ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы процесса обучения чтению и письму на иностранном языке в средней школе с помощью социальных сетей 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся средней школы
с точки зрения обучения их иностранным языкам 7
1.2. Методика обучения письменным видам речевой деятельности на уроке
иностранного языка в средней школе 16
1.3. Использование социальных сетей в обучении иностранному языку 30
ГЛАВА 2. Технология обучения чтению и письму на иностранном языке в 6 классе с помощью социальной сети Instagram 35
2.1. Описание технологии обучения чтению и письму на иностранном языке в 6
классе с помощью социальной сети Instagram 35
2.2. Анализ результатов апробации данной технологии 41
2.3. Методические рекомендации по обучению письменных видов речевой
деятельности с помощью социальной сети Instagram 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 66
Приложение 1. Примеры публикаций и комментариев на странице учителя 71
Приложение 2. Примеры публикаций обучающихся 76
Приложение 3. Анкетирование на начало пробного обучения 79
Приложение 4. Анкетирование на конец пробного обучения 81
Приложение 5. Входное тестирование 83
Приложение 6. Итоговое тестирование 85
Приложение 7. Критерии оценивания письменной части входного и итогового тестирования 87
В современный период развития образования необходимо активное и всестороннее внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Одним из эффективных способов обучения является использование социальных сетей, который способен стимулировать познавательный интерес и повысить мотивацию к учебной деятельности.
Известно, что подростков больше привлекают сайты и приложения развлекательной направленности, чем обучающие школьные материалы, а вместо домашнего задания обучающиеся предпочли бы проводить больше времени в интернете, а именно в социальных сетях. В данных реалиях преподаватели могут использовать социальные сети в образовательном процессе, чтобы дети могли проводить время с пользой, а также заняться самообразованием.
Согласно данным крупного исследовательского центра Mediascope в 2018 г. среди молодежи 16-24 лет наиболее популярны такие социальные сети, как Вконтакте и Instagram. В данный момент социальная сеть Вконтакте активно используется учителями в процессе обучения, в то время как Instagram не так распространена среди преподавателей общеобразовательных учреждений.
В обучении иностранному языку обучающимся важно использовать язык в реальной жизни, но часто дети говорят только на уроках иностранного языка. С помощью социальной сети Instagram обучающиеся получают возможность практиковать его гораздо чаще за пределами школы с помощью учителя, который в своем аккаунте размещает публикации, задания, опросы на изучаемом языке и т.д.
В данном исследовании мы бы хотели использовать особенности восприятия и интересы современных подростков для обучения письменнокоммуникативных умений на уроках иностранного языка в средней школе. А именно объединить использование социальной сети Instagram с традиционными методами обучения английского языка.
Мы считаем, что создание и ведение учителем аккаунта в Instagram и использование различных функций в данной социальной сети позволят разработать технологию обучения чтению и письму на иностранном языке в средней школе.
Актуальность данной темы обусловлена частым использованием социальной сети Instagram подростками без определенной цели, в то время как обучающиеся могли бы проводить свободное время с пользой, практикуя иностранный язык.
Объектом исследования является процесс обучения чтению и письму на иностранном языке в средней школе.
Предметом исследования является использование социальной сети Instagram как средство развития письменно-коммуникативных умений на уроках иностранного языка.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать технологию обучения чтению и письму на иностранном языке в 6 классе с помощью социальной сети Instagram.
Поставленная цель может быть достигнута при следующих задачах:
1. проанализировать психолого-педагогическую характеристику обучающихся средней школы с точки зрения их обучения иностранному языку;
2. описать методику обучения письменным видам речевой деятельности на уроке английского языка в средней школе;
3. проанализировать использование социальных сетей в обучении иностранному языку;
4. разработать технологию обучения чтению и письму на ИЯ в 6 классе с помощью социальной сети Instagram;
5. создать и провести входное тестирование и анкетирование среди обучающихся 6 классов;
6. создать аккаунт в Instagram и применить технологию обучения на практике;
7. создать и провести итоговое тестирование и анкетирование среди обучающихся 6 классов;
8. проанализировать результаты апробации данной технологии;
9. описать методические рекомендации по обучению письменных видов речевой деятельности с помощью социальной сети Instagram.
Методы исследования: анализ методической, психологической,
педагогической литературы; синтез, сравнение, классификация, обобщение; моделирование педагогического и методического опыта; наблюдение; пробное обучение; анкетирование; тестирование.
Теоретическая значимость работы состоит в рассмотрении традиционных методик обучения чтению и письму на английском языке с точки зрения их применения в обучении с помощью социальных сетей.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанной авторской технологии при обучении чтению и письму на английском языке в 6 классе с помощью социальной сети Instagram.
Научная новизна заключается в соединении традиционных методик обучения чтению и письму на английском языке с новейшими интернет- ресурсами с целью наиболее эффективного развития письменнокоммуникативных умений на уроках английского языка в средней школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, библиографический список насчитывает 53 наименование, объем работы составляет 87 страниц.
Во введении определяется актуальность, новизна, предмет, цели, задачи, практическая и теоретическая значимость работы, перечисляются методы исследования.
Первая глава посвящена теоретической части: рассматривается психологопедагогическая характеристика обучающихся средней школы с точки зрения их обучения иностранным языкам, методика обучения письменным видам речевой деятельности на уроке иностранного языка в средней школе, методика обучения чтению на уроке иностранного языка в средней школе, использование социальных сетей в обучении иностранному языку.
Вторая глава посвящена созданию технологии обучения чтению и письму на иностранном языке в 6 классе с помощью социальной сети Instagram, а именно описанию технологии обучения чтению и письму с помощью данной социальной сети, анализу результатов апробации данной технологии, а также методическим рекомендациям по обучению письменных видов речевой деятельности с помощью социальной сети Instagram.
В заключении представлены выводы по исследованию в целом.
Апробация данной технологии реализована в МБОУ-СОШ №25 среди обучающихся 6 классов.
Результаты исследования опубликованы в сборнике ежегодной международной конференции УРГПУ «Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. Часть II.» от 07 февраля 2020 г.
Подростковый возраст является одним из самых сложных периодов в жизни ребенка, что не может не отражаться на учебных результатах. В данный период времени у обучающихся часто снижается успеваемость и мотивация к обучению. Как мы выяснили в теоретической главе, главными задачами подростков являются общение со сверстниками, развитие своих интересов, познание себя. Так, подростки проводят значительную часть времени в интернете.
Для того, чтобы обучающиеся могли проводить время в интернете с пользой, а также изучать иностранный язык не только в школе, при обучении иностранному языку учителям необходимо внедрять новейшие инновационные технологии и использовать социальные сети.
В данном исследовании мы стремились использовать особенности восприятия и интересы современных подростков для обучения письменнокоммуникативных умений на уроках иностранного языка в средней школе. А именно объединить использование социальной сети Instagram с традиционными методами обучения английского языка.
Мы теоретически обосновали и разработали технологию обучения чтению и письму на иностранном языке в 6 классе с помощью социальной сети Instagram.
В теоретической главе мы выявили психолого-педагогическую характеристику обучающихся средней школы с точки зрения их обучения иностранному языку, выявили методику обучения письменным видам речевой деятельности и чтению на уроке английского языка в средней школе, определили роль использования социальных сетей в обучении иностранному языку.
В практической главе мы описали технологию обучения чтению и письму на ИЯ в 6 классе с помощью социальной сети Instagram; создали аккаунт в Instagram и применили технологию обучения на практике; проанализировали результаты апробации данной технологии; выявили методические рекомендации по обучению письменных видов речевой деятельности с помощью социальной сети Instagram.
В данной работе мы попробовали совместить одну из самых распространенных развлекательных социальных сетей с обучением иностранному языку, создав обучающий аккаунт для обучающихся средней школы МБОУ-СОШ №25. В течение учебного года мы вели аккаунт ulybyshevateacher с целью развития письменно-коммуникативных умений иностранного языка в средней школе, выкладывая публикации на английском языке, задания, и викторины на определенную тематику.
В данном аккаунте были затронуты следующие темы: «Распорядок дня», «Хобби и любимое времяпрепровождение», «Зимние виды спорта», «Времена года», «Моя семья», «Празднование Нового Года», «Каникулы», «День Матери», «Празднование Масленицы», «День Святого Валентина», «Международный женский день», «День Победы», «Домашние животные», «Любимый мультфильм», «Музыка», «Достопримечательности Екатеринбурга», «Города США», «Внешность», «Планы на лето», «Еда».
Обучающиеся МБОУ-СОШ №25 принимали участие в викторинах, выполняли задания в публикациях и в режиме stories, отвечали на вопросы, писали комментарии, выкладывали собственные истории и публикации на английском языке.
По результатам анкетирования видно, что многие ребята начали использовать данную социальную сеть не только для развлечения и общения друг с другом, а еще и с целью изучения английского языка. После окончания пробного обучения обучающиеся продолжают делать подписи к публикациям на английском языке.
В процессе пробного обучения было выявлено, что стеснительным ребятам было более удобно использовать именно обучающую страницу учителя в Instagram, так как такой формат позволил им высказать свое мнение без страха осуждения одноклассников и испытать меньше стресса.
Также обучающиеся с низкой успеваемостью восприняли обучающий аккаунт с большим интересом, чем те ребята, у которых высокая успеваемость.
Важно отметить, что большая часть обучающихся активно выполняли задания в stories и участвовали в викторинах, и гораздо меньшее количество человек комментировали публикации учителя и публиковали личные посты на английском языке.
Поэтому мы пришли к выводу, что зачастую для активной работы обучающихся в социальной сети, нужна дополнительная мотивация, например, положительная оценка за выполнение определенных условий и заданий.
Также в процессе ведения обучающего аккаунта мы выяснили, что дотекстовый этап чтения более удобно реализовать через функцию stories, текстовый этап - в комментариях под публикацией учителя, а послетекстовый - в личных постах обучающихся и иногда в комментариях под публикацией учителя.
Кроме того, социальная сеть Instagram, на наш взгляд, лучше всего подходит для послетекстового этапа, где обучающиеся с помощью текстовой опоры самостоятельно развивают умения письменной речи. Дотекстовый или текстовый этапы могут быть проведены на уроках английского языка в школе.
Что касается результатов пробного обучения, по итоговому тестированию можно судить об успешной реализации технологии обучения чтению и письму на иностранном языке в 6 классе с помощью социальной сети Instagram. Результаты 29 обучающихся, участвовавших в данном обучении, показали, что их умения чтения и письма повысились. А именно, процент сформированности письменнокоммуникативных умений чтения и письма на английском языке повысился на 35%.
Мы считаем, что данный результат достигнут не только при помощи классических уроков английского языка в школе, но и благодаря дополнительной практике письменных видов речевой деятельности в обучающем аккаунте учителя английского языка в Instagram.
Итак, с помощью социальной сети Instagram обучающиеся 6 классов школы МБОУ-СОШ № 25 получили возможность практиковать и изучать английский язык за пределами школы с помощью обучающего аккаунта школьного учителя.
Таким образом, мы можем утверждать, что Instagram-аккаунт может быть использован не только для развлечения, а обучающиеся также могут проводить в нем время с пользой, изучая английский язык.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Балакирева Л.А. Введение в профессиональную педагогику Учеб. пособие. - СПб.: ИВЭСЭП, 1998. - 47 с.
3. Белоногова Н.Н. Английский язык для школьников: особенности обучения английскому языку на разных этапах подросткового возраста. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.kp.ru/guide/angliiskii-dlja-podrostkov.html (дата обращения: 15.02.2020).
4. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков : Обучение основным видам речевой деятельности : учеб. пособие / И. А. Бредихина ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 104 с.
5. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. Возрастно
психологический подход в консультировании детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский Центр «Академия» - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://moucdt.edusite.ru/DswMedia/7srednshkvozr.pdf (дата обращения:
15.02.2020).
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека./ Л.С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 1134 с.
7. Гальскова Н. Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидакти-ка и методика: Учеб. пособие для студ. лингв, ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
8. Добрынин Н. Ф. и др. Возрастная психология. - М.: Просвещение, 1969. - 262 с.
9. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник для вузов. - М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА, 2000. - 624 с.
10. Жевнерович Е.Э. Использование социальных сетей при обучении иностран ному языку. / Жевнерович Е.Э., Сергиенко О.О. // Актуальные вопросы языковой динамики, филологии и лингводидактики: материалы XII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 23 октября 2015 г. - 208 с.
11. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
12. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. - 222 с.
13. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике. / Г.М. Коджаспирова, Коджаспиров А.Ю. - М.: ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.
14. Колесникова И. Л. Долгина О. А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Русско- Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. - 224 с.
15. Комарова А. Исследование: люди тратят на интернет 1/4 жизни. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rusability.ru/news/issledovanie- lyudi-tratyat-na-internet-1-4-chast-zhizni/ (дата обращения: 27.01.2020)...