ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Патриотическое воспитание детей младшего школьного
возраста как педагогическая проблема 7
1.2. Особенности патриотического воспитания младших
школьников 14
1.3. Возможности музеяв патриотическом воспитании детей
младшего школьного возраста 20
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста 29
2.2. Организация работы по патриотическому воспитанию детей
младшего школьного возраста в условиях музея 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 73
Согласно документу «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», важнейшей задачей современного образования является воспитание молодого поколения, обладающего знаниями и умениями, отвечающими требованиям XXI века, разделяющего традиционные нравственные ценности, готового к мирному созиданию и защите Родины. Стратегические ориентиры воспитания сформулированы и Президентом Российской Федерации В.В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом» [13].
Выше перечисленные качества формируются с периода детства. Младший школьный возраст является важным возрастом в становлении личности человека. Подготовка ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно оценивать окружающую действительность и соотносить свою деятельность с интересами семьи, общества и государства - вот задача, стоящая перед педагогами. Сложность сегодняшнего воспитания, по мнению многих исследователей, заключается в искажении у детей представления о патриотизме, семейных ценностях. В связи с обозначенной проблемой патриотическое воспитание детей начинается с периода детства и является одним из «важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений» [10, с.28].
Комплексные занятия в музее являются эффективным средством патриотического воспитания детей младшего школьного возраста. Они позволяют формировать такие нравственные качества как самостоятельность, инициативность, ответственность, сознательность и, как следствие, активную жизненную позицию. Реализация этого метода патриотического воспитания позволяет объединять различные виды детской деятельности, способствует развитию аналитического и критического мышления, фантазии, навыков общения и практического взаимодействия детей и взрослых (педагогов и родителей), которое выстраивается, прежде всего, на законах нравственности. Однако, анализируя состояние исследуемой проблемы, мы усмотрели противоречие между востребованностью и необходимостью создания комплекса музейных занятий, который дали бы педагогам возможность поднять уровень патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Всё вышесказанное и определило выбор темы данной работы: «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста в условиях музея».
Объектом исследования является процесс патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Предметом исследования является комплекс занятий в музее, направленный на поднятие уровня патриотической воспитанности у детей младшего школьного возраста.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка комплекса занятий в условиях музея, направленных на патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ литературы по проблеме патриотического воспитания детей младшего школьного возраста, на основании этого уточнить понятие «патриотическое воспитание» применительно к детям младшего школьного возраста;
2) проанализировать особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
3) рассмотреть возможности музея, которые возможно эффективно использовать в процессе патриотического воспитания детей младшего школьного возраста;
4) провести диагностическое исследование исходного уровня патриотической воспитанности, проанализировать результаты и сделать выводы;
5) разработать комплекс занятий в музее, направленный на патриотическое воспитаниедетей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологической основой исследования служат идеи русской философской и педагогической мысли о развитии патриотической сферы личности (Н.А. Бердяев, В.С. Соловьев, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский); теоретические положения о взаимодействии семьи и образовательной организации в патриотическом воспитании детей (И.В. Метлик, Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова).Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования.
Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анкетирование детей, анализ и обработка результатов исследовательской работы.
Исследование по патриотическому воспитанию осуществлялась в два этапа.
На первом этапе был проведен анализ педагогической и методической литературы по проблеме патриотического воспитания детей младшего школьного возраста; определялись возрастные особенности детей младшего школьного, выявлялся потенциал занятий в музее, их возможности в патриотическом воспитании, определялся инструментарий для диагностики.
На втором этапе проводилась диагностика по установлению исходного уровня патриотической воспитанности детей младшего школьного возраста, разрабатывалось содержание комплекса занятий, определялись методы и приемы, направленные на развитие выделенных нами критериев патриотической воспитанности младших школьников.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что положения и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы в непосредственной практике педагогов начального и дополнительного образования по патриотическому воспитанию детей, педагогами музеев.
База исследования: Березовское муниципальное автономное
образовательное учреждения «Гимназия №5». В исследовании приняло участие 20 обучающихся 2 «Е» класса.
Структура и объем выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В современных условиях, когда нравственные ориентиры подрастающего поколения размыты, одним из главных направлений работы педагогов является патриотическое воспитание. Младший школьный возраст представляется наиболее продуктивным для формирования нравственных качеств, в том числе патриотизма, и роль начальной школы в процессе социализации личности, становления нравственного поведения огромна.Теоретический анализ научных трудов таких ученых как И.А. Ильин, Д.С. Лихачёв, И.В. Метлик,Н.В. Микляева, Е.Н. Бородина, А.Б. Теплова, Е.В. Бондаревская, А.Д. Леонтьев, В.А. Сластенини др., а также проведенное исследование подтвердили значимость поставленной проблемы.Основные выводы представим в следующих тезисах:
1. На основе анализа психо лого-педагогической литературы по теме исследования раскрыто понятие «патриотическое воспитание». Это- процесс педагогического взаимодействия взрослых и детей в рамках единого образовательного пространства. Результатом такого взаимодействияу детей должны сформироваться патриотические ценности, проявляющиеся в чувстве любви к «малой» родине.
Опираясь на позиции ряда авторов, таких как С.А. Козлова,Н.Ф. Виноградова А.Н. Сорокин, Н.В. Полянскова и др., мы определяем патриотическую воспитанность младших школьников в единстве трех критериев: когнитивно-интеллектуального, включающего в себя объём знаний младших школьников по истории «малой родины», их полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к ней, представление о сущности патриотизма.; эмоционально-чувственного,включающего в себя проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к «малой родине», особенность проявления чувств; поведенческо-волевого,включающего в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о «малой родине» (участие в акциях по облагораживанию города, участие в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.).
2. Мы выяснили, что младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом периода детства. В этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение нравственных норм и правил поведения. Особенности восприятия и мышления младших школьников необходимо учитывать при формировании представлений об истории «малой» родины, о сущности патриотизма (когнитивно- интеллектуальныйкритерий). Эмоциональные особенности младших школьников необходимо использовать в развитии проявления патриотических эмоций и чувств по отношению к «малой» родине (эмоционально-мотивационный критерий). Практические умения и навыки по применению знаний о «малой родине» важно использовать во время участия детей в акциях по облагораживанию города, в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.(поведенческо-волевойкритерий).
3. Рассмотрев сущность музейной педагогики, её роль в процессе патриотического воспитания младших школьников, можно сделать следующий вывод:занятия с детьми в условиях музея являются эффективным средством патриотического воспитания и личностного развития школьника. Такие занятия дают возможность задействовать не только интеллект, опыт, сознание человека, а и чувства, эмоции, оказывают содействие «погружению» в материалы музея патриотической направленности. В деятельноститакого рода у обучающихся систематизируются представления о том, кто такой патриот, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт патриотического поведения.
В ходе исследования нами был разработанкомплекс занятий в музее, который учитывает возрастныеособенности младшего школьного возрастаи направлен на повышение уровняпатриотической воспитанности этих детей. В содержание занятий вошли художественные и литературные произведения по краеведческой тематике. Было подобрано содержание (зрительный компонент, литературный компонент), выбраны различные формы (индивидуальная, парная, групповая и коллективная), интерактивные методы организации деятельности в музее, что на наш взгляд сможет обеспечить положительный результат при решении задач патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
1. Агапова, И.С. Патриотическое воспитание в школе / И.С. Агапова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. - 224 с.
2. Активные методы в работе школьного психолога:сб. научных ст. / ред. И. Дубровиной. - Москва. Педагогика, 2010. - 180 с.
3. Аркин, Е.А. Родителям о воспитании / Е.А. Аркин. - Москва.: Мысль, 1989. - 309 с.
4. Балакирев, А. Д. Музей и историческое сознание / А. Д. Балакирев//Россия XXI век, - 2000. - №5. - С. 118.
5. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. / Б.М. Бид-Бад. - Москва. 2002. - 150 с.
6. Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969—1978 [Электронный ресурс]. - URL: ййр://епс-Шс.сош(дата обращения: 19.09.2019).
7. Верба, А.И. Школьный исторический музей в системе учебновоспитательной работы / А.И. Верба, А.Е. Сейненский//Воспитание школьников. - 1986. - № 2. - С. 56.
8. Воронович, В.М. Управление учебно - воспитательным процессом средствами музейной педагогики / В.М. Воронович//Музейная педагогика. - 2007. - №12. - С. 2.
9. Вырщиков, А.Н. Патриотизм на службе России / А.Н. Вырщиков, М. Кусмарцев//Воспитание школьников. - 2006. - №3. - С. 7.
10. Вырщиков, А.Н. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников / А.Н. Вырщиков. - Москва: Глобус, 2007. - 89 с.
11. Г орбова, М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения / М.А. Горбова. - Москва: Глобус, 2007. - 214 с.
12. Ипполитов, Н.В. Учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. / Н.В. Ипполитов. - Шадринск: ШГПИ, 2005. - 84 с.
13. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: ййр://йос8.сп1й.ги(дата обращения: 07.08.2018).
14. Лутовинов, В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. / В.И. Лутовинов. - Москва.2001. - 280 с.
15. Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Минобразования России от 01.03.2003 г. № 30-51-131/16) [Электронный ресурс]. - URL: http://world- histoгy.ucoz.гu(дата обращения: 17.10.2019)...