Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия

Работа №93125

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ И ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 8
1.1. Внимание как психический процесс. Особенности его развития у детей
младшего школьного возраста 8
1.2. Задержка психического развития как клинический и психолого-педагогический феномен науки 21
1.3. Характеристика детей младшего школьного возраста с задержкой
психического развития с точки зрения особенностей и нарушений их произвольного внимания 24
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 29
2.1. Характеристика базы исследования и психолого-педагогическая
характеристика контингента испытуемых 29
2.2. Обзор психодиагностического инструментария для выявления
нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 33
2.3. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента по
выявлению нарушений произвольного внимания у испытуемых и анализ результатов экспериментальной работы 35
ГЛАВА 3. ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ
ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 45
3.1. Технологии работы с детьми младшего школьного возраста с
задержкой психического развития в условиях дистанционных форм взаимодействия 45
3.2. Составление и частичная апробация программы коррекции нарушений
произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития 54
3.3. Методические рекомендации в адрес специального психолога по
дальнейшей апробации программы коррекции нарушений произвольного внимания у младших школьников с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 94

На человека ежедневно действует масса всевозможных раздражителей. Сознание человека не в способно охватить все эти объекты одновременно с достаточной точностью. Некоторые объекты присутствуют в поле ясного сознания, что-то осмысливается не совсем отчетливо, что-то достаточно смутно, а многое совсем не попадает в поле сознания. Человек замечает только те явления и предметы, вокруг себя, которые вызывают его интерес и отражают его потребности. Вниманием обеспечивается выделение объекта и сосредоточение на нем при выполнении различных действий индивида.
Внимание человека имеет большое множество различных функций в жизненном процессе. Им обеспечивается торможение неважных и активация важных в данное время физиологических и психологических процессов индивида. Благодаря вниманию человек способен длительно сосредотачиваться на одном и том же предмете и виде деятельности. Также оно обеспечивает целенаправленный отбор поступающей информации из окружающего мира.
В настоящие время проблема специфики развития всех психических процессов человека имеет большое значение для науки и исследователей, внимание не является исключеньем. В современном мире эта проблема особенно актуальна относительно к детям с задержкой психического развития, так как увеличивается число детей с нарушениями психического развития, при этом из наиболее распространенных форм психических нарушений является задержка психического развития (ЗПР). По данным Министерства просвещения Российской Федерации, за последние 10 лет число детей с ЗПР увеличилось в 2 раза. К 2017 году число детей младшего школьного возраста с ЗПР составляло 26 % от детской популяции [29].
Недоразвитие многих психических функций, в том числе и внимания, отмечается при задержке психического развития. Для хорошей социально-трудовой адаптации в будущем большую роль играет воспитание и обучения детей обозначенной категории, в частности, с задержкой психического развития. Особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития, диагностики и коррекции нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, так как внимание является неотъемлемым условием благополучного воспитания и обучения ребенка с ЗПР.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что для успешного обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с ЗПР необходимо выявление нарушений произвольного внимания с целью дальнейшей коррекция выявленных нарушений.
На сегодняшний день существует внушительное количество работ, которые посвящены комплексному изучению детей с задержкой психического развития и связаны с именами таких учёных как: О. В. Алмазова, В. М. Астапов, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер и др., но изучение этой проблемы необходимо продолжать и на текущем этапе развития науки, так как появляются новые технологии, средства и среда для обучения детей с задержкой психического развития.
Компьютер, интернет, социальные сети являются неотъемлемой частью жизни любого современного человека - в настоящее время весь мир живет в век информационных технологий. С началом пандемии вируса COVID-19 многие организации совершенно из разных сфер деятельности столкнулись с необходимостью перехода в дистанционный формат взаимодействия, в том числе и сфера образования. В связи с этим необходимо приспосабливаться к новым условиям и разрабатывать программы по коррекции недостатков произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития посредством дистанционных технологий, которые впоследствии могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности специального психолога.
Исходя из всего выше сказанного, была определена тема работы - «Коррекция нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия»
Объект - особенности и нарушения внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Предмет - процесс коррекции нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия
Цель исследования - составление и частичная апробация программы коррекции нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в дистанционных формах взаимодействия.
Цель, объект и предмет исследования определили постановку следующих задач.
Задачи исследования:
1. Подобрать и проанализировать источники и специальную психолого - педагогическую литературу по проблеме и теме исследования.
2. Спланировать, организовать и провести констатирующий этап эксперимента по изучению особенностей и выявлению нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Проанализировать экспериментальные данные и интерпретировать результаты констатирующего этапа эксперимента в целом.
4. Составить программу коррекции нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
5. Организовать и провести частичную апробацию составленной программы.
6. Сформулировать методические рекомендации в адрес специального психолога по дальнейшей апробации программы.
7. Оформить выпускную квалификационную работу в соответствии с требованиями.
Методы и методики исследования:
• теоретические методы: анализ источников и специальной психолого-педагогической литературы, анализ педагогического опыта;
• эмпирические: наблюдение, эксперимент;
• экспериментально-психологические методики:«Корректурная проба», «Таблицы Шульте»,«Счет по Крепелину».
База исследования: Свердловская область, Первоуральский район, п. Билимбай, ул. Красноармейская, 62 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22»
Структура работы: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами был проведен анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, который показал, что внимание - это особая форма психической активности, которая характеризуется направленностью и сосредоточением сознания на каком-либо предмете, явлении, деятельности. Проведенный теоретический анализ определил, что внимание является основой любой интеллектуальной деятельности и все психические процессы протекают с ним.
Произвольное внимание - это внимание, связанное с волевым усилием человека, сосредоточением психической деятельности на решении той или иной задачи либо на достижении какой-то цели. Мы выяснили, что развитие произвольного внимания у детей младшего школьного возраста является важнейшей задачей. Младший школьный возраст - это период быстрого развития внимания ребенка. В этом возрасте начинает формироваться произвольное внимание и его свойства. Уровень его развития влияет на протекание всех познавательных процессов, на эффективность овладения знаниями, умениями, навыками и на становлении личности ребенка в целом.
Недоразвитие внимания и других психических функций отмечается при задержке психического развития. Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психических нарушений.Особую актуальность в этой связи приобретает проблема развития, диагностики и коррекции недостатков внимания у младших школьников с ЗПР, так как внимание является необходимым условием успешного обучения и воспитания ребенка с задержкой психического развития. На сегодняшний день существует большое количество работ, посвященных данной проблеме, которые связаны с именами таких учёных как: О. В. Алмазова, В. М. Астапов, Т. А. Власова, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, и многие другие. Огромный вклад учёных-психологов помог понять особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Из их трудов, мы видим, что внимание детей младшего школьного возраста с ЗПР развивается иначе в отличие от внимания нормально развивающихся детей этого возраста. Нарушение произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР имеют следующие особенности: низкий объём, сниженная устойчивость и концентрация, пониженное переключение и распределение внимания.
Таким образом теоретический анализ психолого-педагогической литературы привел к пониманию необходимости диагностики уровня развития внимания и коррекции его нарушений. Нами было проведено экспериментальное исследование с целью выявления уровня развития внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР. В ходе констатирующего этапа эксперимента был осуществлен подбор психодиагностического инструментария, который включил в себя три методики, направленные на изучение таких свойств внимания как устойчивость, концентрация и объём. Базой исследования явилась МАОУ «СОШ №22» в экспериментальной группе было 7 учеников 2-го класса с ЗПР. Проведенные исследования доказали, что дети младшего школьного возраста с ЗПР имеют низкий уровень развития таких свойств произвольного внимания как устойчивость, концентрация и объём.
На основании чего на формирующем этапе эксперимента нами была составлена коррекционная программа нарушений произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР в дистанционных форматах взаимодействия. Составленная нами программа была частично апробирована в дистанционном формате на электронной площадке для видеоконференций «ZOMM». Представленная программа включила в себя серию упражнений на формирование и развитие свойств произвольного внимания, а также упражнения на развитие памяти, мышления и восприятия. Каждое занятие обязательно включало в себя зрительную гимнастику и релаксацию, после работы с компьютером. Также нами была разработана и отправлена на электронную почту памятка родителям с рекомендациями по созданию условий для дистанционной форма обучения ребенка.
Частичная апробация данной программы позволила нам отработать навыки проведения коррекционных занятий в дистанционном формате и познать тонкости и нюансы данного формата взаимодействия. В ходе частичной реализации нашей коррекционной программы мы получили следующие мы наблюдали следующие результаты: дети проявили интерес и желание к работе, проявляли желание сделать работу лучше одноклассника и без ошибок, ждали занятий и новых упражнений, стали проявлять интерес к самостоятельной деятельности, просили дать упражнение, что может говорить о положительном влиянии.
На основании того, что разработанная коррекционная программа была апробирована частично. Нами были сформулированы методические рекомендации для специального психолога для дальнейшей апробации программы.
Таким образом проведенная диагностика свойств произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с ЗПР, составленная программа по коррекции недостатков произвольного внимания в дистанционном формате взаимодействия, её частичная апробация и сформулированные методические рекомендации для специального психолога позволяют нам сказать, что поставленная цель экспериментального исследования и задачи были решены.


1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. : Академический проект, 1997. - 366 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография : учебное пособие // Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина ; под общей редакцией Н. В. Лалетина. - Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. - Красноярск, 2013. - 71 с.
3. Алмазова, О. В. Анализ и систематизация научных знаний о нарушениях внимания младших школьников с задержкой психического развития / О. В. Алмазова // Специальное образование : научно-методический журнал / Урал. гос. пед. ун-т; Ин-т спец. обр-я. - Екатеринбург, 2005. - № 4 - С. 26-31.
4. Алмазова, О. В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / О. В. Алмазова. - Екатеринбург, 1997. - 227 с
5. Бабанский, Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе : учебное пособие // Ю. К. Бабанский. - Москва : Просвещение, 1985. - 208 с.
6. Бабкина, Н. В. Особенности познавательной деятельности и ее саморегуляции у старших дошкольников с задержкой психического развития / Н. В. Бабкина // Дефектология, 2002. - № 5. -143 с.
7. Баскакова, И. Л. Внимание школьника методы его изучения и развития / И. Л. Баскакова. - Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. - 265 с.
8. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей : учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. - М. : Гном-Пресс, 2002 - 64 с.
9. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования / Б. С. Волков. - 4-е изд. испр. и доп. - М. : Академический проект ; Фонд «Мир», 2005. - 352 с.
10. Воронин, А. Н. Методики диагностики свойств внимания: Методы психологической диагностики / А. Н. Воронин, В. Н. Дружинина, Т. В. Галкина ; под ред. В. Н. Дружина. - М., 2008. - 246 с.
11. Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / П. Я. Гальперин. - М. : Издательство Институт практической психологии ; Воронеж: НПО Модек, 1988. - 424 с.
12. Деревянкина, Н. А. Психологические особенности школьников с задержкой психического развития : учебное пособие / Н. А. Деревянкина. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. - 77 с.
13. Дети с задержкой психического развития / под ред. Г. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.,1984. - 256 с.
14. Детская патопсихология : хрестоматия / авт.-сост.
Н. Л. Белопольская. - М., 2004.- 351 с.
15. Дробинская, А. О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь / А. О. Дробинская // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - Вып. 19 - М. : Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
16. Екжанова, Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения / Е. А. Екжанова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -
2002. - № 4. - С. 56.
17. Заваденко, Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики / Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова, М. В. Румянцева // Дефектология. -
2003. - №6. - С. 75-82.
18. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика : учебное пособие // И. А. Зайцева ; под ред. В. С. Кукушина, И. А. Зайцевой. - Москва: ИКЦ “МарТ” ; Ростов-на-Дону : Издательский центр “МарТ”, 2009. - 353 с.
19. Зейгарник, Б. В. Патопсихология / Б. В. Зейгарник ; Московский ун-т. - Москва: [б. и.], 1986. - 287 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ