ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИММАТЕРИАЛОМ 7
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА КОГНИТИВНЫХ (НОЗНАВАТКЛЬНЫХ)
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 7
1.2 СРЕДСТВА ИСТОРИЗМА 18
1.3 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЗМА 25
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 1 35
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ С ИСТОРИКО¬МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 37
2.1 УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ . 37
2.2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 41
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 52
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИММАТЕРИАЛОМ 7
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА КОГНИТИВНЫХ (НОЗНАВАТКЛЬНЫХ)
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 7
1.2 СРЕДСТВА ИСТОРИЗМА 18
1.3 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЗМА 25
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 1 35
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ С ИСТОРИКО¬МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 37
2.1 УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ . 37
2.2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 41
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 52
Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования у каждого ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, олицетворяющие умение учиться. Когнитивные универсальные учебные действия (КУУД) относятся к метапредметным результатам обучения и должны быть сформированы у обучающихся в процессе освоения основной образовательной программы. Данную группу учебных действий также часто называют познавательными универсальными учебными действиями, так как они тесно связаны с познавательной деятельностью человека.
При этом согласно ФГОС основного общего образования в качестве предметных результатов изучения учебного предмета «Математика» как на базовом уровне, так на углубленном предусмотрено умение описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; умение приводить примеры математических открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории.
Роль историко-математического материала на уроках математики и в математическом образовании в целом, начиная с XIX века, обсуждается многими отечественными учеными, такими как В.В. Бобынин, Г.И. Глейзер, Т.С. Полякова, Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева, И.Н. Семенова, А.Е. Томилова и др. В их работах показаны различные мнения о том, как использовать элементы историзма в процессе обучения математике и почему это эффективно.
В разное время ученые и методисты по-разному определяли также и цели использования историко-математических составляющих в процессе обучения математике. В основном они зависели от таких факторов как общественный строй страны и общие задачи школы. Г.И. Глейзер выделил среди них общие цели введения элементов истории математики в преподавании:
1. Повышения интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала;
2. Расширение умственного кругозора учащихся и повышения их общей культуры.
Являясь общими, эти цели, как мы указали выше, уточняются и дополняются в контексте изменения целей образования. Согласно современным целям образования в настоящее время необходимо формировать у обучающихся универсальные учебные действия. В связи с вышеперечисленным выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом».
Объект исследования: формирование когнитивных универсальных учебных действий в процессе обучения математике.
Предмет исследования: средства формирования когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Цель работы: составить совокупность заданий при работе с историко-математическим материалом, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий у обучающихся 7-8-х классов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основе нормативных документов выделить сущность и структуру когнитивных универсальных учебных действий;
2) провести анализ литературы и выделить средства историзма, реализация которых возможна в школьной среде обучения;
3) провести сопоставление, выделенных средств историзма со структурой когнитивных универсальных учебных действий ;
4) на основе анализа литературы выделить когнитивные универсальные учебные действия, которые формируются у обучающихся 7-8 классов при работе с историко-математическим материалом;
5) составить совокупность заданий для обучающихся в 7-8 классах, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Структура работы.
В состав работы вошли Введение, две главы, Заключение, список используемых в работе источников, содержащий 38 наименований.
Текст работы содержит 7 таблиц, 3 рисунка.
При этом согласно ФГОС основного общего образования в качестве предметных результатов изучения учебного предмета «Математика» как на базовом уровне, так на углубленном предусмотрено умение описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; умение приводить примеры математических открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории.
Роль историко-математического материала на уроках математики и в математическом образовании в целом, начиная с XIX века, обсуждается многими отечественными учеными, такими как В.В. Бобынин, Г.И. Глейзер, Т.С. Полякова, Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева, И.Н. Семенова, А.Е. Томилова и др. В их работах показаны различные мнения о том, как использовать элементы историзма в процессе обучения математике и почему это эффективно.
В разное время ученые и методисты по-разному определяли также и цели использования историко-математических составляющих в процессе обучения математике. В основном они зависели от таких факторов как общественный строй страны и общие задачи школы. Г.И. Глейзер выделил среди них общие цели введения элементов истории математики в преподавании:
1. Повышения интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала;
2. Расширение умственного кругозора учащихся и повышения их общей культуры.
Являясь общими, эти цели, как мы указали выше, уточняются и дополняются в контексте изменения целей образования. Согласно современным целям образования в настоящее время необходимо формировать у обучающихся универсальные учебные действия. В связи с вышеперечисленным выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом».
Объект исследования: формирование когнитивных универсальных учебных действий в процессе обучения математике.
Предмет исследования: средства формирования когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Цель работы: составить совокупность заданий при работе с историко-математическим материалом, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий у обучающихся 7-8-х классов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основе нормативных документов выделить сущность и структуру когнитивных универсальных учебных действий;
2) провести анализ литературы и выделить средства историзма, реализация которых возможна в школьной среде обучения;
3) провести сопоставление, выделенных средств историзма со структурой когнитивных универсальных учебных действий ;
4) на основе анализа литературы выделить когнитивные универсальные учебные действия, которые формируются у обучающихся 7-8 классов при работе с историко-математическим материалом;
5) составить совокупность заданий для обучающихся в 7-8 классах, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Структура работы.
В состав работы вошли Введение, две главы, Заключение, список используемых в работе источников, содержащий 38 наименований.
Текст работы содержит 7 таблиц, 3 рисунка.
В результате сопоставления результатов работы со сформулированными задачами можно заключить следующее:
1) На основе анализа нормативных документов установлено, что формирование когнитивных универсальных учебных действий является важным результатом образования. Они определены как действия, направленные на самостоятельное планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности направленных на работу с информацией, задействование исследовательских и логических действий, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Также в процессе анализа литературы в работе была выделена структура когнитивных универсальных учебных действий. Согласно принятой в работе классификации когнитивные учебные действия поделены на три блока: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем. Уточнены действия входящие в каждый из выделенных блоков.
2) В результате анализа литературы были выделены следующие средства историзма, которые можно использовать в процессе обучения математике: элемент историзма, исторический экскурс, исторический очерк, историческая беседа, историзм в математическом объекте (понятии, формуле, теореме, задаче), хронологическая таблица.
3) В процессе соотнесения выделенных средств историзма с когнитивными учебными действиями, которые можно формировать посредством исследуемых средств было выявлено, что средства историзма могут быть использованы для формирования когнитивных учебных действий, но к ним необходимо формулировать специальные задания.
4) Благодаря исследованию вопроса о развитии мышления подростков обучающихся в 7-8-х классах был выделен определённый список когнитивных учебных действий, которые необходимо и можно начинать формировать у школьников исследуемой возрастной группы.
5) На основе учета возрастных особенностей подростков 7-8-х классов была составлена совокупность заданий для обучающихся в седьмом и восьмом классах, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Как видно, все задачи данной работы выполнены, поэтому можно считать, что цель достигнута.
1) На основе анализа нормативных документов установлено, что формирование когнитивных универсальных учебных действий является важным результатом образования. Они определены как действия, направленные на самостоятельное планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности направленных на работу с информацией, задействование исследовательских и логических действий, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Также в процессе анализа литературы в работе была выделена структура когнитивных универсальных учебных действий. Согласно принятой в работе классификации когнитивные учебные действия поделены на три блока: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем. Уточнены действия входящие в каждый из выделенных блоков.
2) В результате анализа литературы были выделены следующие средства историзма, которые можно использовать в процессе обучения математике: элемент историзма, исторический экскурс, исторический очерк, историческая беседа, историзм в математическом объекте (понятии, формуле, теореме, задаче), хронологическая таблица.
3) В процессе соотнесения выделенных средств историзма с когнитивными учебными действиями, которые можно формировать посредством исследуемых средств было выявлено, что средства историзма могут быть использованы для формирования когнитивных учебных действий, но к ним необходимо формулировать специальные задания.
4) Благодаря исследованию вопроса о развитии мышления подростков обучающихся в 7-8-х классах был выделен определённый список когнитивных учебных действий, которые необходимо и можно начинать формировать у школьников исследуемой возрастной группы.
5) На основе учета возрастных особенностей подростков 7-8-х классов была составлена совокупность заданий для обучающихся в седьмом и восьмом классах, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Как видно, все задачи данной работы выполнены, поэтому можно считать, что цель достигнута.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - КОНСТРУИРОВАНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6-Х КЛАССОВ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ С МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук (22.00.06 )
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Эпистемологический анализ теорий и концепций исторического развития с позиций вероятностно-смыслового подхода (на примерах российской историографии)
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2001 - Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Развитие исторического сознания учащихся 9-х классов на уроках литературы в средней школе
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
САМОМЕНЕДЖМЕНТА
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2017



