Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией

Работа №93627

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы75
Год сдачи2021
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
179
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования
1.1. Онтогенез фонетико-фонематической системы речи у детей в
норме 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
артикуляционно-фонематической дисграфией
1.3. Характеристика произносительной системы речи у младших
школьников с псевдобульбарной дизартрией
Глава 2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов
2.1. Организация и методика обследования артикуляционной моторики,
фонетико-фонематической системы речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
2.2. Анализ результатов обследования артикуляционной моторики,
фонетико-фонематической системы речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
Глава 3. Логопедическая работа по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией
3.1. Теоретическое обоснование и принципы работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией 3
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной
дизартрией
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов
Заключение
Список источников и литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3 6

Нарушение письма у младших школьников является чрезвычайно актуальной проблемой в современном мире. Статистика дисграфии среди учащихся начальных классов общеобразовательных школ России по данным Т. Аристовой в 1950-1960-е годы не превышала 10%, а в 2015 году дисграфия встречается у учащихся младших классов общеобразовательных школ уже в 50% случаев и более, артикуляционно-фонематическая дисграфия наблюдается у 14% обследованных детей [3]. Данную форму дисграфии выделил М. Е. Хватцев, она была классифицирована как дисграфия на почве расстройств устной речи. Таким образом, ребёнок, имея нарушение звукопроизношения и опираясь на него, отражает это на письме. Артикуляционно-фонематическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам в устной речи. Данный вид дисграфии часто наблюдается у детей с дизартрией.
Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной системы речи и просодики, а также нарушения речевого дыхания, голоса и артикуляционной моторики. Разборчивость речи при дизартрии нарушена, речь смазанная, нечеткая, отмечает Приходько О.Г. [28].
Дизартрия является сложным речевым расстройством, характеризующимся сочетанием множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Фонетические нарушения при псевдобульбарной дизартрии являются ведущими нарушениями в структуре речевого дефекта, сопровождающиеся недоразвитием лексико-грамматического строя речи. При формировании фонематического, лексического и грамматического компонентов речи отрицательным влиянием обладают нарушения фонетической системы речи, вызывая вторичные отклонения в их развитии. Трудновыполнимым заданием для младших школьников с дизартрией является нахождение различий близких по
звучанию слов (на материале иллюстраций), подбор иллюстраций на определенный звук, узнавание слогов и т. д.Это свидетельствует о недоразвитии фонематического восприятия у детей с дизартрией. Смазанность и невнятность устной речи у данной категории детей затрудняет формирование четкого слухового восприятия и контроля. В последствии затрудняя процесс обучения детей в школе [20].
В.А. Киселева в своих исследованиях анализировала причины школьной неуспеваемости детей, изучая детей с дисграфией и дислексией.У большинства были выявлены негрубые нарушения фонетического слуха и звукопроизношения. Совместное обследование с неврологом и нейропсихологом подтвердило у данной группы детей наличие дизартрии. Дизартрия, как первоначальный дефект приводит к недостаточности фонематического восприятия, анализа, синтеза, что вызывает специфические ошибки на письме и в чтении.
Поэтому дети с дизартрией - дети группы риска по появлению дисграфии в школе. Важно устранять дефекты произносительной системы речи как можно раньше, для профилактики нарушений письменной речи детей и предупреждения школьной неуспеваемости, а в следствии ухудшения эмоционального состояния и снижения мотивации к обучению.
Объект исследования: состояние моторики, произносительной системы речи, фонематических процессов и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: содержание работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
Цель работы: спланировать содержание логопедической работы по коррекции нарушений артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент и проверить его эффективность.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методики обследования, провести констатирующий эксперимент и проанализировать результаты обследования моторики, фонетико-фонематической системы речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
3. Спланировать логопедическую работу по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, провести обучающий эксперимент, оценить эффективность проведённой коррекционной работы, сравнив результаты констатирующего и контрольного экспериментов.
Реализация цели и задач исследования осуществлялись с помощью методов:
1. Теоретический, заключающийся в анализе логопедической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирический метод, заключающийся в проведении констатирующего эксперимента, обучающего и контрольного этапов педагогического эксперимента.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Сравнительный (сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов).
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - начальная общеобразовательная школа № 5 г. Среднеуральск, ул. Лермонтова 4.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Объём выпускной квалификационной работы: 73 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе написания выпускной квалификационной работы по теме: «Коррекция артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией» поставленные задачи были достигнуты.
В первой главе была проанализирована методическая литература по теме исследования и рассмотрены этапы развития фонетико-фонематической системы речи у детей в норме, дана психолого-педагогическая характеристика младших школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией. Были изучены психологические предпосылки формирования, нарушения или несформированности речевой деятельности, приводящей к нарушениям письма, сформулированные Л.С. Цветковой, ведь нарушения устной речи находят свое отражение на письме в виде дисграфических ошибок. Изучены понятия дизартрия и дисграфия. Дана характеристика произносительной стороны речи у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией.
После обзора теоретической литературы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией был проведен констатирующий эксперимент на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения - начальной общеобразовательной школы № 5 города Среднеуральск. В котором участвовало шесть обучающиеся 3 класса в возрасте 9 - 10 лет: четыре мальчика и две девочки с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Проанализировав результаты обследования моторики, устной речи и письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, составили индивидуальный план коррекционной работы по коррекции артикуляционно-фонематической дисграфии для каждого обучающегося, определив направления и содержание логопедической работы, применив необходимые методы и приёмы для проведения коррекционной работы.
Работа над коррекцией артикуляционно-фонематической дисграфии у обучающихся с псевдобульбарной дизартрией начиналась с развития общей, мелкой и артикуляционной моторики, развития просодической системы речи, коррекции нарушений звукопроизношения, совершенствования фонематических процессов и завершилась коррекцией письменной речи.
В ходе контрольного этапа эксперимента было проведено логопедическое обследование письма у детей, входящих в экспериментальную группу, по методикам констатирующего эксперимента. В ходе сравнения результатов обследования на данных этапах эксперимента, были сделаны выводы об эффективности выбранных методик логопедической работы по коррекции дисграфии у данной категории детей, после логопедической работы у экспериментальной группы детей наблюдалась динамика письменной речи.



1. Акименко, В. М. Практический курс логопедии в моделях и схемах / В. М. Акименко. - Москва : Феникс, 2017. - 288 с.
2. Алексеева, А. Личностно дифференцированный подход в коррекции дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи /
A. Алексеева // KnELifeSciences. Пятый Международный Конгресс Мемориала Лурии «Лурианский подход в международной психологической науке». - 2018 - С. 59 - 70.
3. Аристова, Т.А. Коррекция нарушений письменной речи:учебно- методич. пособие / Т. А. Аристова ; под ред. Н. Н. Яковлевой. - Санкт- Петербург : КАРО, 2014. - 208 с.
4. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова.- Москва : АСТ: Астрель, 2007. - 340 с.
5. Ахутина, Т. В. Нарушения письма: диагностика и коррекция / Т.
B. Ахутина // Актуальные проблемы логопедической практики :методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной 100-летию проф. Н. Н. Трауготт / отв. ред. М. Г. Храковская. - Санкт-Петербург : Акционер и К, 2004. - С. 225-245.
6. Белякова, Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова ; Гуманитарный изд. Центр владос. - Москва, 2009. - 287 с.
7. Борозинец, М. Н. Логопедические технологии: учебно¬методическое пособие / М. Н. Борозинец. - Москва : Ставрополь, 2008. - 224 с.
8. Бунина, В. С. Проблема взаимодействия учителя-логопеда с участниками образовательного процесса / В. С. Бунина // Дошкольное образование. - 2010. - № 8. - С. 10-12.
9. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская — Москва : ACT: Астрель, 2006. — 141 с.
10. Волкова, Л. С. Логопедия:учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская - Москва: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 680 с.
11. Волкова, Л. С. Логопедия:учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Л. С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. -Москва :Гуманитар, изд. центр «ВЛАДОС», 2004. - 704 с.
12. Волоскова, Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у учащихся начальных классов / Н. Н. Волоскова // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция:учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О. Б. Иншаковой. - Воронеж : МОДЭК, 2001 - С. 193-199.
13. Выготский, Л. С. Педагогическая психология /Л. С. Выготский. - Москва,1991. - 476 с.
14. Елецкая, О. В. Организация логопедической работы в школе / О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. - Москва, 2007. - 162 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова - Москва: Просвещение, 1972. - 205 с.
16. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение) / А. Н. Корнев - Санкт-Петербург : Издательский Дом «М и М», 1997. - 286 с.
17. Кукушкина, В. С. Логопедия в школе: практический опыт/ В. С. Кукушкина. - Москва : ИКЦ «МарТ», 2004. - 368 с.
18. Лалаева, Р. И. Логопедия в таблицах и схемах:учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия» / Р. И. Лалаева, Л. Г. Парамонова, С. Н. Шаховская. - Москва, 2009. - 216 с.
19. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - Санкт- Петербург :Союз, 2003. - 224 с.
20. Лопатина, Л. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова — Санкт-Петербург : Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.
21. Левина, Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей:хрестоматия по логопедии / Р. Е. Левина.- Москва : ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
22. Левина, Р. Е. О перестройке принципов анализа речевых нарушений у детей / Р. Е. Левина // Специальная школа. - 1960. - № 1. - С. 78-85.
23. Лукашенко, М. Л. Дисграфия: исправление ошибок при письме. Практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов / М. Л. Лукашенко, Н. Г. Свободина. — Москва :Эксмо, 2004. — 126 с.
24. Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А. Р. Лурия. - Москва :ACADEMA, 2002. - 347 с.
25. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова.- Москва : Союз, 2001. - 80 с.
26. Пережигина, Н. В. Проблемы, нормы и патологии психического и моторного развития: учеб. пособие / Н. В. Пережигина, В. К. Солондаев ;Яросл. гос. ун-т. - Ярославль : ЯрГУ, 2006. - 111с.
27. Правдина, О. В. Логопедия :учеб. пособие для дефектолог. фак. пед-вузов / О. В. Правдина.- Москва : Просвещение, 1973. - 272 с.
28. Приходько О Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О. Г. Приходько. - Москва :Каро, 2016. - 160 с.
29. Репина, З. А. Нарушения письма у школьников с ринолалией:учебное пособие к спецкурсу / З. А. Репина.- Свердловск :Свердл. пед. ин-т., 1988. - 80 с.
30. Репина, З. А. Уроки логопедии / З. А. Репина,В.И. Бойко - Екатеринбург: Литур, 2005. — 208 с.
31. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова.- Москва:Владос, 1997. - 184 с.
32. Селиверстов, В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда / В. И. Селиверстов.- Москва : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1997. - 400 с.
33. Спирова, Л. Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма :хрестоматия по логопедии / Л. Ф. Спирова. -Москва : ВЛАДОС, 1997. - 652 с.
34. Сунагатуллина, И. И. Подготовка учителя начальных классов к работе с детьми с нарушениями речи / И. И. Сунагатуллина// Логопед. - 2009. - № 6. - С. 114-125.
35. Трубникова, Н. М. Структура и содержание речевой карты:учебно-методическое пособие/ Н. М. Трубникова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 51 с.
36. Филичева, Т. Б. Основы логопедии:учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с.
37. Филичева Т. Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение:учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т. Б. Филичева., Т. В. Тумакова.- Москва : Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 80 с.
38. Фомичева, М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: практикум по логопедии: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / М. Ф. Фомичева.-Москва :Просвещение, 1989. - 239 с.
39. Фомичева, М. Ф.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению:учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец,Е. Н. Кутепова[и др.].-Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.
40. Цветкова, Л. С. Мозг интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л. С. Цветкова. - Москва: Просвещение,1995. -304с.
41. Чиркина, Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата / Г. В. Чиркина. - Москва : АРКТИ, 1969. - 240 с.
42. Чупров, Л. Ф. Терминологический словарь по логопедии и нейропсихологии (учебно-методическое пособие) / Л. Ф. Чупров - Москва : Из-во, 2012. - 184 с.
43. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками:учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. - Москва : Издательский центр «Академия», 2014. - 256 с.
44. Ястребова, А. В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений / А. В. Ястребова. - Москва : АРКТИ, 1999. - 120 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ