Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №68684

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
510
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ
ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ 11
1.1. Характеристика памяти как познавательного процесса 11
1.2. Специфика развития слухоречевой памяти у младших
школьников с общим недоразвитием речи 21
1.3. Специфика развития слухоречевой памяти у младших
школьников с задержкой психического развития 33
1.4. Анализ путей и способов развития слухоречевой памяти у
младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития 41
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 51
2.1. Организация и результаты изучения слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой
психического развития 51
2.2. Основные этапы и содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 86
ПРИЛОЖЕНИЕ 94


Актуальность исследования. В настоящее время контингент учащихся общеобразовательной школы достаточно разнообразен по уровню физического, психического и речевого развития, особенно это заметно в начальной школе. По данным, приведённым академиком РАО А.Г. Хрипковой, лишь 14% детей, поступающих в школу, практически здоровы, остальные дети имеют различные хронические патологии. В связи с этим перед общеобразовательной школой возникает необходимость создания благоприятных условий для развития, воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с речевой патологией и задержкой психического развития.
В системе общего образования особой проблемой остается стойкая неуспеваемость учащихся. В настоящее время трудности в обучении, по данным разных авторов (М.М. Безруких, В.И. Лубовский, Н.Г. Лусканова, С.Г. Шевченко и др.), испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их числа.
Основной контингент стойко неуспевающих учеников
общеобразовательных школ, по данным Т.А. Власовой, О.Е. Грибовой, М.С. Грушевской, Т.В. Егоровой, Р.И. Лалаевой, К.С. Лебединской, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнера, М.Н. Фишман и др., составляют дети с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития. Обеспечение дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии является важнейшей задачей современной отечественной коррекционной педагогики. Одним из путей ее реализации является выявление индивидуально-психологических особенностей детей и учет их в практике коррекционной работы.
Учитывая большую распространенность таких нарушений как общее недоразвитие речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР) в настоящее время, весьма актуальным является изучение особенностей этих нарушений с целью разработки адекватных методов диагностики и коррекции.
В специальных исследованиях обобщены научные данные, отражающие этиологию и характер ОНР, описаны клинические аспекты его проявлений, определены критерии и выделены уровни речевого развития (Н.С. Жукова, P.E. Левина, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
На протяжении последних десятилетий проблема задержки психического развития является объектом изучения многих исследователей (Н.Ю. Борякова, Т.А. Власова, Г.И. Жаренкова, К.С. Лебединская, B.H. Лубовский, И.Ф. Марковская, Н.А. Никашина, М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Н.А. Цыпина, О.Г. Шевченко и др.).
Школьное обучение предъявляет большие требования к произвольной памяти детей. С первых же дней пребывания в школе перед ребенком возникает необходимость запоминать большое количество разнообразного учебного материала. Трудности запоминания, как и другие недостатки психического развития ребенка, сказываются на его учебной деятельности и, в конечном счете, могут приводить не только к стойким проблемам обучения, но и к негативному отношению учащихся к школьному обучению.
Память как познавательный процесс играет одну из основных ролей при обучении. Приобретение школьниками различных умений и навыков, усвоение знаний - все это связано с деятельностью памяти.
Память входит в структуру практически любого вида психической деятельности, в том числе чтения и письма. По мнению А.Р. Лурия одним из непременных условий успешного формирования навыков чтения и письма является сохранность в первую очередь слухоречевой и зрительной памяти.
Несмотря на то, что память становилась предметом исследования у многих авторов, которые по-разному объясняли ее структуру, генез, взаимодействие с другими психическими функциями (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, П. Жане, З.М. Истомина, О.С. Лебедева, А.Р. Лурия), проблема развития слухоречевой памяти детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития недостаточно разработана, что также подтверждает актуальность настоящего исследования.
В России такие авторы, как Б.Г. Ананьев, Л.В. Занков, С.Ф. Иваненко, О.Б. Иншакова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Л.С. Цветкова и др. указывают на трудности в овладении чтением и письмом у учащихся с несформированными психическими процессами, к которым относится слухоречевая память. Примерно у 70% младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития наблюдаются затруднения в процессе овладения чтением и письмом.
Указания А.Р. Лурия на то, что слухоречевая память является необходимым условием формирования навыка чтения и письма, позволяет предположить ее нарушения у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
В связи с этим актуальным является изучение слухоречевой памяти, как одной из основных модальностей мнестических процессов, необходимых для успешного овладения навыками чтения и письма у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Особую значимость сегодня приобретает сравнительное изучение слухоречевой памяти детей с ЗПР и ОНР в связи с многообразием качественных проявлений структуры дефекта при данных аномалиях, когда нарушения познавательной деятельности коррелируют с недоразвитием речевой сферы.
Усложнением структуры данных отклонений развития определяется не только актуальность их изучения, но и необходимость изменения ряда принципиальных требований к методам оценки памяти и речи детей с проблемами интеллектуального и речевого развития и совершенствованию системы отбора и форм организации диагностико-коррекционных мероприятий по преодолению имеющихся недостатков развития у этих детей.
Однако, несмотря на значимость проблемы, недостаточно изучены особенности слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития, отмечается недостаточное организационное обеспечение процесса развития слухоречевой памяти у младших школьников данных категорий.
Таким образом, имеются противоречия:
1. Между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к овладению основной образовательной программой детьми с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития и их возможностями.
2. Между необходимостью проведения коррекционно¬
педагогической работы по развитию слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития и недостаточной ее организационной и методической разработанностью.
Указанные противоречия позволили определить проблему исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития.
Цель исследования: определить организационно-методические
аспекты коррекционно-педагогической работы по развитию слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: особенности развития слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития.
Предмет исследования: организационно-методические аспекты по развитию слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы теоретически обосновать проблему развития слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития.
2. Изучить и выявить особенности развития слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития.
3. С учетом выявленных особенностей слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития разработать методические рекомендации к организации и содержанию коррекционно-логопедической работы по развитию слухоречевой памяти у детей данных категорий.
Гипотезой исследования выступает предположение том, что одной из проблем обучения в школе детей с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития являются трудности в овладении навыками чтения и письма, связанные с несформированностью слухоречевой памяти. Важным направлением коррекционно-педагогической работы с детьми с ОНР и ЗПР должно выступать развитие слухоречевой
памяти, которое должно включать взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего обучения (учитель-логопед, учитель- дефектолог, педагог-психолог, учитель) и обеспечивать развитие
слухоречевой памяти в структуре комплексной логопедической работы.
В ходе исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический
эксперимент(констатирующий);
- количественный и качественный анализ полученных результатов исследования.
Теоретико-методологической базой исследования являются научные концепции: теоретические, нейропсихологические и нейрофизиологические положения о системной организации высших психических функций (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия); принципы общей и специальной педагогики и психологии о динамическом единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.); психологические концепции о единстве мышления и речи, соотношения языка и речи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия и др.); теоретическое положение В.И. Лубовского об основных закономерностях психического развития аномальных детей; теоретические труды по проблеме ЗПР (М.С. Певзнер, Т.А. Власова, Н.А. Никашина, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, И.Ф. Марковская, С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер и др.); исследования о слухоречевой памяти у детей с нормальным речевым развитием (Л.С. Выготский, З.М. Истомина, Я.Л. Коломинский, В.И. Машаров и др.); исследования слухоречевой памяти у детей с нарушениями речи (С.П. Бакумова, Т.И. Дубровина, А.С. Иванова, Ю.В. Коваленко, И.Ю. Левченко, А.В. Москалец, Н.П. Чурсина, Е.А. Шитова и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: проведено дифференцированное изучение особенностей слухоречевой памяти в сравнительном аспекте: детей с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития; в ходе исследования были получены данные, позволяющие подтвердить теоретические положения об особенностях развития слухоречевой памяти детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: заключается в том, что с учетом выявленных особенностей слухоречевой памяти младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития разработаны методические рекомендации для учителей-логопедов по развитию слухоречевой у детей данных категорий. Данные рекомендации могут быть использованы в практике работы учителя-логопеда школы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Большинство детей с общим недоразвитием речи имеют средний уровень развития слухоречевой памяти, отмечается недостаточный объём запоминания и ошибки при воспроизведении, обусловленные недоразвитием фонематического восприятия; большинство детей с задержкой психического развития имеют низкий уровень развития слухоречевой памяти, который ведет к утере большей части воспринимаемого материала. Недостаточность слухоречевой памяти у этих детей в значительной степени связана со слабостью регуляции произвольной деятельности, недостаточной ее целенаправленностью, несформированностью функций самоконтроля.
2. Дети с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития с низким и средним уровнем развития слухоречевой памяти будут испытывать трудности в освоении навыков чтения и письма, в силу своих когнитивных и речевых особенностей.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Лицей №10», МБОУ СОШ №7 г. Белгорода, «СОШ №3 г. Шебекино Белгородской области», МБОУ «СОШ №4 г. Шебекино» Белгородской области.
Организация и этапы исследования: Исследование проводилось с декабря 2015 г. по май 2017 г. и включало три этапа.
На первом этапе (декабрь 2015 г. - март 2016 г.) были
проанализированы литературные источники, определены объект, предмет, научный аппарат и база исследования; уточнено содержание понятий «слухоречевая память», «общее недоразвитие речи», «задержка психического развития», и др., сформулирована рабочая гипотеза, намечена программа и методика экспериментального исследования.
Второй этап (апрель - ноябрь 2016 г.) включал проведение
экспериментального изучения уровня слухоречевой памяти у младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития; количественную и качественную обработку полученных результатов.
На третьем этапе (декабрь 2016 - май 2017 г.) на основе полученных в ходе экспериментального исследования данных были определены основные этапы и содержание логопедической работы по развитию слухоречевой памяти; систематизированы и обобщены результаты исследования, сформулированы основные теоретические выводы, завершено оформление магистерской диссертации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С началом школьного обучения возрастает роль высших форм аналитико-синтетической деятельности, связанных со смысловой переработкой вербального материала. Большие требования предъявляются к функционированию слухоречевой памяти. Нарушение слухоречевой памяти у младших школьников приводит к существенным затруднениям в устной вербальной коммуникации и отсутствии возможности нормально понимать и воспроизводить звуковую речь. Медленно читающий, долго думающий, трудно запоминающий ребёнок не может сосредоточиться на задании, выслушать его полностью, вдуматься в его смысл, не справляется с возрастающим объемом знаний и «выпадает» из процесса обучения.
Анализ литературных источников по проблеме исследования позволил выявить, что проблема развития слухоречевой памяти младших школьников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития является актуальной. В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач, возникающих в ходе учебной деятельности. Младший школьник должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а, кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запоминать сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на отношение к учебе и школе. Особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития. Общее недоразвитие речи, безусловно, накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности слухоречевой памяти детей.
У детей с задержкой психического развития отмечается снижение продуктивности запоминания и его неустойчивость; большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. У этих детей заметно преобладает наглядная память над словесной; низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; недостаточный объем и точность запоминания. Изучение особенностей слухоречевой памяти у детей, имеющих общее недоразвитие речи и детей с задержкой психического развития, поиск путей развития является важным аспектом для продуктивного и успешного обучения детей в школе.
По данным Т.А. Власовой (12), Т.В. Егоровой (24), Р.И. Лалаевой (41), К.С. Лебединской (58), М.С. Певзнера (13) у большинства младших школьников с общим недоразвитием речи и детей с задержкой психического развития наблюдаются затруднения в процессе овладения письмом и чтением.
Для выявления распространенности нарушений чтения и письма у учащихся начальных классов, участвующих в эксперименте проводилось анкетирование. Проведенное анкетирование подтверждает, что дети с ОНР и ЗПР имеют трудности в овладении навыками чтения и письма.
Экспериментальное изучение особенностей слухоречевой памяти проводилось по трем направлениям: первое - исследование кратковременной памяти. По первому направлению исследования предполагалось выполнить методику «10 слов» А. Р. Лурия. Второе направление исследование смысловой памяти, дети выполняли методику «Запомни пару» Н.А. Киселевой. Третье направление исследования предполагало оценку долговременной памяти. Использовалась методика «Долговременная память» А.Р. Лурия.
В ходе проведения исследования кратковременной памяти, было выявлено преобладание среднего уровня у школьников с общим недоразвитием речи и низкого уровня развития слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития, что характеризуется недостаточным возрасту объемом произвольной слуховой памяти, способностью сохранять достаточную или небольшую информацию при установке на запоминание.
Анализ результатов диагностики смысловой слухоречевой памяти показал, также преобладание среднего уровня у школьников с общим недоразвитием речи и низкого уровня развития слухоречевой памяти у детей с задержкой психического развития.
При диагностике развития долговременной слуховой памяти (третье направление) у детей с общим недоразвитием речи было выявлено, что большинство детей имеют средний уровень развития долговременной памяти.
Долговременная слухоречевая память у детей с ЗПР характеризовалась предельно малым объемом заученных слов, т.е. низким уровнем. Особенности заучивания у них во многом определялись отсутствием установки на задание, нарушением целенаправленной деятельности. Воспроизведение характеризовалось: добавлением «лишних» слов, отсутствующих в предлагаемой серии.
С учетом полученных результатов были разработаны этапы и содержание логопедической работы с использованием мнемотехнических приемов и дидактических игр, что на наш взгляд, способствует не только развитию памяти, но и повышает эффективность логопедического воздействия.
Результаты нашего исследования важны как для теории, так и для практической работы учителей-логопедов, педагогов-психологов, учителей, работающих с детьми с ОНР и ЗПР, а также с другими категориями детей с отклонениями в развитии.
Экспериментальное исследование подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и дает основание считать цель исследования достигнутой, а его задачи реализованными.



1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / под ред. К.С. Лебединской. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 340 с.
2. Алмазова, А.А. Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи [Текст] / А.А. Алмазова,
А.А. Шибанова // Проблемы современного образования. - 2013. - № 2. - С. 123-131.
3. Айнетдинова, И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) [Текст] / И.Г. Айнетдинова, Н.М. Трубникова // Специальное образование. - 2008. - № 12. - С. 9-17.
4. Астаева, А.В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи [Текст] / А.В. Астаева, Д.И. Воронкова, М.Б. Королева // Вестник ЮУрГУ. - 2010. - №27. - С. 82-86.
5. Ахутина, Т.В. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Часть III. Методы исследования процессов обработки зрительной информации [Текст] / Т.В. Ахутина, С.Ю. Игнатьева, М.Ю. Максименко, Н.Н. Полонская. - М.: Издательский центр «Академия» 1992. - 440 с.
6. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с
задержкой психического развития [Текст] / Н.Л. Белопольская. - М.:
Издательство «Просвещение», 1995. - 370 с.
7. Блонский, П.П. Память и мышление [Текст] / П.П. Блонский. - Изд. 2. - М.: Норма, 2007. - 208 с.
8. Блонский, П.П. Психология младшего школьника: Избранные труды [Текст] / П.П. Блонский. - СПб.: Питер, 2001. - 341 с.
9. Борякова, Н.Ю. Развитие мнестических процессов у детей с задержкой психического развития в структуре коррекционной работы [Текст] / Н.Ю. Борякова, Т.И. Дубровина, О.С. Орлова // Специальное образование. - 2013. - №2. - С.5-11.
10. Валявко, С.М. Особенности смыслового восприятия слова детьми с нарушениями речевого развития [Текст] / Ю.А. Шулекина // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 14 - 31.
11. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. - М.: Смысл, 1998. - 685 с.
12. Власова, Т.А. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.А. Власова, К.С. Лебединская. - М.: Издательство «Дефектология», 1995. - 365 с.
13. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Издательство «Просвещение», 2003. - 475 с.
14. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
15. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: учеб. пособие / В.К. Воробьева. — М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. - 158 с.
16. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 224 с.
17. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во АПН. - 1991. - 294 с.
18. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-пресс, 1999. - 533 с.
19. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст]: Учебное пособие / П.Я. Гальперин. - М.: КДУ , 2007. - 336 с.
20. Гребенева, Н.А. Особенности образной памяти старших
дошкольников с ОНР [Текст] / Н.А. Гребенева // VIII Международная студенческая электронная научная конференция «СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ 2016». Режим доступа -
http: //www.scienceforum.ru/2016/pdf/24454. pdf
21. Даньковская, Я. Ю. Аграмматизмы в устной и письменной речи учащихся младших классов с задержкой психического развития (нейропсихологический подход) [Текст] / Я.Ю. Даньковская // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 170-173.
22. Дети с задержкой психического развития [Текст] / под ред.
В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Издательство «Смысл», 1994. - 377 с.
23. Дубровина, Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников: автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Т.И. Дубровина; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - М., 2010. - 68 с.
24. Егорова, И.В. К вопросу о структуре дизонтогенеза первичных системных нарушений речи у дошкольников [Текст] / И.В. Егорова // Специальное образование. 2015. - № 11. - С. 106-109.
25. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени [Текст]: Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: Союзиздат, 1997. - 264 с.
26. Житникова, Л.М. Учите детей запоминать [Текст] / Л.М. Житникова. - М.: Издательство «Академия» 1995. - 240 с.
27. Жукова, Н. С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2005. - 320 с.
28. Забрамная, С.Д. Наглядный материал для психолого - педагогического обследования детей в медико - педагогических комиссиях [Текст] / С.Д. Забрамная. - М.: Издательство «Просвещение», 1995. - 170 с.
29. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития [Текст] / О.В. Защиринская. - СПб.: Издательство «Речь», 2004. - 432 с.
30. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] /
П.И. Зинченко. - М.: Норма, 1991. - 83 с.
31. Игры для интенсивного обучения [Текст] / под ред.
В.В. Петрусинского - М.: Издательство «Прометей», 1991. - 230 с.
32. Истомина, З.М Развитие памяти [Текст]: Учебно-методическое пособие / З.М. Истомина. - М.: Союзиздат, 1998. - 345 с.
33. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст] / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. - М.: Академия, 2006. - 320 с.
34. Калягин, В.А. Логопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ.
высш. учеб. заведений / В.А. Калягин. — М.: Издательский центр
«Академия», 2007. - 98 с.
35. Карпова, Г.А. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития [Текст] / Г.А. Карпова, Т.П. Артемьева. - М.: Издательство «Просвещение», 1995. - 434 с.
36. Кичеева, А.О. Нейропсихологический анализ переработки слухоречевой информации в юношеском, взрослом и зрелом возрасте [Текст] / А.О. Кичеева // Вестник Бурятского госуниверситета. - 2010. - № 5. - С.207¬210.
37. Коваленко, Ю.В. Развитие слухоречевой памяти у детей с ОНР III
уровня [Текст] / Ю.В. Коваленко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. - 2013. - № 1. - Режим доступа -:
http: //www.covenok.ru/kids/issue/130104. htm.
38. Корсакова, Н.К. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников [Текст] / Н.К. Корсаков, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. - М.: Издательство «РПА»,
1997. - 487 с.
39. Кулагина, И.Ю. О возможностях формирования учебной мотивации у детей с задержкой психического развития [Текст] / И.Ю. Кулагина. - М.: Издательство «Дефектология», 1999. - 480 с.
40. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст]: кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 224 с.
41. Лалаева, Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: учеб. пособ. [Текст] / Р.И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 1998. - 221 с.
42. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников [Текст]: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2003. - 320 с.
43. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.
44. Люблинская, А.А. Очерки психического развития ребенка [Текст] / А.А. Люблинская. - М.: Издательство Академии пед. наук, 2009. - 547 с.
45. Маклаков, А.Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин [Текст] / А. Г. Маклаков. - СПб. [и др.]: Питер, 2010. - 582 с.
46. Малышев, Д.А. Показатели зрительной и слуховой памяти у детей
7- 8 лет с разным уровнем развития устной речи [Текст] / Д.А. Малышев, Т.В. Емельянова // Новые исследования. - 2011. - № 27. - Том 1. - С. 34-44.
47. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития (клинико -
нейропсихологическая диагностика) [Текст] / И.Ф. Марковская. - М.:
Издательство «Коменс - центр», 1993. - 380 с.
48. Марютина, Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка [Текст] / Т.М. Марютина. - М.: Издательство «Школа здоровья», 1994. - 406 с.
49. Матюгина, И.Ю. Зрительная память [Текст] / И.Ю. Матюгина, Е.И. Чакаберий. - М., Союзиздат, 1993. - 134 с.
50. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст] / М.В. Матюхина. - М.: Издательство «Просвещение», 2004. - 260с.
51. Микадзе, Ю.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью школьников [Текст] / Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсаков. - М.: Издательство «ИнтелТех», 1994. - 290 с.
52. Москалец, А.В. Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / А.В. Москалец // Специальное образование. - 2016. - № 12. Том II. -
С. 102-105.
53. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. — М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 1999. - 316 с.
54. Немов, Р.С. Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Владос, 2001. - 640 с.
55. Никашина, Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы [Текст] / Н.А. Никашина. - М.: Издательство «Просвещение», 1994. - 260 с.
56. Обучение детей с ЗПР: Пособие для учителей [Текст] / под ред. В.И. Лубовского. - Смоленск: Издательство «Речь», 1994. - 213 с.
57. Платонова, М.С. Нейропсихологический анализ слухоречевой памяти дошкольников, воспитывающихся матерями с разным уровнем образования [Текст] / М.С. Платонова // Молодой ученый. - 2015. - №1. - С. 370-372.
58. Познавательные процессы и способности в обучении [Текст] / под ред. К.С. Лебединской - М.: Издательство «Педагогика», 1990. - 352 с.
59. Познавательные способности в обучении [Текст] / под ред. В.Д. Шадрикова - М.: Издательство «Просвещение», 1991. - 272 с.
60. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательство «Просвещение», 1998. - 247 с.
61. Развитие логической памяти у детей [Текст] / под ред.
A. А. Смирнова. - М.: Издательство «Педагогика», 2006. - 282 с.
62. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 728 с.
63. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и мотор, алалией) [Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классика - стиль, 2003. - 160 с.
64. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста [Текст] / Т.Б. Филичева. - М., 2000. - 314 с.
65. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] /: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009.- 223 с.
66. Хрестоматия по логопедии [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой,
B. И. Селиверстова. - М., 2007. - 656 с.
67. Черепкова, Н.В. Особенности слухоречевой памяти у детей с
задержкой психического развития [Текст] / Н.В. Черепкова, Т.А. Нечитайло // V Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Режим доступа -
http: //www.scienceforum.ru/2013/294/4624.
68. Шадриков, В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика
[Текст] / В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - М.: Издательство
«Педагогика», 1990. - 240 с.
69. Шевченко, С.Г. Концептуальные основы коррекционно - развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития [Текст] / С.Г.Шевченко. - М.: Издательство «Педагогика», 2001. - 370 с.
70. Шипицына, Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно - развивающего обучения [Текст] / Л.М. Шипицына. - М.: Издательство «Дефектология», 1999. - 380 с.
71. Шитова, Е.А. Исследование слухоречевой памяти дошкольников с общим недоразвитие речи [Текст] / Е.А. Шитова, Г.О. Галич // IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: Гуманитарные науки». Режим доступа - http: //nauchforum.ru/node/2535.
72. Яблокова, Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки [Текст] / Л.В. Яблокова. - М.: Издательство Моск. Университета,
1998. - 180 с.
73. Яковлева, Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников [Текст] / Е.Л. Яковлева. - СПб.: Издательство «Речь», 2009. - 297 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ