Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация логопедической работы по формированию моторной сферы в системе коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №93842

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

специальное дефектологическое образование

Объем работы188
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ
РЕЧИ 8
1.1. Взаимосвязь развития речи с развитием моторных
функций 8
1.2. Развитие моторной сферы, звукопроизношения,
фонематического слуха и фонематического восприятия в онтогенезе 13
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей с
псевдобульбарной дизартрией 21
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Основные принципы, цель, задачи констатирующего
эксперимента 29
2.2. Методика изучения состояния моторной сферы,
звукопроизношения и фонематических процессов в рамках констатирующего эксперимента и анализ полученных результатов 33
2.3. Взаимосвязь нарушений фонетико-фонематической стороны
речи и моторной сферы у обследованных детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией 43
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МОТОРНОЙ СФЕРЫ У ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 52 3.1. Основные принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по формированию моторной сферы у школьников с лёгкой
степенью псевдобульбарной дизартрией 52
3.2 Содержание этапов логопедической работы по формированию моторной сферы у школьников с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией 55
3.3. Контрольный эксперимент и анализ полученных результатов 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 75

Контингент учащихся общеобразовательных школ за последнее время претерпел значительные изменения, наблюдается увеличение детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии, которые обучаются на всех уровнях системы образования Российской Федерации. Основная группа среди данной категории обучающихся - дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и псевдобульбарной дизартрией. Данной проблемой занимались многие специалисты, такие как Е. Н. Винарская, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова.
В своих работах Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина отмечают, что при данной патологии ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, обусловленные нарушением иннервации артикуляционного аппарата [36]. У таких детей не полностью сформирован фонематический слух и навыки звукового анализа и синтеза, что является обязательным для полноценного развития письменной речи. Моторная сфера таких детей отличается недостаточной точностью движений и общей неловкостью как в мелкой, так и общей моторике [59]. Для преодоления всех перечисленных нарушений необходима своевременная логопедическая помощь.
Л. В. Лопатина, Е. О. Смирнова, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева отмечают, что у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии задерживается развитие готовности руки к письму, долго не проявляется интерес к различным видам ручной деятельности. По утверждению Е. Н. Винарской, Л.А. Смирновой и Т. И. Ткаченко традиционные психолого­педагогические методы в процессе обучения и коррекции во многих случаях не приносят желаемые результаты, так как у детей преобладают системные нарушения психофизических функций с обилием мозаичных и внешне разнонаправленных дефектов.
В своих исследованиях Т. В. Верясова, Н. Ф. Губанова, Ю. В. и Е. Р. Шумаковы, Г. Р. Шашкина для развития мелкой моторики предлагают следующие виды работ - рисование, игры с нитками, с сыпучими материалами, а также различные пальчиковые игры и упражнения. Все перечисленные виды работ направлены на выработку согласованности в работе глаз и рук, совершенствование координации движений и пространственной ориентировки, а также гибкости и точности в выполнении движений.
Речевые нарушения у детей на школьном этапе обучения являются серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы. В целях оказания помощи в школах работают логопедические пункты, которые необходимы для формирования моторной сферы в системе коррекции фонетико-фонематической стороны, так как нарушения речи препятствуют освоению школьной программы.
Проблема исследования: в системе коррекции фонетико -
фонематического недоразвития речи в условиях школьного логопункта недостаточно времени уделяется изучению состояния моторной сферы, звукопроизношению и фонематических процессов.
Гипотеза: работа по коррекции фонетико - фонематического
недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией в условиях школьного логопункта будет эффективной при организации логопедической работы по формированию моторной сферы не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности.
Объект исследования: состояние моторных функций,
звукопроизношения и фонематических процессов у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования: выбор направлений и содержания работы по формированию моторной сферы для коррекции фонетико - фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии в урочной и внеурочной деятельности.
Цель выпускной квалификационной работы: определить
содержание логопедической работы по коррекции фонетико­фонематического недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией с помощью специальных упражнений, направленных на развитие моторной сферы, а также других видов работ в урочной и внеурочной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать и изучить специальную научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести изучение состояния моторной сферы,
звукопроизношения, фонематических процессов и проанализировать полученные результаты.
3. Осуществить планирование коррекционной работы с учётом индивидуальных потребностей детей.
4. Провести контрольный эксперимент, направленный на изучение эффективности проведённой работы.
5. Оценить эффективность проведённой коррекционной работы.
Методологической и теоретической базой исследования явились труды Н. А. Бернштейна об уровневой организации движений, Е. М. Мастюковой о влиянии псевдобульбарного синдрома при дизартрии на моторную сферу ребёнка, В. М. Бехтерева и М. М. Кольцовой о взаимосвязи состояния речи и моторной сферы, И. П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ теоретической и методической литературы.
2. Эмпирические методы исследования (наблюдение, беседа, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, обобщение и сравнение, обработка и интерпретация результатов).
База экспериментального исследования: «Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение с углубленным изучением отдельных предметов № 50», г. Екатеринбург, Свердловская область.
Этапы исследования:
Первый этап (январь 2018 года - июнь 2018 года) - теоретическое обоснование исследования (поиск, аналитический обзор теоретических и практических источников), проведение констатирующего эксперимента по методическим рекомендациям Н. М. Трубниковой и анализ полученных результатов.
Второй этап (сентябрь 2018 - май 2019 года) - разработка содержания логопедической работы по теме исследования, проведение обучающего эксперимента.
Третий этап (сентябрь 2019 - декабрь 2019 года) - проведение
контрольного эксперимента, анализ его результатов, формулирование основных положений и выводов.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Период школьного обучения является важным моментом в жизни ребёнка. В этот период он активно овладевает нормами родного языка, происходит становление всех сторон речи. В настоящее время одной из актуальных проблем является определение эффективных путей коррекции фонетико-фонематической стороны речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Для организации логопедической работы была изучена научно­методическая литература, анализ которой показал, что от успешного развития общей, мелкой и артикуляционной моторики зависит полноценное формирование фонетико-фонематической стороны речи. В ходе работы над темой ВКР были определены направления исследования, а также проведены констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты, которые подтвердили тему и актуальность проблемы исследования.
На основании обзора литературы можно сделать вывод о том, что: псевдобульбарная дизартрия является одним из самых распространённых нарушений среди детей и представляет собой сложное речевое расстройство, в котором сочетаются нарушение речи и нарушение моторной сферы. В структуре речевого дефекта выявляются дефекты звукопроизношения, которые влекут за собой расстройства в формировании фонематических процессов.
Логопедическое обследование учащихся проводилось с использованием методических рекомендаций под редакцией Н. М. Трубниковой. Результаты констатирующего эксперимента позволили выделить нарушения речевых и неречевых функций у детей с псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени и соотнести их со спецификой звукопроизношения и фонематических процессов, определив прямую взаимосвязь между ними.
При разработке коррекционной методики были использованы методы и приёмы развития моторной сферы с использованием видов работ, описанные в трудах О. Г. Приходько, С. В и В. В. Коноваленко, Л. В Лопатиной и других авторов. Методики направлены на развитие статистической и динамической организации движений в общей, мелкой и артикуляционной моториках, а также коррекцию звукопроизношения и фонематических процессов.
Для проведения обучающего эксперимента было подобрано содержание коррекционной работы по формированию моторной сферы у школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленной псевдобульбарной дизартрией лёгкой степени. Эта работа осуществлялась во всех организационных видах деятельности на логопедических занятиях, во внеурочной и урочной деятельности.
В ходе проведения контрольного эксперимента была выявлена динамика у детей, входящих в экспериментальную группу по сравнению с контрольной. Было заметно улучшение статистической и динамической организации движений в мелкой моторике на 0.4 и 0.5 баллов соответственно, статистической организации движений в общей моторике на 0.3 балла и динамической организации движений в артикуляционной моторике на 0.5 балла. Система логопедической работы положительно влияла на коррекцию нарушенных функций моторной сферы, звукопроизношения и фонематических процессов. Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил актуальность исследования и правильность использования коррекционной работы в условиях логопедического пункта.
Результаты исследования показали эффективность разработанной методики и подтвердили правильность выдвинутой гипотезы о том, что в условиях школьного логопункта работа по формированию моторной сферы в системе коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрией будет эффективной если её осуществить не только на занятиях, но и во внеурочной деятельности. Сопоставив результаты динамики контрольной и экспериментальной групп можно сделать вывод об эффективности данной методики, которая доказана практическим путем.


1. Акименко, В. М. Развивающие технологии в логопедии /
B. М. Акименко. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 109 с.
2. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2008. - 254 с.
3. Архипова, Е. Ф. Особенности логопедической работы при дизартрии / Е. Ф. Архипова // Коррекционная педагогика. - 2004. - №. 1. -
C. 32-36.
4. Бадалян, Л. О. Детская невропатология : учеб. пособие для студентов вузов / Л. О. Бадалян. - Москва : МЕДпресс-информ, 2016. - 608 с.
5. Бадалян, Л. О. Невропатология : учеб. для студентов вузов / Л. О. Бадалян. - Москва : Академия, 2012. - 400 с.
6. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / Н. А. Бернштейн. - Москва : Медицина, 1966. - 349 с.
7. Бехтерев, В. М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки / В. М. Бехтерев // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. - 1916. - № 1. - С. 105-124.
8. Бехтерев, В. М. Основы учения о функциях мозга / В. М. Бехте­рев. - Санкт-Петербург : Брокгауз и Ефрон, 1905. - 321 с.
9. Бот, О. С. Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи / О. С. Бот // Дефектология. - 1983. - № 1. - С. 56 - 59.
10. Ванюхина, Г. А. Воспитание фонетико-фонематического воспри­ятия : биоадекват. технологии учеб.-метод. комплекса / Г. А. Ванюхина // Логопед. - 2017. - № 4. - С. 4-14.
11. Верясова, Т. В. Коррекционно-развивающая система формиро­вания моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Т. В. Верясова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1999. - 235 с.
12. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. - Москва : Сфера, 2005. - 64 с.
13. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
14. Возрастная психолингвистика : хрестоматия : учеб. пособие / сост. К. Ф. Седов. - Москва : Лабиринт, 2004. - 318 с.
15. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва : Лабиринт, 1999. - 352 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ