Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии (драматерапии)

Работа №94133

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы90
Год сдачи2022
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 7
1.1. Определение основных понятий темы исследования: «суицид», «суицидальные наклонности» 7
1.2. Психологические особенности и нарушения эмоционально-волевой сферы детей подросткового возраста 12
1.3. Обзор методов и методик, направленных на выявление нарушений эмоционально-волевой сферы и суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста 15
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА СПЕЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ 20
2.1. Описание базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика контингента испытуемых 20
2.2. Обоснование выбора психодиагностического инструментария и технологий его применения на констатирующем этапе эксперимента 22
2.3.Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ его результатов 24
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАКЛОННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ (ДРАМАТЕРАПИИ) 40
3.1. Определение понятия арт-терапии. Драматерапия как одно из направлений деятельности специального психолога в профилактике суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста 40
3.2. Обоснование необходимости составления программы и ее содержание 42
3.3. Частичная апробация программы в практической деятельности специального психолога и анализ ее результатов 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 80
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 11 87


Актуальность темы: в 2020 году Россия заняла первое место в Европе по суициду среди подростков. Каждый 12 ребенок в России совершает попытку суицида, всего за год было зафиксировано 20 случаев самоубийства на 100 тысяч подростков [36].
В связи с быстрыми изменениями в современном мире многие подростки не успевают перестроиться и адаптироваться к требованиям со стороны социума. В связи с этим многие из них не могут найти позитивный смысл своей жизни, в частности, из-за разрушения старых ценностей и традиций, навязанных им родителями, а также из-за дискредитации новых ценностей и традиций, которые ещё не стали их собственностью (не интериоризировались). Кроме того у детей подросткового возраста еще не сформирована культура мировоззренческой рефлексии, позволяющая прийти своим неповторимым путем к осознанию уникального смысла собственной жизни.
Необходимо сказать, что в связи с тем, что с подростками мало кто разговаривает про жизнь, про то, как необходимо реагировать на те, или иные изменения в личной жизни и в общественной, подростки чувствуют себя одиноко и «испытывают постоянно скуку». Также многие подростки лишены эмоциональной привязанности и многие из них не всегда понимают эмоции других людей и уж тем более свои.
Подростковый суицид гораздо сложнее, чем, кажется на первый взгляд. В психологии подростковый возраст - это кризис, где ребёнок переходит из детства во взрослую жизнь. Он уже не ребёнок, но ещё не взрослый. У него появляется «чувство взрослости», а новых смыслов, ценностей взрослой жизни, форм взаимодействия во взрослом мире еще нет. Ведущей деятельностью в этом периоде является общение со сверстниками. Быть принятым в своем окружении друзьями и одноклассниками становится гораздо значимее и важнее, чем у взрослого человека. Сложный кризисный период подросткового возраста характеризуется не только внутренними конфликтами самого подростка, но и появлением огромного количества конфликтов с окружающим миром. Попытка войти в новый, взрослый мир связана с проблемами, которые подросток не в силах решить самостоятельно и не в силах объяснить, прежде всего, самому себе, не говоря уже о социальном окружении [49, 51].
Объект исследования: суицидальные наклонности у детей подросткового возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Предмет исследования: драматерапия как способ профилактики суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
Цель исследования: составление и апробация программы профилактики суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы посредством арт-терапии (драматерапии).
Задачи исследования:
1) Подбор и теоретический анализ специальной психологической литературы и других источников по проблеме отклонений эмоционально - волевой сферы и проблеме суицидального поведения у детей подросткового возраста;
2) Обоснование подбора психодиагностического инструментария для выявления суицидальных наклонностей у испытуемых;
3) Составление программы профилактики суицидальных наклонностей у детей подросткового возраста с нарушением эмоционально - волевой сферы посредством арт-терапии (драматерапии);
4) Сравнение результатов констатирующего этапа эксперимента и результатов после частичной апробации программы;
5) Написание рекомендаций в адрес специального психолога по дальнейшей апробации программы.
База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ гимназии № 526 Московского района г. Санкт-Петербурга,
реализующей общеобразовательные программы. В эксперименте приняли участие дети подросткового возраста от 14 до 17 лет.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, включающих параграфы, заключения, списка литературы и источников (51 наименование), приложения. Общий объём работы 88 страниц машинописного текста. Работа иллюстрирована одной таблицей и 20 графическими рисунками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Наша жизнь - это сплошная борьба с окружающим нас миром и с самим собой, стремление показать всем, что мы чего -то стоим, а по итогу это не воспринимают в серьез. Дети подросткового возраста не чувствуют поддержки со стороны взрослых, и тем самым впадают в апатию или же отключают свои эмоции, начинают рационализировать все, что происходит с другими и с ними.
Дети подросткового возраста больше всего подвержены чувствовать социальное отчуждение, им кажется, что весь мир настроен враждебно. Дома заставляют выполнять домашние обязанности, в школе выполнять ненужные задания, тем самым не давая возможности развиться самостоятельно, делать выбор и брать за него ответственность. Дети подросткового возраста не понимают, что такое ответственность только из-за того, что за них решают проблемы взрослые, так как не могут полностью доверять своим детям, тем самым взрослые отталкивают их от себя и подростки убегают в свои субкультурные группы или начинают играть в Онлайн игры.
В работе была составлена профилактическая программа для детей подросткового возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы склонных к суицидальным наклонностям. В данной программе проводилась работа над развитием новых стратегий поведения, развитием эмоционального интеллекта.
В ходе исследования была проанализирована психологическая литература по проблеме суицидального поведения детей подросткового возраста, было дано понятие феномену суицидального поведения детей подросткового возраста.
Также была проведена частичную апробацию профилактической программы и анализ ее эффективности.
В результате можно сказать следующее:
• По тесту на эмоциональный интеллект Холла, можно сказать, что работа с эмоциональной сферой для испытуемого № 4 прошла наиболее успешно. Наблюдается положительный рост в каждом направлении. Также испытуемые №1 и 3 также показали положительную динамику, но в меньшей степени, в сравнении с испытуемым №4.
• По опроснику девиантного поведения также можем наблюдать серьезные изменения. Уровень девиантного поведения у испытуемого №1 из среднего уровня перешел в низкий. Уровень девиантного поведения у испытуемого №4 также сделал качественные изменения и опустился на 4 деления.
По результатам частичной апробации программы можно сказать, что программа может быть реализована полностью и может принести наибольший эффект.
В заключении необходимо сказать, что дети подросткового возраста в нашем времени оторваны от реальности, они не могут дифференцировать эмоции у окружающих их людей [49, 51].



2. Амбрумова, А. Г. Суицид как феномен социально¬психологической дезадаптации личности / А. Г. Амбрумова, В. А. Тихоненко. - М., 1983. - Т. 82. - 28 с.
3. Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум / О. В. Барканова. - Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М., 1968. - 398с.
5. Бондаренко, А. С. Личностные доминанты у лиц с
суицидальными тенденциями :дис. ... канд. Пси. Наук : 19.00.01 /
А. С. Бондаренко. - Красноярск, 2004. - 19с.
6. Вроно, Е.М. Предотвращение самоубийства. Руководство для подростков / Е. М. Вроно. - М.: Академический проект, 2001. - 40 с.
7. Выготский, Л. С. Педология подростка / Л. С. Выготский: Проблема возраста // Собр. Соч. : В 6 т. М., 1984. Т. 3. - 460с.
8. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин; Харвест. - Минск, 1998. - 394 с.
9. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций/ Ю. Б. Гиппенрейтер. - М. : Издательство «АСТ», 2018. - 352 с.
10. Григорович, Л. А. Педагогика и психология / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская; Гардарики. - М., 2004. - 480 с.
11. Гончарова, Е. Л. Специальная психология // Альманах Института
коррекционной педагогики. - 2002. - №5. -
URL: й11рз://а11бе£.ги/ги/аг11с1ез/а1тапай-5/зрес1а1па1а-рз1йо1од11а(Дата обращения: 03.03.2020)
12. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология [Электронный ресурс] / сост. О. Б. Дарвиш. - URL :https://psyera.ru/4761/podrostkovyy-vozrast(дата обращения 10.02.2020)
13. Драгунова, Т. В. Подросток / Т. В. Драгунова.- М., 1973. - 350с.
14. Драматерапия, как направление арт-терапии [Электронный ресурс] / URL:https://or-sun.ru/dramaterapiya-kak-napravlenie-art-terapii/(дата обращения 03.11.2021)
15. Дюркгейм, Э. Самоубийство / Э. Дюркгейм ; пер. с фр. С сокр. ; под ред. В. А. Базарова. - М. : Мысль, 1994. - 399с.
16. Кагермазова, Л. Ц. Возрастная психология: психология развития / Л. Ц. Кагермазова ; ДПО КБГУ. - Кабардино-Балкария, 2005. - 276с.
17. Камю, А. Посторонний. Миф о Сизифе. Калигула : [сборник: пер. с фр.] / Альбер Камю. - Москва: АСТ, 2015. - 381 с.
18. Карабанова, О. А. Возрастная психология. Конспект лекций / О. А. Карабанова. - М. :Айрисс-пресс, 2005. - 238 с.
19. Каршибаева, Г. А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте / Г. А. Каршибаева. // Молодой ученый. - 2015. - №7. - С. 663-665.
20. Кле, М. Психология подростка/ М. Кле ; сост. Ю. И. Фролов. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. - 140 с.
21. Кондрашенко, В. Т. Девиантное поведение у подростков / В. Т. Кондрашенко. - Минск: Издательство «АТ», 2002. - 204 с.
22. Кони, А. Ф. Самоубийство в законе и жизни / А. Ф. Кони. - М., 1923. - С. 8.
23. Кузнецова, Л. Проблемы специальной психологии / Л. Кузнецова // Школьный психолог. - 1999. - № 45. - 17 с.
24. Личко, А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. - СПб. : Речь, 2013. - 256 с.
25. Митчелл, Д. Облачный атлас / Д. Митчелл; пер. с англ. г. Ярополского. - М. : Эксмо, 2013. - 1224 с.
26. Можаева, Е. В поисках психологических факторов риска суицида: смена парадигмы / Е. Можаева // Консультативная психология и психотерапия. - 2018. - №1. - С. 167-174.
27. Мониторинг суицидальных рисков и угроз [Электронный ресурс] URL:http://www.vashpsixolog.ru/(дата обращения 28.11.2020)
28. Нечипоренко, В. В. Суицидология: вопросы клиники,
диагностики и профилактики/ В. В. Нечипоренко, В. К. Шамрей. - СПб. : ВмедА, 2007. - 528 с.
29. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. - М. : Издательство «Юрайт», 2013. - 460 с.
30. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов/
К. Н. Поливанова. - М. : Академия, 2000.
31. Попов, Ю. В. Особенности суицидального поведения у подростков / Ю. В. Попов, А. А. Пичиков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 2011. - № 4. - С. 4-8.
32. Постовалова, Л. И. Социологические аспекты суицидального поведения / Л. И. Постовалова. - М. : Московский НИИ психиатрии, - 1983. - 39 с.
33. Профилактика суицида в детской среде. Сборник методических
рекомендаций [Электронный ресурс] / сост. Н. Л. Конькова - Биробиджан : ОблИПКПР, 2012. - 52с. - URL
: http://centerlado.ru/uploadedF iles/files/biblioteka/ suicid/1 Profilaktika suicida vdetskoi srede.pdf(дата обращения: 15.12.2018).
34. Психологические аспекты детского суицида: технологии
профилактики [Электронный ресурс] / Сост. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева, Е. Г. Артамонова. - М. : АНО ЩНПРОЦ, 2013. - 99 с. - URL :http://www.kstovo-adm.ru/social sphere/education/vospitanie-dopolnitelnoe-obrazovanie/profLlaktika-suitsidalnogo-povedeniya-detey-ipodrostkov/Dokument/sbornik profilaktiki.pdf(дата обращения: 15.12.2018).
35. Психологические тесты онлайн [Электронный ресурс] / URL : https://psytests.org/(дата обращения 12.03.2020).
36. Роспотребнадзор: Россия занимает 1-е место в Европе по
самоубийствам подростков [Электронный ресурс] /
URL:https://www.newkaliningrad.ru/news/community/1866635-rospotrebnadzor-rossiya-zanimaet-1e-mesto-v-evrope-po-samoubiystvam-podrostkov.html(дата обращения 15.09.2021).
37. Савина, Е. А. Введение в психологию. Курс лекций / Е. А. Савина; главный редактор А. П. Олейникова. - М. : Прометей МПГУ,1998.— 252 с.
38. Сайт образовательной организации [Электронный ресурс] / URL: http://s526.spb.ru/(дата обращения 03.03.2020).
39. Синягин, Ю. В. Детский суицид: психологический взгляд /
Ю. В. Синягин, Н. Ю. Синягина - СПб. : КАРО, 2006. - 176 с.
40. Суринов, А. Е. Россия в цифрах / А. Е. Суринов, Э. Ф. Баранов, Н. С. Бугакова. - M., 2014. - 558 с.
41. Сусанина, И. В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. / И. В. Сусанина.- М. : «Коги-то-Центр», 2007 — 95 с
42. Суходолов, А. П. Освещение суицидальной тематики в средствах массовой информации в свете правовых ограничений и социальной значимости проблемы / А. П.Суходолов, А. М. Бычкова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2016. - Т. 5, № 4. - С. 588-606.
43. Тест девиантного поведения детей [Электронный ресурс] / URL: https://testometrika.com/for-children/test-on-the-tendency-of-adolescents-to-violation-of-norms-and-rules/(дата обращения 14.03.2020).
44. Чумаков, М. В. Некоторые подходы к изучению эмоционально-волевой сферы личности / М. В. Чумаков. - Курган, 2012.— 6с.
45. Фрейд, З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., «Алетейя», 1998.
46. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм; пер. с англ. А. В. Александровой. - М. : Изд. «АСТ», 2018. - 288 с.
47. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э. Фромм; пер. с нем. Э. Телятниковой. - М. : АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007 - 621с.
48. Фурманов, И. А. Психологические основы поведения /
И. А. Фурманов. - Санкт-Петербург : Речь, 2002. - 91 с.
49. Хломов, К. Подросток в современном обществе [Электронный ресурс] / К. Хломов. - М., 2017. - URL:http://psychologyjornal.ru/podrostok-v-sovremennom-obshchestve/(дата обращения: 15.12.2018).
50. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989.
51. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис /
Э. Эриксон.- М., 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ