Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
артикуляционно-фонематической дисграфией 11
1.3. Характеристика произносительной системыречи у младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией 15
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
2.1. Организация и методика обследования артикуляционной моторики,
фонетико-фонематической системы речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 21
2.2. Анализ результатов обследования артикуляционной моторики,
фонетико-фонематической системы речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 24
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 30
3.2. Содержание логопедической работыпо коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьниковс псевдобульбарной
дизартрией 33
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 39
Заключение 43
Список источников и литературы 45
Приложение 1 50
Приложение 2 60
Приложение 3 69
Нарушение письма у младших школьников является чрезвычайно актуальной проблемой в современном мире. Статистика дисграфии среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ России по данным Т. Аристовой в 1950-1960-е годы не превышала 10%, а в 2015 году дисграфия встречается у учащихся младших классов общеобразовательных школ уже в 50% случаев и более, артикуляционно-фонематическая дисграфия наблюдается у 14% обследованных детей [3]. Данную форму дисграфии выделил М. Е. Хватцев, она была классифицирована как дисграфия на почве расстройств устной речи.Таким образом, ребёнок,имея нарушение звукопроизношения и опираясь на него, отражает это на письме. Артикуляционно-фонематическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Данный вид дисграфии часто наблюдается у детей с дизартрией.
Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной системы речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая, отмечает Приходько О.Г. [28].
Дизартрия является сложным речевым расстройством, характеризующимсясочетанием множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Фонетические нарушения при пвсевдобульбарной дизартрии являются ведущими нарушениями в структуре речевого дефекта, сопровождающиеся недоразвитием лексико-грамматического строя речи. При формировании фонематического, лексического и грамматического компонентов речи отрицательным влиянием обладают нарушения фонетической системы речи, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Трудновыполнимым заданием для младших школьников с дизартрией являетсянахождение различий близких по
звучанию слов (на материале иллюстраций), подбор иллюстраций на определенный звук, узнавание слогов и т. д.Это свидетельствует о недоразвитии фонематического восприятия у детей с дизартрией. Смазанность и невнятность устной речи у данной категории детей затрудняет формирование четкого слухового восприятия и контроля. В последствии затрудняя процесс обучения детей в школе [20].
В.А. Киселева в своих исследованиях анализировала причинышкольной неуспеваемости детей, изучая детей с дисграфией и дислексией.У большинства были выявлены негрубые нарушения фонетического слуха и звукопроизношения. Совместное обследование с неврологом и нейропсихологом подтвердило у данной группы детей наличие дизартрии. Дизартрия, как первоначальный дефект приводит к недостаточности фонематического восприятия, анализа, синтеза, что вызывает специфические ошибки на письме и в чтении.
Поэтому дети с дизартрией - дети группы риска по появлению дисграфии в школе. Важно устранять дефекты произносительной системы речи как можно раньше, для профилактики нарушений письменной речи детей и предупреждения школьной неуспеваемости, а в следствии ухудшения эмоционального состояния и снижения мотивации к обучению.
Объект исследования: состояние моторики, произносительной системы речи, фонематических процессови письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьниковс псевдобульбарной дизартрией.
Цель работы: спланировать содержание логопедической работыпо коррекции нарушений артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики обследования, провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты обследования моторики, фонетико-фонематической системы речи и письмау младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Спланировать логопедическую работу по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведённой коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего эксперимента, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - начальная общеобразовательная школа № 5 г. Среднеуральск, ул. Лермонтова 4.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Объём выпускной квалификационной работы: 73 страницы.
В процессе написания выпускной квалификационной работы по теме: «Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией» поставленные задачи были достигнуты.
В первой главе была проанализирована методическая литература по теме исследования и рассмотрены этапы развития фонетико-фонематической системы речи у детей в норме, дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией. Были изучены психологические предпосылки формирования, нарушения или несформированности речевой деятельности, приводящей к нарушениям письма, сформулированные Л.С. Цветковой, ведь нарушения устной речи находят свое отражение на письме в виде дисграфических ошибок. Изучены понятия дизартрия и дисграфия. Дана характеристика произносительной стороны речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
После обзора теоретической литературы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией был проведен констатирующий эксперимент на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - начальной общеобразовательной школы № 5 города Среднеуральск. В котором участвовало шесть обучающиеся 3 класса в возрасте 9 - 10 лет: четыре мальчика и две девочки с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Проанализировав результаты обследования моторики, устной речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, составили индивидуальный план коррекционной работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии для каждого обучающегося, определив направления и содержание логопедической работы, применив необходимые методы и приёмы для проведения коррекционной работы.
Работанад коррекцией артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией начиналась с развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, развития просодической системы речи, коррекции нарушений звукопроизношения, совершенствования фонематических процессов и завершилась коррекцией письменной речи.
В ходе контрольного этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование письма у детей, входящих в экспериментальную группу, по методикам констатирующего эксперимента. В ходе сравнения результатов обследования на данных этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции дисграфии у данной категории детей, после логопедической работы у экспериментальной группы детей наблюдалась динамика письменной речи.
1. Акименко, В. М. Практический курс логопедии в моделях и схемах / В. М. Акименко. - Москва : Феникс, 2017. - 288 с.
2. Алексеева, А. Личностно дифференцированный подход в коррекции дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи /
A. Алексеева // KnELifeSciences. Пятый Международный Конгресс Мемориала Лурии «Лурианский подход в международной психологической науке». - 2018 - С. 59 - 70.
3. Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи:учебно- методич. пособие / Т. А. Аристова ; под ред. Н. Н. Яковлевой. - Санкт- Петербург : КАРО, 2014. - 208 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.- Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 340 с.
5. Ахутина, Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т.
B. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики :методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. - Санкт-Петербург : Акционер и К, 2004. - С. 225-245.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова ; Гуманитарный изд. Центр владос. - Москва, 2009. - 287 с.
7. Борозинец, М. Н. Логопедические технологии: учебно-методическое пособие / М. Н. Борозинец. - Москва : Ставрополь, 2008. - 224 с.
8. Бунина, В. С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса / В. С. Бунина // Дошкольное образование. - 2010. - № 8. - С. 10-12.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская — Москва : ACT: Астрель, 2006. — 141 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия:учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская - Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 680 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия:учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. -Москва :Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 704 с.
12. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция:учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О. Б. Иншаковой. - Воронеж : МОДЭК, 2001 - С. 193-199.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Л. С. Выготский. - Москва,1991. - 476 с.
14. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Москва, 2007. - 162 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова - Москва: Просвещение, 1972. - 205 с.
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) / А. Н. Корнев - Санкт-Петербург : Издательский Дом «М и М», 1997. - 286 с.
17. Кукушкина, В. С. Логопедия в школе: практический опыт/ В. С. Кукушкина. - Москва : ИКЦ «МарТ», 2004. - 368 с.
18. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах:учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - Москва, 2009. - 216 с.
...