Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №93905

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
239
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей в норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
артикуляционно-фонематической дисграфией 11
1.3. Характеристика произносительной системыречи у младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией 15
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
2.1. Организация и методика обследования артикуляционной моторики,
фонетико-фонематической системы речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 21
2.2. Анализ результатов обследования артикуляционной моторики,
фонетико-фонематической системы речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 24
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 30
3.2. Содержание логопедической работыпо коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьниковс псевдобульбарной
дизартрией 33
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 39
Заключение 43
Список источников и литературы 45
Приложение 1 50
Приложение 2 60
Приложение 3 69


Нарушение письма у младших школьников является чрезвычайно актуальной проблемой в современном мире. Статистика дисграфии среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ России по данным Т. Аристовой в 1950-1960-е годы не превышала 10%, а в 2015 году дисграфия встречается у учащихся младших классов общеобразовательных школ уже в 50% случаев и более, артикуляционно-фонематическая дисграфия наблюдается у 14% обследованных детей [3]. Данную форму дисграфии выделил М. Е. Хватцев, она была классифицирована как дисграфия на почве расстройств устной речи.Таким образом, ребёнок,имея нарушение звукопроизношения и опираясь на него, отражает это на письме. Артикуляционно-фонематическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Данный вид дисграфии часто наблюдается у детей с дизартрией.
Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной системы речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая, отмечает Приходько О.Г. [28].
Дизартрия является сложным речевым расстройством, характеризующимсясочетанием множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Фонетические нарушения при пвсевдобульбарной дизартрии являются ведущими нарушениями в структуре речевого дефекта, сопровождающиеся недоразвитием лексико-грамматического строя речи. При формировании фонематического, лексического и грамматического компонентов речи отрицательным влиянием обладают нарушения фонетической системы речи, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Трудновыполнимым заданием для младших школьников с дизартрией являетсянахождение различий близких по
звучанию слов (на материале иллюстраций), подбор иллюстраций на определенный звук, узнавание слогов и т. д.Это свидетельствует о недоразвитии фонематического восприятия у детей с дизартрией. Смазанность и невнятность устной речи у данной категории детей затрудняет формирование четкого слухового восприятия и контроля. В последствии затрудняя процесс обучения детей в школе [20].
В.А. Киселева в своих исследованиях анализировала причинышкольной неуспеваемости детей, изучая детей с дисграфией и дислексией.У большинства были выявлены негрубые нарушения фонетического слуха и звукопроизношения. Совместное обследование с неврологом и нейропсихологом подтвердило у данной группы детей наличие дизартрии. Дизартрия, как первоначальный дефект приводит к недостаточности фонематического восприятия, анализа, синтеза, что вызывает специфические ошибки на письме и в чтении.
Поэтому дети с дизартрией - дети группы риска по появлению дисграфии в школе. Важно устранять дефекты произносительной системы речи как можно раньше, для профилактики нарушений письменной речи детей и предупреждения школьной неуспеваемости, а в следствии ухудшения эмоционального состояния и снижения мотивации к обучению.
Объект исследования: состояние моторики, произносительной системы речи, фонематических процессови письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьниковс псевдобульбарной дизартрией.
Цель работы: спланировать содержание логопедической работыпо коррекции нарушений артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики обследования, провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты обследования моторики, фонетико-фонематической системы речи и письмау младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Спланировать логопедическую работу по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведённой коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего эксперимента, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования:Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - начальная общеобразовательная школа № 5 г. Среднеуральск, ул. Лермонтова 4.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Объём выпускной квалификационной работы: 73 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания выпускной квалификационной работы по теме: «Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией» поставленные задачи были достигнуты.
В первой главе была проанализирована методическая литература по теме исследования и рассмотрены этапы развития фонетико-фонематической системы речи у детей в норме, дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией. Были изучены психологические предпосылки формирования, нарушения или несформированности речевой деятельности, приводящей к нарушениям письма, сформулированные Л.С. Цветковой, ведь нарушения устной речи находят свое отражение на письме в виде дисграфических ошибок. Изучены понятия дизартрия и дисграфия. Дана характеристика произносительной стороны речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
После обзора теоретической литературы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией был проведен констатирующий эксперимент на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - начальной общеобразовательной школы № 5 города Среднеуральск. В котором участвовало шесть обучающиеся 3 класса в возрасте 9 - 10 лет: четыре мальчика и две девочки с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Проанализировав результаты обследования моторики, устной речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, составили индивидуальный план коррекционной работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии для каждого обучающегося, определив направления и содержание логопедической работы, применив необходимые методы и приёмы для проведения коррекционной работы.
Работанад коррекцией артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией начиналась с развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, развития просодической системы речи, коррекции нарушений звукопроизношения, совершенствования фонематических процессов и завершилась коррекцией письменной речи.
В ходе контрольного этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование письма у детей, входящих в экспериментальную группу, по методикам констатирующего эксперимента. В ходе сравнения результатов обследования на данных этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции дисграфии у данной категории детей, после логопедической работы у экспериментальной группы детей наблюдалась динамика письменной речи.



1. Акименко, В. М. Практический курс логопедии в моделях и схемах / В. М. Акименко. - Москва : Феникс, 2017. - 288 с.
2. Алексеева, А. Личностно дифференцированный подход в коррекции дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи /
A. Алексеева // KnELifeSciences. Пятый Международный Конгресс Мемориала Лурии «Лурианский подход в международной психологической науке». - 2018 - С. 59 - 70.
3. Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи:учебно- методич. пособие / Т. А. Аристова ; под ред. Н. Н. Яковлевой. - Санкт- Петербург : КАРО, 2014. - 208 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.- Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 340 с.
5. Ахутина, Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т.
B. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики :методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. - Санкт-Петербург : Акционер и К, 2004. - С. 225-245.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова ; Гуманитарный изд. Центр владос. - Москва, 2009. - 287 с.
7. Борозинец, М. Н. Логопедические технологии: учебно-методическое пособие / М. Н. Борозинец. - Москва : Ставрополь, 2008. - 224 с.
8. Бунина, В. С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса / В. С. Бунина // Дошкольное образование. - 2010. - № 8. - С. 10-12.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская — Москва : ACT: Астрель, 2006. — 141 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия:учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская - Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 680 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия:учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. -Москва :Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 704 с.
12. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция:учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О. Б. Иншаковой. - Воронеж : МОДЭК, 2001 - С. 193-199.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Л. С. Выготский. - Москва,1991. - 476 с.
14. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Москва, 2007. - 162 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова - Москва: Просвещение, 1972. - 205 с.
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) / А. Н. Корнев - Санкт-Петербург : Издательский Дом «М и М», 1997. - 286 с.
17. Кукушкина, В. С. Логопедия в школе: практический опыт/ В. С. Кукушкина. - Москва : ИКЦ «МарТ», 2004. - 368 с.
18. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах:учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - Москва, 2009. - 216 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ