Психолого-педагогические условия подготовки к обучению грамоте
старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи и легкой степенью дизартрии
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 5
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте» 5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с легкой
степенью дизартрии 8
1.3. Характеристика фонетико-фонематических нарушений в речи у детей с
легкой степенью дизартрии 15
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ
ГРАМОТЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 20
2.1. Организация констатирующего этапа исследования 20
2.2. Результаты изучения медико-педагогической документации 21
2.3. Анализ результатов обследования моторной сферы 23
2.4. Анализ результатов обследования звукопроизношения 29
2.5. Анализ полученных результатов при обследовании фонематических
процессов 31
ГЛАВА 3. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 35
3.1. Анализ методической литературы по проблеме исследования 35
3.2. Организация и планирование обучающего эксперимента 39
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
В основе такого сложного многоступенчатого процесса, как подготовка к обучению грамоте, должна лежать достаточная речевая готовность (Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия, К. Д. Ушинский).
В настоящее время дизартрия остается одной из самых распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста. Корнем нарушения произносительной стороны речи при этой патологии, является недостаточная иннервация мышц речевого аппарата. Вследствие чего, вторично нарушаются функции фонематического слуха (Р. И. Мартынова, Э. К. Макарова, Е. Ф. Соботович, О. А. Токарева).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи выражается в расстройстве произношения звуков и восприятии фонем на слух, в основе которого лежит нарушение процессов формирования произносительной системы.
Не устраненные дефекты фонетической и фонематической сторон речи у детей с легкой степенью дизартрии в период дошкольного детства будут затруднять полноценное усвоение письма и чтения.
Данная проблема является актуальной, так как ранняя диагностика нарушений, отбор эффективных способов воздействия, реализация коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с легкой степенью дизартрии подготавливает их к успешному обучению грамоте.
Объект исследования - уровень готовности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования - направления и содержание работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать этапы и содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
Задачи исследования:
• проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования;
• экспериментально определить состояние фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• подобрать методики и определить содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• Экспериментально апробировать проанализировать эффективность выбранных методик коррекционного воздействия.
Обследование проводилось на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Комплекс средняя общеобразовательная школа-детский сад» г. Пыть-Ях Ханты-Мансийского автономного округа- Югры. Экспериментальная группа состояла из 10 детей в возрасте 5-6 лет с логопедическим заключением: фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Коррекционная работа по устранению недостатков фонетической и фонематической сторон речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии позволяет подготовить детей к обучению грамоте. Добиться положительных результатов обучения возможно при достаточном уровне развития всех компонентов речи.
Двигательные расстройства при дизартрии вызваны органическим поражением центральной нервной системы.
Симптоматика дизартрии: нарушения моторной сферы,
звукопроизношения и фонематических процессов. Комплекс мероприятий, направленный на устранение вышеперечисленных нарушений, позволяет преодолеть ФФН у детей с легкой степенью дизартрии.
Перед началом работы стояла цель - теоретически и экспериментально обосновать этапы и содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с легкой степенью дизартрии.
Выполняя данную работу, были реализованы следующие задачи:
• изучена научно-методическая литература по теме исследования;
• экспериментально определено состояние фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• подобраны методики и определено содержание коррекционной работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с легкой степенью дизартрии;
• экспериментально апробирована и проанализирована эффективность выбранных методик коррекционного воздействия.
Проведение 1 этапа эксперимента включало анализ уровня развития моторной и речевой области у дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии.
Анализируя полученные результаты, у детей были обнаружены недостатки развития мелкой и общей моторики а также моторики органов артикуляционного аппарата. У дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии фонетическая сторона речи развита на разном уровне, фонематическая сторона речи развита в недостаточной степени.
Составленная нами программа логопедической работы по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии, состояла из нескольких этапов:
1) Развитие общей моторики;
2) Совершенствование мелкой моторики;
3) Развитие артикуляционной моторики;
4) Коррекция нарушений звукопроизношения:
5) Развитие фонематического слуха и восприятия;
Эффективное достижение поставленных перед нами задач предполагало подбор и внедрение комплекса дидактических игр, направленных на подготовку к обучению грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии. Полученные результаты свидетельствуют о результативности данного воздействия, но для полной коррекции нарушений отведенного на эксперимент времени недостаточно.
Таким образом, в основе планирования логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии лежит учёт основной ведущей деятельности детей данного возраста, характер и степень нарушений, индивидуальные особенности, а также пошаговость и последовательность работы на логопедических занятиях.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Ананьев, Б. Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом / Б. Г. Ананьев // Известия АПН РСФСР. - 1950. - Вып. 70. - С. 104-148.
3. Ананьев, Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности детей к обучению [Текст] / Б.Г.Ананьев, А.И.Сорокина. - М., 1955. - 48 с.
4. Ананьев, Б.Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте [Текст] / Б.Г. Ананьев, А. Н. Попова // Известия АПН РСФСР. - Вып. 26, 1950. - 148 с.
5. Анищенкова, Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] : пособие для родителей и педагогов / Е. С. Анищенкова. - М. : АСТ: Астрель, 2007. - 58 с.
6. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ ; Астрель, 2008. - 254 с.
7. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учебное пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
8. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова и др. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 165 с.
9. Баренцева, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н.С. Баренцева, Е.В. Колесникова- М.: Педагогика, 1997. - 98 с.
10. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
11. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия : учеб. пособие для вузов / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
12. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста : сб. ст. / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. - Москва : Междунар. образоват. и психол. колледж, 1995. - 144 с.
13. Бернштейн, Н. А. О построении движений. Хрестоматия по нейропсихологии [Текст] / Н. А. Бернштейн ; под ред. Е. Д. Хомской. - М. : Институт общегуманитарных исследований, Московский психологосоциальный институт, 2004. - 896 с.
14. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвящение, 1987. - 160 с.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. - Москва : АСТ : Астрель, 2010. - 672 с.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
17. Гуткина, Н. И Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - Санкт-Петербург : Питер, 2004. - 208 с.
18. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения [Текст] / Т.Г. Егоров. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
19. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
20. Зайцева, Л. А. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция : учеб.-метод. пособие / Л. А. Зайцева, И. С. Зайцев, С. Ф. Левяш. - Минск : БГПУ, 2001. - 74 с.
...