Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование моторного праксиса в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией

Работа №96895

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
138
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Роль моторного праксиса в речевом развитии детей 8
1.2. Закономерности развития моторного праксиса у детей в онтогенезе 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 23
1.4. Характеристика моторного праксиса у старших дошкольников с
псевдобульбарной дизартрией 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАН-НОСТИ МОТОРНОГО ПРАКСИСА И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 43
2.1. Организация и методика исследования моторного праксиса у детей
старшего дошкольного возраста 43
2.2. Методика исследования фонетической стороны речи, фонематического
слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста 45
2.3. Анализ результатов исследования общей, мелкой, мимической и
артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста 46
2.4. Анализ результатов исследования фонетической стороны речи,
фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста 52
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОГО ПРАКСИСА В СТРУКТУРЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФОНЕТИКО¬ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТИЕЙ.. ..59
3.1. Теоретическое обоснование и принципы коррекционной работы по
формированию моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 59
3.2. Содержание коррекционной работы по формированию моторного
праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией 61
3.3. Результаты экспериментального обучения детей старшего дошкольного
возраста с псевдобульбарной дизартрией 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87

Актуальность исследования: в логопедии одной из актуальных проблем является повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у дошкольников с клиническим диагнозом псевдобульбарная дизартрия. По данным отечественных исследователей Е. М. Мастюковой, О. Б. Иншаковой в настоящее время количество детей с псевдобульбарной дизартрией, которые испытывают трудности в освоении программ обучения и развития в дошкольных учреждениях, выросло. Эти трудности сказываются на процессе обучения ребенка в школе уже с первых дней. Дошкольники с дизартрией в определенный момент начинают замечать свое отставание от сверстников в различных сферах жизни при осуществлении тех или иных умственных и физических действий, что приводит к затруднениям в общении, особенно с незнакомыми сверстниками и взрослыми.
М. М. Кольцова в исследованиях отмечает значительное влияние произвольной моторики пальцев рук на функционирование речевых зон коры головного мозга и формирование речи ребенка. Вследствие органического поражения центральной нервной системы при псевдобульбарной дизартрии, выраженным дефектом является недоразвитие всей моторной сферы. Возникающие дефекты произношения стойкие и трудно-устранимые. Они могут вызывать недоразвитие вторичных процессов, а именно фонематического слуха и восприятия и лексико-грамматической стороны, которые затрудняют овладение письмом и чтением.
Ранняя коррекция моторных и речевых нарушений не позволят появиться недоразвитию фонематического и лексико-грамматических компонентов речи. В связи свыше изложенным, тема преодоления недоразвития моторного праксиса у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией является актуальной и одной из важнейших в плане подготовки ребенка к обучению в школе.
Анализ специальной научной и методической литературы по проблеме коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией показал недостаточную изученность вопросов, касающихся повышения эффективности коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией. В литературе в основном представлены традиционные приемы по развитию тонких движений рук. Мало уделяется внимания на растяжение и расслабление мышц.
В связи с этим особую актуальность приобретает создание модели организации моторного праксиса, позволяющей повысить эффективность логопедической работы, которая учитывает общие закономерности и особенности развития дошкольников с синдромом последствий цереброорганических нарушений, заинтересовывает ребенка к ручной трудовой деятельности.
Теоретическая значимость исследования выражается в углублении представлений о механизмах нарушения моторной и речевой сфер у детей рассматриваемой категории, обосновании необходимости планомерного и систематического формирования общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики с целью повышения эффективности преодоления речевого недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации методик формирования моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, которые можно успешно применять в практической деятельности учителям -логопедам, педагогам ДОУ и родителям детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - моторный праксис, фонетическая сторона речи, фонематический слух и восприятие, их взаимосвязь и процесс коррекции выявленных моторных нарушений в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - содержание коррекционной работы по формированию моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Гипотеза исследования.
Предполагаем, что активное включение в коррекционный процесс методов и приемов формирования моторного праксиса повысит эффективность коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность работы по формированию моторного праксиса в структуре преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научно-методической литературы по вопросам, связанным с изучением особенностей развития моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, роли моторного праксиса в речевом развитии детей.
2. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение моторной сферы, фонетической стороны речи и фонематического слуха и восприятия у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией, проанализировать результаты и определить влияние недоразвития моторного праксиса на характер недоразвития фонетико-фонематических процессов у детей.
3. Теоретически обосновать содержание работы по формированию моторного праксиса у детей дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией, разработать и провести формирующий этап эксперимента по формированию моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией и проанализировать эффективность проведенной работы.
Методологической основой исследования явились положения:
1. О взаимосвязи моторной сферы ребенка с состоянием речи (Н. А. Бернштейн, А. Н. Гвоздев, М. М. Кольцова).
2. О высших психических функциях (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия).
3. О психофизиологических механизмах формирования
звукопроизношения в норме и патологии (Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, З. А. Репина).
4. О ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский).
5. О коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, Т. И. Лубовский).
В процессе работы предполагается поэтапно применить следующие методы исследования:
1. Теоретические: теоретический анализ научной и научно-методической литературы по общей и специальной педагогике, медицине, нейро¬психологии, психолингвистике, языкознанию и логопедии.
2. Эмпирические: изучение документации, констатирующий,
обучающий и контрольный эксперимент.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование посвящено проблеме преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Анализ специальной научной и методической литературы (Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович и др.) по проблеме коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией, результаты проведенного исследования и практика обучения свидетельствуют о недостаточной изученности вопросов, касающихся повышения эффективности коррекции звукопроизношения.
В связи с этим, особую актуальность приобретает создание модели организации моторного праксиса, позволяющей повысить эффективность логопедической работы, которая учитывает общие закономерности и особенности развития дошкольников с синдромом последствий цереброорганических нарушений, заинтересовывает ребенка к ручной трудовой деятельности.
В первой главе нами представлен анализ изучения: закономерностей и особенностей развития моторного праксиса в онтогенезе у старших дошкольников с псевдобульбарной дизартрией; роли моторного праксиса в речевом развитии детей.
Анализ данных литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Речь - это, во многом, мышечные ощущения, поступающие от органов артикуляции в кору головного мозга.
2. Для усвоения фонетической стороны речи ребенка определяющим является сформированность моторной сферы.
3. Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
4. Степень развития тонких движений пальцев рук напрямую определяет уровень развития ребенка.
Во второй главе нами определены и описаны: цель, задачи и методы исследования, организация и методика проведения констатирующего эксперимента. Он был направлен на изучение: моторной сферы, фонетической стороны речи и фонематического слуха и восприятия у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией. В его задачи так же входило определение влияния недоразвития моторного праксиса на характер недоразвития фонетико-фонематических процессов у детей и анализ полученных данных.
В результате констатирующего эксперимента, который проходил на базе МБДОУ - детский сад №370 г. Екатеринбурга с 20 исследуемыми детьми в возрасте 5 лет с клиническим диагнозом псевдобульбарная дизартрия, был выявлен ряд особенностей моторного праксиса, а именно повышение мышечного тонуса, недоразвитие кинестетических ощущений, наличие синкинезий и гиперкинезов, ограничение объема движений губ, челюсти и языка, быстрая утомляемость движений.
Дети затруднялись формировать и удерживать позы кистей и пальцев рук, медленно переключались при выполнении пальчиковых движений. Исследование показало определенные нарушения восприятия ритма и воспроизведения ритмических структур.
Анализ результатов исследования уровня сформированности моторной сферы у дошкольников показал, что особенно выраженными у них являются нарушения артикуляционной моторики: статики и динамики движений. Наибольшие трудности вызывают произвольные движения языка и воспроизведение одновременных движений.
Исследование выявило полиморфную симптоматику фонетических нарушений у дошкольников и недоразвитие фонематического слуха и восприятия. Невозможность воспроизведения четких артикуляционных поз у детей затрудняет дифференциацию звуков.
Характер нарушения моторного звена, участвующего в овладении звуковой стороной речи определил симптомокомплекс и степень проявления расстройств при данной форме дизартрии.
нарушения речи старших дошкольников псевдобульбарной дизартрией наблюдались и нарушения: просодической стороны (голосоподача, тембр, эмоциональная окраска, дыхание физиологическое и речевое), в использовании мимических средств языка.
Таким образом, экспериментальное изучение состояния моторной сферы и фонетико-фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией на констатирующем этапе подтвердило прямую зависимость между уровнем сформированности фонетико-фонематической стороны речи и моторной системы.
В третьей главе нами представлены: теоретическое обоснование, основные принципы, цель, задачи и этапы коррекционно-развивающей работы, проведен анализ результатов формирующего эксперимента в количественном и качественном аспектах.
Уровень сформированности моторной сферы явился важным фактором в определении дифференцированного подхода в логопедической работе с данной категорией детей.
Принимая во внимание общедидактические и специальные принципы, анализ специальной научной и методической литературы, а так же результаты констатирующего эксперимента, мы внедрили инновационную технологию - биоэнергопластика, которая позволила повысить эффективность логопедической работы по данной теме исследования.
Таким образом, учитывая структуру клинического и речевого дефекта, уровень развития моторной сферы и особенности каждого ребенка, содержание коррекционно-педагогической работы включало в себя:
I блок
1. Нормализация тонуса артикуляционной, мимической, пальцевой и общей мускулатуры (уменьшение степени проявления двигательных дефектов - спастического пареза, синкинезий, гиперкинезов).
2. Формирование кинестетического и кинетического ощущений общих, ручных и артикуляторных движений.
3. Развитие артикуляционного и ручного праксиса.
4. Развитие статико-динамической координации, основанной на синхронных движениях рук и органов артикуляции.
II блок
1. Нормализация просодической системы речи: общего и речевого дыхания, голоса.
2. Формирование правильного произношения звуков.
III блок
1. Формирования функций фонематического слуха.
2. Формирование функций фонематического восприятия.
Все эти направления работы реализовались в различных сочетаниях, а иногда одновременно.
Чтобы выявить эффективность используемой нами педагогической технологии испытуемые были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную (по 10 человек). В экспериментальную группу вошли дети с низким уровнем сформированности моторной сферы и фонетико-фонематической стороны речи.
Основное внимание на подгрупповых и индивидуальных занятиях логопеда занятиях уделялось формированию моторной сферы, воспитанию и закреплению правильного произношения звуков.
Коррекционная работа начиналась с формирования недоразвитых сторон моторной сферы, в большей степени развитию статической и динамической координации ручных движений и двигательной функции органов артикуляции. Особое внимание уделялось пространственной организации двигательного акта. Проводилась работа по развитию голосовой базы речи, а также по формированию функций фонематического слуха и восприятия.
Итогом коррекционной работы был диагностический этап, включающий контрольную диагностику сформированности фонетико-фонематической стороны речи и моторной сферы у дошкольников экспериментальной и контрольной групп.
Анализ данных, полученных в ходе контрольного эксперимента, позволил определить качественные и количественные различия в сформированности фонетико-фонематической стороны речи и моторной сферы у детей контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе мы наблюдали более выраженную положительную динамику, как уровня сформированности фонетико-фонематической стороны речи, так и развития моторного праксиса.
Таким образом, анализ данных контрольного эксперимента, а также сопоставление его результатов с результатами констатирующего эксперимента путем математических расчетов подтверждают выдвинутую гипотезу об эффективности использованной нами педагогической технологии.
Поэтому мы можем говорить о том, что стойкому устранению звукопроизносительных, голосовых нарушений и недоразвития фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией будет способствовать активное включение в коррекционный процесс дифференцированно подобранных методов и приемов формирования моторного праксиса.
На протяжении всего исследования нами были разработаны и опубликованы тексты статей на темы:
1. Статья. «Недоразвитие моторного праксиса у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией».
2. Статья. «Результаты обследования моторной сферы и фонетической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией».
3. Статья. «Формирование моторного праксиса средствами биоэнергопластики у дошкольников с псевдобульбарной дизартрией».



1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей [Текст] / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 195 с.
2. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ : Астрель, 2010. - 577 с.
3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития [Текст] / И. А. Аршавский. - М. : Наука, 1982. - 270 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : АСТ; Владимир : Астрель, 2008. - 319 с.
5. Архипова, Е. Ф. Автоматизация звуков с приемами нейростимуляции. Автоматизация звука [Л] [Текст] : учебно-методическое пособие / Е. Ф. Архипова, И. В. Южанина. - М. : Издательство Секачев, 2018. - 100 с.
6. Бадалян, Л. О. Детская неврология: учебное пособие [Текст] / Л. О. Бадалян. - М. : МЕДпресс-Информ, 2016. - 608 с.
7. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 287 с.
8. Белякова, Л. И. Методика развития речевого дыхания у дошкольников [Текст] / Л. И. Белякова, Н. Н. Гончарова, Т. Г. Шишкова. - М. : Книголюб, 2004. - 56 с.
9. Бернштейн, Н. А. Физиология движений и активности [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Наука, 1990. - 494 с.
10. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. - М. : Медгиз, 1947. - 314 с.
11. Бехтерев, В. М. Избранные произведения [Текст] / В. М. Бехтерев. -
М. : 1954. - 528 с.
12. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А. И. Богомолова. - СПб. : ИЗДАТ-ШКОЛА. ТМ, ТОО Издательство «Библиополис», 1996. - 208 с.
13. Бондаревский, Е. Я. Возрастные особенности развития функций равновесия у детей школьного возраста // Развитие двигательных качеств школьников. [Текст] / Под ред. З. И. Кузнецовой. - М. : Просвещение, 2009. - С. 153 - 177.
14. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О. С. Бот // Дефектология. - 1983. - № 1. - С. 56 - 59.
15. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций [Текст] / Под ред. Будько Т. С., Брестский государственный университет им.
А. С. Пушкина. - Брест : Издательство БрГУ, 2006. - 46 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ