Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №64236

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
292
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты развития памяти у детей младшего школьного возраста 7
1.1. Сущностная характеристика понятия «память» в контексте психолого-педагогических исследований 7
1.2. Возрастные особенности развития памяти детей младшего
школьного возраста 16
1.3. Содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего
школьного возраста во внеурочной деятельности 22
Выводы по I главе 33
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности 36
2.1. Организация эксперимента и исследование уровня развития памяти у
детей младшего школьного возраста 36
2.2. Реализация системы внеклассных занятий по развитию памяти
младших школьников 44
2.3. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы по
развитию памяти у детей младшего школьного возраста 48
Выводы по II главе 57
Заключение 59
Список используемой литературы 62


Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день существует объективная необходимость обучения детей младшего школьного возраста приемам и способам эффективного, осмысленного запоминания учебного материала. Это будет способствовать развитию познавательной сферы ребенка и успешности учебной деятельности.
Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память.
Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
Благодаря своей памяти, её совершенствования, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.
Актуальность проблемы определяется потребностью учителей начальных классов в изучении и определении эффективных приемов и упражнений по развитию памяти младших школьников.
Характеризуя степень научной разработанности, проблематики особенности развития памяти в младшем школьном возрасте в психологии, следует учесть, что данная тема анализировалась у различных авторов в различных изданиях: учебниках, монографиях, периодических изданиях, в интернете.
Высоких успехов в изучении памяти добились психологи XVIII-XIX веков Англии и Германии (Г. Эббингауз [53], Г. Мюллер [52], А. Пильцеккер [27]), собравшие большой экспериментальный материал, давший возможность сформулировать целый ряд теоретических положений.
Особенности запоминания в младшем школьном возрасте изучались А.А. Смирновым [43,44], П.И. Зинченко [7], А.Н. Леонтьевым [22] и другими выдающимися отечественными психологами.
Над развитием возрастных закономерностей и индивидуальных особенностей памяти у детей работала З.М. Истомина [12], которая выявила заметные возрастные и индивидуальные различия в процессе изучения детьми языковой теории.
Память считается одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем. В настоящее время в науке нет единой теории памяти. Поэтому изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития памяти у младших школьников и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов развития памяти детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Школьная программа составлена таким образом, что не предполагает специального обучения детей приемам запоминания материала.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы содержание, формы и методы развития памяти у младших школьников во внеурочной деятельности?
С учетом этой проблемы была выбрана тема исследования: «Развитие памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное развитие памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Объект: процесс развития памяти у детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс развития памяти в младшем школьном возрасте будет успешным, если:
- опираться на сущностную характеристику понятия «память»;
- учитывать возрастные особенности развития памяти детей младшего школьного возраста;
- разработать и апробировать систему внеклассных занятий по развитию памяти у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «память».
2) Выявить возрастные особенности развития памяти у детей младшего школьного возраста.
3) Изучить содержание, формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
4) Разработать и экспериментально проверить систему внеклассных занятий по развитию памяти младших школьников.
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: изучение и анализ педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: диагностическое тестирование, формирующий
эксперимент;
- методы обработки данных: качественный и количественный анализ.
Методологическую основу данного исследования составили: психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной
педагогике и психологии, раскрывающие общенаучную категорию «память» (Г. Эббингауз [53], А.Н. Леонтьев [22], А.Р. Лурия [23, 24, 25], С.Л.
Рубинштейн [41, 42], Норман Д.А. [31], Ляудис В.Я. [26], Л.С. Выготский [4,
5] , Л. В. Занков [8]).
Опытно-экспериментальной базой стала гимназия №13 города Казани Республики Татарстан. Выборку составили ученики 1а и 1б класса в составе 30 человек.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях в три взаимосвязанных этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста.
На третьем (обобщающем) этапе проводился контрольный этап исследования, осуществлялись систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста, которые в совокупности нашли отражение в разработанной программе.
Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что разработаны психолого-педагогические рекомендации по развитию памяти у младших школьников, которые могут использоваться в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти и проведя экспериментальное исследование, можно говорить о том, что развитие памяти детей младшего школьного возраста является одной из актуальных проблем.
В связи с этим целью нашего исследования было выявить эффективные формы и методы развития памяти у детей младшего школьного возраста. И вслед за целью мы наметили ряд задач.
Далее более подробно остановимся на освещении результатов нашего исследования.
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятия «память». Решая эту задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что под памятью подразумевается форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращении в сферу сознания..
2. Определяя особенности памяти у детей в младшем школьном возрасте, мы выявили следующие особенности памяти у детей младшего школьного возраста:
- память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания;
- показателем произвольности служат приемы запоминания. Основным приемом является многократное прочитывание всего материала;
- в младшем школьном возрасте учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем.
3. Решая третью задачу, мы проанализировали психолого-педагогическую литературу и выявили, что наиболее эффективными методами и формами развития памяти у детей младшего школьного возраста являются игра, упражнение, беседа, классный час.
Эффективность данных форм и методов была проверена в ходе формирующего эксперимента, где была подтверждена выдвинутая нами гипотеза. Так же эти данные подтверждает проведенная математическая обработка данных. Использование t-критерия Стьюдента показало, что после эксперимента существуют различия по всем исследуемым показателям памяти.
4. Решая четвертую задачу, мы разработали программу внеклассных занятий, направленную на развитие памяти у детей младшего школьного возраста. После формирующего этапа, на котором происходила апробация программы, мы выявили следующие изменения в уровнях развития памяти:
На контрольном этапе исследования мы выявили, что в группе исследуемых доминирующим уровнем стал средний уровень развития произвольной вербальной памяти и составил 63% (19 человек). Высокий уровень развития произвольной вербальной памяти повысился с 7% до 20% (изменения на 13%), средний уровень повысился с 53% до 63% (изменения на 10%), низкий уровень понизился с 40% до 17% (изменения на 23%).
В контрольной группе испытуемых преобладает средний уровень развития логической памяти и составляет 43% (13 человек). Высокий уровень развития логической памяти повысился с 10% до 23% (изменения на 13%), средний уровень повысился с 30% до 43% (изменения на 13%), низкий уровень соответственно понизился с 60% до 33% (изменения на 27%).
На контрольном этапе в группе испытуемых доминирующим стал хороший уровень зрительной произвольной памяти и составил 63% (19 человек). Высокий уровень развития зрительной произвольной памяти повысился с 17% до 27% (изменения на 10%), хороший уровень повысился с 50% до 63% (изменения на 13%), средний уровень понизился с 27% до 10% 60
(изменения на 17%), низкий уровень соответственно понизился с 7% до 0% (изменения на 7%).
5. Полученные результаты дают нам основания считать, что выдвигаемая нами гипотеза подтвердилась. Разработанная программа может использоваться во внеклассной работе по развитию памяти с детьми младшего школьного возраста.



1. Бергсон А. Материя и память. - Ростов Н/Д: Изд-во Рост. Ун-та,
2013. - 224с.
2. Возрастные возможности усвоения знаний (младшие классы). Под ред. Д.Б. Эльконина и др. М: Просвещение, 1962. - 256 с.
3. Волков Б.С., Волкова Н.В. Возрастная психология. В 2-х ч. - Ч.2. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. / под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
4. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте // Лекции по психологии. - М.: Владос, 2002. - 234 с.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М: Педагогика, - т.4. Детская психология, 2014. - 432с.
6. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: АСТ, 2001. - 976 с.
7. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М: Просвещение, 1978. - 96 с.
8. Занков Л. В. Память школьника, ее психология и педагогика: Пособие для учителей.— М.: Учпедгиз, 1944. - 127с.
9. Занков JI.B. Наглядность и активация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз,1960.- 311 с.
10. Зейгарник Б.В. К вопросу о механизмах развития личности. — Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 14. Психология. - 1979. - № 1. С. 3-8
11. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - 2-е изд., доп. - М.: АО "МЕНАТЕП - ИНФОРМ", 1996. - 224 с.
12. Истомина 3.М. Развитие памяти: Учеб.-методическое пособие / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 2005. - 119 с.
13. Йейте Френсис. Искусство памяти. С.-Петербург: Университетская книга. 2007. - 481с.
14. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. - М.: Владос - пресс, 2011. - 378 с.
15. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, - М: Политиздат, 2014. - 431с.
16. Кинцки Р. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. Под ред. Е. Соколова. - М: Мир, 1978. - 319с.
17. Корсаков И.А., Корсакова Н.К. Наедине с памятью. - М: Знание, -
2014. - 80с.
18. Кулагина И.Ю. Возрастная психология; Полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ "Сфера", 2011.
- 464 с.
19. Лапп Д. Искусство помнить и забывать. - СПб.: Питер, 2003. - 224 с.
20. Лезер Ф. Тренировка памяти / Пер с нем. Под ред. Н.К. Корсаковой.
- М: Мир, 1999. - 166с.
21. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для пед. Институтов. 3-е изд., испр. и доп. - М: Просвещение, 2004.
- 478с.
22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т./ Под ред. Давыдова и др. - М: Педагогика, 1983. - 392 с.
23. Лурия А.Р. Внимание и память. - М.: Просвещение, 1975. - 320 с.
24. Лурия А.Р. Маленькая книга о большой памяти. (Ум мнемониста). - М: МГУ, 1986. - 88 с.
25. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. - М: Педагогика. - 1976. - 191с.
26. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. - М: МГУ, 1976. - 225с.
27. Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб.: ПРАЙМ- ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.
28. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед учеб. заведений: В 3 кн. - Кн 2. Психология образования. - 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 608 с.
29. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с.
30. Никитина Т.Б. Самоучитель по развитию памяти. (Техника скоростного запоминания). - М.: Международное агентство “A. D. & T”. 2009. - 296 с.
31. Норман Д.А. Память и научение / Пер с англ. Под ред. А.В. Симонова. - М: Мир, 2014. - 159с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Российское
педагогическое агентство, 2012. - 374 с.
33. Педагогическая энциклопедия. - Т.3. - М., 2003. - 832 с.
34. Петровский А.В. Общая психология. - М.: Академия, 1997. - 496 с.
35. Психологический словарь. / Под ред. Карпенко А.А. - М: Педагогика, 2001. - 780с.
36. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 448 с.
37. Роговин М.С. Проблемы теории памяти: (Научно-метод. пособие для преподавателей вузов). - М: Высш. шк., 2000. - 183с.
38. Роговин М.С. Философские проблемы теории памяти. - М: Высш.шк. , 1966. - 168 с.
39. Розеб И.М. Что надо знать о памяти. - -3-е изд., доп. Минск: Нар. Асвета, 2013. - 128с.
40. Розов А.И. Память. - М: Знание, 1970. - 61с.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб:Питер, 2000. - 720 с.
42. Рубинштейн С.Л. Память// Психология памяти/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998. - С. 215-233
43. Смирнов А.А. Возрастные и индивидуальные различия памяти. - М.: АПН, 1999. - 221 с.
44. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. - М: Просвещение, 1966. - 423с.
45. Смирнова Е.О. Психология ребенка: От рождения до семи лет: Учеб. для пед. вузов и училищ. - М.: Школа - пресс, 1997. - 383 с.
46. Статистический анализ данных и способы представления
результатов исследования: Учебно-методическое пособие к курсам
«Экспериментальная психология» и «Психодиагностика» / Е.Г. Заверткина, Н.Г. Рукавишникова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000. - 47с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - 8-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 672 с.
48. Ткачева Т.А., Толмачев. Методы сбора, обработки и представления информации в педагогическом исследовании. Пособие для студентов и аспирантов. - Казань: Изд-во КГПИ, 2008. - 88с.
49. Фейнгерберг И.М. Память и обучение. Учеб. пособие. - М: ЦОЛИУВ, 1974. - 29с.
50. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. / Под ред. Ю.Б. Гиппарейонер, В.Я. Романова. - М: МГУ, 1979. - 272с.
51. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М: Педагогика, 1990. - 176 с.
52. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.;
Евразия, 1998; Г. Э. Мюллер // Психология: Биографический
библиографический словарь /Под ред. Н. Шихи, Э. Дж.Чепмана, У. А. Конрой. СПб.: Евразия, 1999. - 532 с.
53. Эббингауз Г. Очерк психологии. - Москва: АСТ-ЛТД, 1998. - 544 с.
54. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ