ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА ДОО В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ .... 6
1.1. Понятие « мотивации к профессиональному росту педагога» с точки
зрения различных авторов 6
1.2. Особенности процесса формирования мотивации профессионального
роста педагога ДОО 15
1.3. Условия формирования мотивации к профессиональному росту
педагогов ДОО 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ МОТИВАЦИИ ПЕДАГОГОВ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ РОСТУ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 24
2.1. Описание диагностических методик и показателей уровня сформированности мотивации к профессиональному росту педагогов в дошкольной образовательной организации 24
2.2. Анализ результатов диагностического исследования уровня
сформированности к профессиональному росту педагогов в дошкольной образовательной организации 28
2.3. Описание хода работы по созданию условий, способствующих
формированию мотивации к профессиональному росту педагогов ДО 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
Актуальность темы исследования. В отношении к образованию сегодня мир переживает серьезные изменения. Меняющаяся ситуация в системе общего образования формирует и новые образовательные потребности педагогов. В современной системе открытого информационного пространства очень важно, чтобы среда отдельно взятого образовательного учреждения способствовала формированию потребности в профессиональном развитии.
Необходимость непрерывного профессионального роста педагога обозначена в национальном проекте «Наша новая школа» и в ФГОС ДО.
Профессиональная деятельность педагога не существует вне социальной жизни, вне соотношения с ситуацией развития. Какой человек выйдет в общество в первую очередь зависит педагога, в том числе и работающего в дошкольном образовательном учреждении. Сформировать личность, отвечающую по свои качествам, интеллекту, способностям ожиданиям государства и общества может только педагог с высоким уровнем культуры, профессионально компетентный, отличающийся творческим подходом к решению проблем, способный к постоянному саморазвитию, со стремлением к самообразованию, с гуманистическими принципами в работе.
Главное в профессиональном развитии педагога - это преобразование своего внутреннего мира, приводящее к личному и профессиональному росту и способу жизнедеятельности.
Актуальность исследования проблемы повышения уровня мотивации к профессиональному росту педагога подтверждается исследованиями по теории и методике профессионального педагогического образования.
Так, в работах Т.Г. Глуховой, О.Д. Желновой, Е.А. Захаровой, Ф. Зеера, Г.М. Коджаспировой, М.А Коваленко, Л.М. Митиной, А.К. Марковой, Н.И. Мельниковой, И.В. Молочкова, Л.С. Обласовой, Е.С. Черниковой и др. отмечается необходимость совершенствования процесса сопровождения развития профессионализма педагогов, руководителей образования, изучению мотивации к профессиональному росту.
Несмотря на то, что исследований по данной проблеме достаточно много, в то же время следует отметить, что существует дефицит работ, где изучаются условия, влияющие на формирование мотивации педагогов, разработана система деятельности в дошкольных образовательных учреждениях по повышению уровня мотивации к профессиональному росту, описаны все составляющие этой работы, даются методические рекомендации к проведению такой работы.
Отсюда вытекают следующие противоречия:
• между возрастающей сложностью профессиональных функций педагога и снижением его мотивации к профессиональному росту в связи с не разработанностью системы стимулирования профессионально-личностных достижений;
• между необходимостью создать условия для формирования мотивации к профессиональному росту и недостаточной разработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс.
Объект исследования: процесс повышения мотивации педагогов дошкольного образовательного учреждения к профессиональному росту.
Предмет исследования: условия, способствующие повышению уровня сформированности мотивации педагогов к профессиональному росту.
Цель исследования: теоретическое выявление и обоснование условий, способствующих формированию мотивации педагогов ДОО к профессиональному росту.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Проанализировать проблему мотивации к профессиональному росту педагогов в психолого-педагогической литературе.
2. Определить основные показатели диагностики уровня сформированности мотивации к профессиональному росту педагога
дошкольной образовательной организации.
3. Провести диагностику по изучению уровня сформированности мотивации педагогов дошкольной образовательной организации к профессиональному росту.
4. Разработать содержание педагогической деятельности по повышению уровня мотивации педагогов дошкольной образовательной организации к профессиональному росту.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретического анализа научной литературы; эмпирические (анкетирование, тестирование).
Практическая база исследования: Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Подснежник» городской округ Рефтинский. В исследовании приняло участие 16 педагогов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, состоящего из 52 источников и приложения.
В ходе исследования по теме «Условия формирования мотивации к профессиональному росту педагогов ДОО» были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему мотивации к профессиональному росту педагогов в психолого-педагогической литературе
2. Определить основные показатели диагностики уровня мотивации к профессиональному росту педагога дошкольной образовательной организации.
3. Провести диагностику по изучению мотивации педагогов дошкольной образовательной организации к профессиональному росту.
4. Разработать содержание педагогической деятельности по повышению уровня мотивации педагогов дошкольной образовательной организации к профессиональному росту.
Для решения первой и второй задач была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература как отечественных, так и зарубежных авторов.
В параграфе «Понятие «профессионального роста» педагога с точки зрения различных авторов» дано понятие «профессиональный рост» разных авторов. Профессиональный рост - это направление работы, основной задачей которого является развитие человека в профессиональной сфере за счет приобретения необходимых практико-ориентированных знаний и развития соответствующих практических навыков, которые формируют определенные компетенции личности как специалиста. Профессиональный рост направлен на расширение профессиональной компетенции педагогов или же на погружение в одну определенную узкую область профессии.
В параграфе «2» показаны особенности процесса профессионального роста педагога в дошкольной образовательной организации, в параграфе «3» описаны условия мотивации к профессиональному росту педагогов в ДОО»:
- усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогами путем планирования его карьеры и определением стратегии взаимодействия;
- совершенствование организационно-педагогических условий,
обеспечивающих благоприятную мотивационную среду;
- обновление механизмов материального и морального стимулирования педагогов.
Описание диагностических методик и показателей диагностики мотивации профессионального роста педагогов в дошкольной образовательной организации представлено в параграфе «1» второй главы, в ней выделены показатели мотивации.
- внешняя и внутренняя мотивация;
- мотивация рабочей деятельности, как это процесс удовлетворения педагогов собственных потребностей и ожиданий в избранной ими работе, осуществляемый в итоге реализацией своих целей.
В параграфе «2» на основании выделенных показателей выбраны диагностические методики: Mетодика К. Замфир в модификации А.А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности», методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности», анкета «Определение удовлетворённости личности своим трудом, анкета «Показатели эффективного педагога дошкольной образовательной организации».
Результаты диагностического исследования по методике К. Замфир в модификации А.А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности «показали, что у большинства педагогов (69 %) высокий уровень внешней положительной мотивации (материальное вознаграждение, стремление к продвижению по службе), средний уровень у 31% внешней отрицательной мотивации (стремление избежать критики со стороны руководителя и коллег, стремление избежать возможных наказаний или неприятностей), 81 % педагогов имеют высокий уровень внутренней мотивации, 19 % педагогов - низкий уровень внутренней мотивации.
Анализ результатов по методике «Изучение мотивации профессиональной деятельности» позволил выявить, что для педагогов дошкольной образовательной организации являются показатели, связанные с мотивами удовлетворения потребностей в личностном росте и самоактуализации (13% педагогов), затем идут показатели, группы мотивов, которые связаны с удовлетворением финансовых потребностей (30% педагогов), это объяснимо, так как эти мотивы являются базовыми. У большинства педагогов выявлены мотивы, связанные с мотивами удовлетворения социальных потребностей (57% педагогов).
Результаты, полученные по анкете «Определение удовлетворённости личности своим трудом», позволяют говорить, что большинство педагогов (69%) удовлетворены взаимоотношениями с коллегами, т.е. они считают, что отношения в коллективе благоприятны. Удовлетворённость
взаимоотношениями с руководством т.е. эти педагоги считают, что у них хорошие отношения с администрацией - 69% педагогов. Большинство
педагогов (69%) удовлетворены уровнем притязания к своей профессиональной деятельности, так как считают, что в коллективе благоприятный психологический климат. Предпочтение выполняемой работы заработку у 31%. Это педагоги, у которых преобладает мотив удовлетворения потребностей в личностном росте, стремление к личным достижениям. Обращает на себя факт, что некоторые из педагогов не предпочли интересную значимую для себя работу материальному заработку. Большинство педагогов удовлетворяют имеющиеся профессиональные достижения, однако есть и такие педагоги (31%), которые считают себя неудовлетворёнными в своей профессии и в недостаточной степени удовлетворены условиями труда.
Результаты анкетирования «Эффективность, педагога дошкольной образовательной организации» показали, что самый высокий ранг, у мотивации «удовлетворение потребности в работе», «удовлетворения потребностей в личностном росте и самоактуализации» (63%), средний ранг у мотивации «удовлетворения социальных потребностей» (21%), что
объяснимо, так как витальные потребности важны в жизни каждого человека, удовлетворение материальных потребностей составляет (16%). По результатам методики мы видим, что педагоги испытывают достаточно высокий интерес к своей деятельности, у них высокий уровень профессиональной ответственности; большинство педагогов удовлетворяют полученные достижения, хотя некоторые из них считают себя довольно непритязательными в профессиональном плане. Возможно, это связано с недостатком общественного признания педагогов, характерного для современного российского общества. Созданные условия труда педагоги считают благоприятными. Невысокие значения показателя
«удовлетворённость материальных потребностей» связаны с тем, что ведущим мотивом у них является мотив получения материальных благ.
Результаты диагностического исследования по методикам показали, что у большинства педагогов высоким уровнем мотивации (50%) - это является положительным показателем, так как указывает на интерес педагогов к своей профессиональной деятельности и позволяет использовать наряду с экономическими методами информационные, психолого-педагогические, статусные. В достаточной мере удовлетворенные материальными
вознаграждениями, стремлением к продвижению по службе. Значимым также для педагогов являются мотивы, связанные с удовлетворением социальных потребностей.
Средний уровень мотивации у 35% педагогов они удовлетворены взаимоотношениями с коллегами, т.е. они считают, что отношения в коллективе благоприятны, педагогам интересна их профессиональная деятельность, они с удовольствием ходят на работу, что также является положительным показателем. Удовлетворённость взаимоотношениями с руководством т.е. эти педагоги считают, что у них хорошие отношения с администрацией. Условиями труда педагоги считают их хорошими, позволяющими эффективно работать, получать ожидаемый результат.
У 15% педагогов низкий уровень, объясняется тем что педагоги имеют предпочтение выполняемой работы заработку. Это педагоги, у которых преобладает мотив удовлетворения потребностей в личностном росте, стремление к личным достижениям и предпочтение интересную значимую для себя работу материальному заработку. Однако есть и такие педагоги, которые стремятся к достижениям личностного роста, способностям саморазвития (самовыражение, личностные достоинства). Необходимо создать определенные условия мотивации педагогам для участия в семинарах, конференциях, профессиональных сообществах, для сравнения своих достижений с достижениями коллег и обратной связи о своей деятельности.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о ряде проблем: формирование мотивации педагогов дошкольной образовательной организации, отсутствие у педагогов заинтересованности в выполнении работы, связанной с показателями, относящимся к научно-методической, творческой и практической деятельности, для самоактуализации и личностного роста.
Это подтвердило необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по повышению уровня мотивации педагогов к профессиональному росту с помощью составленного комплекса мероприятий.
В параграфе «3» описан ход работы по повышению уровня развития мотивации к профессиональному росту педагогов. Представлен комплекс мероприятий для саморазвития и личного роста педагога: мини -лекции «Профессиональный рост или стагнация?», видео-лекция «Показатели профессионального роста», тренинг актуализации профессионального роста, семинар «Развитие профессиональной мотивации педагогов», деловая игра «Профессиональная компетентность педагогов». Для удовлетворения социальных потребностей педагога были разработаны следующие мероприятия: беседа «Профессиональный рост как показатель профессионального здоровья педагога», круглый стол «Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ?», консультация «Организация методического сопровождения профессионального роста педагогов ДОУ».
Описаны основные условия ее реализации:
- обновление механизмов морального и материального стимулирования педагогов;
- совершенствование организационно-педагогических условий,
обеспечивающих благоприятную мотивационную среду;
- усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом путем определения стратегии взаимодействия и планирования его карьеры. Результаты показали, что педагоги вполне удовлетворены своей работой.
Проектная работа предполагает, что, следует продолжать работу по повышению мотивации к профессиональному росту педагогов, т.к. не все педагоги показали высокие показатели. Мероприятия направлены на реализацию условий повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса, усиление индивидуальной и дифференцированной работы с педагогами путем определения стратегии взаимодействия и планирования его карьеры, эффективны. Соблюдая педагогические условия, возможно создать благоприятную мотивационную среду, обеспечивающую развитие мотивации профессионального роста педагогов дошкольного образовательного учреждения.
В ходе выпускной квалификационной работы задачи решены и цель достигнута.
1. Акиндинова, И. А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика [Текст]/ И. А. Акиндимова, А. А. Баканов. - СПБ. : Издательство РГПУ им.А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С.34.
2. Афанасьева, О. В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста [Текст]/ О. В. Афанасьева. - М. : Академия, 2004.
3. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст]/ сост.М.Ю. Бабанский. - М. : Педагогика, 2010. - 558 с.
4. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие [Текст]/ К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2014. - 64 с.
5. Биссенек, Н. П. Изучение особенностей мотивации профессионального развития педагогов [Текст]/ Н. П. Биссенек // Управление ДОУ. -2009. - №7. - С. 92-95
6. Богославец, Л. Г. Сопровождение профессиональной успешности педагога в ДОУ [Текст]/ Л. Г. Богославец. - М. : ТЦ Сфера. - 2012.
7. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст]/ В. В. Бойко. - М. : Наука, 1996. - 154 с.
8. Бурлачук, Л. Ф., Морозов С. М. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст]/ Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - СПб. : Питер, 2002. - 528 с.
9. Виноградова, Н. А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ : методическое пособие [Текст]/ Н. А. Виноградова. - 2-ое изд.- М. : Айрис - пресс. - 2009.
10. Волосовец, Т. В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении [Текст]/ Т. В. Волосовец, О. Н. Сазонова. - М. : ВЛАДОС, 2014. - 232 с.
11. Гребенюк, О. С., Гребенюк, Т. Б. Основы педагогики индивидуальности [Текст]/ О. С. Гребенюк. - Ярославль, 2013. - 250 с.
12. Громкова, М. Т.: Психология и педагогика профессиональной деятельности [Текст]/ М. Т. Громкова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
13. Гришина, Н. В. Помогающие отношения: Профессиональные и экзистенциональные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности [Текст]/ Н. В. Гришина. - СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1997. С.143-156.
14. Глухова, Т. Г. Актуализация восприятия педагогами своего психологического здоровья как приоритетной ценности [Текст]/ Образование и психологическое здоровье: Сборник материалов научно-практической конференции 9 -10 ноября 2016 года / Т. Г. Глухова. - С : ГБУ ДПО «РСПЦ»,
2016. С.23-25.
15. Дейнека, А. В. Управление персоналом [Текст]/ А. В. Дейнека. - М. : Дашков и К», 2010. - 169 с.
16. Душков, Б. А., Королев, А. В., Смирнов, Б. А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст]/ Б. А. Душков, А. В. Королев, Б. А. Смирнов. - М. : Фонд «Мир» 2005.
- 848 с.
17. Едакова, И. Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС [Текст]/ И. Б. Едакова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №12. - С. 17-22.
18. Жук, А. И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. - метод. пособие [Текст]/ А. И. Жук. - 2-е изд.
- М : Аверсэв, 2014. - 335 с.
...