Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Профилактика суицидального поведения у российских и узбекских подростков (Российский Университет Дружбы Народов)

Работа №121617

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы98
Год сдачи2023
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
53
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 179».
Выборка: 143 ученика 5-9-х классов.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СУИЦИДА И СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 9
1.1 Характеристика феномена суицида в историческом аспекте 9
1.2 Существующие концепции формирования суицидов 13
1.3 Подростковый возраст и причины самоубийств в подростковом возраст 22
Выводы по первой главе 32
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 34
2.1 Обзор диагностических методик 34
2.2 Выявление детей с суицидальными наклонностями 38
2.3 Анализ проведенных диагностических исследований 40
2.4 Коррекционная программа 45
2.5 Оценка эффективности коррекционной программы 56
Выводы по второй главе 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 88
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 93


Актуальность темы исследования. Тема смерти пронизывает всю нашу жизнь и становится более актуальной с возрастом. Вопрос о суицидальном поведении имеет научно-теоретическое значение, поскольку в последние несколько десятилетий число самоубийств увеличивается. Самоубийство затрагивает не только жизнь взрослых, но и молодых людей и детей. Современный человек часто не в состоянии найти положительный смысл в собственной жизни, так как разрушение старых ценностей и традиций, дискредитация новых ценностей и традиций, отсутствие культуры идеологической рефлексии позволяют ему обрести уникальный смысл своим уникальным образом.
Наиболее чувствительным к этому изменению является подростковый возраст, который происходит под знаком биопсихосоциальной эволюции. В этот короткий промежуток времени, по данным астрономического времени, подросток прошёл хороший путь в своём развитии: через внешние неудачи и восхождение он обрел сексапильность. Этот возраст представляет собой особенно концентрированный период конфликта, часто приводящий к поведенческим отклонениям, включая суицид.
По данным ВОЗ, за последние 45 лет число суицидов возросло на 60 процентов, и сегодня в результате суицидов ежегодно умирает почти 1 миллион человек. Статистика показывает, что общее число суицидов составляет 16 человек на 100 000 населения во всем мире, причем суициды занимают десятое место среди основных причин смерти в мире и одну из трех основных причин смерти в возрастной группе от 15 до 44 лет. Если к этим показателям добавить количество покушений на самоубийство, масштаб проблемы станет еще более значительным, так как число покушений на самоубийство в 20 раз больше, чем число завершенных суицида.
По данным Росстата, частота суицидов среди молодежи за последние два десятилетия удвоилась, причем на долю детей и подростков, совершающих самоубийства, приходится 16 процентов всех смертей от неестественных причин. За последние пять лет 14 157 несовершеннолетних покончили с собой и примерно 2 800 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет умирают каждый год (эти случаи не учитывают количество покушений на самоубийство). Суицид - вторая причина смерти среди молодых людей в возрасте от 15 до 18 лет (после аварии). Суицидальные мысли возникают у 30 процентов людей в возрасте от 14 до 24 лет, и, по мнению исследователей, самоубийства будут расти быстрее в течение следующих 10 лет, особенно среди подростков в возрасте от 10 до 14 лет.
В Узбекистане отмечается высокий уровень самоубийств и самоповреждений среди молодежи в странах Центральной Азии. Как показывают международные исследования взаимосвязи между самоубийствами и проблемами психического здоровья, это говорит о высокой распространенности проблем психического здоровья среди молодежи. В 2020 году показатель самоповреждений и смертности от самоубийств среди детей в возрасте 10-19 лет составил 19,6 на 100 000 населения, он постоянно увеличивается из года в год и почти удвоился с 2008 года. Наибольший рост наблюдается в возрастной группе 15-19 лет. На долю мальчиков в возрастной группе 15-19 лет приходится около 74% всех случаев самоповреждений и смертности от самоубийств среди мужчин в возрастной группе 10-19 лет. На долю девочек в возрастной группе 15-19 лет приходится около 80% смертности от самоповреждений и самоубийств среди девочек в возрастной группе 10-19 лет.
Проблема исследования: В вопросах профилактики суицидального поведения подростков накопился определенный пласт научных разработок, однако, к сожалению, на государственном уровне пока нет единых концептуальных подходов к проблеме суицидального поведения и его профилактики. Не существует единой лицензионной программы по профилактике суицида среди подростков, которая распространялась бы не только на центры социальной реабилитации несовершеннолетних, но и на всю систему образования и здравоохранения. Кроме того, высокий уровень суицидальности среди подростков в мире и в Российской Федерации, в частности, свидетельствует о недостаточности профилактических мер в этой области.
Степень изученности темы: по рассматриваемой теме в открытом доступе имеется множество эмпирических исследований по вопросам суицидального поведения подростков в отдельных школах, либо в стране в целом.
Актуальность данного исследования заключается в сравнении с суицидального поведения российских и узбекских школьников.
Объект исследования: российские и узбекские подростки в возрасте 11-15 лет с проявлением суицидального поведения.
Предмет исследования: Суицидальное поведение подростков.
Цель: Рассмотреть теоретические основы проблемы суицида и суицидального поведения российские и узбекских подростков и осуществить диагностику детей с суицидальными наклонностями.
Гипотеза: Склонность к суицидным реакциям в подростковом возрасте находится в прямой зависимости с уровнем тревожности, уровнем депрессии и обратной зависимости с уровнем нервно-психической устойчивости, т.е. чем выше склонность к суицидным реакциям, тем выше уровень тревожности, уровень депрессии и ниже уровень нервно-психической устойчивости.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой решалось ряд задач:
- дать характеристику феномену суицида в историческом аспекте;
- охарактеризовать существующие концепции формирования суицидов;
- выявить причины самоубийств в подростковом возрасте;
- осуществить диагностику детей с суицидальными наклонностями.
- разработать коррекционную программу.
- оценить эффективность коррекционной программы.
Методология исследования: Положения и выводы ученых, исследующих заявленную проблему (А.Г. Абраумов, Г.И. Гордон, И. П. Павлов, П.Г. Розганов, Э. Берн, Э. Дюркгейм, М Фарбер, К. Хорни, Э. Шнейдман, Жан-Этьен-Доменик Эскироль и др.); концепции формирования суицидов; системный и целостный подходы.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме; методы наблюдения, анкетирования, методы математической статистики, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Для подтверждения гипотезы мы использовали следующие диагностические методики:
тест-опросник Спилбергера-Ханина, шкала самооценки депрессии Цунга, методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».
• Тест-опросник Спилбергера-Ханина;
• Опрос по методике «Оценка склонности к суицидным реакциям»,
• Шкала самооценки депрессии Цунга;
• Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».
Теоретическая значимость: Расширена характеристика феномена суицида; выявлены причины суицидальных наклонностей.
Практическая значимость: Расширенная характеристика феномена суицида и выявленные причины суицидальных наклонностей помогут родителям и специалистам на более ранних этапах выявлять симптомы нейро-психических нарушений у детей, более эффективно купировать их тревожность и депрессивные расстройства.
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 179». Респондентами исследования стали 143 ученика 5-9-х классов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Проводя исследования с учащимися 5-9 классов, были выявлены актуальные для подросткового возраста темы, которые могут способствовать суициду, а также дети, проявляющие склонность к добровольному уходу из жизни. Этим детям было уделено индивидуальное внимание, что улучшило наше понимание подростковых переживаний.
2. Лица с большей склонностью к суицидальным реакциям, как правило, демонстрируют более высокий уровень тревоги и депрессии, а также более низкий уровень нейропсихологической устойчивости.
3. Чтобы свести к минимуму необходимость работы психологов с лицами, совершившими попытку самоубийства, следует принимать превентивные меры с помощью программ, направленных на реабилитацию и реадаптацию групп, подверженных риску развития суицидальных тенденций. Такие программы направлены на развитие общения, взаимопонимания, новых социальных связей и навыков преодоления стрессовых ситуаций.
Научная новизна исследования:
1. Конкретизировано научное представление о сущности феномена суицидального риска; суицидальный риск – это степень вероятности возникновения суицидальных переживаний, мыслей и намерений осуществления суицидальных действий у подростков в ситуации кризиса; развитие суицидального риска представляет собой динамичный процесс, вызванный системой причин и мотивов, которые необходимо различать как возможные предикторы суицидальных намерений у школьников.
2. Выявлена взаимосвязь между высоким уровнем суицидального риска и высоким чувством безнадежности, доминированием деструктивных мыслей и неадаптивными моделями поведения у школьников-подростков: чем сильнее чувство безнадежности, тем выше риск совершения самоубийства; преобладание деструктивных мыслей и неадаптивных копинг-стратегий (импульсивных, агрессивных и манипулятивных действий) в момент осознания кризисной ситуации способствуют повышению вероятности суицидального риска.
3. Разработана коррекционная программа для профилактики суицмдального поведения подростков, которая подходит как для российский, так и узбекских школьников с учетом разного менталитета.
Структура магистерской диссертации работы: Введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Суицид - одна из острейших и древнейших проблем, характеризующаяся многоаспектностью и сложным взаимодействием внешних и внутренних аспектов поведения человека.
2. Стержневой основой формирования суицидального поведения человека выступает наследственность.
3. Ученые сходятся во мнении, что проявления суицидального поведения выражаются в следующем:
– Антивитальное воображение. Индивидуум считает, что нет способов решения создавшейся кризисной ситуации; самоубийство – единственный способ решения проблемы;
- Пассивная суицидальная идея. Подростка преследует идея о смерти. Однако по ряду причин отношение к кризису может поменяться и нивелировать указанную идею;
- Суицидальное намерение. У подростка созрел план самоубийства и даже детали его совершения;
– Суицидальная цель. Подростком уже принято решение о совершении суицида, обозначены время и способ его реализации.
4. Среди наиболее частых причин самоубийств подростков являются:
• Проблемы в семье (отсутствие поддержки, взаимопонимания);
• Проблемы с учебой;
• Проблемы в школе (травля одноклассников, конфликты с учителем/учителями и др.);
• Длительная изоляция (неприятие в группе сверстников, отсутствие друзей и пр.);
• Перенесенное насилие (физическое, эмоциональное, сексуальное);
• Чувство одиночества, бесполезности, вины;
• Желание продемонстрировать свою «взрослость»;
• Стремление обрести популярность среди ровесников и др.
4. На развитие суицидальных действий влияют многие факторы: индивидуальные психологические особенности человека, окружающая среда, время года, употребление психоактивных веществ и др.
5. Лица, пытающие покончить с собой, имеют суицидальные черты: повышенная тревожность, депрессия, постоянно возрастающий уровень нейропсихологической стабильности и агрессивности.
6. Если риск суицидального поведения высок, то самым важным результатом личного консультирования или психотерапии для человека является понимание и ощущение, что он слышен и что он не один.
Для диагностики использовались следующие методики: опрос по методике «Оценка склонности к суицидным реакциям», тест-опросник Спилбергера-Ханина, шкала самооценки депрессии Цунга, методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».
2. Проводя исследования с учащимися 5-9 классов, были выявлены актуальные для подросткового возраста темы, которые могут способствовать суициду, а также дети, проявляющие склонность к добровольному уходу из жизни. Этим детям было уделено индивидуальное внимание, что улучшило наше понимание подростковых переживаний.
3. Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу: лица с большей склонностью к суицидальным реакциям, как правило, демонстрируют более высокий уровень тревоги и депрессии, а также более низкий уровень нейропсихологической устойчивости.
4. Большинство обследованных подростков демонстрировали ситуативную тревожность от среднего до очень высокого уровня (8 человек, 88,8%), личностную тревожность у всех 9 человек (100%) от среднего до очень высокого уровня, а депрессию от легкой до истинной формы у 8 человек (88,8%) по шкале самооценки. Нейропсихологическая устойчивость была низкой у 7 человек (77,7%).
5. Корреляция между двумя переменными является отрицательной ("-"), что указывает на то, что при увеличении одной переменной другая переменная уменьшается, и наоборот. Например, если кто-то имеет высокую склонность к суицидальным реакциям, его уровень нейропсихологической устойчивости, скорее всего, будет низким, а если кто-то имеет низкую склонность к суицидальным реакциям, его уровень нейропсихологической устойчивости, скорее всего, будет высоким.
6. В современном обществе самоубийство не считается героическим или искупительным поступком. Напротив, он обычно рассматривается как отчаянный или безнадежный поступок, вызванный болезнью. Люди, которые пытаются совершить самоубийство или завершают его, часто воспринимаются как нуждающиеся в помощи профессионалов, особенно психологов. Со временем психологи разработали различные подходы и методы работы с людьми с суицидальным поведением, включая антропологический, психоаналитический, психопатологический и социально-психологический подходы. Эти психологические объяснения часто дополняются социологическими и культурными перспективами.
7. Очевидно, что самоубийство, как и любой другой поступок, имеет свои глубинные причины. Однако эти причины не всегда очевидны для окружающих человека, который задумывается о самоубийстве. На способ, который человек использует, чтобы покончить с жизнью, влияют различные факторы, включая его культуру, личность и обстоятельства.
8. Существует множество факторов, способствующих возникновению суицидального поведения, и часто неясно, какой из них играет наиболее важную роль. Эти факторы, известные как суицидогенные факторы, могут быть психологическими, экологическими, экономическими, социальными или культурными.
9. Люди, проявляющие суицидальные наклонности, обладают определенными чертами характера, которые проявляются в соответствующих ситуациях. Поэтому психологи, специализирующиеся в различных областях, разработали методы диагностики, позволяющие выявлять кризисы на ранней стадии и оказывать необходимую психотерапевтическую или консультативную помощь индивидуально или в группах. Тревога, депрессия, фрустрация, нейропсихологическая устойчивость и агрессия - диагностические показатели, значимо связанные с повышенной вероятностью суицидального поведения.
10. При высоком риске суицидального поведения рекомендуется пройти индивидуальное психологическое консультирование или психотерапию, где главная цель - чтобы человек почувствовал понимание и поддержку.
11. Чтобы свести к минимуму необходимость работы психологов с лицами, совершившими попытку самоубийства, следует принимать превентивные меры с помощью программ, направленных на реабилитацию и реадаптацию групп, подверженных риску развития суицидальных тенденций. Такие программы направлены на развитие общения, взаимопонимания, новых социальных связей и навыков преодоления стрессовых ситуаций.
12. По мере увеличения числа психологов и совершенствования технологий работы с людьми проблема суицидального поведения становится все более решаемой.



1. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: Учебное пособие / Т.П. Авдулова. - М.: Academia, 2015. - 288 c.
2. Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения: Методич. рекоменд. М., 1980.
3. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. М.: Русайнс, 2018. 256 c.
4. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2018. 368 c.
5. Барсукова, О.В. Психология личности: определения, схемы, таблицы / О.В. Барсукова, Т.В. Павлова, Ю.А. Тушнова. - Рн/Д: Феникс, 2019. 240 c.
6. Белинская, Е.П. Социальная психология личности: Учебное пособие / Е.П. Белинская. - М.: Академия, 2015. 304 c.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2018. 320 c.
8. Васильева О.С. Осознание смысла жизни как средство профилактики 1. суицидального поведения подростков// Журн. практ. психолога. 2011. № 10/11. C. 103-107.
9. Василькова, Т.А. Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.А. Василькова. М.: ИЦ Академия, 2015. 208 c.
10. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Academia, 2015. 205 c.
11. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста (для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 176 c.
12. Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционнореабилитационной работы. 1998, №2. С. 36-43.
13. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов . М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. 724 c.
14. Вроно Е.М. Особенности суицидального поведения детей и подростков и меры его профилактики // Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии: Сб. науч. Трудов. М.: Москивский НИИ психиатрии, 1984. С. 135-142.
15. Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М.: Апрель пресс: ЭксмоПресс, 2000. 1008 с.
16. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: Учебное пособие / О.О. Гонина. - М.: Флинта, 2016. - 272 c.
17. Глуханюк, Н.С. Общая психология: Учебное пособие / Н.С. Глуханюк. - М.: Академия, 2017. - 272 c.
18. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. М.: Юнити-Дана, 2013. 559 c.
19. Григоренко Е.А. Проблема суицидального поведения подростков // SCIENTIFIC REVIEW • MEDIСАl SCIENCES. 2016. № 5. С. 40-46.
20. Духновский, С.В. Психология личности и деятел. педагога: Учебное пособие / С.В. Духновский. М.: Риор, 2016. 608 c.
21. Дмитриева Н.В., Короленко Ц.П., Левина Л.В. Психологические особенности личности суицидальных подростков // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1-1 (61). С. 127-134.
22. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
23. Ерчак, Н.Т. Общая психология. Тестовые задания / Н.Т. Ерчак. - Минск: Новое знание, 2005. - 272 c.
24. Зверева, Н.В. Патопсихология детского и юношеского возраста: Учебное пособие / Н.В. Зверева. - М.: Академия, 2009. - 432 c.
25. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
26. Каршибаева, Г. А. Факторы суицидального поведения, влияющие на формирование подросткового поведения / Г. А. Каршибаева, В. М. Маджидова, О. Э. Эшмуратов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 49 (235). — С. 235-237. — URL: https://moluch.ru/archive/235/54457/ (дата обращения: 23.04.2022).
27. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социальнопсихологический и психиатрический аспекты. Минск: Беларусь, 1988.
28. Кондрашенко В.Т. Суицидальное поведение// Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельчено. Минск: Харвест, 2012. 480 с.
29. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c.
30. Корнетов А.Н. Суицидальное поведение в подростково-юношеском возрасте// Социальная и клиническая психиатрия. 2013. - Т.9. № 2. С.75-90.
31. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. М.: Проспект, 2019. 400 c.
32. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.Ю. Кулагина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 291 c.
33. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
34. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983.
35. Михайлина, М.Ю. Психологическая помощь подросткам в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги: / М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. Волгоград: Учитель, 2019.
36. Маллаев, Д.М. Гендерная тифлопсихология дошкольного и младшего школьного возраста: Монография / Д.М. Маллаев, П.О. Омарова, Д.П. Гаджиева. - СПб.: Речь, 2013. - 128 c.
37. Макарова, И.В. Общая психология: Учебное пособие для СПО / И.В. Макарова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 182 c.
38. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.
39. Марцинковская, Т.Д. Общая и экспериментальная психология: Учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2014. - 272 c.
40. Мищенко, Л.В. Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека (том 2. период подросткового и раннего юношеского возраста) / Л.В. Мищенко. - М.: КноРус, 2018. - 496 c.
41. Молчанов, С.В. Психология подросткового и юношеского возраста: Учебник для академического бакалавриата / С.В. Молчанов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 351 c.
42. Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. М.: Юрайт, 2012. 739 c.
43. Недбаева, С.В. Современный педагог: общая психология / С.В. Недбаева, А.В. Качалова, И.А. Таслова. - М.: Русайнс, 2013. - 320 c.
44. Немов, Р.С. Общая психология в 3 т. том 2 в 4 кн.. книга 1. ощущения и восприятие: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 302 c.
45. Нуркова, В.В. Общая психология: Учебник / В.В. Нуркова, Н.Б. Березанская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 524 c.
46. Павелко, Н.Н. Психология и педагогика (для бакалавров) / Н.Н. Павелко, С.О. Павлов. М.: КноРус, 2019. 48 c.
47. Погодин И.А. Суицидальное поведение: психологические аспекты: учеб. пособие. М.: Флинта: МПСИ, 2018. 356 с.
48. Попова Ю.Н., Трунова В.М. Проблема суицида в наши дни // Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы. 2015. № 6. С. 44-47.
49. Попов Ю.В., Пичиков А.А. Особенности суицидального поведения у подростков (обзор литературы) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. 2011. № 4. С. 4-8.
50. Профилактика суицидального поведения среди детей, подростков и юношества (для родителей, педагогов). Методические рекомендации/ Сост. Тарасова Н.Н. Петрозаводск: ГОУ РК «Центр диагностики и консультирования», 2011. 18 с.
51. Пикулева, О.А. Психология самопрезентации личности: Монография / О.А. Пикулева. М.: Инфра-М, 2017. 400 c.
52. Психологическая помощь в кризисных ситуациях, В.Г. Ромек, В.А. Конторович, Е.И. Крукович, СПб.: Речь, 2014.
53. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин. - СПб.: Питер, 2018. - 380 c.
54. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик.. - М.: Форум, 2013. - 304 c.
55. Резепов, И.Ш. Шпаргалки: общая психология / И.Ш. Резепов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
56. Рогов, Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2007. - 447 c.
57. Самоубийства, российская социологическая энциклопедия, Гилинский Я. И., под ред. Г. В. Осипова, М., Норма-ИНФРА, 1999.
58. Старшенбаум Г.В. Психотерапия острого горя// Социальная и клиническая психиатрии. 1994. № 3. С. 73-77.
59. Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. Рн/Д: Феникс, 2017. 396 c.
60. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. 288 c.
61. Утлик, Э.П. Психология личности: Учебник / Э.П. Утлик. М.: Академия, 2018. 448 c.
62. Урунтаева, Г.А. Психология дошкольного возраста: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А. Урунтаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 272 c.
63. Фаликман, М.В. Общая психология: В 7 т.Т. 4: Учебник / М.В. Фаликман. - М.: Академия, 2008. - 240 c.
64. Човдырова, Г.С. Клиническая психология. Общая часть: Учебное пособие / Г.С. Човдырова, Т.С. Клименко. - М.: Юнити, 2010. - 247 c.
65. Шадриков, В.Д. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.Д. Шадриков, В.А. Мазилов. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 411 c.
66. Шамхалова, С.Ш. Счастливый билет. Общая психология. Сдаем без проблем / С.Ш. Шамхалова. - М.: Приор, 2007. - 80 c.
67. Шнейдман Э. Десять общих черт самоубийств // Суицидология: прошлое и настоящее: проблема самоубийства в трудах филисофов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. М: Когито-Центр, 2011. С. 353-359.
68. Штейнмец, А.Э. Общая психология: Учебное пособие / А.Э. Штейнмец. - М.: Академия, 2018. - 496 c.
69. Шпрангер Э. Формы жизни: Гуманитарная психология и этика личности / Пер. А.К. Судакова. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. 400 с.
70. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста / В. Штерн // История зарубежной психологии конца XIX – начала XX века: хрестоматия / под ред. З. С. Миньковой. Москва: Флинта: МПСИ, 2009. С. 80–87.
71. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. Москва : Академия, 2011. 384 с.
72. Alberdi-Paramoa, I., Saiz-Gonzaleza, M.D., Diaz-Marsa, M., Carrasco-Perera, J.L. (2020). Bullying and Childhood Trauma Events as Predictive Factors of Suicidal Behavior in Borderline Personality Disorder: Preliminary Findings. Psychiatry Research, 285, 1-4. DOI: 10.1016/j.psychres.2019.112730.
73. Etiopathogenesis of Suicide: A Conceptual Analysis of Risk and Prevention Within a Comprehensive, Deterministic Model [Электронный ресурс] / frontiersin.org – Режим доступа: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2019.02087/full (дата обращения: 03.12.2021).
74. Pantyukhina G.A., To the problem of investigation of criminal cases related to suicidal actions of minors using social media. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatelnaya mysl’ = Historical and Social Educational Idea. 2017. Vol . 9. no.2. Part. 2. Pp.186-193
75. Paula R. Backscheider, Catherine Ingrassia (2008). A Companion to the Eighteenth-Century English Novel and Culture. John Wiley & Sons. p. 530. ISBN 9781405154505.
76. Bányai, F., Zsila, Á., Király, O., Maraz, A., Elekes, Z., Griffiths, M.D., Schou Andreassen, C., Demetrovics, Z. (2017). Problematic Social Media Use: Results from a Large-Scale Nationally Representative Adolescent Sample. PLoS ONE, 12, 1, 1-13. DOI: 10.1371/journal. pone.0169839.
77. Watt, Jeffrey Rodgers (2004) From Sin to Insanity: Suicide in Early Modern Europe Cornell University Press
78. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – Демография. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 01.12.2021).
79. Гонохова Тамара Алексеевна, Благовская Евгения Васильевна Профилактика суицидального поведения подростков как один из аспектов формирования здорового пути // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-podrostkov-kak-odin-iz-aspektov-formirovaniya-zdorovogo-puti (дата обращения: 24.03.2023).
80. Иванова И. П., Иванова Т. Ю. Профилактика суицидального поведения подростков // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2010. №11-1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-suitsidalnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 24.03.2023).
81. Примышева Е.Н., Макарова Л.А., Макарова И.Е. Причины суицидов у подростков (обзор литературы) // Таврический журнал психиатрии. 2017. №4 (81). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-suitsidov-u-podrostkov-obzor-literatury (дата обращения: 24.03.2023).
82. Селиванова Елена Анатольевна Профилактика суицида у подростков: как уберечь ребенка от игр со смертью // Метеор-Сити. 2017. №3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/profilaktika-suitsida-u-podrostkov-kak-uberech-rebenka-ot-igr-so-smertyu (дата обращения: 24.03.2023).
83. A brief history of suicide [Электронный ресурс] / web.archive.org/- Электрон. дан. – Режим доступа: https://web.archive.org/web/20141221060030/http://www.soars.org.uk/index.php/history-of-suicide/a-brief-history-of-suicide (дата обращения: 01.12.2021).
84. Suicide [Электронный ресурс] / plato.stenford.edu - Электрон. дан. – Режим доступа: https://plato.stanford.edu/entries/suicide/ (дата обращения: 01.12.2021).
85. About Teen Suicide [Электронный ресурс] / kidshealth.org/ -Электрон. дан. - Режим доступа: https://kidshealth.org/en/parents/suicide.html (дата обращения: 01.12.2021).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ