Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к обучению грамоте старших дошкольников с фонетико- фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии

Работа №93736

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы95
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
190
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР и легкой
степенью дизартрии 13
1.3. Характеристика подготовки к обучению грамоте детей с ФФНР и
легкой степенью дизартрии 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов обследования общей моторики у детей с ФФНР
и легкой степенью дизартрии 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 35
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 35
3.2. Содержание логопедической работы по подготовке к обучению
грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64


Актуальность. Легкая степень дизартрии - одно из самых распространенных нарушений речи в детском возрасте, при котором стойкие нарушения в произношении звука приводят к строению речевого дефекта, сходному по своим проявлениям с другими нарушениями и представляет значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Легкую степень дизартрии изучали: Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, О. А. Соботович и другие.
Фонетические и фонематические расстройства являются распространенными, стойкими, сходными по своим проявлениям с другими нарушениями артикуляции и представляют значительные трудности при дифференциальной диагностике. Нарушения фонетико-фонематической речи отрицательно сказываются на формировании и развитии других сторон речи, а главное, усложняют процесс воспитания детей, снижая его эффективность. Поэтому проблемы, связанные с организацией работы логопеда для этих детей, остаются актуальными, учитывая распространенность данного дефекта.
Данные авторы (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина и др.) утверждали, что существует определенная зависимость от детей в развитии их речи, что в будущем поможет им овладеть грамотностью.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой недоразвитие сформированности организации произношения, которая выделяется в нарушении произношения звуков и восприятии звуков на слух. Кроме того, у детей с ФФНР часто сталкивается неполноценная подготовленность к обучению грамоте. При овладении устной и письменной речью для старших дошкольников непременно нужно развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Если не устранить нарушения у детей, в будущем станут затруднения при усвоении письма.
При раннем определение нарушений, важно своевременно провести коррекционную работу, которая поможет ликвидировать нарушения у старшего дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в будущем поможет в подготовке детям в обучении грамоте.
Цель - обосновать содержание коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Объект исследования - уровень готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Методы исследования:
1. Изучение научно-методической литературы по проблеме подготовки для обучения грамоте детей с ФФНР.
2. Проведение констатирующего эксперимента по изучению причины, симптоматики и механизма нарушения.
3. Разработка содержания, приемов и методов коррекционной работы с детьми ФФНР для подготовки их обучения грамоте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, включающий изучение механизма и симптоматики, препятствующий полноценной подготовке ребёнка к обучению грамоте.
3. Спланировать направления и содержание коррекционной работы, направленные на подготовку к обучению грамоте.
База исследования: данный эксперимент проходил в поселке Заря в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида». В данном эксперименте приняло участие 10 детей, их возраст 6-7 лет, имеется заключения ПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии.
Структура работы: введение, три главы, выводы к главам, заключение, список литературы 52, приложений 4.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Правильная речь - одна из важнейших приобретений ребенка в дошкольном периоде. Поэтому очень важно, еще в дошкольном возрасте помочь ребенку с речевыми дефектами в овладении звуковой стороной речи.
Особое место в логопедической работе занимает подготовка дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте. Поскольку успех овладения грамотой во многом зависит от общего уровня речевой подготовки ребенка, для этого требуется достаточный уровень обучения звуковому произношению, фонематическому слуху и восприятию.
Целью исследования было определение содержания логопедической работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения. Основным отличительным признаком ФФНР от других нарушений является, смешения, замены и искажения звуков и неправильное построение слогов в словах;
2. Во второй главе проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии;
3. На основании данных, полученных в ходе эксперимента, было определено содержание коррекционной работы по устранению недостатков фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо нормализовать моторику артикуляционного аппарата, а также скорректировать звуковую сторону речи. Для дошкольников с ФФНР и легкой дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, в котором мы исследовали уровень развития двигательных и речевых навыков. В ходе эксперимента у исследуемых детей были обнаружены нарушения общей моторики, произвольной подвижности пальцев и органов суставного аппарата. Кроме того, у дошкольников с ФФНР и с легкой степенью дизартрии при изучении произношения звуков было выявлено, что у детей разный уровень сформированности фонетической стороны речи. При этом были обнаружены недостатки в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия.
При составлении перспективного плана логопедической работы по подготовке грамотности детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и легкой степенью дизартрии, опиралась на методические рекомендации Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Н. М. Трубниковой и др.
На основании перспективного плана логопедической работы был разработан комплекс упражнений и специальных игр, направленных на обучение грамотности старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии, мы выполнили поставленные задачи.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников / В. М. Акименко. - Москва : Феникс, 2016. - 112 с.
3. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова. - Москва : Изд. АПН РСФСР, 1950. - 148 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 93 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия / Е. Ф. Архипова. - Москва : Феникс, 2006. - 108 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 44 с.
7. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 165 с.
8. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова. - Москва : Педагогика, 1997. - 98 с.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2009. - 287 с.
11. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. - Москва : Астрель, 2005. - 16 с.
12. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
13. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2002. - 198 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Владос, 2008. - 703 с.
15. Воробьева, Т. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т. А. Воробьева. - Москва : Литера, 2014. - 144 с.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова. - Москва : Астрель, 2010. - 672 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : АПИ, 1999. - 129 с.
18. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 304 с.
19. Емельянова, Н. В. Коррекция звукопроизношения у детей 5 - 6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопедического пункта ДОУ / Н. В. Емельянова. - Москва : Детство-Пресс, 2013. - 268 с.
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ