Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНКУЛЬТУРАЦИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Работа №94079

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
82
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ИНКУЛЬТУРАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
1.1. Научные подходы к изучению понятия 8
«инкультурация»
1.2. Инкультурация как компонент развития личности в 13
образовательной среде
1.3. Этнокультурное образование как фактор инкультурации 17
личности в образовательной среде
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИНКУЛЬТУРАЦИИ КАК КОМПОНЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
2.1. Структура и методики эмпирического исследования 24
2.2. Планирование и организация этнокультурной педагогической 28
деятельности по инкультурации личности в образовательной среде
2.3. Анализ результатов эмпирического исследования 39
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 58

Актуальность исследования. Российское общество представляет собой поликультурную среду, состоящую из разнообразных исторически связанных между собой этнических групп и национальных меньшинств. В этой ситуации приоритетом государственной политики в области воспитания и развития личности является формирование новых поколений, обладающих гражданской идентичностью и разделяющих традиционные нравственные ценности.
Выдвижение на первый план цели формирования культурно развитой, активной личности, находит отражение в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации от 29 мая 2015 года: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» - В.В. Путин.
В свою очередь стратегия развития определяет и современный портрет гражданина Российской Федерации, который отражает такие стратегические ориентиры как: социокультурная активность,
заинтересованное познание мира, уважение к своему народу, его культурным и духовным традициям. Данные ориентиры в полной мере отражают суть социокультурного подхода, описанного и выраженного П.А. Сорокиным в емкой формуле: «Личность, общество и культура как неразрывная триада» [26], где культура является основополагающим фактором взаимодействия людей, консолидации их в социальные общности и условием их включения в социальную среду. В американской антропологии этот процесс характеризует термин «инкультурация», введенный М. Херсковицем и подразумевающий «продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения к другим» [32].
Согласно этой характеристике, в условиях современной жизни процесс усвоения ценностно-нормативной системы общества обеспечивается несколькими путями. Во-первых, - стихийно, в этом случае человек самостоятельно выбирает информационные источники, способствующие освоению как положительных, так и отрицательных социокультурных норм и ценностей.
Во-вторых, приобретение личностью положительных культурных норм происходит посредством целенаправленного содействия, что, в свою очередь, способствует правильной оценке культурно-нравственных ценностей в будущем.
Хотя процесс инкультурации продолжается на протяжении всей жизни человека, значимую роль в получении культурного опыта играет образовательная среда, представляя собой путь не только целенаправленного усвоения знаний, но и освоению самого процесса учебной деятельности, способствующему восприятию культурного опыта в любом возрасте.
Образовательная среда, представленная сферой дополнительного образования, имеет ряд преимуществ, предлагая полное и углубленное изучение учебных дисциплин, выстраивание учебного процесса по принципу «диалога культур», описанного в работе «Школа диалога культур» М.М. Бахтина и В.С. Библера. [3] А так же внедрение принципов этнопедагогики, затрагивающих процесс культурной адаптации к непосредственно той социокультурной среде и условиям, в которой живет и с которой взаимодействует человек. Истоки этнопедагогики берут начало в научных трудах по народной педагогике Я.А. Коменского и К.Д.
Ушинского и предлагают современный подход в работе Г.Н. Волкова «Этнопедагогика» [7].
Таким образом, сопоставительный анализ психолого-педагогической теории в аспекте соотношения инкультурации (М. Херсковиц, М. Мид) и образовательной среды (М.М. Бахтин, В.С. Библер, Г.Н. Волков) позволил увидеть следующее противоречие: с одной стороны современные требования к воспитанию личности актуализируют процесс
инкультурации в образовательной среде, с другой стороны не дают качественную оценку роли и условий освоения этого процесса в рамках образовательной деятельности.
Выявленное противоречие определило, что проблема исследования заключается в недостаточности научных знаний о роли процесса инкультурации в образовательной деятельности.
Актуальность, недостаточная теоретическая и методическая разработанность сформулированной проблемы обусловили выбор темы дипломного проекта: «Инкультурация в образовательной среде».
Цель исследования: выявить взаимосвязь целенаправленной
этнокультурной педагогической деятельности и инкультурации личности в образовательной среде.
Объект исследования: инкультурация в системе образования.
Предмет исследования: соотношение целенаправленной
этнопедагогической деятельности и процесса инкультурации в системе образования.
Исходя из цели, объекта и предмета были определены задачи исследования:
1) Провести анализ психолого-педагогической, специальной литературы и методического инструментария по проблеме исследования;
2) Рассмотреть специфику этнокультурного образования как фактора инкультурации личности в образовательной среде;
3) Разработать программу этнокультурного образовательного проекта «Культура Урала»;
4) Провести эмпирическое исследование по выявлению и описанию соотношения целенаправленной этнокультурной педагогической деятельности и процесса инкультурации в образовательной среде.
Гипотеза исследования: Целенаправленный этнопедагогический процесс способствует успешной инкультурации в образовательной среде.
Теоретико-методологической основой исследования выступили труды ученых в области педагогики и психологии: В.А. Сухомлинский, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Б.М. Бахтин, В.С. Библер, Дж.В. Берри. В области этнопедагогики: Г.И. Батурин, Г.Н. Волков. В области культурной антропологии: П.А. Сорокин, М. Мид, Э.А. Орлова, М. Херсковиц, М.С. Каган.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические, эмпирические и методы качественной обработки данных, отдельные методики.
1) Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация социологических, антропологических и психологических сведений по теме исследования);
2) Эмпирические методы (наблюдение за динамикой
инкультурации в процессе образовательной деятельности, беседа, тестирование, методы качественной обработки данных:
непараметрический статистический Т-критерий Вилкоксона);
3) Методики: «Диагностика нравственной воспитанности
младших школьников, М.И. Шилова»; «Диагностика типов этнической идентичности учащихся, Г.У. Солдатова и С.В. Рыжова»;
Практическая часть выпускной квалификационной работы представлена этнокультурным образовательным проектом «Культура Урала» и может быть использована для организации целенаправленной педагогической деятельности по формированию этнической идентичности обучающихся и рассматриваться как вариант решения проблемы успешной инкультурации в образовательной среде.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Успешное становление личности и вхождение ее в социокультурную среду не может происходить вне социального окружения и вне процессов обучения и воспитания. Обладая характером преемственности, приобщение индивида к культурной действительности и усвоение им культурного опыта родной среды начинается с момента рождения и длится всю последующую жизнь, проходя через различных агентов культурной трансмиссии и через различные социальные группы и институты, важную роль среди которых играет образовательная среда.
Целью исследования было выявление взаимосвязи целенаправленной этнопедагогической деятельности и инкультурации личности в образовательной среде.
По окончании исследования можно сделать вывод, что были выполнены следующие задачи, поставленные в работе:
1) Подобрана и проанализирована психолого-педагогическая, специальная литературы и методический инструментарий по проблеме исследования;
2) Рассмотрена специфика этнокультурного образования как
фактора инкультурации личности в образовательной среде;
3) Разработана программа этнокультурного образовательного
проекта «Культура Урала»;
4) Проведено эмпирическое исследование по выявлению и
описанию соотношения целенаправленной этнокультурной педагогической деятельности и процесса инкультурации в образовательной среде.
Было проведено исследование, в котором принимало участие 15 респондентов - обучающиеся Центра дополнительного образования «Экор-Урал», по направлению подготовки «Культура». Исследование проводилось в течение второй учебной четверти - декабрь 2019 года по двум направлениям: личностная культура и этническая идентификация.
По окончанию эмпирического исследования были получены следующие результаты:
• Результаты диагностики, проведённой на входном и итоговом этапах эксперимента, различаются. На итоговом этапе заметен положительный рост уровня нравственной воспитанности и личностной культуры, а так же позитивная трансформация нормального типа этнической идентичности обучающихся;
• Статистически значимые изменения были определены при анализе данных, полученных в ходе проведения обеих методик: «Диагностика уровня нравственной воспитанности младших школьников», «Диагностика типа этнической идентичности», что свидетельствует о результативности целенаправленного педагогического процесса в образовательной среде и его влиянии на процесс инкультурации обучающихся;
• Реализация этнокультурного образовательного проекта «Культура Урала» как фактора систематического и последовательного этнопедагогического воздействия в образовательной среде, дает положительные результаты в повышении уровня инкультурации.
Следовательно, выдвинутая гипотеза подтверждена, установленная взаимосвязь между целенаправленной этнопедагогической деятельностью и успешностью процесса инкультурации актуализирует значимость систематической и последовательной реализации этнокультурного педагогического воздействия в образовательной среде.
Полученные данные могут в дальнейшем послужить основой для более глубокого изучения процесса инкультурации в условиях этнопедагогического воздействия в образовательной среде.


1) Артановский С.Н. Культурный релятивизм в американской
этнографии. Современная американская этнография. [Текст] - М.:
Проспект, 2004. - 389 с.
2) Батурина Г.И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе. Дошкольники и мл. школьники. Пособие для педагогов, воспитателей, методистов [Текст] - М.: Школа пресс, 2003. - 144 с.
3) Бахтин М.М., Библер В.С. Диалоговая концепция культуры. [Текст] - М.: Прогресс, 2011. - 173 с.
4) Берри Джон В., Пуртинга А. Х., Сигал М. Х., Дасен П. Р. Кросс-культурная психология. Исследования и применение. [Текст] - Харьков: Гуманитарный центр, 2007. - 560 с.
5) Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в 21 век. [Текст] - М.: Директ-Медиа, 2014. - 616 с.
6) Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. [Текст] - М.: Либроком, 2012 - 440 с.
7) Волков Н.Г. Этнопедагогика. Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. - 2-е изд. Испр. и доп. [Текст] - М.: Юрайт, 2016 г. - 394 с.
8) Выготский Л. С. Психология искусства. [Текст] - М.: Рипол- Классик, 2017. - 528 с.
9) Гершунский Б.С. Философия образования: Учебное пособие
для студентов выс. и сред. пед. учебных заведений. [Текст] - М.:
Педагогическое общество России, 2002 - 512 с.
10) Гузикова М.О., Фофанова П.Ю.. Основы теории межкультурной коммуникации. [Текст] - М: Юрайт, 2018. - 121 с.
11) Каган М.С. Философия культуры. Учебное пособие для академического бакалавриата. [Текст] - М.: Юрайт, 2018. - с. 98.
12) Коменский Я.А. Великая дидактика. [Текст] - М.:
Просвещение, 2012. - 387 с.
13) Кравченко А.И. Культурология. Учебник. [Текст] - М.:
Проспект, 2017. - 288 с.
14) Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. Книга для учителя. [Текст] - М.: Академические проекты, 2019. - 224 с.
15) Лавриненко В.Н., Нартов Н.А., Шабанова O.A., Лукашова Г. С. Социология. Учебник для вузов. [Текст] / Под ред. Лавриненко В.Н. - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2015. - 480 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ