ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Развитие речи детей дошкольного возраста в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи 13
1.3. Характеристика речи детей с общим недоразвитием
речи 17
1.4. Игра как средство коррекционно-развивающей работы в специальной
дошкольной педагогике 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 29
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента ..29
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ИСПОЛЬЗОРВАНИЕМ ИГРОВЫХ СРЕДСТВ 41
3.1. Теоретическое обоснование логопедической работы по коррекции общего
недоразвития речи III уровня у старших дошкольников 41
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматических нарушений у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи III уровня с использованием игоревых средств
(проект) 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. На сегодняшний день все более актуальной становится проблема нарушение речевого развития детей дошкольного возраста. Как отмечают специалисты численность детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в последние годы значительно увеличилась. Общее недоразвитие у детей проявляется как системное недоразвитие речи, в несформированности лексической и грамматической стороне речи. Данные нарушения оказывают негативное воздействие на процесс обучения в образовательных учреждениях начальной школы.
В настоящее время многие ученые занимаются изучением проблемы общего недоразвития детей дошкольного возраста. Главная задача дошкольных образовательных учреждений заключается в развитии и формировании личности, укрепление здоровья, обеспечение социально-психологической реабилитации и адаптации ребенка с помощью специально организованного учебно-воспитательного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей и лечебно-оздоровительной деятельностью [17].
Исследованием особенностей речевого развития детей дошкольного возраста занимались многие психологи и педагоги: Г.А. Каше, Р.Е. Левина, А.Н. Гвоздев, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.
Недоразвитие речевых средств значительно снижает уровень общения дошкольников, что в дальнейшем приводит к психологическим проблемам у ребенка. У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения в произношении звуков, нарушения фонематического восприятия, возникают трудности в лексической и грамматической стороне речи.
Наиболее эффективным средством обучения у детей дошкольного возраста является игра, так как в данном возрасте основным видом деятельности ребенка является игровая деятельность. Использование игр в логопедической работе у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет особое значение. В процессе игровой деятельности у ребенка формируются не только все стороны речевого развития, а также игры способствуют развитию психических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: устная речь старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работа по коррекции общего недоразвития речи III уровня у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых средств.
Ограничение исследования: содержание логопедической работы с использованием игровых средств разработано по направлению коррекции лексико-грамматических нарушений у детей изучаемой категории.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать
содержание логопедической работы по коррекции лексико-грамматических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня с использованием игровых средств.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Провести диагностическое исследование речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать проект игр и упражнений по коррекции лексико-грамматических нарушений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В соответствии с поставленными задачами использовались следующие методы исследования:
- теоретические: анализ, сравнение, эмпирическое обобщение, изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные: констатирующий эксперимент, количественной и качественной обработки диагностического материала.
База исследования: МАДОУ №195 «Маячок» г. Нижний Тагил, в исследовании принимали участие 5 детей из речевой группы, имеющие общее недоразвитие речи III уровня.
Структура выпускной квалифицированной работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.
В настоящее время многие ученые занимаются изучением проблемы общего недоразвития детей дошкольного возраста, данная тема не теряет своей актуальности, так как нарушения речи влияют на дальнейший процесс обучения в образовательных учреждениях. Наиболее эффективным средством обучения у детей дошкольного возраста является игра, так как в данном возрасте основным видом деятельности ребенка является игровая деятельность. Использование игр в логопедической работе у дошкольников с общим недоразвитием речи имеет особое значение. В процессе игровой деятельности у ребенка формируются не только все стороны речевого развития, а также игры способствуют развитию психических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Развитие речи в дошкольном возрасте является важным этапом в жизни ребенка, в данном возрасте дети должны слышать правильную речь, учиться излагать свои мысли с помощью грамматически построенных предложений. Как отмечают специалисты, у детей помимо нарушения в развитии речи происходят значительные нарушения в пространственном восприятии, внимании, памяти, словесно-логическом мышлении, зрительном восприятии.
В логопедии выделяют четыре уровня общего недоразвития речи., каждый из уровней имеет свои характерные особенности. I уровень - характеризуется полным отсутствием речи, или наличии только элементов речи. На II уровне у детей несформированный словарный запас, происходят нарушения в согласованиях. На III уровне имеется развернутая разговорная фраза, а также отсутствуют грубые нарушения в развитии разных сторон речи, тем не менее, можно наблюдать нарушения в оформлении сложных речевых единиц. На IV уровне у детей проявляется специфические трудности в звукопроизношении, выявлено снижение уровня фонематического восприятия, при словообразовании и словоизменении дети допускаю ошибки.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором реализуются задачи корригирующего общения и воспитания. Правильная организация коррекционно-развивающая работа детей с общим недоразвитием речи: тематическое планирование, системная работа, в том числе и осуществление индивидуального и дифференцированного подхода с учетом уровня развития и возможностей детей, обеспечивает качественное усвоение знаний. С помощью дидактических игр у детей на логопедических занятиях формируется плавный темп речи, улучшается его звучность и выразительность, а также совершенствуется звукопроизношение, проводится работа над словообразованием и построением фраз, расширяется и активизируется словарный запас. А также применение дидактических игр на коррекционных занятиях способствуют развитию слухового внимания и фонематического слуха.
Нами было выдвинуто предположение, что разработка специального логопедического проекта с использованием дидактических игр, будет способствовать улучшению развития лексического и грамматического строя речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Диагностическое исследование планировалось провести на базе МАДОУ №195 «Маячок» г. Нижний Тагил, в исследовании принимали участие 5 детей из речевой группы, имеющие общее недоразвитие речи III уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией.
Результаты констатирующего исследования показали, что фактически все дошкольники не смогли правильно выполнить задания, дети не могут образовывать прилагательные, вместо антонима дети изменяли слово добавляя частицу «не», сложно определить профессии по действию.
В связи с этим была разработан перспективный проект лексико-грамматических занятий, направленный на коррекцию лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Проект составлен на I период обучения с сентября по ноябрь, с учетом проведения занятий 3 раза в неделю. В проект вошли лексические темы: «Осень», «Название деревьев», «Огород», «Овощи», «Домашние животные», «Сад», «Фрукты», «Лес», «Грибы», «Ягоды», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Квартира. Мебель».
Таким образом, можно говорить о том, что разработанный перспективный проект лексико-грамматических занятий с использованием дидактических игр улучшить и расширить словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи, будет способствовать расширению словарного запаса, у детей сформируются навыки обобщения предметов по одному признаку.
1. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей / В. М. Акименко. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2018.
2. Андреева, Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3-х ч. Ч.1: Устная связная речь. Лексика пособие для логопеда / Н. Г. Андреева; под ред. Р. И. Лалаевой. - М.: ВЛАДОС, 2019. - 182 с.
3. Асташина, И. В. Логопедические игры и упражнения для детей / И. В. Асташина. - М.: Рипол Классик, Дом. XXI век, 2019.
4. Бахарева, К. С. Игры по развитию обследования речи у детей дошкольного возраста / К. С. Бахарев. - М.: Феникс, 2019.
5. Белякова, Л. И. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с общим недоразвитием речи и нормально развитой речью / Л. И. Белякова // Теория и практика коррекционного обучения с речевыми нарушениями, 2011. - С. 56-59.
6. Блягоз, А. Н. Особенности развития речи учащихся с общим недоразвитием речи / А. Н. Блягоз // Молодой ученый. - 2019. - №3 (12). - С. 141-142.
7. Бочкарева, О. И. Обогащение и активизация словарного запаса. Подготовительная группа / О. И. Бочкарева. - М.: Издательско-торговый дом «Корифей», 2018. - 50 с.
8. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - М.: Владос, 2006. - 145 с.
9. Володина, Л. Г. Домашний логопед / Л. Г. Володина. - М.: Феникс, 2018.
10. Волосовец, Т. В. Преодоление общего недоразвития у дошкольников / Т. В. Волосовец. - М.: Огни, 2016.
11. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
12. Гаркуша, Ю. Ф. Формирование вербальных средств общения у дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша, В. В. Коржевина. - М., 2006.
13. Гаркуша, Ю. Ф. Педагогическое обследование дошкольников / Ю. Ф. Гаркуша. - М.: Просвещение, 2015. - 351 с.
14. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - М., 2007.
15. Голоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебное пособие для бакалавров / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2016.
16. Жукова, Е. В. К вопросу о структуре психического развития детей с задержкой экспрессивной речи /Е. В. Жукова, Э. М. Кафьян // Вестник Мининского университета. - 2016 - №3 (16). - С. 20.
17. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей: учеб.-метод. пособие / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2018.
- 288 с.
18. Жукова, Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2016. - 286 с.
...