Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях в детском саду

Работа №94097

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы141
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
149
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ К
ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ПСЕВДОБУЛЬВАНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Психофизиологическая характеристика процессов чтения 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией 14
1.3. Характеристика готовности дошкольников с псевдобульбарной
дизартрией к обучению чтению 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 29
2.1. Организация и методики логопедического обследования компонентов
готовности к овладению чтением у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 29
2.2. Анализ изучения готовности дошкольников с псевдобульбарной
дизартрией к обучению чтению 34
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 47
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К
ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ 49
3.1. Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы по
подготовке к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 49
3.2. Содержание логопедической работы по подготовки к обучения чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логопедических
занятиях в детском саду 57
3.3. Анализ результатов формирующего эксперимента 64
ВЫВОДЫ ПО 3 ГЛАВЕ 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 118
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 120
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 129

Подготовка к обучению чтению и профилактика нарушений чтения у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями является одним из актуальных направлений логопедической работы в связи с наметившейся тенденцией роста количества детей данной категории в дошкольных образовательных организациях.
Чтение как вид речевой деятельности опирается на наличие интереса к обучению чтению, внутреннюю мотивацию дошкольника и такие умения, как: осознание собственной речи и речи других людей, формирование собственного речевого поведения, развитый фонематический слух. Данные новообразования детей старшего дошкольного возраста способствуют готовности к обучению чтению, однако вызывают специфические трудности становления и усвоения письменной речи детей с псевдобульбарной дизартрией.
На основании данного постулата можно говорить о том, что актуальность обусловлена необходимостью подготовки детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией к обучению чтению в связи с тем, что данная категория может испытывать трудности освоения чтения в период последующего обучения в системе начального общего образования.
Анализируя разработанность темы исследовательской работы, можно говорить о том, что анализ феномена чтения представлен в исследованиях Т. Г. Егорова, Н. И. Жинкина, И. А. Зимней, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурии, Ю. П. Мелентьевой, С. Н. Плотникова, Н. А. Рубакина, Д. В. Эльконина, подготовка к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией представлена в трудах Е. Ф. Архиповой, Г. В. Бабиной, Е. В. Баяновой, Е. Н. Винарской, Т. Г. Егоровой, Р. И. Лалаевой.
Анализ теоретико-методологических источников позволил выявить противоречие между значительной распространенностью детей с псевдобульбарной дизартрией и недостаточной подготовкой к обучению чтению данной категории обучающихся. Выявленные противоречия, степень изученности исследовательской темы позволили сформулировать проблему работы, сущность которой заключается в необходимости разработки программы логопедической работы для подготовки к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в условиях детского сада.
Таким образом, анализ научной литературы по заявленной проблеме, состояние психолого-педагогической, лингвистической и логопедической практики позволили сформулировать цель, предмет и объект исследования, сформулировать задачи исследовательской работы на тему «Подготовка к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией на логопедических занятиях в детском саду».
Цель исследования - разработать содержание логопедической работы по подготовке к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Объект исследования - готовность дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению чтению.
Предмет исследования - процесс подготовки старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией к обучению чтению.
Исходя из вышеизложенного, перед нами были поставлены следующие задачи исследовательской деятельности:
1) изучение современных источников для определения психофизиологических характеристик процесса чтения;
2) анализ психолого-педагогических характеристик детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
3) преставление характеристик готовности к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией;
4) разработка процедуры экспериментального изучения чтения старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, проведение диагностики и анализ результатов;
5) разработка перспективного плана логопедической работы, направленной на подготовку к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией в детском саду.
Методологической основой исследования явились концепции общей и специальной психологии, педагогики, лингвистики и психолингвистики, рассматривающие основные подходы в образовании:
• деятельностный подход, позволяющий исследовать и проектировать образовательный процесс исходя из закономерностей организации деятельности (А. Б. Боровских, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и другие);
• антропологический поход, включающий в себя современные представлений о возрастной периодизации и позволяющий проектировать образовательный процесс исходя из ориентации на закономерности развития в онтогенезе (А. Н. Гвоздев, Т. А. Гридина, П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, С. Н. Цейтлин и другие);
• современные представления о закономерностях развития, структуре и проявлениях нарушений в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста (И. С. Жукова Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. Е. Левина, 3. А. Репина и другие).
Методы исследования: для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, включающий в себя:
1. Методы теоретического исследования - теоретический анализ логопедической, психологической, педагогической, психофизиологической и методической литературы по теме исследования, анализ и синтез полученных результатов. Теоретическую базу исследовательской работы составили Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, энциклопедии и словари, труды отечественных и зарубежных авторов.
2. Методы эмпирического исследования - констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Диагностическая база включила в себя традиционную логопедическую методику с использованием рекомендаций Н. М. Трубниковой (сбор анамнеза, обследование: анатомического состояния артикуляционного аппарата, моторики органов артикуляционного аппарата, двигательных функций артикуляционного аппарата, динамической организации движений артикуляционного аппарата, фонетической стороны речи, состояние просодики, звукового анализа слова, понимания речи, понимания грамматических форм, грамматического строя) и методику З. А. Репиной для обследования анализаторных систем.
База исследования - Муниципальное автономное дошкольное образовательной учреждение детский сад № 17 «Серебряное копытце» г. Карпинск Свердловской области. В исследовании приняло участие 10 воспитанников старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Теоретическая значимость заключается в систематизации и закреплении полученных теоретических знаний, а также их углублении в соответствии с заданной темой выпускной квалификационной работы.
Практическая значимость - разработанный в ходе исследовательской деятельности перспективный план работы, сформированные рекомендации по проведению коррекционной работы могут широко использоваться в подготовке к логопедическим занятиям, в образовательной деятельности системы дошкольного образования.
Структура работы - выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: содержание, введение, основная часть работы, которая включает в себя три главы, состоящие из параграфов и сформулированных выводов, заключение, список источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы становится все больше детей, которые не подготовлены к школьному обучению. Особую актуальность эта проблема принимает по отношению к детям, имеющим нарушения речи, в частности, с дизартрией. При переходе на постоянное школьное обучение дети данной группы сталкиваются со многими трудностями, которые в дальнейшем приводят к разным видам расстройств. Поэтому в структуре подготовки к обучению чтению старших дошкольников с дизартрией необходимо проводить комплексные коррекционно-развивающие мероприятия. Кроме того, подготовка к этому должна начинаться задолго до поступления в школу.
В связи с этим, в рамках данной дипломной работы была изучена научно-методическая литература и обобщены полученные данные специалистов, сделаны выводы, что для удачного овладения процессами чтения очень важно комплексное развитие всех сторон речи
(фонетико-фонематической стороны речи, умение анализировать звуки и слоги в процессе чтения предложения и, конечно же, понимание смысла прочитанного), высших психических функций (памяти, восприятия, внимания), анализаторных систем (зрения, слуха), так как теоретически доказано взаимовлияние и взаимодействие всех выше перечисленных компонентов на процесс овладения чтением старших дошкольников с дизартрией.
В данной работе была поставлена цель, которая представляла собой разработку содержания логопедической работы по подготовке к обучению чтению старших дошкольников с дизартрией.
На основании работ Е. Ф Архиповой, Т. Г. Егоровой А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, А. Р. Лурии, И. Н. Садовниковой и других была изучена психофизиологическая характеристика процессов чтения. Важно, что процесс чтения состоит из четко структурированных звеньев и представляет собой сложную деятельность, включающую в себя и психофизиологические компоненты. Несформированность какой-либо из функций может вызвать различные нарушения в процессе овладения чтением.
На основании анализа психолого-педагогической характеристики дошкольников с дизартрией было также отмечено, что у детей с дизартрией нарушены такие процессы, как: внимание, память, восприятие, а это в свою очередь является причиной школьной неуспеваемости в будущем.
Авторы подчеркивают, что главной задачей в процессе обучения чтению является формирование у дошкольников общей направленности в звуковой системе языка, обучение их звуковому и слоговому анализу слова. Также необходимо формирование таких составляющих, как: сформированность фонематической и фонематической систем, зрительно­пространственных представлений, умение понимать смысл прочитанного текста. Недостаточное развитие одного из этих компонентов может привести к затруднениям как в усвоении речевых звуков, так и к трудностям в целом в овладении чтением.
На основе полученной информации была организована экспериментальная группа детей старшего дошкольного возраста, с целью выявления особенностей неречевых и речевых функций с расчетом на подготовку к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.
Комплексное логопедическое обследование детей с псевдобульбарной дизартрией проводилось в МАДОУ № 17 г. Карпинска Свердловской области. В представленном обследовании принимали участие десять детей с псевдобульбарной дизартрией старшего дошкольного возраста. Логопедическое обследование проводилось по логопедической методике с использованием рекомендаций Н. М. Трубниковой.
Полученные результаты обследования детей позволили выявить структуру речевого дефекта: ОНР III уровня, обусловленное лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
В результате анализа полученных данных после обследования старших дошкольников выяснилось, что необходимые компоненты для подготовки к обучению чтению старших дошкольников сформированы недостаточно. В частности, фонематическое восприятие и фонетический слух, звуковой и слоговой анализ слова, понимание речи и зрительно-пространственное ориентирование, а также выявлены нарушения внимания, памяти.
Все эти составляющие имеют большое значение для процесса подготовки к обучению чтению. Самостоятельно эти процессы не формируются, поэтому необходимо было разработать содержание логопедической работы и провести коррекционно-развивающее воздействие, направленное на подготовку к обучению чтению старших дошкольников с дизартрией с учетом механизма и структуры нарушения у этой категории детей.
В связи с этим, был подобран комплекс мероприятий, направленный на подготовку к обучению чтению старших дошкольников с дизартрией, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. А также принимались во внимание принципы коррекционной работы, соблюдалась поэтапная логопедическая работа.
После проведения коррекционной работы был проведен формирующий эксперимент. Результаты повторного исследования заметно отличались от первоначальных сведений. Была выявлена положительная динамика в формировании нарушенных умений и навыков.
Из этого следует, что логопедическая работа была правильно структурирована и целенаправленна.
Таким образом, поставленные задачи для достижения выполнены, цель, определенная в начале исследования, достигнута, а именно, разработка содержания логопедической работы по подготовке к обучению чтению старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией.


1. Азарова, Л. И. Чтение как социокультурное явление / Л. И. Азарова, Л. М. Курганская // Наука. Искусство. Культура. - 2013. - № 2. - С. 163-168.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. - Москва : ACT ; Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Как помочь ребенку со стертой дизартрией в детском саду / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ ; Астрель, 2016. - С. 58-65.
4. Бабина, Г. В. Практикум по логопедии : дизартрия / Г. В. Бабина ; под ред. Л. И. Белякова, Р. Е. Идес. - Москва : Прометей, 2012. - 120 с.
5. Баянова, Е. В. Готовность к обучению чтению у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Баянова. - URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/ 10995/49083/1/HE in Russia-2017-48.pdf (дата обращения: 05.12.2019).
6. Безруких, М. М. Психофизиологические механизмы формирования навыков письма и чтения и проблемы трудностей в обучении / М. М. Безруких. - URL: https://docplayer.ru/49633224-Ris-1-psihofiziologicheskaya -struktura-processov-pisma-i-chteniya.html (дата обращения: 24.11.2019).
7. Бейтуллаева, Э. А. Особенности осознанного чтения у младших школьников / Э. А. Бейтуллаева // Проблемы современной науки и образования. - 2018. - № 6. - С. 104-107.
8. Васильева, М. В. Особенности формирования технической стороны чтения у учащихся с дизартрией / М. В. Васильева // Специальное образование. - 2017. - №4. - С. 32-42.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. - Москва : ACT ; Астрель, 2006. - 141 с.
10. Грицанов, А. А. Новейший философский словарь / А. А. Грицанов. - Москва : Книжный дом, 2003. - 1280 с.
11. Гудименко, Е. Э. Психологическая структура письма и чтения / Е. Э. Гудименко. - URL: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/75-correctional/ 2161 -2013-01-14-12-48-55.html (дата обращения: 24.11.2019).
12. Домашний логопед. Полный справочник / О. Д. Абрамович, О. Ю. Артапухина, О. П. Астафьева. - Москва : ЭКСМО, 2007. - 370 с.
13. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. -
URL: http://elib.gnpbu.ru/text/egorov psihilogiya-ovladeniya-navykom-chteniya
(дата обращения: 24.11.2019).
14. Ивлева, М. Г. Логопедическая работа по развития смыслового чтения у учащихся с задержкой психического развития / М. Г. Ивлева ; Рос. гос. пед. ун-т. им. А. И. Герцена. - Санкт-Петербург : 2013. - 261 с.
15. Карелина, И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии / И. Б. Карелина // Дефектология. - 2006. - № 16. - 50 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ