ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Понятия внеклассной работы. Цель, задачи, общие принципы 6
1.2. Основные отличительные особенности внеклассной работы от урока 8
1.3. Обзор нормативных документов для реализации внеклассной работы в
общеобразовательных учреждениях 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ОБЖ 15
2.1. Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ . 15
2.2. Мониторинг интересов обучающихся с 5-11 класс 23
2.3. План внеклассных мероприятий по формированию безопасного
поведения обучающихся 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность исследования: тема защиты ребенка сегодня актуальна как никогда. Если в прошлом столетии детям требовалась защита от голода, холода, то сегодня появляются новые угрозы, которые принимают более утонченные формы. С каждым годом количество жертв детей, только увеличивается, так как именно они являются, менее подготовленными, в силу своего возраста. Пик детского уличного травматизма приходится на летние месяцы, когда дети остаются на каникулах, зачастую без присмотра взрослых [21]. Дорожно-транспортные аварии являются одной из ведущей угрозой среди детей в возрасте от 10 до 19 лет. По данным официальной статистики, в 2019 году зарегистрировано 4 744 ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в результате которых 119 детей погибли и 146 пострадали [19]. Основными причинами транспортных происшествий выделяют: переход проезжей части дороги в неустановленном месте или внезапный выход ребёнка из-за стоящего транспортного средства. Существует множество нормативных актов относящиеся к данной проблеме, в общеобразовательных школах проводят уроки по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности". Специфика данного предмета заключается в том, что в нём заложен весь необходимый материал для безопасной жизни человека, который необходим не только в школьном возрасте. Одной из основных задач учителя ОБЖ, является передача обучающимся знаний и навыков на уроке, но преподавание предмета ОБЖ не будет эффективным без внеурочной деятельности, так как урок ограничен во времени и разрабатывается исходя из рабочей программы. Внеурочная деятельность, не связана жесткими временными рамками и может идти не по учебному плану, а учитывать интересы обучающихся в сфере ОБЖ и идти в ногу со временем, что повышает эффективность обучения безопасности детей во время внеурочных занятий.
Проблема исследования: к сожалению, на практике внеклассная работа по ОБЖ развита слабо. Очень часто в образовательных учреждениях внеклассная работа считается чем-то второстепенным, не требующим должного внимания. Школы зачастую не могут выбрать необходимую направленность внеклассной работы, не учитывают потребности обучающихся. Многие мероприятия по ОБЖ проходят только в соответствии с праздничными календарными днями: 23 февраля, 9 мая, в рамках дополнительного образования детей учат петь, танцевать, вышивать, но мало внимания уделяется именно обучению безопасности. Это приводит к потере интереса обучающихся к предмету и ухудшению отношений, между обучающимися и учителями.
Исходя из вышесказанного, возникает необходимость повысить эффективность обучения ОБЖ и тем самым обеспечить безопасность обучающихся. Для этого необходимо использовать не только часы учебной программы, но и разрабатывать эффективные внеклассные мероприятия, методические рекомендации, с учетом интересов, обучающихся к современным проблемам безопасности. Учителю ОБЖ необходимо регулярно проводить работу по освоению современных и продуктивных подходов, форм, приёмов и методов организации внеурочной деятельности по ОБЖ, что и определило тему работы.
Объект исследования - учебный процесс по предмету ОБЖ.
Предмет исследования - методика организации внеклассной работы по предмету ОБЖ.
Цель исследования - разработать план внеклассных мероприятий по формированию безопасного поведения обучающихся.
В соответствии с целью определены задачи исследования:
1. Изучить литературные источники по организации внеклассной работы учителя безопасности жизнедеятельности по формированию безопасного поведения обучающихся.
2. Изучить нормативные документы по реализации внеклассной работы в общеобразовательных учреждениях.
3. Разработать план внеклассных мероприятий для обучающихся по формированию безопасного поведения с 5-11 класс.
База исследования: МБОУ СОШ № 21 г. Екатеринбург.
Структура выпускной квалификационной работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе раскрывается теоретический аспект организации внеклассной работы, её основные отличительные особенности от урока и нормативно-правовая база, используемая для реализации внеклассных мероприятий. Во второй главе, представлены методические рекомендации по проведению эффективных форм внеклассной работы и возрастные особенности обучающихся с 5-11 класс. Также проводится анализ ответов, обучающихся по организации внеклассной работы в школе и разрабатывается план внеклассных мероприятий для обучающихся с 5-11 класс.
Целью написания выпускной квалификационной работы являлась разработка плана внеклассных мероприятий по формированию безопасного поведения обучающихся.
Для того, чтобы раскрыть всю суть организации внеклассной работы по ОБЖ, мы изучили большой объём литературных источников, для начала познакомились с различными определениями разных авторов, чтобы определить основную цель и задачи внеклассной работы по ОБЖ, а также использовали интернет ресурсы, что позволило раскрыть все преимущества внеклассной работы в образовательном процессе.
Обучение детей практическим основам безопасности жизнедеятельности является первостепенным долгом учителя ОБЖ. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Школа стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные' интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
В ходе работы было проведено сравнение урока и внеклассной работы в школе, для того, чтобы лучше понять всю систему внеклассной работы и правильно подойти к организации мероприятий.
Далее мы изучили нормативно-правовые документы, которые позволяют идти учителю в ногу со временем и являются необходимым условием для эффективного осуществления внеурочной деятельности.
В ходе работы были также рассмотрены эффективные формы организации внеклассной работы по формированию безопасного поведения, которые стимулируют мыслительную деятельность обучающихся, помогают приобретать уверенность в себе, развивают в большей степени творческие и интеллектуальные способности, а также представлены методические рекомендации по их проведению. Для разработки плана внеклассных мероприятий по ОБЖ проанализированы возрастные особенности обучающихся с 5-11 класс.
В практической части научного исследования был разработан план внеурочных мероприятий по формированию безопасного поведения обучающихся на основе проведенного анкетирования по выяснению интересов и отношения обучающихся ко внеурочной работе в школе и конкретно к предмету ОБЖ. Для проверки эффективности мероприятий в (Приложении 4) представлена анкета.
На основании проведенного анкетирования и планируемых результатов внеклассных мероприятий, можно выделить основные показатели эффективности организации внеклассной работы по ОБЖ:
• повышение знаний и умений, обучающихся по предмету ОБЖ;
• повышение интереса к занятиям во внеурочной время;
• приобретение умений работы с различными источниками информации;
• рост самостоятельности обучающихся во время выполнения домашней и урочной работы;
• повышение общего уровня культуры обучающихся.
Таким образом, поставленные задачи выполнены, цель достигнута.
1. Алоева, М. А. 100 идей для школьных друзей. Внеклассная работа: 5-11 классы /А. М. Алоева. - Москва: Феникс, 2008. - 754 с.
2. Быстрая, Н. В. Анкета для педагогов "Оценка мероприятия" / Н. В. Быстрая
// Социальная сеть работников образования: [сайт]. - 2014. - URL:
https://nsportal.ru/ (дата обращения 01.05.2020).
3. Васильев, А. В. Внеурочная деятельность по ОБЖ в рамках реализации ФГОС / А. В. Васильев // Социальная сеть работников образования: [сайт]. - 2019. - URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения 10.01. 2020).
4. Выготский, Л. С. Психология. /Л. С. Выготский. - Москва: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 108 с.
5. Гатауллина, Р. Ф. Формирование безопасного поведения школьников в досуговой деятельности / Р. Ф. Гатауллина // Педагогика безопасности: наука и образование. - 2016. - №1. - 28-32 с.
6. Головенков, С. Г. Взаимосвязь урочной и внеклассной работы со школьни
ками по основам безопасности жизнедеятельности / С. Г. Головенков // Молодой ученый: - 2015. - № 6.4 (86.4). - С. 80-84. - URL:
https://moluch.ru/archive/86/16438/ (дата обращения: 20.01.2020).
7. Григорьев, Д. В., Степанов, П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва: Просвещение, 2014.
8. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П. С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - С. 479.
9. Демьянова, Е. И. Психологические особенности развития старшеклассников / Е. И. Демьянова // [сайт]. - 2018. - URL: https://infourok.ru/ (дата обращения 25.03.2020).
10. Дурнев, Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - Москва: Дрофа, 2008. - С. 156.
11. Елизарова, И. С. Организация внеклассной работы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с учащимися старших классов: проблемы и подходы / Вестник томского государственного педагогического университета // Томский государственный педагогический университет / - Томск, 2012. - С. 13-16.
12. Жигачева, Л.В. Калейдоскоп внеклассных мероприятий [Текст] / Л.В. Жигачева. - Москва: Народное образование, 2008. - С 56.
13. «Забайкальское педагогическое общество». Нормы времени занятий в кружках и секциях по возрастам. [сайт]. - URL: http://blog.zabedu.ru/ (дата обращения 19.03.2020).
14. Зимина, И. С, Деминцева, О. А, Гаврилова, М. Н, Полозова, О.В. Формирование готовности учащихся к безопасному поведению в опасных ситуациях // Вестник ОГУ, 2017. - №11. - С. 211.
15. Казаренков, В. И. Педагогические основы организации внеурочных занятий по учебным предметам / В. И. Казаренков. - Москва: ООО «Педагогика»; МГПУ, 1998...