Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ

Работа №93583

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА 7
ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ 7
1.1. Проблема развития интереса к учебному процессу 7
1.2. Пробуждение и развитие интереса к знаниям 15
1.3. Средства и методы формирования интереса к обучению 26
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ К
ИЗУЧЕНИЮ ФИЗИКИ 32
2.1. Модель формирования интереса к изучению физики с помощью различных средств
обучения 32
2.2. Методика формирования интереса школьников к изучению физики 34
2.3.. Диагностика уровня формирования интереса школьников к изучению физики и анализ
полученных результатов 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 72

Актуальность исследования
Формирование интереса школьников к обучению есть неотъемлемая часть учебного процесса. Сегодня обществу важно, чтобы каждый ученик мог самостоятельно заниматься собственным развитием, непрерывно самообразовывался , стремился к получению новых знаний и компетенций, что невозможно без интереса к учебному процессу.
Каждый педагог знает, что успех урока, внеклассного мероприятия или организации самостоятельной работы и т.д. напрямую зависит от интереса обучающихся к изучаемому предмету. В век интернета и компьютерных технологий учителю важно не отставать от своих учеников в вопросах взаимодействия с современными техническими средствами.
Процесс обучения физике невозможно представить без наглядных опытов и экспериментов, они являются неотъемлемой частью любого образовательного занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности . Но не будем забывать о том, что демонстрация не каждого физического эксперимента возможна в условиях класса. Сегодня подобные трудности можно решить с помощью различных технических и информационно­коммуникационных средств обучения.
Для повышения эффективности в процессе формирования уровня интереса школьников к занятиям по физике необходимо, чтобы работа связанная с использованием различных средств обучения, таких как: физический эксперимент, ТСО, ИКТ и проектная деятельность стала целенаправленной.
Проблеме формирования интереса школьников к обучению уделено внимание во многих науках: педагогике, психологии, философии и др. В научно-методических исследованиях процесс формирования интереса к обучению рассмотрен в работах В.П.Беспалько, Е.В. Бондаревской, О.С.Гребенюк, В.И. Загвязинского, В.С.Ильина, А.Н.Леонтьева, И.Я.Ланиной, Н.Г.Морозова, В.Н.Мясищева, Ф.К.Савиной, Г.И.Щукиной и др. Тем не менее, вопросы формирования интереса в процессе обучения физике остаются в основном нерешенными, потому что: во-первых, происходит постоянное изменение учебных программ; во -вторых, уменьшается количество часов, отведенных на изучение предмета в классе; в-третьих, меняется менталитет и психологическое мышление обучающихся.
Проблема исследования Как и с помощью каких средств необходимо организовать школьный образовательный процесс, чтобы у обучающихся формировался интерес к изучению физики?
Необходимость решения рассматриваемой проблемы обусловлена социальным заказом общества, предъявляемым к результатам образовательной деятельности, что определяет актуальность исследования.
Объект исследования - процесс обучения физике в школе.
Предмет исследования - формирование интереса школьников к изучению физики.
Цель исследования - разработать методику использования различных средств обучения, таких как: физический эксперимент, ТСО, ИКТ и проектная деятельность, на уроках и внеурочных занятиях физики, направленную на формирование интереса школьников к обучению.
Гипотеза исследования: Интерес школьников к изучению физики повысится, если в процессе обучения:
- целенаправленно применять современные технические средства (интерактивную доску, цифровые лабораторные работы, систему опроса "Plickers" и т.д.);
-широко варьировать использование различных активных методов обучения и дидактических средств (метод проектов, web-квесты, виртуальные экскурсии в музеи, и т.д. ) .
Задачи исследования:
^Проанализировать литературу по теме исследования, с целью выявления состояния исследуемой проблемы в современном образовательном процессе.
2. Разработать дидактическую модель формирования интереса
школьников к изучению физики с помощью различных средств обучения.
3. На основе разработанной модели создать методику формирования интереса школьников к изучению физики.
^Экспериментально проверить продуктивность разработанной
методики.
Для решения поставленных нами задач были использованы следующие методы исследования:
теоретические: анализ психолого-педагогической и учебно­
методической литературы по проблеме исследования; анализ методических пособий; теоретическое моделирование эксперимента;
практические: диагностика обучающихся с помощью: «Диагностики личностной креативности» Е.Е. Туник, «Диагностики направленности учебной мотивации» Т.Д. Дубовицкой и анкетирования; дидактический эксперимент; обработка результатов эксперимента.
Научная новизна:
1. Разработана дидактическая модель формирования интереса школьников к изучению физики с помощью различных средств обучения.
2. На основе предложенной модели создана методика формирования интереса школьников к обучению. Определены критерии и уровни его формирования.
Практическая значимость:
-созданы методические разработки (разработан ряд уроков и внеурочное занятие);
- разработаны задачи и задания, для использования в процессе обучения;
-созданы диагностические материалы для организации
самостоятельной работы, направленных на формирование интереса обучающихся к учебному процессу.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего в себя 72 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итоги, отметим, что в ходе проведенного нами исследования была разработана и практически реализована методика формирования интереса школьников к изучению физики с помощью использования различных средств обучения, таких как физический эксперимент, ТСО, ИКТ и разнообразные дидактические методы и средства обучения.
В процессе теоретического и практического исследования научной проблемы была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, решены поставленные задачи, сделаны выводы и получены следующие результаты:
1. Изучено современное состояние исследуемой проблемы в психолого - педагогической и методической литературе, что позволило нам сделать выводы о том, что проблема формирования интереса школьников к изучению физики требует комплексного решения.
2. Экспериментально доказана результативность созданной методики, на основе разработанной нами модели, что подтверждается сравнительным анализом результатов обучения на констатирующем и контрольном этапах.
3. Анализ результатов исследования позволил нам сделать следующие выводы:
- наиболее эффективными средствами обучения для учащихся седьмого класса являются web-квесты и образовательные игры;
• уроки и внеурочные занятия, связанные с применением лабораторных экспериментов, домашних опытов и наблюдений, повышают у детей интерес к изучению физики;
• виртуальные экскурсии, 3D планетарий и занятия "Робототехникой" формируют интерес к проектной деятельности и творческому подходу в обучении.
В перспективе проведение дальнейшего исследование возможно по следующим направлениям работы по данной теме:
• расширение средств развития интереса школьников к изучению физики и диагностики его уровня;
• создание банка программ, приложений, заданий, задач, проектов, физических опытов и экспериментов, направленных на формирование интереса школьников к изучению физики;
• разработка методики подготовки студентов педагогических ВУЗов к формированию интереса школьников к изучению физики.


1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
Методические основы / Бабанский Ю.К.- М.: Педагогика, 2005. - 193 с.
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. / Бардин К.В - М.:
Просвещение, 2007. - 112 с
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе / Богданова Г.А. - М.: Просвещение, 2007. - 175 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Божович Л.И. -
СПб.: Питер, 2007. - 400 с.
5. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович;
Под ред. и со вступ. ст. Д. И. Фелбдштейна. - М.: Инст-т практ.
психологии, 2003.- 352 с.
6. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / Бондаревский В.Б. - М.: Просвещение, 2005. - 513 с.
7. Вахтеров В. Свобода учительского творчества // Народный учитель,
1994. - № 1. - С. 5-7.68
8. Возрастная и педагогическая психология / Сост. Дубровина И.В. и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.
9. Влодавская Е.А.Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. / Влодавская Е.А - М.: Экзамен, 2008. - 400 с.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Выготский Л.С. - М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2008. - 672 с.
11. Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе / Габуева З.У., Гаврина Е.В., Дымова Н.Н. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 215 с.
12. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М., Петрова Е. П. Возрастная и
педагогическая психология / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М.,
Петрова Е.П. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.
13. Ганженко М.Б., Аристова М.А Конспекты уроков для учителя литературы: 7-8 классы: Литература XIX-XX вв. / Ганженко М.Б., Аристова М.А - М.: Владос, 2008. - 208 с.
14. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы
изучения / Дейкина А. Ю. - М.: МИГУ, 2007. - 475 с.
15. Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика
развития личности и малых групп. - М.: Просвещение, 2005. - 575 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ