ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Характеристика памяти как психического процесса 8
1.2. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте 23
1.3. Методы и средства развития памяти 30
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ОПЫТНО-ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ
ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 43
2.1. Результаты начальной диагностики уровня развития памяти 43
2.2. Описание деятельности педагога по развитию памяти 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 8
В современном ритме жизни человек зачастую сталкивается с ситуацией, требуемой точной концентрации и запоминания предметов. С памятью человека связана его профессиональная деятельность, успешность обучения, воспитания и общего развития человека. Память считается одним из главных психофизиологических особенностей человека, при которой задействованы как его психические свойства, так и физиологические характеристики высшей нервной деятельности.
Одной из самых главных этапов развития памяти считается младший школьный возраст. Именно в этот период память под действием образовательного процесса получает наибольшее внимание со стороны педагога.
Актуальность темы обусловлена тем, что на сегодняшний день существует проблема развития памяти младших школьников т.к. память, есть важнейшая определяющая характеристика психической жизни личности. Память является важнейшей частью жизни человека, и самым важным периодом развития памяти является младший школьный возраст. Именно этот период закладывает предпосылки для дальнейшего полноценного формирования памяти и ее совершенствования в будущем. Значимость памяти для младшего школьника заключается в том, что каждый последующий школьный курс является расширенной и усложненной версией прошлого, основанный на применении уже полученных ранее знаний. В педагогике и психологии память считается средством получения, хранения и воспроизведений полученной извне информации. На основе памяти человек приспосабливается к различным условиям, адаптируется, применяя весь полученный опыт. Понимание значимости и процессов развития памяти является важным аспектом успешной педагогической работы, включая период начальной школы.
Проблеме развития памяти в начальной школе освещались учеными таких наук, как педагогика, психология, физиология, методика и т.д. Особое внимание развитие памяти младших школьников получило в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей. В ряд ученых, освещавших данную тему, входят К. Бюлер, Л.С. Выготский, П. Жане, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, П. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Г. Эббинсгаузен. Но в современной науке пока не существует единой теории памяти. В связи с этим появляется необходимость исследования особенностей развития памяти детей младшего школьного возраста в процессе учебной деятельности.
В отечественной психологии теория деятельности, разработанная А.Н.Леонтьевым, П. И. Зинченко, А.А.Смирновым, в последствие получило развитие в культурно-исторической теории происхождения высших психических функций [27].
Анализ научной литературы и практики по данному вопросу выявляет ряд противоречий:
• между потребностью и необходимостью запоминать разнообразный учебный материал и неумением запоминать;
• между объективно существующими возрастными особенностями развития памяти младших школьников и недостаточной ориентацией на них.
Обозначенные противоречия позволили определить проблему исследования: каковы педагогические средства, оказывающие эффективное влияние на развитие памяти младших школьников.
Объектом исследования является процесс развития памяти младших школьников.
Предметом исследования является комплекс дидактических игр, направленных на развитие памяти младших школьников.
Цель исследования: разработать комплекс дидактических игр, способствующих развитию памяти младших школьников, и доказать его эффективность.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогических исследований по теме ВКР.
2. Определить критерии, характеризующие память как психический процесс и подобрать в соответствии с критериями и возрастными особенностями детей диагностический инструментарий определения уровня развития памяти младших школьников.
3. Разработать и внедрить в воспитательно-образовательный процесс начальной школы комплекс дидактических игр, направленных на тренировку памяти детей.
4. Провести сравнительный анализ данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента и обосновать эффективность разработанного комплекса дидактических игр, направленных на развитие памяти детей.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов и родителей, использование которых позволит обеспечить достижение хороших результатов в развитии памяти детей.
Теоретическую основу исследования составили:
• психологические исследования памяти младших школьников (Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцекер, З. Фрейд, А. Бине, К.Бюлер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, К.П. Мальцева, Э.А. Фарапонова, З.М. Истомина, С.Г. Бархатова, В.И. Самохвалова, А.А.Смирнов);
• теория деятельностной памяти (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев);
• общенаучные принципы личностно-деятельностного подхода, конкретизированные в психолого-педагогичекой теории деятельности (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Б.М. Теплов и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, беседы,
тестирование, диагностирование.
Поставленные задачи определили ход опытно-поисковой работы, которая проводилась в три этапа.
Первый, организационно-подготовительный, этап). Основной задачей данного этапа было изучение и анализ историко-философских, психологопедагогических отечественных и зарубежных исследований. Были определены методологические основы исследования, объект, предмет, цель, задачи исследования. На этом этапе были подобраны методики определения уровня развития памяти младших школьников и разработана программа констатирующего эксперимента.
Второй этап, содержательно-технологический. На этом этапе был проведен констатирующего эксперимент с целью определения исходных данных формирующего этапа эксперимента. Проведена опытноэкспериментальная работа по внедрению в воспитательно-образовательный процесс комплекса дидактических игр, направленных на совершенствование памяти детей.
Третий этап, итогово-аналитический. Данный этап был посвящен анализу и теоретическому обоснованию результатов экспериментальной работы, обобщению и описанию результатов исследования, оформлению материалов ВКР.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования содержащихся в нем теоретических положений и выводов, научно-методических материалов в процессе совершенствования процесса развития памяти младших школьников; разработан комплекс дидактических игр и методические рекомендации для педагогов и родителей, использование которых позволит обеспечить достижение хороших результатов в развитии памяти детей.
База экспериментального исследования. Работа проводилась МАОУ -
гимназии № 94 города Екатеринбурга.
Структура и объем ВКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Память является важнейшей познавательной функцией. Именно память дает возможность развиваться и обучаться. Память лежит в основе формирования речи, эмоциональных реакций, мышления, творческих процессов, двигательных навыков. Память не представляет собой чего-либо однородного: она заключает в себе ряд сложных процессов. Это
запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
В ходе экспериментального исследования нами были решены следующие задачи:
1. Исследовали уровень развития памяти у детей младшего школьного возраста;
2. Разработали комплекс упражнений и игр, которые направлены на развитие памяти детей младшего школьного возраста
Удалось выяснить, что период младшего школьного возраста является наиболее важным в развитии памяти, так как именно в этот период память становится более осмысленной. Очень важно сформировать у младшего школьника умение эффективного запоминания материала. Подобранный комплекс игр и упражнений поможет детям младшего школьного возраста не только в лучшем усвоении содержания учебного материала на уроках, но и последующем его запоминании. Дети младшего школьного возраста в большинстве случаев ещё не умеют самостоятельно использовать различные приёмы обработки материала и его запоминание, поэтому процесс развития памяти детей младшего школьного возраста должен специально организовываться.
1. Алферов, А. Д. Психология развития школьников: учебное пособие по психологии / А. Д. Алферов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 174 с.
2. Аткинсон, Р. Человеческая память: система памяти и процессы управления: Психология памяти: хрестоматия/ Р. Аткинсон, Р.Шифрин / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - Москва: ЧеРо, 2000. - 546 с.
3. Бакулина, Г. А. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка / Г. А. Бакулина, Н. В. Дембицкая. - Москва: ВЛАДОС, 2006. - 216с.
4. Блонский, П. П. Основные предположения генетической теории памяти: Психология памяти: хрестоматия/ П.П.Блонский / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - Москва: ЧеРо, 2000. - 389 с.
5. Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский. - Санкт- Петербург: Питер, 2001. - 88 с.
6. Болонана, В. В. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ. Технологии развития памяти и мышления у детей с ОВЗ: методический сборник для педагогов / сост. В. В. Болонана, Е. А. Дугинова, И. А. Еремина. - Новокуйбышевск, 2010. - 203 с.
7. Воробьева, Е. А. Анатомия и физиология / Е. А. Воробьева. - Москва: 2007. - 404 с.
8. Выготский, Л. С. История развития высших психических функций Собр. соч.: В 6 т. / Л. С. Выготский. - Москва: ЭКСМО, 2005. - 365 с.
9. Выготский, Л. С. Культурное развитие специальных функций: память. Психология памяти: Хрестоматия/ Л. С. Выготский, Лурия, А. Р / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. - Москва: ЧеРо, 2000. - 419 с.
10. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте. Психология памяти / Л. С. Выготский / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова // Хрестоматия по психологии - Москва: ЧеРо, 2002. - 617 с.
11. Гладкая, В. В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении / В. В. Галдкая. - Минск: Зорны верасень, 2008. - 112 с.
12. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати / науч. ред. Л.
A. Головей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 631 с.
13. Данилова, Н. Н. Физиология высшей нервной деятельности / Н. Н. Данилова, А. Л. Крылова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 480 с.
14. Джеймс, У. Память. Психология памяти: Хрестоматия / У. Джеймс / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. Москва: ЧеРо, 2000. - 214 с.
15. Дубровина, И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителей / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева. - Москва, 2011. - 231 с...