ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ДИЗАРТРИИ 6
1.1. Определение понятия «готовность к обучению грамоте 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФНР и легкой
степенью дизартрии 13
1.3. Характеристика подготовки к обучению грамоте детей с ФФНР и
легкой степенью дизартрии 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 20
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 20
2.2. Анализ результатов обследования общей моторики у детей с ФФНР
и легкой степенью дизартрии 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР И ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ДИЗАРТРИИ 35
3.1. Теоретическое обоснование, принципы и организация обучающего
эксперимента 35
3.2. Содержание логопедической работы по подготовке к обучению
грамоте детей с ФФНР и легкой степенью дизартрии 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 64
Актуальность. Легкая степень дизартрии - одно из самых распространенных нарушений речи в детском возрасте, при котором стойкие нарушения в произношении звука приводят к строению речевого дефекта, сходному по своим проявлениям с другими нарушениями и представляет значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Легкую степень дизартрии изучали: Е. Ф. Архипова, Л. В. Лопатина, Р. И. Мартынова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, О. А. Соботович и другие.
Фонетические и фонематические расстройства являются распространенными, стойкими, сходными по своим проявлениям с другими нарушениями артикуляции и представляют значительные трудности при дифференциальной диагностике. Нарушения фонетико-фонематической речи отрицательно сказываются на формировании и развитии других сторон речи, а главное, усложняют процесс воспитания детей, снижая его эффективность. Поэтому проблемы, связанные с организацией работы логопеда для этих детей, остаются актуальными, учитывая распространенность данного дефекта.
Данные авторы (Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Г. В. Чиркина и др.) утверждали, что существует определенная зависимость от детей в развитии их речи, что в будущем поможет им овладеть грамотностью.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) представляет собой недоразвитие сформированности организации произношения, которая выделяется в нарушении произношения звуков и восприятии звуков на слух. Кроме того, у детей с ФФНР часто сталкивается неполноценная подготовленность к обучению грамоте. При овладении устной и письменной речью для старших дошкольников непременно нужно развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Если не устранить нарушения у детей, в будущем станут затруднения при усвоении письма.
При раннем определение нарушений, важно своевременно провести коррекционную работу, которая поможет ликвидировать нарушения у старшего дошкольника с ФФНР и легкой степенью дизартрии, а также в будущем поможет в подготовке детям в обучении грамоте.
Цель - обосновать содержание коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Объект исследования - уровень готовности детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по подготовке к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Методы исследования:
1. Изучение научно-методической литературы по проблеме подготовки для обучения грамоте детей с ФФНР.
2. Проведение констатирующего эксперимента по изучению причины, симптоматики и механизма нарушения.
3. Разработка содержания, приемов и методов коррекционной работы с детьми ФФНР для подготовки их обучения грамоте.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Провести констатирующий эксперимент, включающий изучение механизма и симптоматики, препятствующий полноценной подготовке ребёнка к обучению грамоте.
3. Спланировать направления и содержание коррекционной работы, направленные на подготовку к обучению грамоте.
База исследования: данный эксперимент проходил в поселке Заря в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад п. Заря общеразвивающего вида». В данном эксперименте приняло участие 10 детей, их возраст 6-7 лет, имеется заключения ПМПК: фонетико-фонематическое недоразвитие речи с легкой степенью дизартрии.
Структура работы: введение, три главы, выводы к главам, заключение, список литературы 52, приложений 4.
Правильная речь - одна из важнейших приобретений ребенка в дошкольном периоде. Поэтому очень важно, еще в дошкольном возрасте помочь ребенку с речевыми дефектами в овладении звуковой стороной речи.
Особое место в логопедической работе занимает подготовка дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии к обучению грамоте. Поскольку успех овладения грамотой во многом зависит от общего уровня речевой подготовки ребенка, для этого требуется достаточный уровень обучения звуковому произношению, фонематическому слуху и восприятию.
Целью исследования было определение содержания логопедической работы по формированию готовности к обучению грамоте дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и легкой степенью дизартрии.
Для реализации данной цели были решены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что фонетико-фонематическое недоразвитие речи - это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения. Основным отличительным признаком ФФНР от других нарушений является, смешения, замены и искажения звуков и неправильное построение слогов в словах;
2. Во второй главе проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление нарушения фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии;
3. На основании данных, полученных в ходе эксперимента, было определено содержание коррекционной работы по устранению недостатков фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с легкой степенью дизартрии.
Для проведения логопедической работы по ФФНР необходимо нормализовать моторику артикуляционного аппарата, а также скорректировать звуковую сторону речи. Для дошкольников с ФФНР и легкой дизартрией был проведен констатирующий эксперимент, в котором мы исследовали уровень развития двигательных и речевых навыков. В ходе эксперимента у исследуемых детей были обнаружены нарушения общей моторики, произвольной подвижности пальцев и органов суставного аппарата. Кроме того, у дошкольников с ФФНР и с легкой степенью дизартрии при изучении произношения звуков было выявлено, что у детей разный уровень сформированности фонетической стороны речи. При этом были обнаружены недостатки в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия.
При составлении перспективного плана логопедической работы по подготовке грамотности детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и легкой степенью дизартрии, опиралась на методические рекомендации Е. Ф. Архиповой, Л. В. Лопатиной, Н. М. Трубниковой и др.
На основании перспективного плана логопедической работы был разработан комплекс упражнений и специальных игр, направленных на обучение грамотности старших дошкольников с ФФНР и легкой степенью дизартрии, мы выполнили поставленные задачи.
1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва : Академия, 2000. - 400 с.
2. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников / В. М. Акименко. - Москва : Феникс, 2016. - 112 с.
3. Ананьев, Б. Г. Некоторые психологические вопросы букварного периода первоначального обучения грамоте / Б. Г. Ананьев, А. Н. Попова. - Москва : Изд. АПН РСФСР, 1950. - 148 с.
4. Архипова, Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2008. - 93 с.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия / Е. Ф. Архипова. - Москва : Феникс, 2006. - 108 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. - Москва : Астрель, 2007. - 44 с.
7. Балобанова, В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В. П. Балобанова, Л. Г. Богданова, Л. В. Венедиктова. - Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2001. - 165 с.
8. Баренцева, Н. С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н. С. Баренцева, Е. В. Колесникова. - Москва : Педагогика, 1997. - 98 с.
9. Бельтюков, В. И. Об усвоении детьми звуков речи / В. И. Бельтюков. - Москва : Просвещение, 1964. - 91 с.
10. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова. - Москва : Владос, 2009. - 287 с.
11. Визель, Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи / Т. Г. Визель. - Москва : Астрель, 2005. - 16 с.
12. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - Москва : Просвещение, 1987. - 160 с.
13. Волосовец, Т. В. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Т. В. Волосовец. - Москва : Академия, 2002. - 198 с.
14. Волкова, Л. С. Логопедия / Л. С. Волкова. - Москва : Владос, 2008. - 703 с.
15. Воробьева, Т. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т. А. Воробьева. - Москва : Литера, 2014. - 144 с.
16. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский, В. В. Давыдова. - Москва : Астрель, 2010. - 672 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Москва : АПИ, 1999. - 129 с.
18. Егоров, Т. Г. Психология овладения навыком чтения / Т. Г. Егоров. - Санкт-Петербург : Каро, 2006. - 304 с.
19. Емельянова, Н. В. Коррекция звукопроизношения у детей 5 - 6 лет с фонетическим нарушением речи в условиях логопедического пункта ДОУ / Н. В. Емельянова. - Москва : Детство-Пресс, 2013. - 268 с.
20. Жинкин, Н. И. Механизмы речи / Н. И. Жинкин. - Москва : АПН РСФСР, 1958. - 378 с.
...