Коррекция нарушений и развитие произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения их образования
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Произвольное запоминание как психологический феномен 7
1.2. Развитие произвольного запоминания нейротипичных детей
младшего школьного возраста 10
1.3. Специфика развития и нарушения произвольного запоминания у
детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 13
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ И ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 16
2.1. Характеристика базы исследования с точки зрения реализуемых в
ней направлений психолого-педагогического сопровождения и контингента испытуемых 16
2.2. Обоснование выбора методов и методик для проведения
обследования испытуемых 20
2.3. Ход констатирующего этапа эксперимента и анализ, полученных
результатов определения уровня развития выявления и нарушений произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 27
ГЛАВА 3. РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ И ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ 46
3.1. Психолого-педагогическое сопровождение образования детей
младшего школьного возраста с умственной отсталостью и место коррекции высших психических функций в его направлениях 46
3.2. Составление программы по коррекции нарушений и дальнейшему
развитию произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью 50
3.3. Апробация программы и определение её эффективности в процессе контрольного этапа эксперимента 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире одной из наиболее изучаемых проблем специальной педагогики и специальной психологии выступает изучение особенностей и развитие познавательной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Большое внимание к данной категории детей вызвано тем, что она может быть включена в инклюзивные формы обучения.
Проблема изучения особенностей и развития познавательной сферы детей с умственной отсталостью приобретает наибольшее значение в младшем школьном возрасте. Актуальность изучения проблемы обусловливается тем, что младший школьный возраст является этапом наиболее выраженного развития познавательной сферы и психики ребенка в целом. Наибольшим количественным и качественным изменениям подвергается такой компонент познавательной сферы, как память. В младшем школьном возрасте все процессы памяти становятся осмысленными и приобретают компонент произвольности. У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью приобретение компонента произвольности затруднено, что обусловливается спецификой структуры дефекта.
Однако, выделенные Л. С. Выготским, общие закономерности развития подразумевают то, что у детей данной категории развивается произвольное запоминание, но не на необходимом для обучения детей уровне. Когда дети переходят в младший школьный возраст у них постепенно меняется ведущая деятельность: игровая сменяется учебной, которая требует продуктивного запоминания школьного материала. Отсюда становится наиболее значимым развитие произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Изучением данной проблемы занимались такие отечественные ученые, как Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова, М. С. Певзнер, С. Я. Рубинштейн, Г. Е. Сухарева и другие. Но, несмотря на то, что в специальной литературе представлена информация об уровне развития и нарушениях произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, на практике педагоги сталкиваются с необходимостью дальнейшего изучения уровня развития, выявления нарушений произвольного запоминания и способов коррекции данных нарушений. Это еще более актуализирует освещаемую проблему.
Объект исследования - специфика развития и характеристика нарушений произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс составления и апробации программы по коррекции нарушений и дальнейшему развитию произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Цель исследования - планирование, организация и проведение развернутого психолого-педагогического эксперимента по коррекции нарушений и дальнейшему развитию произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать философскую, психологическую и педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента с целью определения уровня развития и выявления нарушений произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
3. Составить и апробировать программу по развитию и коррекции нарушений произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
4. Спланировать, организовать и провести контрольный этап эксперимента с целью оценки эффективности программы по коррекции нарушений и дальнейшему развитию произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью.
5. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями Положения о выпускной квалификационной работе.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений и дальнейшее развитие произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, вероятнее будет более эффективным, если в рамках психолого-педагогического сопровождения, наряду с мероприятиями, проводимыми специальным психологом образовательной организации будет составлена и частично апробирована программа по коррекции этих нарушений.
База исследования: ГБОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат № 12, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».
Методы и методики исследования:
-Теоретические методы - обзор и анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме; синтез, сравнение и обобщение.
-Практические методы - наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, психолого-педагогическая диагностика, психолого-педагогическая коррекция.
-Методики исследования - методики Л. М. Шипицыной «Изучение зрительной произвольной памяти» и «Изучение слуховой произвольной памяти», методика А. А. Карелина «Память на образы», методика Р. С. Немова «Запомни рисунки», методика А. Р. Лурия «10 слов».
Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (одна практическая, две теоретические), заключения, списка источников и литературы (65 источников) и приложения.
Изучая описываемую нами проблему на теоретическом и практическом уровнях, стоит констатировать, что у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью преобладает преимущественно низкий уровень развития произвольного запоминания. Для низкого уровня развития произвольного запоминания характерны такие нарушения, как низкая степень восприятия и переработки словесной информации. Трудности получения и сохранения учебной информации. Дети данной категории не всегда понимают содержание воспринимаемого материала, вследствие затруднения установления смысловых и причинно-следственных связей. Отмечается кратковременность запоминания учебного материала, низкий объем запоминания (примерно 2-3 единицы). В процессе воспроизведения запоминаемого материала часто допускают логические и фактические ошибки, привносят лишнюю информацию. На произвольное запоминание учебной информации часто тратят большое количество времени, из-за чего быстро переутомляются. Как показал эксперимент, дети младшего школьного возраста с умственной отсталостью не знают о наличии специальных приемов запоминания, а если и знают, то не пользуются ими самостоятельно.
Процесс исследования включал в себя: анализ теоретико-методологических основ развития произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью; подбор и обоснование психодиагностических методов и методик для определения уровня развития и выявления нарушений произвольного запоминания; проведение констатирующего этапа эксперимента.
После проведения констатирующего этапа эксперимента и анализа его результатов, нами была составлена программа по коррекции нарушений и развитию произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью с учетом всех индивидуальных особенностей. Данная программа была апробирована с группой детей в процессе формирующего этапа эксперимента. После частичной апробации программы был проведен контрольный этап эксперимента.
Анализ результатов, полученных в процессе контрольного этапа эксперимента, позволяет констатировать, что составленная нами программа по коррекции нарушений и развитию произвольного запоминания дает положительную динамику. Составленная нами программа, вероятно, будет эффективна при соблюдении всех условий ее реализации.
Таким образом, основываясь на анализе вышеизложенной информации, можно сделать вывод, что задачи выпускной квалификационной работы выполнены, поставленная цель достигнута, а гипотеза подтверждена.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов. М., 1999. 672 с.
2. Алмазова О. В. Психолого-педагогическая диагностика : учеб. пособие. Екатеринбург, 2007. 227 с.
3. Артемьева Т. В. Диагностика и коррекция развития младшего школьника. Казань, 2013. 157 с.
4. Вачков И. В. Групповые методы в работе школьного психолога : учебно-методическое пособие. М., 2002. 224 с.
5. Виноградова А. Д., Липецкая Ю. Т., Матасов Т. Ю., Ушакова И. П. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка : учебное пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1985. 144 с.
6. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 185 с.
7. Волков Б. С. Психология младшего школьника : учебное пособие. М., 2010. 91 с.
8. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М., 1998. 625 с.
9. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций. М., 2002. 336 с.
10. Гиппенрейтер Б. Ю. Общаться с ребенком. Как? М., 2002. 240 с.
11. Годовникова Л. В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ : учебное пособие для вузов. М., 2019. 218 с.
12. Дети с отклонениями в развитии : методическое пособие / Н. Д. Шматко. М., 1997. 128 с.
13. Дубровина И. В. Младший школьник: развитие познавательных способностей : пособие для учителей. М., 2011. 231 с.
14. Егорова Т. В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1989. 74 с.
15. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога. Ростов н/Д., 2008. 257 с.
16. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995. 273 с.
17. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., 2009. 80 с.
18. Замский X. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М., 1995. 400 с.
19. Занков Л. В. Психология умственно отсталого ребенка. М., 1939. 160 с.
20. Истомина З. М. Развитие памяти. М., 1978. 120 с.
21. Карелин А. А. Большая энциклопедия психологических тестов. М., 2007. 312 с.
22. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 2007. 124 с.
23. Ковалев В. В. Семиотека и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985. 288 с.
24. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1998. 144 с.
25. Колесникова Г. И. Специальная психология и педагогика : учебное пособие для студентов вузов. Ростов-н/Д., 2010. 253 с.
26. Лебединский В. В. Нарушение психического развития у детей : учебное пособие. М., 1985. 149 с.
27. Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика. М., 2005. 320 с.
28. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М., 1989. 137 с.
29. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. М., 1987. 184 с.
30. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М., 1990. 400 с.
31. Мазепина Т. Б. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. Ростов н/Д, 2002. 64 с.
32. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб., 2001. 592 с.
33. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. М., 1992. 95 с.
34. Матюгин И. Ю. Как развить внимание и память вашего ребёнка. М., 1993. 114 с.
35. Матюгин И. Ю. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. Волгоград, 1999. 52 с.
36. Мищенкова Л. В. Развивающие занятия для детей 8-10 лет. Речь, мышление, память, внимание. М., 2009. 160 с.
37. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. 432 с.
38. Немов Р. С. Психология: психодиагностика : в 3 т. М., 2004. Т.1. 148 с. Т.3. 640 с.
39. Никитина Т. Б. Как развить хорошую память. М., 2006. 320 с.
40. Общая, возрастная и педагогическая психология : хрестоматия / Т. П. Березовская, М. В. Кравченко, А. В. Музыченко. Минск, 2006. 128 с.
41. Осипова А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие. М., 2002. 510 с.
42. Певзнер М. С. Вопросы комплексной диагностики умственно отсталых детей. Иркутск, 1998. 95 с.
43. Певзнер М. С. Дети - олигофрены. М., 1959. 156 с.
44. Петрова В. Г. Практическая и умственная деятельность детей- олигофренов. М., 1968. 158 с.
45. Пинский Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М., 2002. 319 с.
46. Практическая психология образования : учебное пособие / под ред. И. В. Дубровиной. СПб., 2004. 592 с.
47. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / под ред. В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. СПб., 2001. 256 с.
48. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Е. Е. Данилова, Т. В. Вохмянина. М., 1998. 160 с.
49. Пугая Ю. К. Развитие памяти. Система приемов. М., 1995. 96 с.
50. Развитие произвольной памяти у младших школьников : программа, разработки занятий / Е. А. Лапп, С. Ж. Хайрушева. Волгорад, 2011. 138 с.
51. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности : учебное пособие. СПб., 2001. 214 с.
52. Родионов В. А., Ступницкая М. А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе. Ярославль, 2001. 160 с.
53. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М., 1986. 192 с.
54. Симинова О. Ф. Память. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2000. 144 с.
55. Смирнов А. А. Произвольное и непроизвольное запоминание : хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. М., 2000. 574 с.
56. Соловьев И. М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М., 1966. 345 с.
57. Сорокин В. М. Специальная психология : учеб. пособие / под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2003. 216 с.
58. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль, 1996. 192 с.
59. Худенко Е. Д. Как научить ребенка думать (упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи). М., 1993. 185 с.
60. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль, 2007.240 с.
61. Чуприкова Н. И. Познавательная активность в системе процессов памяти. М., 1994. 400 с.
62. Чутко Н. Я. Развитие памяти школьника. М., 1992. 192 с.
63. Шаталов В. В. Память и возможности ее развития. Киев, 1997. 470 с.
64. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 2007. 384 с.
65. Яковлева Е. Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников. Петрозаводск, 1992. 38 с.