Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки

Работа №94250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
191
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме формирования нравственных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 7
1.2. Психолого-педагогические особенности формирования
нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.... 12
1.3. Волшебная сказка как средство формирования нравственных
представлений у детей среднего дошкольного возраста 18
ГЛАВА 2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВТСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ 30
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня
формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста 30
2.2. Содержание работы по формированию нравственных
представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 74
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76


Проблема нравственного воспитания дошкольника является актуальной в современном образовании. Задачи по формированию нравственного воспитания у детей дошкольного возраста отражены в Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО). Основная задача нравственного воспитания заключается в том, чтобы воспитать в личности ребенка такие социально значимые качества, как долг, совесть, милосердие, активную жизненную позицию, потребность в самосовершенствовании[48].Согласно «Концепции духовно¬нравственного развития и воспитания личности гражданина России»,- нравственное развитие и воспитание личности неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны. Будущее ребенка, его нравственное становление во многом определяется содержанием духовно- нравственного воспитания в дошкольных образовательных организациях (далее ДОО) и в семье[14].Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания таких педагогов, как Л.А. Григорович, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, С.А. Козлова, Н.А. Каратаева, И.Ф. Харламова и др.
В современном обществе произошли колоссальные изменения ценностных ориентиров: поменялись жизненные приоритеты, произошла деформация моральных норм и нравственных установок. В связи с этим встает важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения уже в период детства. Дети дошкольного возраста только начинают разбираться в различных жизненных ситуациях, поэтому оценка их поступков носит ситуативный характер. Именно педагог поддерживает стремление детей самим во всем разобраться, прививает дошкольникам нравственные ориентиры, формирует у них нравственные представления. В этом очень помогает использование одного из такихпедагогических средств как волшебная сказка.
Волшебная сказка является мощным, эффективным средством нравственного воспитания детей, знакомство с ней оказывает колоссальное воздействие на развитие личности, формирование характера ребенка, развивает воображение и речь, открывает ребенку мир человеческих эмоций и взаимоотношений. В целом волшебная сказка занимает достойное место в формировании нравственных представлений дошкольников.Исследования Р.С. Буре, Л.В. Коломийченко и др. показывают, что эффективность нравственного воспитания во многом зависит от реализации комплексного подхода в решении воспитательных задач, и от правильной организации совместной и самостоятельной деятельности детей, а также от умелого и адекватного сочетания педагогических средств и методов. Личность ребенка формируется в процессе постоянного взаимодействия с окружающими его людьми (педагоги, родители, бабушки, дедушки). К. Д. Ушинский отмечал, что: «Только личность может влиять на развитие и определение другой личности, только характером можно формировать характер...Причины такого нравственного магнетизма скрыты глубоко в человеческой природе» [47, с.123]. В современном мире компьютерных технологий, гаджетов, где ребенок погружен в виртуальный мир общения, а родители мало уделяют времени воспитанию своих детей,отмечается тенденция, где дошкольники являются носителями негативного нравственного опыта. На уровне детского подсознания безнравственное поведение является нормой и ориентиром в своих поступках. А недостаток нравственного воспитания проявляется в пассивном, а иногда и в агрессивно - негативном отношении к жизни. Поэтому возникает необходимость разрешения проблем нравственного воспитания путем поиска эффективных путей или переосмысления уже известных.
Все вышесказанное определило тему исследования: «Формирование нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки».
Объект исследования - процесс формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Предмет исследования -комплекс мероприятий по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть проблему формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить психолого-педагогические особенности формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
3. Раскрыть возможности использования волшебной сказки в формировании нравственных представленийу детей среднего дошкольного возраста
4. Провести диагностику исследования по определению исходного уровня формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
5. Разработать комплекс занятий по формированию нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста на материале волшебной сказки.
Для решения поставленных задач в исследовании были применены следующие методы: анализ психолого - педагогической, методической литературы по исследуемой проблеме, целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, а также анализ результатов.
Теоретической основой исследования явились:
- труды Е.Н. Бородиной, Л.А. Григорович, Л.И. Божович, В.А. Сухомлинского, С.А. Козловой, Н.В. Микляевой, К. Д. Ушинского о сущности нравственного воспитания детей.
- исследования Б.М. Теплова, Р.С. Буре, И.Ф. Харламова, В.Е. Маркушевой, Е.Г. Беляковой об особенностях формирования нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
- исследования о значении сказок в формировании нравственных представлений у дошкольников в работах К.Д. Ушинского, А.Д. Коротковой, Л.Б. Фесюковой, Н.А. Никитиной, Е.А. Тудоровской.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в практике педагога в дошкольной организации.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение - детский сад №13 в городе Богданович Свердловской области. В исследовании приняли участие 18 детей в возрасте 4-5 лет.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание подрастающих поколений, которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Теоретический анализ законодательства Российской Федерации и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволили сделать следующие выводы:
Нравственное воспитание - это «целенаправленный процесс планомерного воздействия на формирование у детей нравственных качеств, приучения детей к выполнению норм и правил поведения, соответствующих требованиям морали конкретного общества» [19, с.217]. Мы считаем, что именно это определение наиболее точно отражает сущность нравственного воспитания, потому как важно «формировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение, нравственные представления, активную жизненную позицию, привычки руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга» [19,с.170]. Формирование нравственных представлений дошкольников в рамках нашего исследования анализируется «как процесс педагогического воздействия на сознание, чувства и поведения воспитанников, при котором обеспечивается приобщение детей к нравственным ценностям человечества и конкретного общества» [34, с.336]. Поэтому при осуществлении процесса нравственного воспитания необходимо создавать определенные педагогические условия, при которых внешнее влияние и воздействие на детей среднего дошкольного возраста направленны на усвоение ими опыта нравственных отношений, а также переходили бы во внутренний психологический план личности и способствовали бы воспитанию ее нравственных качеств.
Средний дошкольный возраст - это время наиболее благоприятного нравственного воспитания детей, так как именно в этот период у ребенка формируются первые представления о нравственных качествах личности, нравственных нормах и эталонах. Происходит расширение диапазона эмоций и чувств. Ребенок начинает понимать чувства других людей, сопереживать и радоваться. Появляется внутренняя мотивация на добрый поступок. Формируется нравственная оценка и самооценка. Нравственные чувства в этом возрасте становятся более осознанными. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.В среднем дошкольном возрасте дети уже начинают руководствоваться в своем поведении и поступках нравственными нормами. Становится важна выработка нравственных привычек и поступков, основанных на нравственных качествах. Примерно с четырех лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо.Следовательно, нравственные представления дошкольников анализируются как представления о таких качествах человека, которые помогают ему действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом и включающих в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, в последующем влияющих на формирование нравственных оценок и мотивов поведения.Формирование нравственных представлений у детей происходит в общении со взрослыми (педагоги, родители), которые организуют жизнедеятельность ребёнка и его собственный социальный опыт, дают оценку противоположных действий (обманывать - плохо, говорить правду - хорошо), а также предъявляют требования (надо говорить только правду).
За опорную классификацию мы взяли структурные компоненты содержания нравственной сферы личности ребенка автора Н.В. Мельниковой [28]:
- когнитивный компонент и его показатель - знания о нравственных нормах; представления о нравственных качествах личности;
- эмоциональный компонент и его показатель - нравственные чувства и переживания;
- поведенческий компонент и его показатель - нравственные поступки; нравственные действия (реальное выполнение нравственных норм). Волшебная сказка является тем инструментом, который способствует формированию нравственных представлений ребенка в дошкольном возрасте. В сказке настойчиво звучит оптимистическая вера в победу добра над злом: герою помогают животные, которых он пожалел, обездоленная сиротка награждается за трудолюбие, доброту, младший брат за то, что терпел несправедливые обиды. Все эти сказки, сюжеты и образы пришли как драгоценное наследие прошлой народной культуры. Волшебная сказка способствует формированию нравственных представлений. Для девочек - это красна девица: умница, рукодельница, а для мальчиков - добрый молодец: смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину. Используя волшебные сказки на практике, дошкольник имеет возможность повысить свой уровень знаний о нравственных понятиях, правилах поведения, и т.д. (когнитивный компонент); на основе эмоциональных переживаний и подражания положительным героям у ребенка появляется мотивация к выполнению нравственных норм, (эмоциональный компонент); и, конечно же, дошкольник сам может выполнять те или иные правила нравственности в детском саду, дома, проигрывать на практике свои знания, например, в театрализованной деятельности (поведенческий компонент). В рамках нашего исследования важным компонентом является не просто слушание и беседа по сказке, а рисование положительных героем сказки. С выделением в портрете или действиях главного героя нравственных качеств. Рассматривание иллюстраций к сказкам является обязательным приемом на пути к достижению педагогических целей. Обращение к сказочным книжным иллюстрациям на занятиях вызывают интерес и положительную мотивацию на нравственный поступок. Лепка, рисование, художественное оформление театрализованных игр, выполнение коллективного коллажа по сказкам, аппликации позволяет перенести впечатления от «услышанного» и «увиденного» в переживаемое через «изображаемое». Задача педагога: научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, а одним из средств нравственного воспитания является искусство художественного слова. Поэтому нравственное воспитание детей мы осуществляем через художественное слово, которое способствует формированию нравственных представлений и нравственного опыта детьми, открывает знания о моральных качествах человека.
Для того чтобы определить и проанализировать уровень сформированности нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста мы остановились на представленных диагностических методиках:
1. по когнитивному компоненту нами была использована диагностическая методикаГ.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение представлений детей о нравственно-волевых качествах» [46].
2. по эмоциональному компоненту использовалась диагностическая методика А.Д Кошелевой; изучение социальных эмоций по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [46].
3. по поведенческому компоненту -диагностическая методика А. М. Щетининой «Неоконченные ситуации» [53].
В результате проведенной диагностики мы выяснили, что большинство детей (50%) соответствует низкий уровень сформированности нравственных представлений, среднему уровню соответствует 44% детей, один ребенок (6%) находится на высоком уровне.
В связи с этим,нами разработан комплекс занятий по формированию нравственных представлений на материале волшебной сказки, рассчитанный на учебный год (сентябрь-май): 36 занятий по 1 занятию в неделю, продолжительностью 20 минут. Данный комплекс занятий включает в себя такие виды деятельности, как игровую, театрализованную, самостоятельную, изобразительную, восприятие литературы. Занятия с использованием 64
волшебных сказок у детей среднего дошкольного возраста направлены на формирование нравственных представлений: о нравственных качествах, нравственных чувств и переживаний, а также нравственных поступках и поведении.
Использование тематического комплекса занятий по формированию у детей среднего дошкольного нравственных представлений на материале волшебной сказки помогает:
- сформировать представления о нравственных качествах личности: уважение к старшим, послушание, терпимость, ответственность, милосердие, вежливость, забота, отзывчивость и т.д. Также в высказываниях детей о героях и реальных людях появляются такие слова как «геройский», «внимательный», «смелый», «трудолюбивый», «вежливый», «Заботливый», и др., а также у детей формируются представления о безнравственных качествах личности: жадность, зависть, жестокость и др. (когнитивный компонент);
- сформировать представления о нравственных чувствах и переживаниях, таких как: долг, совесть, дружба, любовь, сострадание, сочувствие и др. Стоит подчеркнуть, что дети среднего дошкольного возраста учатся сочувствию, сопереживанию, взаимопомощи, состраданию. Дети уже пытаются понять чувства другого, пожалеть сверстника, заступиться за него. Все это выражается в их поступках или действиях (эмоциональный компонент);
- сформировать представления о нравственных поступках: на основе сформированных представлений о нравственных качествах, нормах поведения и нравственных чувствах у детей среднего дошкольного возраста отмечается склонность к «правильным» нравственным поступкам и отрицательное отношение к безнравственным поступкам. Дети учатся внимательно относится к своим сверстникам во время игры по правилам, пытаются понять их чувства; а также учатся задумываться, перед тем, как отобрать игрушку, толкнуть сверстника, или не поделиться «вкусной
печенькой», пытаются друг другу сказать: что драться некрасиво, нужно дружить (когнитивный компонент).
Данный комплекс занятий представляет собой и практическую пользу, так как может быть применен в дошкольных образовательных учреждениях для помощи в формировании нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.


1. Алексеенкова, Е.Г. Зависимость эмоционального отношения дошкольников к персонажам сказки от ее композиции [Текст] / Е. Г. Алексеенкова // Вопросы психологии. - 2006. - № 6. - С. 39-47.
2. Аникин, В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1977. — 208 с.
3. Белякова, Е. Г. Нравственное развитие ребенка: психологический
аспект: учебное пособие / Е.Г. Белякова - Тюмень: Тюменский
государственный университет, 1999. - 151 с.
4. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) / Л.И. Божович - Санкт-Петербург, 2010 - 400 с.
5. Болдырев, Н. И. Нравственное воспитание школьников [Текст] / Вопросы теории.- Москва: Педагогика, 1979. - 224 с.
6. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие [для студентов средних педагогических учебных заведений 2-е изд.] / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. - Москва: Издательский центр «Академия», 1997. - 240 с.
7. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя детского сада / [Р. С. Буреи др.]; Под редакцией А. М. Виноградовой. - 2-е издание - Москва: Просвещение, 1989.
- 95 с.
8. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: [Текст]: методическое пособие / Р. С. Буре. - Москва:Мозаика-Синтез, 2011.
- 76 с.
9. Вавилова, И. Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: автореферат диссертации кандидата педагогических наук: 13.00.01/ И. Н.
Вавилова; Уральский государственный педагогический университет - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
10. Ведерникова, Н.М. Русская народная сказка [Текст] / Н. М. Ведерникова; АН СССР. - Москва: Наука, 1975. - 135 с.
11. Гербова, В. В. Приобщение детей к художественной литературе: Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В.В. Гербова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2005. - 67 с.
12. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. - Санкт-Петербург: Питер, 2013.- 464 с.
13. Григорович, Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. - Москва: Гардарики, 2003. - 480 с.
14. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В.А. Тишков. - Москва: Просвещение, 2014. - 23 с.
22. Дрень, О. Е. Прошлое, настоящее и будущее сказки как средство эстетического развития детей [Текст] / О. Е. Дрень: материалы заочной международной научно-практической конференции - Екатеринбург, 2009. -
Ч. 1. - с. 89-96.
15. Запорожец, А. В. Психология личности и деятельности дошкольников [Текст] / А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 1965. - 186 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ