Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ СПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №93556

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2020
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
146
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ СТУДЕНТОВ СПО 7
1.1 Теоретические основы модульного обучения 7
1.1.1 Сущность модульного обучения 8
1.1.2 Принципы модульного обучения 13
1.1.3 Подходы к проектированию и применению модульного обучения 16
1.2 Организация образовательного процесса в рамках технологии
модульного обучения 17
1.2.1 Особенности структурирования содержания учебного курса в
модульном обучении 18
1.2.2 Особенности организации педагогического контроля в модульном
обучении 20
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБОРУДОВАНИЕ ЦЕХОВ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ ДЕЛЕНИЕМ» 22
2.1 Разработка модульной программы обучения дисциплины
«Оборудование цехов обработки металлов делением» 22
2.2 Разработка комплекта учебных элементов 33
2.3 Реализация размещения и доступа учебных элементов с помощью
информационных ресурсов 40
2.4 Экспериментальная апробация разработанной модульной технологии
обучения дисциплины «Оборудование цехов обработки металлов делением» 48
2.5 Результаты, их анализ и выводы по внедрению разработанной
модульной технологии 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ А 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 81
ПРИЛОЖЕНИЕ В 82

Актуальность исследования: В настоящее время очень много говорят и пишут о повышении требований современного производства к квалификации специалистов среднего профессионального образования. Профессиональное образование стало важнейшей сферой социальной политики и достаточно активно поддерживается государством. Доказательством поддержки служит реализация национального проекта «Образование». Задачей, входящего в него федерального проекта «Молодые профессионалы», является модернизация профессионального образования, в том числе с помощью внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ [34].
Позитивные процессы не говорят об отсутствии серьезных проблем в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, а повышение профессионального уровня выпускников невозможно без серьёзных изменений системы профессионального образования: повышения качества, эффективности, гибкости, динамичности, соответствия потребностям рынка труда [56].
Модульное обучение широко признается как результативное в педагогической практике. Модульная технология приобрела большую популярность в учебных заведениях США, Германии, Англии и других странах. Обобщенный педагогический опыт модульного обучения начального периода его развития представлен в работах J.D.Rassel, B.Goldshmid и М. Goldshmid. Эти авторы, признаваемые основоположниками модульного обучения, в своих трудах акцентируют значение активизации деятельности обучающихся в педагогическом процессе, что указывает на альтернативность модульной технологии традиционному обучению, в процессе которого обучающемуся представляются пассивные знания [6]. Соединить прогрессивные педагогические идеи зарубежных и отечественных исследователей удалось П.А. Юцявичене. Анализ теоретического и практического опыта позволил ей сформулировать системообразующие принципы модульного обучения [67]. Модульный подход является закономерным результатом эволюции педагогической теории, которая обусловлена логикой развития социальной системы и научно-техническим прогрессом. (Н.Б. Лаврентьева, А.И. Уман, М.А. Чошанов) [27], [28], [29].
Для решения имеющихся проблем необходима реализация комплекса мероприятий [37], в том числе средством решения этих проблем может быть переход к модульному принципу построения образовательных программ профессионального образования. Именно поэтому исследование, посвящённое внедрению модульных технологий в систему СПО, необходимо признать актуальным.
Объект исследования: процесс формирования профессиональных компетенций у обучающихся системы СПО.
Предмет исследования - формирование профессиональных компетенций на основе использования модульной технологии обучения у студентов среднего профессионального образования.
Цель исследования — разработать и апробировать модульную программу обучения в системе СПО.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к рассмотрению сущности и возможностям модульной технологии обучения;
2. Разработать модульную программу обучения
междисциплинарного курса «Оборудование цехов ОМД»;
3. Разработать комплект учебных элементов для реализации модульной технологии обучения;
4. Реализовать размещение и доступ учебных элементов с помощью информационных ресурсов;
5. Провести экспериментальную апробацию разработанной модульной технологии обучения у обучающихся по специальности 22.02.05 "Обработка металлов давление" в рамках междисциплинарного курса
«Оборудование цехов ОМД».
Гипотеза исследования
Формирование профессиональных компетенций у студентов среднего профессионального образования будет результативным:
• при организации обучения на основе модульной технологии;
• при представлении содержания обучения в виде модульной
программы, имеющей гибкую структуру, состоящую из модульных блоков;
• при использовании в процессе обучения учебных элементов,
представляющих собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме учебного курса;
• при использовании современных информационных ресурсов для размещения и доступа учебных элементов.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались различные методы исследования. Общенаучные методы: анализ научных трудов, диссертационных исследований, педагогической и специальной литературы, научно-методологической литературы по исследуемой проблеме, нормативно-правовых документов, метод сравнения, синтеза, абстрагирования, и аналогии, обобщения и систематизации, понятийно-терминологический метод анализа. Методы педагогики и психологии: педагогическое прогнозирование и моделирование,
сравнительный и формирующий эксперименты, метод экспертных оценок, квалиметрический анализ.
Практическая значимость
Практическая значимость заключается в разработке документально­методического обеспечения процесса освоения обучающимися по специальности 22.02.05 "Обработка металлов давлением"
междисциплинарного курса 02.01 "Оборудование цехов ОМД", который относится к профессиональному модулю ПМ.02 "Оборудование цеха обработки металлов давлением, наладка и контроль за его работой", использование которого повысит качество профессиональной подготовки студентов.
Границы исследования
В выпускной квалификационной работе введено следующее ограничение: разработка и апробация модульной технологии обучения будет проводиться в двух группах студентов СПО «Первоуральского металлургического колледжа», обучающихся по специальности 22.02.05 «Обработка металлов давлением» в рамках междисциплинарного курса 02.01 «Оборудование цехов ОМД», который относится к профессиональному модулю ПМ.02 "Оборудование цеха обработки металлов давлением, наладка и контроль за его работой".
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В первой главе рассматриваются теоретические основы, принципы и подходы к проектированию и применению модульного обучения. Вторая глава посвящена разработке документально­методического обеспечения для реализации модульной программы обучения, а также педагогическому эксперименту и его результатам.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Модульная технология обучения является одной из инновационных форм использования современного информационного инструментария для развития педагогических технологий. В сложившихся в настоящее время социально-экономических условиях все большую популярность приобретает дистанционное обучение. И именно технология модульного обучения как нельзя лучше вписывается в схему организации дистанционного обучения. Модульная технология всё больше и больше будет входить в образовательный процесс профессиональных учреждений.
В ходе проведенной работы удалось определить основное теоретическое содержание технологии модульного обучения и понять её основные принципы. Такие как модульность; деятельность; структуризация содержания на отдельные логически завершенные части; гибкость; динамичность; осознанной перспективы обучения; паритетности взаимодействия педагога и обучаемого. В работе представлены познавательный и деятельностный подходы к реализации модульного обучения.
Кроме того, были рассмотрены особенности структурирования содержания учебного курса и организации педагогического контроля в модульном обучении.
Опираясь на анализ литературных источников были разработаны модульная программа обучения междисциплинарного курса «Оборудование цехов ОМД» и комплект учебных элементов для реализации модульной технологии обучения.
В ходе исследования была проведена экспериментальная апробация разработанной модульной технологии обучения у обучающихся по специальности 22.02.05 "Обработка металлов давление" в рамках междисциплинарного курса «Оборудование цехов ОМД».
Результаты экспериментальной работы показали возможность повышения эффективности обучения студентов СПО профессиональным дисциплинам на основе использования модульной технологии.
В завершении работы, можно сделать вывод, что модульная технология обучения позволяет обеспечить соответствие занятий целому ряду требований ФГОС, таким как: наличие проектной деятельности учащихся; дифференцированный подход в организации учебной деятельности; деятельностный метод; наличие информационных и коммуникационных технологий. Но при применении модульной технологии необходимо учитывать ряд нюансов.
Реализация модульной технологии требует существенных материальных затрат. В нашем случае благодаря поддержке промышленного предприятия, мы имеет возможность использовать цифровую платформу и планшеты, число которых соответствует числу студентов, присутствующих на занятии. В условиях отсутствия такой возможности, трудозатраты преподавателя возрастают не только за счет необходимости разработки учебного материала для каждого модуля, но и за счёт необходимости все учебные материалы иметь в печатной форме, чтобы иметь возможность каждому обучающемуся предоставить свой комплект материалов. Отсутствие автоматизированного мониторинга за освоением дисциплины, также будет увеличивать трудозатраты преподавателя на обеспечение требований модульной технологии по организации контроля учебного процесса, за счёт необходимости ведения карт контроля в бумажном виде.
Несмотря на гибкость учебного содержания и низкий уровень вмешательства преподавателя в самостоятельную деятельность обучающегося, представленная технология предполагает жесткий контроль учебного времени и быстрое выполнение учащимися поставленных задач. Студенты с низким уровнем сформированности навыка самостоятельной работы рискуют не освоить дисциплину.
Педагогическая культура педагога, его конструктивные, организаторские, коммуникативные умения и способность рефлексировать будут определять эффективность использования модульной технологии, впрочем, как и любой другой.


1. Алексюк А. Педагогика высшей школы / Курс лекций: модульное обучение. - Киев: Вища шк., 1993. - 80 с.
2. Анденко М. Актуальные проблемы взаимодействия специальных кафедр высшей школы при модульном обучении. - Новосибирск, 1993. - 78 с.
3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (дидактический аспект). М., 1982. - 342 с.
4. Бауэр Е.А. Использование технологической карты учебной дисциплины в подготовке бакалавров педагогического образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 3.
5. Безюлева Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов: монография /Г.В. Безюлева. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 320 с.
6. Бородина Н.В., Горонович М.В., Самойлова Е.С. Проектирование и организация модульной технологии обучения: Учеб, пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2013. — 242 с.
7. Букалова Г.В. Технология модульного обучения как средство эффективности преподавания общеинженерных дисциплин // Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
8. Гладышев Р.М., Паначев В.В. Механическое и транспортное оборудование трубных цехов. - М.: Металлургия, 1975. - 352с.
9. Гулидов И.Н. эксплуатация механического и транспортного оборудования прокатных цехов. - М.: Металлургия, 1991.
10. Данько В.М. Механическое оборудование прокатных цехов. Текст лекций по курсу.
11. Драницына Е.Г. Актуальность перехода на модульное обучение в системе среднего профессионального образования: сб. ст. науч.-практ. конф. «Современные тенденции развития науки и технологий». № 8. Ч. 10. Белгород, 2015.
12. Драницына, Е.Г., Ибрагимова Л.А. Особенности организации педагогического контроля в рамках использования модульной технологии обучения: сб. ст. науч.-практ. конф. «Качество образования». № 2. Москва, 2017.
13. Ершова Н.Н. Управление формированием профессиональных компетенций в колледже на основе педагогического мониторинга: диссертация кандидата педагогических наук / Тольятти, 2016. 211 с.
14. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого­педагогического исследования [Текст]: учеб.пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 2-е изд., стер. - М. : Изд. центр «Академия», 2005. - 208 с.
15. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. Ипполитова, Н. Стерхова // General and Professional Education. - Режим доступа: http://genproedu.com/paper/2012- 0Efull_008-014.pdf (дата обращения 24.01.2018)...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ