: Аркти, 2002. - 175с
12. Кузовлев, В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действий [Текст] / В.П. Кузовлев // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 7. - 13-14 с.
13. Куклина С.С. Использование личностно-ориентированных технологий на уроках иностранного языка в общеобразовательной школе. // ИяШ. - 2011. - №3 - 6-12 с.
14. Клычникова З.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1983.
15. Лукина, И.М. Обучение технике чтения на английском языке. [Текст] - Саратов: Лицей, 2005. - 264 с...27