Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование культурного опыта студентов в музейной образовательной среде

Работа №7885

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы193стр.
Год сдачи2006
Стоимость450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
917
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования культурного опыта человека в музейной образовательной среде
1.1. Состояние проблемы формирования культурного
опыта человека в гуманитарной науке 13
1.2. Музейная образовательная среда как средство
* формирования культурного опыта личности 40
1.3. Пути формирования культурного опыта
студентов в музейной образовательной среде 63
Выводы по первой главе 82
Глава II. Реализация педагогических условий формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде
2.1. Модель процесса формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде 85
2.2. Характеристика педагогических условий формирования культурного опыта студентов
* в музейной образовательной среде 107
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию культурного опыта
студентов в музейной образовательной среде 133
Выводы по второй главе 153
Заключение 155
Список использованной литературы 160
Приложение 179




Актуальность исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, в условиях современной динамики общественного развития, процессов глобализации во всех сферах жизни, в том числе и в культуре, особое значение приобретает усвоение новыми поколениями культурного опыта, накопленного за многие века существования, который не передается по наследству, а формируется в процессе общественно-практической деятельности, зафиксирован в знаниях, принципах, нормах поведения, традициях, обычаях, коммуникативных умениях, культурных ценностях определенного сообщества.
В формировании культурного опыта молодежи важную роль имеют специализированные институты социальной памяти, хранители культурных традиций, духовных ценностей - музеи, обладающие высоким потенциалом оценки предметного, социального мира, где возможно реальное освоение и восприятие культурного опыта общества.
Во-вторых, становление и развитие музейной педагогики (кон. XX - нач. XXI вв.) как особого направления педагогической теории и практики способствовало осмыслению социализирующих потенциалов музейной развивающей образовательной среды. Это понимание новой миссии музея как социального института потребовало разработки программно-методического обеспечения использования музейной коммуникации для формирования не только исторического сознания, музейной, общей культуры, но и социально значимых качеств у молодежи.
В-третьих, новый статус музеев требует иной системы подготовки специалистов для реализации воспитательных потенциалов музейной образовательной среды, разработки новых форм и методов сотрудничества музеев с общеобразовательными школами и вузами.

4
В то же время процесс формирования культурного опыта студентов не стал объектом пристального изучения в теории и методике социальной педагогики. Возникла проблема творческого поиска новых путей воспитательной и образовательной деятельности музеев в современных условиях, основанных на индивидуальном подходе к студенту, на учете возрастных особенностей и профессиональной направленности его личности.
Таким образом, новые условия требуют изучения потенциалов музейной образовательной среды в деле формирования культурного опыта личности.
Проведенный нами анализ изученности проблемы формирования культурного опыта человека позволяет сделать вывод о том, что, в работах Е.М.Акулича, В.С.Библера, Е.Вансловой, И.М.Коссовой, М.Маклюэна, Б.А.Столярова, А.Я.Флиера, И.К.Чирковой и других авторов рассмотрены отдельные аспекты этого явления. В частности, культурный опыт анализируется в историческо-культурологическом аспекте, идентифицируется с культурным наследием, исследуется в единстве с национальной культурой. С другой стороны, признавая огромные социокультурные потенциалы музея в жизни общества, в приобщении молодежи к процессу социального наследования, мы вынуждены констатировать, что малоизученным остается аспект, посвященный определению роли музеев как средства инкультурации студентов вуза, процесса интериоризации ими культурного опыта.
Таким образом, можно сформулировать следующие противоречия:
- между существующей теорией и практикой применения разнообразных педагогических методов и форм работы с посетителями музея;
- между признанием гуманитарными науками необходимости

5
изучения вопроса формирования культурного опыта студентов вуза с использованием воспитательных потенциалов музеев и недостаточной изученностью данного процесса в педагогической науке;
- между педагогическими потенциалами музейной образовательной среды и неразработанностью методики формирования культурного опыта студентов в ней.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Становление и развитие музейной педагогики (кон. XX - нач. XXI вв.) как особого направления педагогической теории и практики способствовало осмыслению социализирующих потенциалов музейной развивающей образовательной среды. Это понимание новой миссии музея как социального института потребовало разработки программно-методического обеспечения использования музейной коммуникации для формирования не только исторического сознания, музейной, общей культуры, но культурного опыта молодежи, потребовало иной системы подготовки специалистов, разработки новых форм и методов сотрудничества музеев с общеобразовательными школами и вузами.
В то же время процесс формирования культурного опыта студентов не стал объектом пристального изучения в теории и методике социальной педагогики. Возникла потребность в творческом поиске новых путей воспитательной и образовательной деятельности музеев в современных условиях, основанных на индивидуальном подходе к студенту, на учете возрастных особенностей и профессиональной направленности его личности.
Проведенный нами анализ изученности проблемы формирования культурного опыта человека позволяет сделать вывод о том, что в работах Е.М.Акулича, В.С.Библера, Е.Вансловой, И.М.Коссовой, М.Маклюэна, Б.А.Столярова, АЛ.Флиера, И.К.Чирковой и других авторов рассмотрены отдельные аспекты этого явления. В частности, культурный опыт анализируется в историческо-культурологическом аспекте, идентифицируется с культурным наследием, исследуется в единстве с национальной культурой. С другой стороны, признавая огромные социокультурные потенциалы музея в жизни общества, в приобщении

156
»' молодежи к процессу социального наследования, мы вынуждены
констатировать, что малоизученным остается аспект, посвященный определению роли музеев как средства инкультурации студентов вуза, процесса интериоризации ими культурного опыта.
Анализ категории “опыт”, проведенный нами на междисциплинарном уровне, убеждает в том, что он является предметом исследования как в естественных, так и в гуманитарных науках, находит отражение в таких отраслях познания как философия, социология, психология, педагогика,
* трактуется как эмпирическое познание действительности, единство знаний, умений и навыков, результат взаимодействия человека с окружающей действительностью, путь передачи необходимых действий от поколения к поколению. В научной литературы речь идет о различных видах опыта: нравственном, социальном, экономическом, жизненном, личностном и других. Среди них встречаются упоминания и о культурном опыте (А.С.Белкин, И.С.Кон, М.Мид, А.В.Мудрик, А.А.Оганов, И.Г.Хангельдиева и др.).
Культурный опыт мы рассматриваем как совокупный социокультурный продукт сообщества, накопленный им в процессе социального функционирования, зафиксированный в знаниях, принципах,
* нормах поведения, традициях, обычаях, коммуникативных умениях и социально наследуемый каждым новым поколением, обеспечивающий тем самым развитие общества и социализацию личности, подразделяем его на исторический и индивидуальный.
В ходе исследования нами установлено, что структура культурного опыта предполагает познавательный компонент, который дает возможность человеку сложить собственную картину мира; нормативный, который обеспечивает освоение системы средств взаимодействия с окружающей действительностью; коммуникативный, который
* способствует передаче культурной информации в диахронном (между

157
*> поколениями) и синхронном (культурная интегрированность)
направлениях; стигнификативный компонент, который позволяет придавать предметам значение; инструментальный, который ориентирует на создание или преобразование окружающей среды.
На основании анализа культурологических и психолого¬педагогических исследований мы установили, что формирование культурного опыта личности в музейной образовательной среде, с одной стороны, предполагает приобщение молодежи средствами музея к « ценностям материальной и духовной культуры, используя культурно¬
образовательные программы, к историко-культурному наследию. С другой стороны, благодаря эстетической составляющей музея в этой среде происходит развитие визуального мышления, нравственных основ личности и художественного вкуса, а также складывается умение человека оценивать предметы музейного значения, слышать и вести диалог. Учитывая особенности музея, его образовательная среда, на наш взгляд, может быть охарактеризована как единство трех элементов: музейный экспонат, музейная экспозиция и музейная коммуникация.
Исходя из этого, нами была разработана модель процесса формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной Щ -
среде, которая включает: цель, задачи, опирается на ряд закономерностей и вытекающих из них принципов, включает когнитивный, мотивационный, деятельностно-коммуникационный компоненты и предполагает три этапа: погружения в музейно-информационную среду, осознания и осмысления музейной информации, расширения культурного опыта и его рефлексии.
Анализ разработанной структурно-содержательной модели позволил нам говорить о том, что в нее заложены такие пути формирования культурного опыта студентов в музейной образовательной среде как: информирование; вовлечение в процесс познания сущности
* рассматриваемого феномена; создание условий для включенности

158
») студентов в научно-исследовательскую, охранно-защитную, культурно¬
просветительскую и социально-преобразующую деятельность; личного открытия новых форм культуры, постепенного освоения этого нового, превращения его в достояние других через трансляцию усвоенного.
Эффективность продвижения студентов по этим путям, их восхождение от пассивного созерцания к участнику и далее к субъекту музейной образовательной среды будет зависеть от ряда педагогических условий: практико-ориентированного характера обучения студентов в вузе
• и их личностно-ориентированного информирования; персонализации
педагогического взаимодействия, строящейся на музейной коммуникации; организации социально-педагогического сопровождения студентов в экспозиционно-экскурсионной работе, при участии в культурно¬просветительской и выставочной деятельности.
Эффективность представленных педагогических условий можно отследить по полученным в ходе опытно-экспериментальной работы результатам. Благодаря им обеспечивается значительное расширение объема культурологических знаний у студентов экспериментальной группы; растет их интерес к музейной деятельности; увеличивается процент молодых людей, которые широко используют полученные знания в своей последующей практической работе; наблюдается переход студентов с низкого уровня сформированности культурного опыта к среднему и высокому в экспериментальных группах по показателям (осведомленность, сознательность, действенность, умелость), то есть обеспечивается положительная динамика в сформированости культурного опыта студентов, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу и дает возможность говорить о том, что музейная образовательная среда выступает в качестве средства формирования культурного опыта студентов.

159
*> Данная диссертационная работа не может с достаточной полнотой
раскрыть все стороны и аспекты изучаемой проблемы. Перспективы дальнейших исследований мы видим в изучении следующих вопросов: сравнительный анализ процесса формирования культурного опыта в музейной образовательной среде у студентов негуманитарных вузов; разработка системы формирования культурного опыта студентов других педагогических специальностей.



1. Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление // Социс. -
2004. - №Ю (246). - С. 89-92.
2. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред.
А.А. Бодалева, Б.Ф.Ломова. - М., 1980. - T.I. - 232 с.
3. Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума: Автореф. дисс. ... д-ра философ, наук. - Н.Новгород, 1997. - 36 с.
4. Андерсон Э. Студент учится, размышляет, советует // Советский музей. - 1985.- №5. - С. 37-38.
5. Андреев В.И. Педагогика творческого самообразования. Инновационный курс. - Казань, 1998. - 318 с.
6. Апресян А.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта // Вопросы философии. - 1993. - №8. - С. 32-44.
7. Байбакова Л.А., Ким К. Проблемы эстетического воспитания в техническом вузе // Принцип непрерывности в обучении и воспитании студентов инженерного вуза. - М., 1983. - С. 12-18.
8. Басов Н.Ф., Басова ВМ, Кравченко АЛ История социальной педагогики. - « М, 2005.-256 с.
9. Басова ВМ Формирование социальной компетентности сельских школьников. - Кострома, 2004. - 340 с.
Ю.Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники / Под ред. И.Т.Фролова. - М., 1986. - 249 с.
11. Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства // Дефектология / Под ред. Н.Н. Малофеева. - М., 2003. - С. 77-84.
12. Бехтерев В.М. Объективная психология. — М., 1991. — 475 с.
13. Библер B.C. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии.- 1989.- №6.- С. 31-42.

161
fc» 14. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские
рассуждения о жизненных проблемах). - М., 1990. - 64 с.
15. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры. - М., 1991.-413 с.
16. Библер B.C. Цивилизация и культура. Философские размышления в конце XXI века. - М., 1993. -47 с.
17. Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. - 1998. - №1. - С. 3-8.
18. Богданов В.В. Музейная этнография. - М., 1993. - 58 с.
• 19. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М., 1995. - 172 с.
20. Бойко А.Г. Произведение изобразительного искусства как предмет искусствоведения и музейной педагогики второй половины XIX - XX вв.: Автореф. дисс.... канд. искусствоведения. - СПб., 2003. - 20 с.
21. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2003 [Электронный ресурс]; Электронные текстовые данные. - М., 2003. - 2 электрон, опт. диска (CD- ROM).
22. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Том 1 (А¬О): Пер. с англ. - М., 2000. - 592 с.
23. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов н/Д.,
* 1999.-560 с.
24. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов н/Д., 2000. - 179 с.
25. Бондаренко А.В. Формирование социального опыта курсантов военного вуза: Дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 217 с.
26. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность; Последние дни: Пер. с нем. - М., 1994. — 344 с.
27. Бостанджогло М.М. Социально-педагогическое сопровождение краеведческой экскурсии подростков: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Кострома, 2004. - 18 с.

162
*’ 28. Буева Л.П. Социокультурный опыт и механизм его освоения
человеком // Культурный прогресс: Философские проблемы. - М., 1984.-С. 68-90.
29. Бультман Р. Новый завет в мифологии // Вопросы философии. - 1992.- №11.- С. 86-114.
30. Бушманова Н.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство социализации и воспитания подростков: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 1998. - 21 с.
• 31. Ванслова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. - 2000.
- №5.-С. 4-6.
32. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. - М., 1999.- 440 с.
33. Вдовина Н.Р. Динамика нравственного развития личности студента // Человек и общество: Проблемы интеллектуального и культурного развития студенчества. - JL, 1973.-С. 17-21.
34. Великовская Г.В. Взаимодействие государственных музеев и школы в изучении родного края // Музей и общество. Проблемы взаимодействия: Сборник трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. - М., 2001. - Вып. 3. - С. 49-54.
35. Величко С.Г. Музей - тропинка к познанию // Студенчество: Диалоги о воспитании. - 2003. - № 3. - С. 20-21.
36. Весна Е.Б. Проблема социализации и ее эффектов в развитии личности и ее смысловых установок // Мир психологии. - 2001. - №2.-С. 154-165.
37. Видт И.Е. Культурологическая интерпретация эволюции образовательных моделей//Педагогика. — 2003. — №3.-С.32-38.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ