ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Формирование нравственных представлений как педагогическая
проблема 7
1.2. Особенности формирования нравственных представлений детей
младшего школьного возраста 1 6
1.3. Возможности волшебной сказки в формировании нравственных
представлений детей младшего школьного возраста 23
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 35
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста 35
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений детей младшего школьного возраста материале волшебной сказки 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 66
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 70
В настоящее время наша страна переживает период больших перемен, что приводит к кризису духовных ценностей. Об этом свидетельствует безразличие друг к другу, обострение социальных проблем, рост преступности и т. д. В связи с этим возрастает актуальность формирования у молодого поколения представлений о таких нравственных качествах, как доброжелательность, терпимость, сострадание, ответственность и трудолюбие. Поэтому формирование нравственных представлений является одной из основных задач государства и общества.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения принадлежит школе, поскольку традиционно именно школа была тем социальным институтом, который целенаправленно занимался формированием мировоззрения, идейных установок, эмоциональной сферы учащихся. Школа - единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, безусловно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.
Важность духовно-нравственного воспитания упоминается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года [20], в котором подчеркивается, что универсальные программы базового образования на всех уровнях образования должны обеспечивать духовнонравственное развитие и воспитание личности, а формирование духовнонравственной культуры учащихся является одной из основных задач современной школы.
Младший школьный возраст наиболее сензитивен к формированию нравственных представлений. В этом возрасте ребенок испытывает ряд качественных изменений, которые способствуют нравственному развитию: формирование произвольного внимания, развитие самооценки самосознания. А формирование положительных нравственных качеств человека возможно благодаря эмоциональным характеристикам младшего школьника: двуполярной классификации нравственных норм, эмпатии, склонности к подражанию. Дети этого возраста эмоционально открыты, чувствительны, легко поддаются внушению. В младшем школьном возрасте осваивается новая социальная роль, закрепляются нормы и правила сознательного поведения в обществе.
Данная тема достаточно разработана в педагогике и психологии. Результатами являются концепции нравственного воспитания, разработанные такими психологами и педагогами, как: Н.А. Бердяев, П.П. Блонский, С.Н. Булгаков, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, В.В. Зеньковский, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Острогорский, В.А. Левин, А.Д. Синявский, В.А. Сухомлинский, И.И. Тихомирова, О.С. Ушакова, Л.Б. Фесюкова, А.Е. Шибицкая, О.А. Шорохова и др.
Нравственное воспитание посредствам волшебной сказки оказывает позитивное воздействие на внутренний мир человека. Бессознательное говорит языком образов через сказки, при этом любой образ содержит значение и смысл. Сказка на образном языке показывает решение актуальных задач и является косвенным, доступным способом развития интеллекта и души ребенка. К.И. Чуковский считал, что цель сказки заключается в том, чтобы «воспитать в ребёнке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Так как слушающий сказку ребёнок чувствует себя её активным участником и всегда отождествляет себя с теми из её персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу» [19, с. 104].
При этом, несмотря на значительный потенциал волшебной сказки в формировании нравственных представлений, ее возможности в начальном образовании используются не в полной мере.
Таким образом, было выявлено противоречие: между необходимостью формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста и недостаточной разработанностью содержания педагогической работы на материале волшебных сказок в формировании нравственных представлений младших школьников.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и
практических направлений формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки.
Актуальность проблемы, а также выше изложенное противоречие определили тему исследования: «Формирование нравственных
представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки».
Объект исследования: процесс формирования нравственных
представлений у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по формированию
нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Цель исследованиязаключается в теоретическом обосновании и разработке комплекса занятий по формированию нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «нравственные представления» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности формирования нравственных представлений детей младшего школьного возраста.
3. Раскрыть возможности волшебной сказки в формировании нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование уровня сформированное™ нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на начальном этапе практического исследования.
5. Спроектировать содержание работы по формированию нравственных представлений у детей младшего школьного возраста на материале волшебной сказки.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, содержание занятий на основе волшебной сказки, как одного из эффективных видов, способствующего формированию нравственных представлений детей, повышению качества уровня их развития.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение школа №76 города Лесного Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 25 детей в возрасте 10 - 12 лет, обучающихся по программе «Школа России».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы содержащего 52 наименования изданий, приложений.
Сохранность современного общества зависит от уровня сформированных нравственных представлений. Нравственность обуславливает систему правил, принципов поведения человека, которая основывается на его нравственных представлениях.
В рамках исследования темы формирование нравственных представлений были проанализированы позиции В.В.Зенковского, Н.Д. Левитова, С.Г. Якобсона, О.Г. Дробницкого, Л.Н. Антилоговой и др. по вопросам нравственного воспитания подрастающего поколения. В данной работе за основу было взято определение Е.А. Геник: «Нравственные представления - это важнейшие смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысливает действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собой» [11].
На основе компонентов нравственных представлений: нравственное сознание, нравственные чувства, нравственное поведение, были выделены показатели сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста: когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Для выявления уровня сформированности нравственных представлений у младших школьников были подобраны следующие диагностические методики: «Диагностика нравственных представлений» (Г.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович); «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславская); «Нелегкий выбор» (Е.В. Захарова, Е.В. Пунегова).
Результаты проведения данных диагностических методик позволили определить начальный уровень сформированности нравственных представлений у детей младшего школьного возраста: 2 ребенка(10%) находятся на высоком уровне, 21 учащийся (80%) - на среднем уровне и 2
ребенка (10%) - на низком уровне. Полученные результаты выявили
необходимость разработки содержания педагогической работы по формированию нравственных представлений у детей младшего школьного возраста.
Эффективным средством формирования нравственных представлений у детей младшего школьного возраста является волшебная сказка. Исследование методик нравственного воспитания волшебной сказкой позволяет, сделать вывод, что суть воспитательного воздействия сказки заключается в том, что архетипы помогают осознать поведенческие стратегии, а значит, могут изменить отношение к различным ситуациям и открывают человеку новые способы взаимодействия с окружающим миром.
Нами была разработана программа внеклассных часов «Добро приходит из сказки» по формированию нравственных представлений у младших школьников на материале волшебной сказки.
Для программы«Добро приходит из сказки» классных часов были использованы такие сказки как: «12 месяцев» С.Я. Маршака, «Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях» и «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, народные сказки «Золотой башмачок» и «Гуси-лебеди», «Маленький мук» В.Гауф, «Золушка» Ш.Перро, «Конек-горбунек» П.П. Ершова.
С целью формирования когнитивного показателя нравственных представлений на занятиях были разыграны следующие игры: «Скажи наоборот», «Алфавит».
С целью формирования эмоционального показателя нравственных представлений нами была разыграна игра «Напиши послание», этюды: «Забытая линейка», «Помощник».
С целью развития поведенческого показателя нравственных представлений были применены различные варианты сюжетов для этюдов с неопределенным концом: «Как бы ты поступил?» и проведена «Работа над ошибками» в поведении героев.
1. Авилова, Е. Н. Социально-нравственное воспитание дошкольников / Е. Н. Авилова. - Москва : Пресс, 2004. - 156 с.
2. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. - Москва : Высшая школа, 2010. - 120 с.
3. Арзамасцева, И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева. - Москва : Академия, 2009. - 290 с.
4. Бахтина, В. А. Художественные функции фантастики в авторской и русской народной сказке / В. А. Бахтина. Саратов, 2009. - 250 с.
5. Бобкова, Т. И. Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР / Т. И. Бобкова. - Москва : Творческий центр, 2009. - 230 с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - Санкт-Петербург. : Питер, 2010. - 304 с.
7. Бунеев, Р. Н. По дороге к азбуке. Лесные истории / Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Т. Р. Кислова. - Москва : Баласс, 2012. - 80 с.
8. Вачков, И. В. Сочиняем сказки / И. В. Вачков// Школьный психолог. -2003. - № 19. - С.16.
9. Воспитание нравственной личности младшего школьника: примерная программа и методические рекомендации / - Витебск, УО ВОГ ИПК и ПРР и СО, 2010.- 23 с.
10. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л. С. Выготский. — Москва : Просвещение, 2008. - 310 с.
11. Геник, Е. А. Нравственные представления дошкольников ОУ с религиозно-этническим компонентом / Е. А. Геник // Журнал Вестник Самарской гуманитарной академии. -2009. - № 1. - С.10.
12. Гликман, И. З. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. З. Гликман.- Москва : ВЛАДОС - ПРЕСС, 2012. - 176 с. 63
13. Григорович, Л. А. Педагогика и психология : учебное пособие / Л.
A. Григорович. - Москва : Гардарика, 2003.- 480 с.
14. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению / З. А. Гриценко. - Москва: Линка-Пресс, 2009.- 180 с.
15. Девянина, И. Занимаемся и составляем сказки по схемам с использованием методов ТРИЗ / И. Девянина // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - С.31...