ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГРУППОВОЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ,
КЛАССИФИКАЦИЯ, ХАРАКТЕРИСТИКА 6
1.1. Понятие «групповой метод обучения» 6
1.2. Особенности группового метода обучения, его виды 12
1.3. Применение группового метода на уроках ОБЖ 19
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГРУППОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Формы групповой работы на уроках основ безопасности
жизнедеятельности 26
2.2. Анализ рабочих программ по основам безопасности жизнедеятельности
(с 5 по 9 класс и с 10 по 11 класс) 31
2.3. Методические рекомендации по применению группового метода
обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 60
Актуальность исследования. В современной действительности пристальное внимание науки и практики привлекают вопросы, связанные с исследованием проблемы функционирования человека в обществе. В данном контексте особенно ярко проявляются противоречия при установлении специфики профессиональной ориентации личности. Она заключается в том, что сегодняшнее время требует от специалиста не только высокого уровня образованности, но и эффективных коммуникативных навыков, умения работать в командах.
В связи с этим современные обучающиеся могут найти свое место в социальном пространстве только при взаимодействии с другими членами общества. Учитывая данный факт, можно сделать вывод о том, что школа должна выбирать такие формы обучения, которые позволяют реализовать заявленные тенденции. Ими являются КТД (коллективные технологии деятельности), которые активно применяются в современном образовании. Одной из разновидностей КТД является технология группового обучения, основной смысл которой заключается в ориентации на всестороннее развитие личности ребенка при организации актуального взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
Групповые формы организации обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) способствуют: вовлечению каждого ученика в активный познавательный процесс, что развивает умение думать самостоятельно, позволяет решать разнообразные проблемы, применять необходимые знания на практике, легко адаптироваться в меняющейся жизненной ситуации; развитию коммуникативных умений, продуктивного сотрудничества с другими людьми, культуры социального общения, так как ученик поочередно выполняет различные социальные роли: лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя и т.д.;
Групповые формы работы на уроках ОБЖ не только вносят новизну в организацию традиционного учебного процесса, но и способствуют развитию социально значимых отношений между учителем и группой обучающихся, учащихся между собой. Работа в группах предполагает соревнование и борьбу за положение и авторитет, повышается мотивация и вовлеченность обучающихся в решение обсуждаемых проблем, запускается эмоциональный толчок к активной поисковой деятельности. Именно в группе происходит обучение рефлексии, то есть умению смотреть на себя, на свою деятельность со стороны, понимать, что ты делаешь, зачем и почему ты делаешь и говоришь то или иное, и оценивать свои действия.
Таким образом, актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования группового метода обучения, который способствует не только непосредственному взаимодействию и сотрудничеству между обучающимися, но и выработке уверенности в себе и своих силах у обучающихся, убежденности в том, что в реальной ситуации они смогут принять адекватное решение и применить безопасную модель поведения в сложной ситуации.
Проблема исследования. Каковы педагогические условия использования группового метода при обучении предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на ступени основного общего образования?
Объектом исследования является процесс обучения предмету ОБЖ на ступени основного общего образования.
Предмет исследования: применение группового метода на уроках ОБЖ.
Цель исследования - разработка методических рекомендаций с использованием группового метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить литературу по проблеме применения группового метода обучения на уроках ОБЖ.
2. Изучить возможности применения группового метода обучения на уроках ОБЖ.
3. Разработать методические рекомендации по использованию группового метода обучения по предмету основы безопасности жизнедеятельности для формирования безопасного поведения у обучающихся.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Изучив и проанализировав литературные источники по применению группового метода обучения на уроках основ безопасности жизнедеятельности, мы убедились в высокой производительность использования данного метода обучения на занятиях. Существуют разнообразные формы групповой работы, поэтому учитель обладает возможностью выбрать вид групповой работы в соответствии с темой занятия, а также знаниями и навыками, которые необходимо усвоить для полноценного понимания.
Групповой метод обучения в образовательном процессе выступает в качестве мотивации к изучению предмета основ безопасности жизнедеятельности и повышает интерес обучающихся к самому предмету, а также применение групповых форм работы в совокупности с другими методами обучения повышает эффективность учебно-воспитательного процесса. Такая форма работы универсальна для всех возрастов.
Групповая работа имеет место быть на уроках основ безопасности жизнедеятельности в ходе всего процесса обучения, так как данный метод обучения отображает в полной мере специфику предмета ОБЖ и предоставляет использовать знания не только в теории, но и на практике. В соответствии с поставленными целью и задачами занятия, учитель может выбрать подходящую для него форму групповой работы из многообразия форм данного метода обучения.
Целью написания выпускной квалификационной работы являлась разработка методических рекомендаций по использованию группового метода обучения по предмету основы безопасности жизнедеятельности для формирования у обучающихся навыков безопасного поведения.
Результаты научного исследования соответствуют поставленным задачам: изучены литературные источники по использованию группового метода обучения в учебно-воспитательном процессе и разработаны методические 50
рекомендации по использованию группового метода обучения по предмету ОБЖ для формирования навыков безопасного поведения у обучающихся.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, а поставленные задачи выполнены.
1. Акимова, О. Б. Возможности использования мультимедиа в образовательном процессе / О.Б. Акимова, Н.О. Ветлугина // Дискуссия. - 2014. - № 9 (50). - с. 92-96.
2. Алексеева, Т. А. Проблемы группового проектного обучения в современном образовании / Т.А. Алексеева // Современное образование: качество образования и актуальные проблемы современной высшей школы: сборник. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2019. - с. 167-168.
3. Архипова, Е. А. Системно-деятельностный подход в обучении ОБЖ как основа реализации ФГОС / Е.А. Архипова, Н.В. Кузнецова // Наука и образование. - 2019. - №4. - с. 122-123.
4. Асташенко, И. Ю. Применение групповых технологий, как средство совершенствования процесса обучения / И.Ю. Асташенко, М.А. Луканина // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сборник. - Москва: Интернаука, 2019. - с. 70-75.
5. Ахкиямова, Г. Р. Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в рамках реализации ФГОС / Г.Р. Ахкиямова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 64-3. - с. 20-23.
6. Веремеева, И. Г. Использование групповой и парной форм работы для продуктивной и творческой деятельности на уроке / И.Г. Веремеева, В.И. Соломякина, Т.А. Чужинова // Традиции и инновации в современной психологии и педагогике: сборник трудов конференции. - Уфа: ООО «Аэтерна», 2019. - с. 36-38.
7. Гикал, Л.В. Групповая работа как эффективная форма организации урока / Л.В. Гикал // Открытый урок Первое сентября: [сайт]. - 2009. - 10 мая
- URL: http://festival.1september.ru/articles/530702/ (дата обращения
12.03.2020).
8. Гущина, Л. В. Групповые формы работы как средство формирования компетентности в общении подростков / Л.В. Гущина // Общество - наука - инновации. - 2019. - с. 176-179.
9. Иванкова, Е. М. Групповая работа - эффективная форма организации учебно-воспитательной деятельности / Е.М. Иванкова // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник статей. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. - №3. - с. 23-25.
10. Камерилова, Г.С. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Г.С. Камерилова, М.А. Картавых. - Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, 2017. - 294 с.
11. Климонова, Г. Н. Опыт организации групповой работы на уроках /
Г.Н. Климонова // Эйдос: интернет-журнал. - 2008. - с. 45-48. - URL:
http://eidos.ru/journal /2008/1218.htm (дата обращения: 15.03.2020).
12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
13. Конышева, А.В. Групповой метод обучения / А.В. Конышева // Высшее образование в России. - 2010. - №7. - с. 139-146.
14. Кузнецова, Н.В. Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении ОБЖ: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. - Москва: Директ- Медиа, 2018. - 122 с.
15. Куликовская, М.А. Групповые формы организации работы по ОБЖ как способ развития информационной компетенции учащихся 8-х классов / М.А. Куликовская, О.В. Брагина // Практическая педагогика и психология: методы и технологии: сборник трудов конференции. - Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. - с. 123-126...