Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально - педагогические условия формирования патриотических чувств детей младшего школьного возраста

Работа №50847

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2018
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Патриотическое воспитание школьников: общая педагогическая
характеристика явления 7
1.2. Формирование личности ребенка в младшем школьном возрасте:
нравственный, гражданский и патриотический аспекты 15
1.3. Педагогические условия патриотического воспитания детей в
младшем школьном возрасте 22
Выводы по I главе 30
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 32
2.1. Первоначальное состояние патриотической воспитанности младших школьников (по данным констатирующего
эксперимента) 32
2.2. Экспериментальная работа по патриотическому воспитанию детей
в младшем школьном возрасте 39
2.3. Результаты экспериментальной работы по патриотическому
воспитанию детей в младшем школьном возрасте 45
Выводы по II главе 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ


Актуальность темы. Мировые процессы глобализации оказывают сильнейшее разрушительное действие на традиционную культуру России и ценностную ориентацию нашего населения в целом. К неполному списку пагубного воздействия Запада на отечественное общество и культуру можно отнести прагматизм, обесценивание духовного развития культуры и образования, преобладание личных интересов над патриотическими чувствами и нравами[12].
Немаловажное значение для современных школ имеет патриотическое воспитание детей, начиная с младшего школьного возраста, так как этот период лучше всего подходит для формирования в их сердцах и душах патриотизма.
Патриотическое воспитание - это целенаправленная идеологическая деятельность в интересах учащихся, подразумевающая постепенное формирование любви к своей Родине [6].
Патриотизм - это именно то, что делает каждого человека достойным гражданином своей Родины, сформировавшейся личностью. Одной из задач школы должно стать обучение школьников любить свою страну, гордиться своей Родиной, уважать историю своего народа [8].
Именно школа формирует фундамент, на фоне которого будет строиться мировоззрение учеников. Наибольший акцент необходимо делать на внеурочную деятельность, а именно посещение музеев, проведение экскурсий, различных мероприятий, выставок, бесед с ветеранами.
К сожалению, в настоящее время патриотическое воспитание практически исчезло из нашей жизни. А причина кроется в том, что у нас нет единой идеологии, средства массовой информации повсеместно говорят, что России движется не в том направлении. Кроме того, у учителей нет соответствующей методической литературы, и они не могут без необходимой базы научить детей чувству патриотизма.
Из всего выше сказанного следует, что тема нашей дипломной работы актуальна. Сейчас средства массовой информации передают народу слишком много лживой, негативной информации, и у наших детей, совершенно неискушенных в этом вопросе, складывается неправильное, антипатриотическое восприятие. Следовательно, патриотическим воспитанием необходимо начать заниматься как можно раньше. Азы закладываются уже с самого детского сада, но в большей степени этими вопросами должна заниматься именно школа.
Возраст формирования основ личности - это младший школьный возраст. Именно он способствует возможности становления высочайших социальных чувств, к которым, соответственно, следует отнести и чувство патриотизма. Не так-то просто обнаружить правильный путь к формированию многогранного чувства любви к Родине. Сначала необходимо установить, на базе каких чувств эта любовь может образоваться и без какой эмоциональной и познавательной основы не сможет возникнуть. Патриотизм нужно рассматривать как верность, ответственность, привязанность к своей Родине, только в этом случае дети научаться сопереживать проблемам и трудностям родной страны. Ребенок, умеющий разглядеть мир вокруг себя, сможет восхищаться красотами и богатствами просторов Родины. Человек, добросовестно выполняющий любое дело, за которое берется, сможет трудиться на благо родной страны.
Вопросами патриотического воспитания были заняты такие выдающиеся люди как Ушинский К. Д., Макаренко А.С., Комарова Т.С., Петрова С.М., Шилова М.И., Маслова Т.М..
Цель работы - изучить социально-педагогические условия развития патриотических чувств младших школьников.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания.
Предмет исследования - социально-педагогические условия развития патриотических чувств младших школьников во время внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования основана на том, что процесс развития патриотических чувств младших школьников во внеучебное время будет проходить более эффективно, если:
- организовать такие виды деятельности как краеведческая, поисково-исследовательская, экологическая, общественно-полезная;
- применять методы игры в рамках изучения ряда тем факультативного курса по патриотическому воспитанию;
- использовать методы моделирования и анализа жизненных ситуаций.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и содержание патриотического воспитания
2. Определить особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте
3. Рассмотреть социально-педагогические условия развития патриотических чувств младших школьников.
4. Проанализировать процесс развития патриотических чувств младших школьников.
Теоретико - методологической основой исследования стали работы в области патриотического воспитания младших школьников. В нашем исследовании мы опирались на работы Адаменко С.А. , Ефремовой Г.И. , Козаковой И.С., Мазыкиной Н. В.
Методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, сравнительный анализ, педагогическое наблюдение.
Базой нашего исследования является МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Чистополь.
Основные результаты выпускной квалификационной работы опубликованы в научной статье: «Социально - педагогическое условия формирования патриотических чувств детей младшего школьного возраста» в сборнике статей Международного педагогического портала «Солнечный свет» (свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391) [58].
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решая вопросы относительно патриотического воспитания младших школьников, школа, как правило, нацеливает все свои усилия на обеспечение у учащегося ценностного приобщения к процессам социальной жизни.
Таким образом, цель патриотического воспитания - это формирование гражданственности и патриотизма как обобщенного качества человека, включающая в себя уважение к государственной власти, любовь к Родине, приверженности к миру и согласию, чувство собственного достоинства и обязательность, внутренняя свобода, гармоничное представление патриотических чувств и культуры межнационального общения.
Исключительность младшего школьного возраста, своеобразие нравственного совершенствования человека выражают специфику патриотического воспитания. Она, как правило, образуется такими интеграционными характерными чертами данной возрастной категории, как особенно сильной восприимчивостью учеников начальной школы к внешним влияниям, большой возбудимостью его эмоциональной сферы, возможностями к усвоению нового, яркостью восприятия, импульсивностью поведения и другое.
По результатам констатирующего теста нам удалось обнаружить крайне недостаточный уровень патриотической воспитанности учеников контрольной и экспериментальной групп, что доказало актуальность выполняемой нами работы.
В общем итоге, выработанный нами комплекс факультативных занятий помог нашим ученикам раскрыться с разных сторон и развить все свои личностные качества. Он ориентирован на изучение младшими
школьниками общественных ценностей, нравственных норм поведения человека, гражданина и патриота.
При завершении мероприятий по формирующей экспериментальной работе преобладающее число учеников экспериментальной группы продемонстрировали нам стабильность необходимых ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе. У наших учеников наблюдается сформированность таких качеств патриота, как любовь к родной природе, гордость за свою страну, желание участвовать в добрых делах, устойчивость познавательной активности, стремление реализовать свои интеллектуальные возможности, стремление к саморазвитию, организация обучения; инициативность и творчество в труде, самостоятельность, бережное отношение к результатам труда, уважение старших, милосердие, честность, развитость доброй воли, самоуважение, соблюдение правил дисциплины, организованность, пунктуальность, требовательность к себе.
Цель достигнута, задачи решены, а гипотеза о том, что процесс развития патриотических чувств младших школьников во внеучебное время будет проходить более эффективно, если организовать такие виды деятельности как краеведческая, поисково-исследовательская, экологическая, общественно-полезная; применять игровые формы при изучении отдельных тем факультативного курса по гражданскому воспитанию; использовать метолы моделирования и анализа жизненных ситуаций нашла свое подтверждение.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 2009.
2. Агапова В.А. Патриотическое воспитание в школе. - М., 2011.
3. Авраменко Н.Н., Барковец Н.К., Скегина Н.Г. Сборник практических материалов для заместителей директоров школ по ВР (начальные классы). - М., 2010.
4. Аверьянов Ю.И. Политология. Энциклопедический словарь. - М., 2000.
5. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы / Под ред. О.С. Газмана. - М., 2012.
6. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте - М. : Просвещение, 2009.
7. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина культуры и нравственности - Ростов-на Дону, 2014.
8. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии, 2015. - №5. - С.99-105.
9. Быков А.К., Мельниченко И.И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие. - М., 2007.
10. Валеев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся. - Уфа, 2011.
11. Волжина О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект). - М.: 2016.
12. Выготский Л.С. Нравственное воспитание / Пед. психология.-М.,2011.
13. Государственная Программа Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2020 годы. - М., 2010.
14. Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2020 годы». - М., 2009.
15. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития. Рекомендации второй Всероссийской научно - практической конференции // Воспитание школьников, 2012 - № 7. - С. 8¬10
16. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарика. - 2014.
17. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 2016.
18. Данилина Г.Н. Школьнику - об истории и культуре России. - М., 2016.
19. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы/ Под ред. И.С. Артюховой. - М., 2016.
20. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. «Я - Гражданин России!» Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1- 4 классы. - М., 20176.
21. Зак А.В. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, ВЛАДОС.- 2015.
22. Ионов И.О. Цивилизация в истории человечества. - Брянск,2009.
23. Ипполитова Н.В. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности, подходы, подготовка будущих учителей. - Челябинск, 2011.
24. Караковский В.А. Воспитание - важнейшая социально - педагогическая ценность // Народное образование, 2016. - № 4. - С. 165¬167.
25. Кобылянский В. А. Национальная идея и воспитание патриотизма Педагогика, 2009.
26. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - М., 2014.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2016.
28. Краснов П.Ю. Любите Россию! - Воронеж, 2010.
29. Кривых С.В. Педагогические основы патриотического воспитания школьников. - Новокузнецк, 2013.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. - М., 2013.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат, 2017.
32. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - Спб., 2010.
33. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание молодежи: концепция, программа, организационно-методические основы. - М., 2011.
34. Мазыкина Н.Е. Инновационные подходы в патриотическом и гражданском становлении личности // Воспитание школьников, 2012. - № 6.- С. 6-11.
35. Марков А.П. Аксиологические и антропологические ресурсы национально-культурной идентичности. - Дисс. докт. культурол. Наук. - СПб, 2009.
36. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание социально-активной личности в младшем школьном возрасте. - М.,2010.
37. Нечаев М. П., Смирнова И.Э. Диагностические методики классного руководителя. - М., 2016.
38. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений, Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А ТЕМП», 2016.
39. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе: Методическое пособие /Сост. А. К. Быков, И. И. Мельниченко. - М.: ТЦ Сфера, 2017.
40. Песоцкая О.П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: автореф. канд. д. наук. - М.:2009.
41. Полякова И.Ф. Воспитание чувства Родины у младших школьников средствами региональной детской литературы. - Петрозаводск, 2010.
42. Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (Письмо от 01.03.02 № 30-51-131/16) // Вестник образования России, 2012. - № 11. - С. 67-73.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Спб.,2012.
44. Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. - М., 2014.
45. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 2014.
46. Сиповский В.Д. Родная старина. - М., 2013..
47. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. - М.: «Академия», 2011.
48. Словарь-справочник по педагогике / Автор-составитель В.А. Мижериков; Под общ.ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
49. Суворова Г.А. Психология деятельности. Учеб. Пособие. - М., 2003.
50. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - Минск,
2010.
51. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 2011.
52. Суслова А.В. Суперанская А.В. О русских именах. - СПб., 2010.
53. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 2012.
54. Шамова Т.И. Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. - М., 2009.
55. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. - М., 2010.
56. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. - Ростов-на-Дону: РИО АО «Цветная печать», 2015.
57. Шиянов Е.Н. Педагогика: общая теория образования: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - Ставрополь: Издательство СКСИ, 2016.
58. Сборник статей Международного педагогического портала «Солнечный свет»: режим доступа: https//solncesvet.ru/conference/.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ