Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие творческих способностей обучающихся в кружке по художественной обработке бересты

Работа №15591

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы76 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
892
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Психолого-педагогические основы развития творческих способностей обучающихся на внеклассных занятиях 9
1.1 Психолого-педагогическое обоснование творческих способностей 9
1.2 Особенности развития творческих способностей в процессе
организации кружковых занятий по бересте 12
Выводы по 1 главе 18
2. Методика проведения занятий кружка по художественной обработке
бересты 20
2.1 Методические основы организации работы кружка по декоративно -
прикладному творчеству 20
2.2 Методические рекомендации по организации проектной деятельности
работы с берестой 34
2.3 Экспериментальное исследование творческих способностей
учащихся 38
Выводы по 2 главе 45
3. Разработка наглядного пособия образца проекта 46
3.1 Эскизный проект изделия из бересты 46
3.2 Технология изготовления берестяной композиции 50
3.3 Расчёт себестоимости проекта 52
Выводы по 3 главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Тематический план занятий по художественной обработке бересты 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Общий вид готового изделия 65
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Указатель оценки теста. 66


Время, в которое мы живем, выдвинуло перед школой задачу воспитания
свободной, творческой, образованной, культурной и активной личности.
Таким образом мы живем в мире результатов человеческого творчества:
открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем и много другого.
Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой,
не существовавшей до сих пор реальности, может быть, главная особенность,
человека. Творчески мыслящие люди способны переделывать, пересоздавать
среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям.
Актуальностью является проблема развития творческих способностей
человека. Большая роль в этом отводится школе, и огромный вклад в развитие творческих способностей вносит предмет "Технология". Ведь развивать
творческие способности человека – это, прежде всего, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как источник формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в
свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. В процессе творческого отношения к труду вырабатываются такие ценные качества, как настойчивость, любознательность, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, умение выбрать наилучший способ и метод выполнения работы, т.е. те качества, без которых невозможно творчество. Развитие творческих способностей обучающихся средствами «предмета» является актуальной т.к. в любое время необходимы люди, способные активно,
творчески решать стоящие перед ними задачи. Одной из задач сегодня является внедрение таких методов и приёмов в образовательный процесс, которые помогут обучающимся овладеть определенными знаниями, умениями и
навыками, и развивать их творческие способности. Развитие творческой деятельности необходимо для любого человека. Он становится более самостоятельным в своих суждениях, имеют свою точку зрения и может её отстаивать. У него более высокая работоспособность, и самое главное, у ребёнка
развивается эмоциональная сфера – его чувства и душа. А если развиты эмоции, то будет развиваться и мышление. Безталантливых детей нет. Важно
научить их поверить в себя, раскрыть их способности.
Проблема исследования – как организовать учебный процесс в кружке
по обработке бересты, чтобы у обучающихся развивались творческие способности?
Выявленные противоречия определили проблему исследования. Какие
дидактические средства обучения обучающихся необходимо разработать,
чтобы организовать успешную работу кружка по изучению и освоению технологии художественной обработки бересты.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все
времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в
овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее
и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а
подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.
Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях
постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством –
результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.
Творчество – это способность, вбирающая в себя целую систему взаимосвязанных способностей-элементов: воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность (Л.С. Выготский, Я.А. Пономарев, Д. Б. Эльконин, А.И.
Леонтьев).
Для развития творческих способностей необходимо знать не только
структуру этих способностей к творчеству, но и самого ребенка. При этом
нужно ориентироваться в диапазоне индивидуальных различий, одни из которых надо учитывать и адаптироваться к ним, другие воспитывать, а третьи
развивать в направленной деятельности.
Обращаясь к вопросу о том, что является критерием творчества человека, что обеспечивает творчество, многие исследователи указывают на воображение (Выготский Л. С., Кедров Б.М и др). Хотя в психологии существует
и другой взгляд, утверждающий, что центральным компонентом творчества
является познавательная активность человека (Матюшкин). Петровский А. В.
Отмечал, по отношению к знаниям, навыкам и умениям способности выступают как некоторая возможность; это зерно, проращивание которого требует
определенных условий и усилий [28, С.41].
Б. М. Неменский, в своей книге «Мудрость красоты», пишет: «Но дело
не только в том, чтобы научит детей видеть, чувствовать, и понимать прекрасное в искусстве, Задача гораздо сложнее – необходимо сформировать у
них умение творить прекрасное в своей повседневной деятельности, повседневном труде, повседневных человеческих отношениях» [25, С.61].
Цель исследования – разработать и обосновать методику обучения
учащихся на внеклассных занятиях по художественной обработке бересты.
Объект исследования - творческие способности обучающихся. Предмет исследования - процесс развития творческих способностей
обучающихся на занятиях по художественной обработки бересты.
Гипотеза исследования – процесс развития творческих способностей
обучающихся на внеклассных занятиях будет эффективным, если:
– раскрыты психолого-педагогические основы развития творческих способностей обучающихся;
– разработана методика обучения на внеклассных занятиях по художественной обработки бересты, направленная на развитие творческих способностей.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих
задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования.
2. Спроектировать для кружка наглядное пособие «Цапля».
3. Составить тематический план кружка.
4. Рассчитать себестоимость проекта.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование.
Методологической основой исследования явились: дидактические основы технологического образования (В.Д. Симоненко, П.Р. Атутов, В.А. и
др.); инновационные педагогические технологии (Е.С. Полат, И.Д. Челель и
др.); развитие творческого мышления (Э.П. Торренс)
Экспериментальной базой исследования - МБОУ СОШ № 8 и МБОУ
СОШ № 40, города Бийска.
Новизна результатов исследования состоит в том, что разработанное
методическое обеспечение работы кружка оригинальным и важным, так как
важность предоставления средств обучения делает актуальной проблему
обеспечения ими процесса обучения. Отсюда возникает необходимость разработки и создания средств обучения к каждой учебной программе, к каждой теме и занятию. Это позволит реализовать требования ФГОС во внеурочной
деятельности предметной области «Технология».
Практическая значимость: материалы дипломного исследования могут
быть использованы при организации внеурочной работы в кружке по художественной обработке бересты.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, теоретическую часть, практическую часть, заключение, библиографический список, три приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выполненная выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме – Развитие творческих способностей обучающихся в кружке по художественной обработке бересты.
Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что
творчество обладает огромными возможностями по развитию творческого
потенциала учащихся. В учебной работе с обучающимися особенно важно
помочь им почувствовать интерес к познанию нового, испытать чувство радости от общения с природой. Большую помощь в этом деле оказывают
кружки декоративно-прикладного творчества.
Руководителем кружка необходимо грамотно отбирать содержание
предлагаемого учащимся учебного материала и определять его в соответствии с возрастными возможностями обучающихся. Также необходимо ввести в занятия особые методические действия и приёмы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
В ходе выполнения дипломной работы цель достигнута, поставленные
задачи решены:
проведён анализ педагогической, методической и специальной
литературы;
рассмотрены основные психологические условия и факторы, влияющие
на развитие творческих способностей обучающихся;
 разработано наглядное пособие для кружка по художественной обработке бересты.
проведено экономическое обоснование проекта, которое составило 10
986,15 рублей.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть рекомендованы для студентов педагогического образования, для учителей технологии общеобразовательных школ и других учебных заведений, связанных с
внеклассной деятельностью.


Барадулин, В.А. Сельскому учителю о народных промыслах [Текст] /
В.А. Барадулин. – М., Просвящение, 1979.- 112 с.
2. Бернштейн, С.М. О природе научного творчества (по зарубежным
материалам) [Текст] / С.М. Бернштейн // Вопросы философии, 1966. – №6. –
С. 28-32.
3. Бехтерев, В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии. – В кн.:
С.О. Грузенберг. Гений и творчество [Текст] / В.М. Бехтерев. – Л.: Наука,
1924.
4. Богоявленская, Д.В. Интеллектуальная активность как проблема
творчества [Текст] / Д.В. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 1983. – 212 с. –
15000 экз.
5. Брушлинский, А.В. Воображение и познание [Текст] / А.В. Брушлинский // Вопросы философии, 1976. – №11. – С. 16-20.
6. Буйлова, Л.Н. Как разработать программу дополнительного образования детей [Текст] / Л.Н. Буйлова, Н.В. Клёнова // Внешкольник. – 2004. –
№5. – С. 45-47.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Орудие и знак в развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: «Просвещение», 2010. - 672 с.
ISBN
8. Василенко, В.М. Народное искусство [Текст] / В.М. Василенко. – М.:
Искусство, 1974. – 258 с.: ил. – 25000 экз.
9. Газарян, С.С. Прекрасное своими руками [Текст] / С.С. Газарян. – М.:
Искусство, 1979. – 180 с.: ил. – 10000 экз.
10. Гнатко, Н.М. Проблема креативности и явление подражания [Текст]
/ Н.М. Гнатко. – М.: ИП РАН, 1994. – 240 с. – 7500 экз. – ISBN.
11. Данников, Н.И. Дерево жизни [Текст] / Н.И. Данников. – М.: Лабиринт, 1993. – 288 с. – 3000 экз.58
12. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений [Текст] / О.Е. Лебедев. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003. – 256 с. – 5000 экз. – ISBN 5-691-00487-5.
13. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст]: (серия
«Мастера психологии») / В.Н. Дружинин. – СПб, 1999. – 450 с. – 35000 экз. –
ISBN.
14. Канев, В.Ф. Береста в руках детей и учителя [Текст] / В.Ф. Канев. –
Сыктывкар, 1992. – 140 с.: ил. – 3000 экз. – ISBN.
15. Кедров, Б.М. О методе изложения диалектики: Три великих замысла
[Текст] / Б.М. Кедров. - М.: Наука, 1983. - 475 с.
16. Клевцов, В.И. Плетение из бересты [Текст] / В.И. Клевцов. – СПб,
1996. – 314 с.: ил. – 7500 экз. – ISBN.
17. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом [Текст] / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.
- 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
18 Леонтьев, А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления
[Текст] / А.Н. Леонтьев. – Доклады на совещании по вопросам психологии
(3-8 июня 1953 г.). – М., 1954.
19. Левитов, Н.Д О психических состояниях человека бересты [Текст] /
Н.Д. Левитов. - М.: «Просвещение», 1964. 344с.
20. Лернер И.Я. Основы проблемного обучения //Советская педагогика.-
1968 г.-№ 7.
21. Литова, З.А. Как строить работу кружка [Текст] / З.А. Литова //
Школа и производство. – 2001. – №1. – С. 57-58.
22. Матейко, А. Условия творческого труда [Текст] / А.Матейко / Перев.
с польского под ред. Я.А. Пономарева. – М., 1970.
23. Матюшкин, А.М. Одаренные и талантливые дети [Текст] / А.М. Матюшкин, Д.А. Снек // Вопросы психологии. – 1982. – №4. – С.88-97.
24. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры [Текст] /
М.А. Некрасова. – М.: Культура, 1983. – 253 с.59
25. Неменский, Б.М. Психология [Текст] / Учебник для студентов
высш. пед. учеб. заведений / Б.М. Неменский. – М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. – 632 с. – 100000 экз. – ISBN
26. Немов, Р.С. Психология [Текст]: Учебник для студентов высш. пед.
учеб. заведений / Р.С. Немов: В 3-х кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998. – 632 с. – 100000 экз. – ISBN
27. Павлова, О. В. Планирование учебной деятельности: средняя школа
Технология (5-11 классы) [Текст] / Индустриальные технологии. 5-8
классы. Рабочие программы по учеб. В. Д. Симоненко. ФГОС" Издательство:
- М.: Вентана-Граф, 2016. 122 с. ISBN
28. Петровский, А.В. Общая психология[Текст]: Учеб. для студентов
пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976.
479 с.
29. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс [Текст]: учеб. для студ.
высш. учебных заведений: В 2кн. / И.П. Подласый. Кн. 1: Общие основы.
Процесс обучения – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 576 с. –
100000 экз. – ISBN.
30. Пономарев, Я.А. Психология творчества [Текст] / Я.А. Пономарёв. –
М.: Наука, 1976. – 422 с.
31. Попова, О.С. Русские художественные промыслы [Текст] / О.С. Попова, Н.И. Каплан. – М.: Искусство, 1984. – 354 с.
32. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации [Текст] / Сост. Н.К. Беспятова. – 2-е изд. М.: Айрис-пресс,
2004. – 176 с. – 5000 экз.
33. Романова, Г.Н. Берестяные изделия коми [Текст] / Г.Н. Романова. –
Сыктывкар, 1976. – 257 с.: ил.
34. Рыбаков, Б.А. Ремесло Древней Руси [Текст] / Б.А. Рыбаков - 2-е
изд. - М.: Академический проект, 2016. - 720 с.60
35.Тарасова, Е.И. Организация внеклассной работы по технологии.
Учеб пособие для ст-ов пед. университетов по спец. 030600 Технология и
предпринимательство [Текст] / Е.И. Тарасова. – Калуга: Изд-во КГПУ им.
К.Э. Циолковского, 2008. – 95 с. – 100 экз.
36. Теплов Б. М. Способности и одаренность [Текст] / Б. М. Теплов –
М.: Искусство, 1963. – 162 с.: ил. – 5000 экз.
37. Трапезников, Ф.Ф. Плетение ивового прута и бересты [Текст] / Ф.Ф.
Трапезников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1992. – 197 с.: ил. – 2500 экз. –
ISBN 5-17-010609-2/
38. Финягин, В.В. Изделия из бересты [Текст] / В.В. Финягин. – М.:
ООО «Издательство Астрель», 2001. – 128 с.: ил. – 3000 экз. – ISBN 5-271-
02641-8.
39. Энгельмейер, П.К. Теория творчества [Текст] / П.К. Энгельмейер. –
Спб, 1910.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ