ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРА ТРАВЕСТИ
1.1. Культурно-досуговая деятельность в жизни общества 6
1.2. Театр травести в организации культурно-досуговой
деятельности 9
1.3. Особенности использования жанра травести в ночном клубе 12
Выводы по главе 1 17
ГЛАВА 2. ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КУЛЬТУРНО
ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРАВЕСТИ-ТРУППЫ
2.1. Описание базы исследования 19
2.2. Проектирование перформанса с исполнителями в амплуа
травести 22
2.3 Оценка результативности проведенного мероприятия 39
Выводы по главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Организация культурно-досуговых мероприятий средствами театра травести является мощным способом социально-культурного воздействия на человека, находящее глубокий эмоциональный отклик и располагающее к всестороннему развитию личности. Большие и малые жанры театра всегда провоцировали на душевные, эстетико-этические переживания, дают мотивацию анализировать и переосмысливать увиденное, благоприятно влияя на когнитивную сферу, и эмоциональный интеллект в частности. Созерцание и созидание произведений визуального искусства один из самых приятных путей саморазвития.
Актуальность исследования. Социально-культурная среда важна в формировании личности. Актуальность исследования влияния этой сферы стоит очень остро, особенно в жанре травести. Вызывают наибольший интерес формы как любительского, так и профессионального творчества в театральной самодеятельности рассматриваемого жанра. Травести - особый эстрадный жанр, произошедший из одноименного театрального амплуа. [24, с53]. Исследуемый жанр известен со времен античности, активно использовался в первых театрах Азии, постепенно вплетаясь в современные формы искусства, такие как опера, кинематограф, театры юного зрителя, что так же говорит об актуальности на сегодняшний день. Травести это сложное и важное социокультурное явление, форма реализации которого осуществляется в условиях досуга посредством инициативной и свободной практики в сфере искусства, отражающее эстетические потребности и творческие способности артиста.
Проблема исследования. На данный момент научных исследований по теме использования театра травести в клубной культуре не достаточно. Так же не было обнаружено разработанных методик работы с артистами, направленных повышение результативности кльтурно-досуговой деятельности травести-труппы. Необходимо исследовать травести- перформансы с различных сторон, таких как искусствоведческая (чья особенность в воздействии на художественное восприятие зрителя) и такой стороны как повышение продуктивности артиста (чей предмет исследования лежит в повышении личной эффективности). Важно изучить такую социально-культурную форму досуга в общественной жизни, неотъемлемым элементом которой он является. В представленной выпускной квалификационной работе эстрадный перформанс в амплуа травести будет изучен как социально-культурный феномен с его интеграцией в жизнь общества.
Цель данного исследования: разработать программу, направленную на повышение результативности культурно-досуговой деятельности травести- труппы. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть значение влияния культурно-досуговой деятельности на жизнь общества
2. Выявить специфику театра травести в организации культурнодосуговой деятельности
3. Выявить особенности использования жанра травести на площадке ночного клуба
4. Описать базу исследования, подробно раскрыть цели, содержание деятельности, историю, форму и проблемы.
5. Спроектировать перформанс с исполнителями в амплуа травести.
6. Оценить результативность проведенных мероприятий.
Объект исследования: организация культурно-досуговой деятельности средствами театра травести; предмет: использование жанра травести в ночном клубе.
Для достижения исследовательской цели, решения установленных задач и анализа выдвинутых предположений были применены следующие методы:
- Теоретические методы (анализ, сравнение, систематизация информации по теме исследования);
- Эмпирические методы (опытно-поисковая работа, диагностика, опрос, интервьюирование)
Методологическая основа исследования: поскольку достоверно
описанных методик по теме травести в клаббинг-культуре не было обнаружено, за основу мной были взяты научные источники культурологической и театральной направленности, такие как «Прикладная культурология» Марка Ариевича Ариарского и «Работа над ролью» Станиславского Константина Сергеевича. Исключительно полезны оказались статья Редкозубовой Ольги Сергеевны «Структура смеховой культуры» и статья «Первые травести революционного Петрограда» Ольги Хорошиловой. Практическая значимость работы в успешной применяемости разработанных методик, решающих организационные задачи в постановке перформансов в жанре травести. Приобретенные методики работы с артистами и зрителями можно будет успешно применять далее в клубной сфере на всех существующих специализированных травести-площадках с целью повышения качества подготовки к мероприятию, конечного его успешного проведения, и в целом положительно влияющего на посещаемость клубов.
Эстрадное искусство, а в частности травести-перформансы, находят неоднозначный отклик сегодняшнего зрителя. Однако интерес к перформансам перевоплощения переживает второе рождение в крупных городах России и на просторах сети интернет. Малые же регионы стали сталкиваться с такими трудностями как отсутствие подходящих площадок, проблемами организации и другим сложностям в виде низкого уровня профессиональной организации репетиционного процесса. Следствием является упавшая посещаемость площадок для подобных представлений. Одной из таких площадок стала база проведенного исследования, ночной клуб «Вавилон», так же испытывающий проблемы с организацией творческого процесса, проведением мероприятия, и, как следствие с аудиторией. Для выполнения выпускной квалификационной работы были решены далее перечисленные задачи.
В ходе исследования было раскрыто значение влияния культурнодосуговой деятельности на жизнь общества, определены цели, задачи, формы культурно-досуговой деятельности, его место в обществе, субъекты и объекты. Была сформирована идея единства и общности театральной деятельности. Далее была выявлена специфика театра травести в организации культурно-досуговой деятельности, его основная идея, характерные особенности, влияние амплуа на профессиональные и эмоциональные стороны личности артиста. Попутно была обозначена важность дисциплины и соблюдения композиционных канонов, описаны художественные приемы и приемы взаимодействия со зрителем. Раскрылась тема организации репетиционного пространства, его технология, формы и жанры постановки. Так же были выявлены особенности использования жанра травести на площадке ночного клуба, разобрано социально-культурное явление клаббинга с его целями и идеями, раскрыт такой подвид клубной культуры как травести и травести-перформанс в частности, процессы деятельности типичной труппы данного жанра, основные программы развлечений, критерии репертуара, характерные его признаки. Был проведен анализ базы исследования, особенности внутреннего устройства клуба, получен доступ к необходимым ресурсам, были получены доступы и разрешения в базы для сбора статистических данных, получено согласие артистов на участие в анкетировании.
На практическом этапе был спроектирован перформанс с исполнителями в амплуа травести. В ходе поиска решения задач было проведено выявление характерных особенностей участников труппы и уровень ее профессиональной подготовки с помощью опроса, поиск основы постановки и проведения мероприятия, его замысла, условия целостности программы, обозначена важность контакта со зрителем, сформированы компетенции и задачи организатора, проведена работа с ресурсами. Была создана концепция мероприятия с вовлечением, утверждены роли, диалоги, музыкальные и хореографические номера, оформлен сценарий, разделенный на композиционные части. Создав методику организации репетиций был проведен поиск фирменного стиля каждого артиста, его обучение сценическому движению, приемам диалога с аудиторией, были применены технологии подготовки артиста к исполнению роли.
В завершении исследовательской работы была оценена результативность проведенных мероприятий, то, насколько высоко поднялся уровень профессиональной подготовки коллектива, осознанны потребности аудитории и степень их удовлетворенности, достигнуто легкое восприятие зрителем происходящего на сцене, достигнут невербальный контакт. Был отмечен скачок продаж входных флаеров и бронирования мест у сцены, прирост количества участников в группе клуба в социальных сетях. С помощью повторного анкетирования был определен достаточно высокий уровень мотивации у артистов, подтверждающий профицитность методики и возможность ее дальнейшего применения. Поэтапно решая поставленные задачи исследования, была разработана методика работы с артистами, направленная на повышение результативности культурно-досуговой деятельности травести-труппы, давшая высокие показатели уровня успешности проведенного мероприятия, доказывая то, что цель исследования была достигнута. Разработанная в ходе исследования методика будет и далее применяться как на базе клуба Вавилон, так и на других площадках. Интерес к подобному способу организации репетиционного процесса и самого мероприятия проявили артисты кабаре Бурлеск и ночного клуба Fame. Дальнейшая организация культурно-досуговых мероприятий средствами театра травести так же станет предметом предстоящих научных исследований.
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология. Монография. Изд - 2. СПб., 2001. 561с.
2. Армен А. С. Деконструкция гендерной идентичности и ее отражение в культурном пространстве постмодернистского общества // Культура и цивилизация (Донецк) - 2019. - №1 - С. 9-14.
3. Бабич Н. Ф. О некоторых особенностях использования музыки в современном пластическом театре // Южно-Российский музыкальный альманах. - 2008. - С. 110-115.
4. Бубенкова М. В. Особенности перформанса как театрализованной формы культуры в контексте основных аспектов постмодернизма // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - №3 - С. 24-27.
5. Голдберг, Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015. -320 с.
6. Гречко П. К. Идентичность - постмодернистская перспектива // Вопросы социальной теории. - Т4. - 2010. - С.171-190.
7. Даржинова С. В. Театральное искусство как средство формирования и развития личности будущего педагога // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - 2008. - №48.
8. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе наук о человеке / Современная теория литературы: антология / сост., пер., прим. И. В. Кабановой. М.: Флинта; Наука, 2004 - 46-68 с.
9. Долженкова М. И. Сущность и специфика феномена клаббинга в современной досуговой культуре // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - №11 (163) - С. 82 - 88.
10. Дьяков А. В. Желание видимое и невидимое: Лакан и Мерло-Понти // ХОРА - 2008. - №3 - С. 14-20.
11. Зайцева М.Л. Феномен синестезии в искусстве постмодернизма //
Траектория науки. - 2016. - №11. - 3.1-3.12 с.
12. Игнатова И. Б., Донская Т. К., Плюшкина Н. Е. Специфика профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2016. - № 3 (23) - С. 133-136.
13. Карасик В. И. Поэтическая рефлексия в комической миниатюре // Жанры речи. - 2015. - №1 (11). - С. 101- 109.
14. Карасик В. И. Алгоритмы построения комических текстов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2018. - №4. - С. 895 - 918.
15. Кривцова Ю. В. : Перформанс в пространстве современной культуры : дис. канд. иск. / Ярославль 2006. - 189с...