ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ТЕХНОЛОГИЯ» И ЕЕ
РОЛЬ В СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1. Текущее состояние и перспективы развития обучения технологии в
общеобразовательных учреждениях 6
1.2. Понятие современного урока технологии 14
1.3. Внеурочная деятельность по технологии 20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 29
2.1. Методическая разработка урока по технологии обработки
металлов в 5 классе 29
2.2. Организация производственной экскурсия на Пермский завод
промышленного оборудования 36
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 43
3.1. Описание констатирующего этапа эксперимента 43
3.2. Формирующий этап опытно-поисковой работы 45
3.3. Итоги опытно-поисковой работы 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
С того момента, как произошла первая научно-техническая революция, человечество неутомимо идет вперед по «лестнице» прогресса. С помощью современных достижений в науке и технике, люди могут выполнять сложные технологические задачи с минимальными затратами ресурсов и времени, что позволяет добиваться существенных результатов в короткие сроки. Благодаря этому промышленность и технологии развиваются быстрыми темпами. Одновременно многие отрасти испытывают недостаток в квалифицированных рабочих кадрах именно технологического и технического профиля.
«Наше общество, войдя в третье тысячелетие, столкнулось с ситуацией, когда образование должно подготовить новые поколения людей к жизни в условиях, которые еще полностью не сформированы, и к решению задач, которые однозначно еще не сформулированы» - писал Г. И. Кругликов [15, с. 78]. Новый технологический этап устанавливает приоритет над результатом деятельности, учет ее социальных, экологических, экономических, психологических и других факторов и последствий. Поэтому каждому человеку необходимо уметь комплексно подходить к оценке результатов и выбору способов своей деятельности.
Необходимость формирования технологической культуры у подраста - ющего поколения в настоящее время признаётся во всем мире. Важную роль в этом процессе играет образовательная область «Технология». Тем не менее, в средних общеобразовательных учреждениях предмет «Технология» не получает должного развития, из-за чего школьники мало заинтересованы в его изучении. Выпускники считают не престижными рабочие профессии и технические профессии нижнего звена (мастер, техник и др.). Как следствие, возникает на предприятиях ощущается дефицит специалистов технической направленности.
Для решения этой проблемы существуют способы, которые определяет такую организацию урока технологии, которая могла бы называться современной. Понятие «современный урок», его характерные признаки выделяли ученые-педагоги, как Ю.Б. Зотов, C.F. Манвелов, Ю.А. Конаржев- ский, Н.Е. Шуркова. В их трудах, например [12; 13; 16], определены
средства, приемы и методы, характерные для организации современного урока, в том числе при обучении технологии.
Одним из таких средств являются учебно-познавательные экскурсии на местные предприятия, оснащенные современным оборудованием и на которых применяются современные технологии обработки материалов. Различные проблемы организации производственных экскурсий в учебном процессе исследовали А.П. Мишина, H.F. Шевцова.
Цель исследования - разработка методики организации и проведения производственных экскурсий в соответствии с уроками основной школы по разделу «Конструирование и изготовление изделий из металла» для повышения интереса у обучающихся к дальнейшему изучению предмета «Технология» и к рабочим профессиям технического направления.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс обучения технологии.
Предмет исследования организация изучения основ обработки металла в основной школе в урочное и во внеурочное время.
Гипотеза: если использовать взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников, то есть сочетание уроков технологии на основе современных средств обработки металлов с посещением машиностроительного предприятия, то такая организация обучения будет способствовать повышению интереса обучающихся к изучению темы «Технологии обработки металлов».
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать в научно-методической литературе понятие современного урока, а также возможные проблемы, которые могут возникнуть при организации такого урока.
2. Разработать урок по курсу технологии для 5 класса с применением современных технических средств и программного обеспечения по теме: «Технологии обработки металла».
3. Составить список перспективных производственных экскурсий и выставок изделий из металла Пермского края .
4. Организовать и провести на базе ГКБОУ Пермской школы-интерната опытно-поисковую работу.
Методами данной работы при выполнении поставленных задач являются: теоретический анализ научно-технической, научно-методической и учебной литературы по выбранной теме; практический анализ машиностроительных предприятий; применение логических приемов, мыслительных операций, представленных в изложении данной работы.
В выпускной квалификационной работе специфика выбранной темы и поставленные перед нами цели и задачи обусловили структуру работы: она состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Во введении определены объект, предмет, цели, гипотеза, задачи, и методы исследования. В первой главе проведен анализ литературы по теме роли образовательной области «Технология», в системе школьного образования и систематизированы полученные данные. Во второй главе представлена методика организации современного урока технологии и производственной экскурсии. В третьей главе представлены результаты организации и проведения опытно-поисковой работы. В заключении подведены итоги исследования, обобщение которых стало основой для подтверждения гипотезы.
Выполненное исследование носит теоретико -экспериментальный
характер. На основе проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Изучение психолого-педагогической и методической литературы теме исследования позволило выделить признаки современного урока технологии и значение внеурочной работы при обучении этому предмету.
Сведения из литературы по профессиональному самоопределению показали важную познавательную, воспитательную роль учебных экскурсий. Именно это составляет суть экскурсии как особой формы культурнопросветительной и профориентационной работы.
Полезным было знакомство с методами обучения технологии у опытного преподавателя во время педагогической практики, наблюдать его взаимоотношения с трудными учениками. На базе ГКБОУ Пермской школы- интерната проводились уроки по основам обработки металлов в 5-7 классах (не менее 30), были изучены методические рекомендации по организации изучения обработки металлов в современной школе.
В соответствии с разделом «Технология обработки металлов. Элементы машиноведения» и с учетом возможностей региона (местные предприятия, привлечение родителей-производственников, работающих на них) разработана производственная экскурсия на «ПЗПО».
Проведение экскурсии с учащимися 7-х и 5-х классов Пермской школы интерната показало, что производственные экскурсии в обучении технологии необходимы, так как способствуют закреплению учебного материала по обработке металлов, повышения познавательной активности школьников, мотивации учения (понимание необходимости изучения наук), их профориентационному самоопределению на основе знакомства с реальными условиями деятельности работников предприятия.
Выявлено, что в обучении технологии особое значение для развития учащихся имеют производственные экскурсии, на которых имеется 54
возможность познакомить учащихся с технологическими процессами на предприятии, станочным оборудованием и ручными инструментами на реальном производстве, а также с рабочими техническими специальностями. Использование на уроках технологии с опорой на результаты посещения предприятия современного типа (акцент на технологические и производственные знания) развивает умения наблюдать факты и явления, объяснять их сущность в свете изученных теорий и законов.
Проанализированные данные, полученные после проведённой экскурсии, пробуждают интерес к металлу и увеличение стремления при работе с ним, что доказывает эффективность выбранной методики организации учебно-воспитательного процесса в области «Технология».
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы поставленные задачи были выполнены, цель достигнута, гипотеза подтверждена.
1. Барышникова А.А. Вестник ОГУ №9 (103) / сентябрь, 2009.
2. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. дис. канд. пед. наук - М. Просвещение, 2005. - 521 с.
3. Технология. Технический труд. 7 класс: учебник / Афонин И.В., Блинов В.А., Володин А.А. - М.: Дрофа, 2011. - 192 с.
4. Технический труд. 7 класс: учебник / Афонин И.В., Блинов В.А., Володин А.А. Технология. - М.: Дрофа, 2006. - 192 с.
5. Обучение технологии в современной школе / Байбородов Л.В.,
Серебренников Л.Н., Солдатов В.В., Курицина И.В., Цветков А.В. - М.:
Владос, 2004. - 320 с.
6. Методика обучения технологии 5-9 классы / Бешенков А.К., Бычков А.В., Казакевич В.М., Маркуцкая С.Э. - М.: Дрофа, 2013. - 155 с.
7. Бешенков А.К. Технология. Трудовое обучение: 5-7 класс. - М.: Дрофа, 2013. - 183 с.
8. Занятия по трудовому обучению. 5 класс. Обработка металла, древесины, электротехнические и ремонтные работы / Волошин Г.В., А.А. Воронов и др. - М. Просвещение. 2011. - 188 с.
9. Горбунова Т.В. Особенности педагогических технологий формирования технологической культуры школьников // Современное состояние и перспективы развития технологического образования: Опыт формирования технологической культуры в системе непрерывного, многоуровневого образования (на примере Калужской области) / Калуга: КГПУ им. К.Э.Циолковского. - 2012. - 255 с.
10. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире: Учебное пособие: - М.: Владос-пресс, 2006. - 197 с.
11. Журавлёв В. И. Взаимосвязь педагогической науки и практики. М. : Дрофа, 1984. - 384 с.;
12. Зотов Ю. Б. Организация современного урока - БК-МТГК., 2011. - 34 с.
13. Конаржевский Ю.А. Система. Урок. Анализ. - Псков, 1996. - 122 с.
14. Организация внеурочной деятельности в начальной школе: сборник программ / составители А.П. Мишина, Н.Г. Шевцова / под общ. ред. Н.В. Калининой, В.В. Зарубиной. - Ульяновск: УИПКПРО, 2011. - 119 с.
15. Карачев А. А. Актуальные проблемы технологического образования российских школьников. // Школа и производство, 2011. - 96 с...