Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №93797

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы195
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
156
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 14
1.1. Анализ литературы по проблеме развития творческих
способностей обучающихся 14
1.2. Методологические подходы в развитии творческих
способностей обучающихся 5-6 классов в условиях дополнительного образования 32
1.3. Модель развития творческих способностей обучающихся 5-6
классов в условиях дополнительного образования 49
Выводы по первой главе 66
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 69
2.1. Диагностика по выявлению исходного уровня развитости творческих способностей обучающихся 5-6 классов на начальном этапе. 69
2.2. Содержание работы по развитию творческих способностей
обучающихся 5-6 классов в условиях освоения курса «Хранитель воображения» 90
2.3. Диагностика по выявлению итогового уровня развитости творческих способностей обучающихся 5-6 классов на итоговом этапе... 107
Выводы по второй главе 123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 125
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 130
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 150
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 168
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 186

Актуальность исследования. Современному обществу необходима система воспитания, формирующая в личности устойчивые компоненты творческого стиля мышления. Основная особенность такого стиля мышления - умение анализировать любые предметы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить решения на уровне идеальных, прогнозировать возможные варианты развития таких решений. Личность с таким типом мышления будет всегда готова к новым и постоянным изменениям в технологиях, а также будет получать моральное удовлетворение от решения своего рода интеллектуальных задач.
В программных документах Правительства Российской Федерации (Федеральный закон 2012г. «Об образовании в Российской Федерации» [128], «Национальная доктрина образования РФ до 2025 года» [124], Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы [147], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [162], «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» [90], Стратегическая инициатива «Новая модель системы дополнительного образования» [161], Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей» 2016г.) определена важность и значение системы дополнительного образования детей, содействующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи. В общеобразовательной школе востребованы творческие обучающиеся, умеющие учиться, адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, способные искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем. Для приобретения в полном объеме творческих способностей обучающимся не хватает урочного времени в общеобразовательных школах.
Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. В Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10. Дополнительное образование, отмечены основные задачи учреждений дополнительного образования - раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программ, организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Закон подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и
дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства» [128].
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей») направлена на воплощение в жизнь миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности, общества и государства. Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках: свободный личностный выбор деятельности, определяющей индивидуальное развитие человека; вариативность содержания и форм организации образовательного процесса; доступность глобального знания и информации для каждого; адаптивность к возникающим изменениям. Анализ этих характеристик позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества [89].
Проблемы формирования художественного творчества в концепции дополнительного образования детей анализируются в трудах В.А. Березиной [17], В.П. Голованова [42], Е.Б. Евладовой [54], А.В. Золоторевой [68], В.Н. Иванченко [71] и др. Исследование педагогической литературы позволило сделать заключение о том, что результативным средством формирования и развития творческих способностей считаются занятия изобразительным и декоративно-прикладным трудом. Более подходящими (сенситивными) этапом в аспекте формирования творческих способностей является младший подростковый возраст (от 11 до 13 лет), что и объясняет актуальность работы на научно-практическом уровне.
Многие отечественные и зарубежные ученые занимались изучением творческих способностей: Д.Б. Богоявленская [22], В.Н. Дружинин [51], В.П. Зинченко [67], Б.М. Кедров [82], А.А. Мелик-Пашаев [117], С.А. Новоселов [123], С.В. Погодина [135], А.И. Савенков [156], Б.М. Теплов [169] и др. В их работах творческие способности, проявляемые в художественной деятельности, определяются как индивидуальные психологические свойства личности, обеспечивающие при благоприятных условиях успешность освоения и продуктивность выполнения художественной и художественно­конструкторской деятельности, связанной с созданием новых художественных образов, смыслов и форм...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном диссертационном исследовании рассмотрен процесс развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условии дополнительного образования. Проведенный анализ психолого­педагогической литературы и педагогического опыта, весь ход и результаты проведенного диссертационного исследования, их апробация на всероссийских, региональных, городских и муниципальных конференциях учебных заведений, полученные отклики на публикации подтвердили актуальность исследуемой в диссертации проблемы развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условии дополнительного образования. Завершая анализ литературы по данной проблеме были сформулированы рабочие определения, которые использовались на протяжении всей работы:
Творческие способности - это совокупность индивидуальных способностей обучающихся, помогающие при определении успешности конкретного вида творческой деятельности и обусловливающие уровень ее результативности (рабочее определение на основе Л.С. Выготского и П.П. Торренса).
Развитие творческих способностей - это закономерный процесс и педагогически организованное качественное изменение учебно-творческой деятельности, которое направлено на развитие совокупности индивидуальных способностей обучающихся, помогающие определению отдельных элементов, фрагментов процесса создания новой формы творческой деятельности (рабочее определение на основе Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, С.В. Погодиной).
Было выявлено, что результатом развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов необходимо считать развитие творческих
способностей в единстве четырех показателей и их характеристик по С.В. Погодиной:
• художественный потенциал - уровень содержания художественных потребностей, способов их удовлетворения;
• изобразительный опыт - это уровень владения изобразительными техниками и способами рисования, а также наличие теоретических знаний и практических умений и навыков в творческой деятельности;
• оригинальность - способность производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов;
• мотив и творческая активность - способность самостоятельно находить
способы удовлетворения творческих потребностей обучающихся в новых знаниях.
При разработке структурно-функциональной модели и программно­методического обеспечения был сделан опор на личностно­ориентированный, деятельностный, полихудожественный методологические подходы.
Выявлено, что личностно-ориентированный подход позволяет определить (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков): 1) отношение к обучающимся как к ценности, которой необходимо помочь самосовершенствоваться и помочь найти себя в современном мире; 2) необходимо постоянное привлечение каждого обучающегося к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 3) ставиться акцент на развитие самостоятельности и инициативности обучающихся.
Деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) концентрирует внимание на результат образовательного процесса, где развитие личности обучающегося опирается на основу усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения окружающего мира. Обязательно учитываются индивидуальные, возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся. Ведется 128
учет интересов обучающихся, на занятии создаются условия свободной творческой работы, а также поощряется инициативная и операционная самостоятельность выполнения разнообразных заданий;
Опора на полихудожественный подход (Е.А. Ермолинская, Л.Г. Савенкова, Л.В. Школяр) в развитие творческих способностей обучающихся 5-6 классов заключается во взаимодействии, интегрировании, комплексности различных видов художественно-творческой деятельности с целью глубокого, всестороннего, целостного восприятия обучающимися разнообразной художественной деятельности. И перед ними открываются возможности деятельностного проявления, визуализации собственной творческой личности и индивидуальности, отображающихся в продуктах творчества за счет применения различных средств художественного самовыражения.
Для решения проблемы развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условии дополнительного образования на основе изобразительного и декоративно-прикладного искусства была разработана и внедрена структурно-функциональная модель. Она представлена четырьмя основными блоками, компоненты между собой взаимозависимы и взаимообусловлены (ценностно-целевой, теоретико-методологический, содержательно-технологический и результативно-оценочный).
Предложенная модель позволяет реализовать педагогические условия, и обеспечить включение обучающихся в выполнение разнообразной творческой деятельности, которая с каждым блоком усложняется.
Разработано и внедрено программно-методическое обеспечение для педагогов и обучающихся по развитию творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условии дополнительного образования. Учебно­методическое пособие включает в себя творческие задания по освоению приемов и техник изобразительного искусства (коллаж, монотипия, дудлинг, леттеринг, аппликация, танглы, скетчинг и т.д.) и синтеза изобразительной деятельности (рисование поролоновой губкой и дорисовка, аппликация и работа с текстом, фактурный коллаж, монотипия + коллаж из растительных форм и т.д.). Методические рекомендации разработаны для педагогов и обучающихся 5-6 классов в условии дополнительного образования.
Результат итоговой диагностики опытно-поисковой работы показал положительную динамику развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условиях дополнительного образования по всем выделенным показателям по С.В. Погодиной. На 12% взросло количество обучающихся с высоким уровнем по показателю художественный потенциал, процент разницы высокого уровня по показателю изобразительный опыт оказался самым высоким - на 20% уровень обучающихся вырос, на 14% - показатель оригинальность и на 13% выросла развитость показателя мотив и творческая активность.
Подытоживая вышеизложенное, следует отметить, что на практике были подтверждены выдвинутые положения гипотезы, что можно считать главными условиями результативности. Подтвердив гипотезу в действительности, нами была достигнута поставленная цель исследования, а именно теоретическое обоснование и опытно-поисковая проверка возможностей повышения результативности процесса развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условиях дополнительного образования на основе реализации потенциала изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Получены успешные результаты процесса развития творческих способностей обучающихся 5-6 классов в условиях дополнительного образования, чему свидетельствуют результаты диагностики на итоговом этапе исследования. Итоговые результаты опытно-поисковой работы позволяют сделать вывод и о продуктивности авторской методики развития творческих способностей на основе изобразительного и декоративно­прикладного искусства обучающихся 5-6 классов в условии дополнительного образования, и позволяет утверждать, что изобразительное искусство положительно влияет на развитие творческих способностей и личных качеств обучающихся.
В перспективе планируем продолжать педагогическую деятельность в направлении творческого развития обучающихся в условиях дополнительного образования. Расширять межсубъектное взаимодействие в данном направлении. Поставлены задачи на усовершенствование методики и углубление содержания программы. Рассматриваем возможность трансляции результатов исследования на научных конференциях по данному научному направлению и в социальных сетях.


1. Абрамова, М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 классы / М. А. Абрамова. - Москва : ВЛАДОС, 2004. - 122 е.
2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - Москва : Наука, 1980. - 268 с.
3. Адлер, Г. Лекции по аналитической психологии / Г. Адлер. - Москва : Релф-бук : Ваклер, 1996. - 281 с.
4. Активизация процессов развития творческих способностей на занятиях рисунком, живописью и композицией : сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина ; под ред. Е. Г. Шорохова. - Москва : Прометей, 1994. - 299 с.
5. Акутина, С. П. К проблеме классификации семейных духовно­нравственных ценностей / С. П. Акутина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 94. - С. 9-15.
6. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: Монография / Н.А. Алекссеев// Автореферат: - Екатеринбург : [б. и.], 1997. - С. 107-119.
7. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 261 с.
8. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Питер, 2010. - 351 с.
9. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм ; пер. с англ. В. Н. Самохина. - Москва : Прогресс, 1974. - 392 с.
10. Асмолов, А. Г. Психология личности : культур.-ист. понимание развития человека / А. Г. Асмолов. - Москва : Смысл, 2007. - 460 с.
11. Байбородова, Л. В. Дополнительное образование как система психолого-педагогического сопровождения развития ребенка : монография / Л. В. Байбородова, А. В. Золотарева, Л. Н. Серебренников ; Ярослав. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2009. - 220 с.
12. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание : опыт исслед. на материале пространств. искусств / А. В. Бакушинский. - Москва : Культура и просвещение, 1922. - 66 с.
13. Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты : рис., живопись, композиция : учеб. пособие для пед. ин-тов / Г. В. Беда. - Москва : Просвещение, 1981. - 240 с.
14. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1982. - 287 с.
15. Бердяев, Н. А. О человеке, его свободе и духовности : избр. тр. / Н. А. Бердяев : Моск. психол.-социал. ин-т. - Москва : Моск. психол.-социал. ин-т : Флинта, 1999. - 312 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ