Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

Работа №94356

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2022
Стоимость4315 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
177
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЗАДАНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИММАТЕРИАЛОМ 7
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СТРУКТУРА КОГНИТИВНЫХ (НОЗНАВАТКЛЬНЫХ)
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ 7
1.2 СРЕДСТВА ИСТОРИЗМА 18
1.3 ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ ИСТОРИЗМА 25
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 1 35
ГЛАВА 2. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ С ИСТОРИКО¬МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 37
2.1 УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-8-Х КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ . 37
2.2 ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ
КОГНИТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РАБОТЕ С ИСТОРИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ 41
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ ГЛАВЫ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ 52


Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования у каждого ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, олицетворяющие умение учиться. Когнитивные универсальные учебные действия (КУУД) относятся к метапредметным результатам обучения и должны быть сформированы у обучающихся в процессе освоения основной образовательной программы. Данную группу учебных действий также часто называют познавательными универсальными учебными действиями, так как они тесно связаны с познавательной деятельностью человека.
При этом согласно ФГОС основного общего образования в качестве предметных результатов изучения учебного предмета «Математика» как на базовом уровне, так на углубленном предусмотрено умение описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки; умение приводить примеры математических открытий и их авторов в отечественной и всемирной истории.
Роль историко-математического материала на уроках математики и в математическом образовании в целом, начиная с XIX века, обсуждается многими отечественными учеными, такими как В.В. Бобынин, Г.И. Глейзер, Т.С. Полякова, Ю.А. Дробышев, И.В. Дробышева, И.Н. Семенова, А.Е. Томилова и др. В их работах показаны различные мнения о том, как использовать элементы историзма в процессе обучения математике и почему это эффективно.
В разное время ученые и методисты по-разному определяли также и цели использования историко-математических составляющих в процессе обучения математике. В основном они зависели от таких факторов как общественный строй страны и общие задачи школы. Г.И. Глейзер выделил среди них общие цели введения элементов истории математики в преподавании:
1. Повышения интереса учащихся к изучению математики и углубление понимания ими изучаемого фактического материала;
2. Расширение умственного кругозора учащихся и повышения их общей культуры.
Являясь общими, эти цели, как мы указали выше, уточняются и дополняются в контексте изменения целей образования. Согласно современным целям образования в настоящее время необходимо формировать у обучающихся универсальные учебные действия. В связи с вышеперечисленным выбрана тема выпускной квалификационной работы: «Формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом».
Объект исследования: формирование когнитивных универсальных учебных действий в процессе обучения математике.
Предмет исследования: средства формирования когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Цель работы: составить совокупность заданий при работе с историко-математическим материалом, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий у обучающихся 7-8-х классов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основе нормативных документов выделить сущность и структуру когнитивных универсальных учебных действий;
2) провести анализ литературы и выделить средства историзма, реализация которых возможна в школьной среде обучения;
3) провести сопоставление, выделенных средств историзма со структурой когнитивных универсальных учебных действий ;
4) на основе анализа литературы выделить когнитивные универсальные учебные действия, которые формируются у обучающихся 7-8 классов при работе с историко-математическим материалом;
5) составить совокупность заданий для обучающихся в 7-8 классах, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Структура работы.
В состав работы вошли Введение, две главы, Заключение, список используемых в работе источников, содержащий 38 наименований.
Текст работы содержит 7 таблиц, 3 рисунка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате сопоставления результатов работы со сформулированными задачами можно заключить следующее:
1) На основе анализа нормативных документов установлено, что формирование когнитивных универсальных учебных действий является важным результатом образования. Они определены как действия, направленные на самостоятельное планирование, осуществление, анализ своей познавательной деятельности и управление ею на основе способов деятельности направленных на работу с информацией, задействование исследовательских и логических действий, используемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Также в процессе анализа литературы в работе была выделена структура когнитивных универсальных учебных действий. Согласно принятой в работе классификации когнитивные учебные действия поделены на три блока: общеучебные действия, логические действия, действия постановки и решения проблем. Уточнены действия входящие в каждый из выделенных блоков.
2) В результате анализа литературы были выделены следующие средства историзма, которые можно использовать в процессе обучения математике: элемент историзма, исторический экскурс, исторический очерк, историческая беседа, историзм в математическом объекте (понятии, формуле, теореме, задаче), хронологическая таблица.
3) В процессе соотнесения выделенных средств историзма с когнитивными учебными действиями, которые можно формировать посредством исследуемых средств было выявлено, что средства историзма могут быть использованы для формирования когнитивных учебных действий, но к ним необходимо формулировать специальные задания.
4) Благодаря исследованию вопроса о развитии мышления подростков обучающихся в 7-8-х классах был выделен определённый список когнитивных учебных действий, которые необходимо и можно начинать формировать у школьников исследуемой возрастной группы.
5) На основе учета возрастных особенностей подростков 7-8-х классов была составлена совокупность заданий для обучающихся в седьмом и восьмом классах, направленных на формирование когнитивных универсальных учебных действий при работе с историко-математическим материалом.
Как видно, все задачи данной работы выполнены, поэтому можно считать, что цель достигнута.



1. Баврин И.И., Фрибус Е.А. Старинные задачи: книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1994. - 128 с.
2. Безенкова Е.В. Использование исторического компонента на уроках математики // Санкт-Петербургский образовательный вестник, 2017. - №6-7 (10-11). - С. 32-36.
3. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - изд. 3-е. - М.: Бином, 2015. -208 с.
4. Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. - М.: Знание, 1979. - 40 с.
5. Воистинова Г.Х., Байназарова М.Р. Патриотическое воспитание на уроках математики // E-Scio, 2021. - №4. - С. 552-556. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45804846(дата обращения: 21.01.2022).
6. Вяткина М.Н., Никонова Н.В. Управление формирование универсальных учебных действий в общеобразовательном учреждении // Инновационные проекты и программы в образовании, 2014. - №1. - С. 19-28.
7. Газейкина А.И., Казакова Ю.О. Диагностика сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Педагогическое образование в России, 2016. - №7. - С. 161-168.
8. Глейзер Г.И. История математике в школе: IV - VI кл.: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 239 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mathedu.ru/text/gleyzer_istoriya_matematiki_v_shkole_4- 6_klassy_1981/p0/(дата обращения: 24.10.2021).
9. Глейзер Г.И. История математике в школе: VII - VIII кл.: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 240 с. [Электронный ресурс]. URL: https ://www.mathedu.ru/text/ gleyzer_istoriya_matematiki_v_shkole_7 - 8_klassy_1982/p0/ (дата обращения: 24.10.2021).
10. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование, 2012. - №1. - С. 167-175.
11. Детская возрастная психология: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст / Бурмистрова Е.В., Донцов Д.А., Донцова М.В. [и др.] // Вестник практической психологии образования, 2015. - №1. - С. 3-14.
12. Епачинцев М.Ю., Семенова И.Н., Шакирова А.А. Конструирование заданий для формирования познавательных УУД у обучающихся 10-11-х классов при изучении историко-математического материала (на примере геометрической содержательной линии) // Педагогические чтения. Ежегодник. - Волгоград: Науч. изд. центр «Абсолют», 2021. - Вып. 3. - С. 41-45.
13. Залецкая А.В., Петросян Э.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики (на примере сравнения // Школьные технологии, 2017. - С. 89-98.
14. Кадраильская О.С. Использование элементов технологии историзации при изучении темы «Дроби» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2013. - №8. - С. 256-259.
15. Кадраильская О.С. Исторический материал как мотивационный фактор при изучении линии числа в школьном курсе математики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. - С. 220-223.
16. Кадраильская О.С. Исторический материал как мотивационный фактор при изучении линии числа в школьном курсе математики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2012. - С. 220-223.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010. - 159 с
18. Кузнецова Д.А., Братцева О.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте // Молодой ученый, 2018. - № 22. - С. 285-288.
19. Кузнецова Е.А. Вопросы развития логического мышления школьников
// Вестник Московского университета. Серия 20: педагогическое
образование, 2010. - № 3. - С. 111-117.
20. Кузнецова Е.А. Как формировать и развивать мышление учащихся в средней школе средствами математики // Вестник Поморского университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2011. - № 5. - С. 136-140.
21. Магомеддибирова З.А., Расулова П.А. Формирование у младших школьников логического универсального действия «Классификация» // Педагогическое образование в России, 2014. - С. 166-170.
22. Малых А.Е., Пестерева В.Л. Использование исторических сведений в обучении математике // Ярославский педагогический вестник, 2011. - №3. - Том II. - С. 60-64.
23. Онучина А.В. Структура универсальных учебных действий обучающихся основной школы // Отечественная зарубежная педагогика, 2018. - Т.1. - №2(48). - С. 30-40.
24. Подходова Н.С., Фефилова Е.Ф. Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий (на примере сравнения) // Вестник северного (арктического) федерального университета. Серия: гуманитарные и социальные науки, 2013. - С. 139-146.
25. Полякова Т.С., Романов, Ю.В. Средства историзации специальной подготовки учителей математики // Актуальные проблемы подготовки учителя математики: межвузовский сб. научн. тр. - Калуга: Изд-во КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2003. - С. 4-9.
26. Попова Е.В., Волокитина Т.В. Особенности развития структуры интеллекта школьников в 11-18 лет // Вестник Северного (арктического) федерального университета. Серия: естественные науки, 2012. - № 1. - С. 77¬86.
27. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе / Асмолов А.Г, Бурменская Г.В., Володарская И.А. [и др.] // Национальный психологический журнал, 2011. - №1(5) - С. 104-110.
28. Пронина К.С., Семенова И.Н. Использование средств историзма для формирования ПУУД у обучающихся при работе с математическим материалом // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. - Екатеринбург: УрГПУ, 2020. - №5. - С. 327 - 329.
29. Симаков В.А. Формирование мышления у подростков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2010. - № 2. - С. 254-262.
30. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования / Горленко Н.М., Лебединцев В.Б., Запятая О.В. [и др.] // Народное образование, 2012. -№4. - С. 153-160.
31. Томилова А.Е. Конкурс краеведческих задач «Архангельская область в
математических задачах» // Современные подходы к оценке и качеству математического образования в школе и вузе: материалы XXXII Междунар. науч. семинара преподавателей математики университетов и пед. вузов. - Екатеринбург: ФГБОУ ВПО УрГПУ, ФГАОУ ВПО РГППУ, ФГБОУ УрГЭУ, 2013. - С. 34-35. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.mathedu.ru/text/materialy_32_seminara_prepodavateley_matematiki_2013/р34/ (дата обращения: 18.01.2022).
32. Томилова А.Е. Элективный курс «Именные задачи математики» при
предпрофильной подготовке // Проблемы подготовки учителя математики к преподаванию в профильных классах: материалы XXV Всерос. семинара преподавателей математики университетов и педвузов. - Киров: ВятГГУ; М.: МГПУ, 2006. - С. 284. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.mathedu.ru/text/materialy_25_seminara_prepodavateley_matematiki_ 2006/p284/ (дата обращения: 18.01.2022).
33. Томилова А.Е., Енина Н.А. Историко-математические задачи как
средство организации учебного исследования в основной школе // Математическое образование в цифровом обществе: материалы XXXVIII Международ. науч. семинара преподавателей математики и информатики университетов и пед. вузов. - Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2019. - С. 11-13. [Электронный ресурс]. URL:
https://www.mathedu.ru/text/materialy_38_seminara_prepodavateley_matematiki_2019/р11/ (дата обращения: 18.01.2022).
34. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования (5 - 9 кл.) от 31.05.2021 г. / Министерство просвещения Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата
обращения: 26.10.2021).
35. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) от 17.12.2010 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 26.10.2021).
36. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. [и др.] / под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
37. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - изд. 4-е, доработанное. М.: Просвещение, 2011. - 79 с.
38. Чуланова Н.А., Черняева Т.Н. Нормативный контекст определения «познавательные универсальные учебные действия» // Современные проблемы науки и образования, 2014. -№6. - С. 179-186.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ