Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ПЕРМСКОГО КРАЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №96296

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2018
Стоимость4230 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
113
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 9
1.1. Интерес как психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Художественно-стилистические особенности изобразительного
искусства Пермского края 23
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 37
2.1. Организация опытной работы с младшими школьниками 37
2.2. Описание хода и результатов опытной работы по формированию интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 71


В настоящее время в нашей стране возрождается и растет интерес к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству, этнические праздники и обряды вновь становятся популярными и посещаемыми. Приобщение детей к искусству, народным промыслам и ремеслам, обучение их технике создания изделий, становится актуальной задачей современного художественного образования и изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Об этом говорится в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте об общем образовании ПРИКАЗ от 17 декабря 2010 г. № 1897 11.6. Искусство. Изучение предметной области «Искусство» должно обеспечить:
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Содержание понятия «интерес» рассматривали: Б.Г. Ананьев, С.А. Ананьин, Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготский, А.В. Карпов, Н.И. Конюхов, И.В. Метельский, Н.Г. Морозова, Д.И. Писарев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К.Д. Ушинский; виды интереса, его фазы, возрастные особенности формирования интереса более подробно изучали: Л.И. Божович, В.Б. Бондаревский, А.Г. Ковалёв, А.К. Маркова, Е.Ф. Рыбалко, Г.И. Щукина и др. Однако никто из авторов не рассматривал формирование интереса у младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественный труд. Психологи рассматривают интересы в основе потребностей, мотивов, позиции, средства активизации, устойчивой черты личности, но не в обеспечении и оснащении условий для формирования интереса к искусству.
Вопросы формирования интереса к изобразительному искусству нашли широкое отражение в работах Г.В. Беды, В.С. Кузина, Б.Т. Лихачева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой и др. И.Н. Полынская рассматривает проблему формирование интереса на уроках изобразительного искусства на материале национальной культуре хантов. В.С. Бадаева обучение художественной культуре через декоративную роспись. Однако в этих работах в основном уделяется внимание к эстетическому воспитанию, формированию изобразительной грамотности, нежели интереса к изобразительному искусству своего края. Вопросы формирования интереса к изобразительному Пермского края изучены недостаточно и требуют дополнительного исследования.
Исходя из выше изложенного, можно сформулировать сложившиеся противоречия:
- между политикой государства, направленной на развитие национальной культуры, и недостаточным вниманием к формированию интереса школьников к изобразительному искусству малой Родины;
- между высоким педагогическим потенциалом изобразительного искусства и недостатком его использования как средства формирования интереса у подрастающего поколения;
- между теоретическими и методическими разработками проблемы формирования интереса в психологии и педагогике и недостатком этого обеспечения применительно к занятиям изобразительным искусством с младшими школьниками.
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования, которая состоит в поиске комплекса методов и приемов формирования интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников.
Данная проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике комплекс методов и приемов, обеспечивающих формирование интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования интереса к искусству Пермского края у младших школьников.
Предмет исследования: комплекс методов и приемов, обеспечивающих процесс формирования интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование интереса к изобразительному искусству Пермского края у учащихся начальных классов общеобразовательной школы будет эффективным, если:
- использовать общепедагогические методы и приемы обучения в комплексе со специфическими методами обучения изобразительному искусству;
- использовать нетрадиционные формы организации учебных занятий по дисциплине изобразительное искусство;
- разработать тематику творческих заданий, связанных с изобразительным искусством Пермского края.
В соответствии с целью и гипотезой исследования сформулированы следующие задачи:
1) дать определение понятию «интерес», охарактеризовать его содержание, виды, стадии, фазы развития;
2) описать художественно-стилистические особенности изобразительного искусства Пермского края;
3) сформулировать и охарактеризовать комплекс методов и приемов формирования интереса к изобразительному искусству Пермского края для младших школьников;
4) определить критерии и уровни сформированности интереса к изобразительному искусству Пермского края для младших школьников;
5) провести опытную работу по формированию интереса к изобразительному искусству Пермского края с учащимися младших классов, обобщить результаты, сделать выводы.
Теоретико-методологическая основа исследования: основные положения культурно-исторической психологии о развитии высших психических функций ребенка (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); основные положения психологии о развитии познавательного интереса у учащихся в процессе обучения (М.Ф. Беляев, В.В. Бондаревский, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина и др.); основные положения психологии и педагогики о формировании интереса к изобразительному искусству (В.А. Варданян, С.Е. Игнатьев, Т.Я. Шпикалова и др.); основные положения теории и методики обучения изобразительному искусству (Б.М. Неменский, Л.Г. Савенкова, Н.М. Сокольникова и др.); основные положения методологии о проведении научно-педагогического исследования (А.М. Новиков, М.Н. Скаткин и др.).
База исследования. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 12 с углублённым изучением немецкого языка (г. Пермь).
Методы исследования:
теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, исторической литературы по проблеме исследования, анализ школьных программ и учебных пособий по изобразительному искусству для учащихся начальной школы;
эмпирические - опытная работа; педагогическое наблюдение; беседа; изучение продуктов творчества народных мастеров и художников на выставках, фестивалях, народных праздниках; а также продуктов творческой деятельности учащихся; обобщение; статистическая обработка полученных результатов опытной работы.
Исследование проводилось с 2016-2018г.г. и включало три этапа:
- на первом этапе осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, искусствоведческой, исторической литературы по теме исследования, формулировалась цель, объект, предмет, задачи исследования;
- на втором этапе проводилась опытная работа, поиск комплекса методов и приемов, обеспечивающих формирование интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников, критериев и уровней сформированности познавательного интереса у младших школьников, проводились беседы и педагогическое наблюдение.
- на третьем этапе анализировались результаты исследования, оформлялся текст диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В изучении проблемы формирования интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников в общеобразовательной школе.
2. В выявлении комплекса методов и приемов обучения, способствующих формированию интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников.
Теоретическая значимость:
- обосновано содержание понятия «интерес», как интегрального познавательно-эмоционального отношения к учению, как личностной характеристики школьника;
- определен комплекс методов обучения: общепедагогических и специфических методов обучения изобразительному искусству для формирования интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников.
Практическая значимость:
- выявлены критерии и уровни сформированности познавательного интереса к изобразительному искусству младших школьников;
- разработаны творческие задания на материале изобразительного искусства Пермского края для учащихся младшего школьного возраста.
- апробированы на практике методы и приемы формирования интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.
Основные положения диссертационного исследования отражены публикации:
1. Агеева, В.С. Формирование у школьников интереса к изобразительному искусству Пермского края / В.С. Агеева // Интеграционные процессы в музыкальном и художественном образовании: проблемы и перспективы. - 2018. - №1. - С. 7-12
Структура и объем работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключение сформулируем основные выводы исследования. В диссертации дано определение понятию «интерес», под которым понимается: мощный мотив учения для развития личности. Благодаря этому познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса активизирует все психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, способствует формированию положительных эмоциональных состояний личности. Охарактеризовано содержание, виды, стадии, фазы развития интереса.
Описаны художественно-стилистические особенности изобразительного искусства Пермского края, состоящие из мифологии финно-угорских племен; использование пермского «звериного» стиля: зооморфных, антропоморфных, антропозооморфных образов в изобразительном искусстве; использование узоров орнамента, стилизованных из звериных мотивов.
Сформулирован и охарактеризован комплекс методов и приемов формирования интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников: словесные, наглядные, практические; объяснительно - иллюстративные и репродуктивные методы, методы проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские методы; а также эвристические методы: метод придумывания, метод «Если бы ...», метод образной картины, метод случайных ассоциаций, метод гиперболизации, метод агглютинации, метод мозгового штурма и др.
Описано проведение опытной работы ее этапы: констатирующий, формирующий, контрольный; критерии и уровни сформированности интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников: познавательная активность, самостоятельная активность, познавательная потребность; уровни: высокий уровень (творческий), средний уровень (интерпретирующая активность), низкий уровень (воспроизводящая активность).
Констатирующий этап опытно-поисковой работы показал, что сформированность интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников находится на низком уровне.
Для проведения формирующего этапа разработаны творческие задания по темам: «Чудские легенды», «Хозяин тайги», «Пермский звериный стиль», «Традиционный орнамент», «Традиционный коми-пермяцкий костюм», «Украшение головного убора: моршень», «Сказание о Кудым- Оше», «Один день из жизни коми-пермяка», «Праздник оленеводов Зарни сюр».
Проведение заключительного этапа показало, что формирование интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников эффективно осуществляется.
Таким образом, гипотеза подтвердилась: использование общепедагогических методов и приемов, нетрадиционных форм организации учебных занятий, с тематикой творческих заданий эффективно влияет на формирование интереса к изобразительному искусству Пермского края у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.
Доказано, что комплекс общепедагогических и специфических методов и приемов обучения, а также творческие задания, разработанные на материале изобразительного искусства Пермского края, способствуют формированию интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников.
Обосновано содержание понятия «интерес», как интегрального познавательно-эмоционального отношения к учению, как личностной характеристики школьника.
Практическая значимость исследования состоит в следующем:
- выявлены критерии и уровни сформированности познавательного интереса к изобразительному искусству младших школьников;
- разработаны творческие задания на материале изобразительного искусства Пермского края для учащихся младшего школьного возраста.
- апробированы на практике методы и приемы формирования интереса к изобразительному искусству Пермского края у младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе.



1. Авторская программа Ашиковой С. Г. Изобразительное искусство: учебник для 1, 2, 3, 4 класса /под ред. А. А. Мелик-Пашаева, С. Г. Яковлевой. Самара: Учебная литература, Федоров, 2012. 180 с.
2. Ананьев Б. Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ. Психология. Л., 1959. 126 с.
3. Ананьин С. А. Интерес по учению современной психологии и педагогики. Киев, 1915. 128 с.
4. Архангельский, С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
5. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Наука, 1974. 278 с.
6. Беляев М. Ф. Психология интереса. М.: Просвещение, 1977. 583 с.
7. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж: МОДЭК, 2001. 349 с.
8. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям. Горький: Приокское книжное издательство, 1968. 456 с.
9. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
10. Игнатьев С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособ. для вузов / С. Е. Игнатьев. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007. 208с.
11. Истомин А. С. Парма прикамская. Кудымкар: Коми-Пермяцкое книжное изд-во,1995. 143 с.
12. Казаринова Н. В. Художники Перми. Л.: Художник РСФСР, 1987. 192 с.
13. Карпов А. В. Психология менеджмента: Учеб. пособие. М.: Гардарики, 2005. 584 с.
14. Кашекова И. Э. Программа по учебным предметам.
Изобразительное искусство 1 - 4 класс. М.: Академкнига /Учебник, 2013.
15. Ковалев А. Г. К проблеме мотивов / А. Г. Ковалев // Психологический журнал. 1981. №1. С. 37-41.
16. Конюхов Н. И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. М.: 1992 . 14 с.
17. Крохалева А. П. Изобразительное искусство Перми и Пермской губернии конца XIX - начала XX века. Дис... кан. иск. наук. М.: 2010. 208 с.
18. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 1-4 кл. : Программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. М.: Дрофа, 2008. 43 с.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.
20. Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Современный урок. М.: МИРОС, 1992. 38с.
21. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. 96с.
22. Маркова А. К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. 212 с.
23. Махмутов М. И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. 191с.
24. Метельский И. В. Как поставить перед учащимися учебную задачу // Начальная школа. 2004. № 5. С.87.
25. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2009. 246с.
26. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. 168с.
27. Неменский Б. М. Изобразительное искусство. 1-4 класс: методическое пособие / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева и др.; под ред. Б. М. Неменского. 3-е изд. М.: Просвещение, 2008. 191 с.
28. Немов Р. С. Психология образования. 2-е изд. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. 496 с.
29. Немцева Ю. С. Развитие познавательного интереса школьников 7-9 классов средствам чертёжной графики: дис... канд. пед. наук / Ю. С. Немцова. Магнитогорск, 2006. 198с.
30. Общая психология: учебник для студентов пед. институтов. / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. 3-e изд. М.: Просвещение, 1986. 464 с.
31. Педагогический энциклопедический словарь. / М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.
32. Писарев Д. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984. 367 с.
33. Полынская И. Н. Формирование интереса к национальной
культуре хантов на уроках изобразительного искусства. Дис. канд. пед. наук. М., 1998. 314 с. [Электронный ресурс]/ - Режим доступа:
(https://elibrary.ru/item.asp?id=15967151) (9.04.2018)
34. Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник статей по материалам III Всероссийского научно-практического семинара 31 марта 2016 г., Москва / Сост. А. В. Криницына М.: ИХОиК РАО, 2016. 201 с.
35. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. М: Большая Российская Энциклопедия, 1993.- 607 с.
36. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ.: Питер, 2002. 720 с.
37. Савенкова Л. Г. Изобразительное искусство. Интегрированная программа: 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2012. 156 с.
38. Сатарова Л. А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности. Дис. кан. пед. наук. М.: 1997. 171 с.
39. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство: 1-4 классы: рабочая программа. М.: ДРОФА, Астрель.188с.
40. Сокольникова Н. М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. Дис. докт. пед. наук. М., 1997. 47с.
41. Трыкова С. А. Формирование познавательного интереса у младших школьников к изобразительной деятельности. Дис . кан. пед. наук, М., 2000. 211 с.
42. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт
педагогической антропологии. М.: Гранд - Фаир, 2004. 628 с.
43. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.:
Педагогика, 1982. 201с.
44. Шатров Л. А. Памятники истории и культуры Пермской области. Пермь: Книжное издательство, 1971. 234 с.
45. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство в 1-3 кл.: Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 1981. 19с.
46. Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией. 5-8 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г.А. Поровская и др.; под ред. Т. Я. Шпикаловой. М.: Просвещение, 2012. 157 с.
47. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности в
учебном процессе. М., 1979. 160с.
48. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования
познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. 208 с.
49. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии.
М.: Просвещение, 2006. 382с.
Электронные ресурсы
50. Горчинская А. А. Познавательная активность младшего
школьника [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://pandia.ru/text/78/101/515.php(26.09.2018)
51. Классификация методов обучения по типу познавательной
деятельности учащихся [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //uchebnikirus .com/pedago gika/osnovi didaktiki chayka vm/klasifikatsi
ya metodiv navchannya tipom piznavalnoyi diyalnosti uchniv.htm(24.09.2018)
52. Маер Т. В. Формирование интереса к изобразительному искусству у младших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности как педагогическая проблема [Электронный ресурс]: - Режим доступаhttp: //conf.grsu.by/alternant2017/index-137. htm(15.04.2018)
53. Метод диагностики познавательной активности [Электронный ресурс]: - Режим доступа: Metod-diagnostiki-poznavatelnoy-aktivnosti.docx (27.09.2018)
54. Методы обучения в педагогике [Электронный ресурс]: - Режим
доступа: http://gopsy.ru/semja/vospitanie-detej/metody-obucheniya-v-
pedagogike.html (21.09.2018)
55. Национальная доктрина образования Российского образования до
2025 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm(дата обращения 5.07.2018).
56. Пермский звериный стиль [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.perm-animal-style.ru/science/(7.04.2018)
57. Полынская И. Н. Формирование интереса к национальной культуре хантов на уроках изобразительного искусства [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=15967151
(3.09.2018)
58. Федотова И. П. Народное искусство русских в Прикамье
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804215928(17.09.2018)
59. Три фазы интересов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200500103(4.09.2018)
60. Наглядные и практические методы обучения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://studopedia.ru/3 50337 naglyadnie-i-prakticheskie-metodi-obucheniya.html(28.09.2018)
61. Основные методы обучения изобразительному искусству и художественному труду [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //studbooks .net/1917995/pedago gika/o snovnye metody obucheniya izobrazitelnomu iskusstvu hudozhestvennomu trudu(30.09.2018)
62. Хуторской А. В. Основание классификации методов [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //vmest.ru/nuda/a-v-hutorskoj -osnovanie-klassifikacii-metodov/main.html(4.10.2018)
63. Юркевич В. С. Познавательная потребность [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/programmi-nablyudeniya-
viyavleniya-interesov-shkolnikov-k-nauchnopoznavatelnoy-deyatelnosti-3222495.html(19.10.2018)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ