Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

Работа №99366

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
1 АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1 Опыт использования физкультурной паузы во времена СССР 9
1.2 Методические рекомендации по разработке физкультурной паузы
для людей разных видов трудовой деятельности 16
1.2.1 Средства физической культуры, используемые при составлении
физкультурной паузы 20
1.3 Анатомо-физиологические особенности юношеского возраста (18 -
21 лет) 23
1.4 Психофизические основы учебного труда и интеллектуальной
деятельности студентов 26
1.4.1 Методика проведения физкультурной паузы для студентов 31
1.5 Вопросы процесса адаптации студентов-первокурсников к
обучению в вузе 33
1.6 Инструменты исследования психического и физического состояний
первокурсников 40
2 ОРГАНИЗАЦИОННОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ ФИЗКУЛЬТУНОЙ ПАУЗЫ ДЛЯ
ПЕРВОКУРСНИКОВ ВУЗОВ 45
2.1 Современные фитнес-направления, использованные при разработке
комплексов физкультурной паузы 45
2.2 Комплексы физкультурной паузы, направленные на процесс
адаптации первокурсников к обучению в вузе 51
2.3 Проект внедрения «пятиминутки бодрости» для первокурсников на
базе Уральского Федерального университета 58
3 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 69
3.1 Организация педагогического исследования 69
3.2 Методы исследования 70
3.3 Результаты исследования эффективности физкультурной паузы как
средства адаптации первокурсников к обучению в вузе 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 92
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Тест для первокурсника на
определение его исходного физического и психического состояния 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Тест для первокурсника на
определение его физического и психического состояний после проведения эксперимента 99

В последнее десятилетие исследователи и спортивные врачи все чаще от­мечают рост заболеваемости студентов во время обучения в вузе. Это связыва­ют с недостаточной двигательной активностью: каждый день студенты прово­дят по шесть часов на парах в университете, столько же времени они посвяща­ют самостоятельной подготовке, пребывая долгое время в положении сидя. Кроме того, они испытывают постоянное умственное и психическое напряже­ние, что может отрицательно сказаться на процессе адаптации к обучению. «Известно, что 55-75% сегодняшних первокурсников вуза аномальны по состо­янию здоровья. Эта ситуация требует серьезных и решительных мер по исполь­зованию целенаправленных форм и видов двигательной активности» [12, с. 105]. Действенной и доступной формой занятий в вузе является физкуль­турная пауза в ее комплексном применении с самостоятельными занятиями фи­зическими упражнениями во внеучебное время. К сожалению, в вузах ее прак­тически перестали применять. Между тем, физкультурная пауза может стать дополнительной формой двигательной активности, также она решает задачу ак­тивного отдыха студентов и повышения их работоспособности.
В нашей работе мы видим необходимость познакомиться с элементами различных фитнес-направлений, популярных сегодня среди молодежи. Их при­менение в комплексах физкультурной паузы позволит актуализировать ее ис­пользование в режиме учебного дня студентов.
Общественная значимость темы. Руководству вузов необходимо заботить­ся о состоянии здоровья обучающихся. Студенты, не имеющие больших про­блем со здоровьем, как правило, быстро усваивают материал, хорошо адапти­руются к учебному процессу и связанными с ним психологическими трудно­стями, и выходят из стен университета здоровыми, конкурентоспособными и востребованными специалистами. Использование элементов современных фит- нес-направлений позволит популяризировать проведение ежедневной физкуль­турной паузы среди студенческой молодежи.
Социологические исследования показывают, что в целом студенческая молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой и спортом. «Вместе с тем у большой части юношей и особенно девушек не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. В силу этого обстоятельства не создаются необхо­димые психологические предпосылки для лучшего усвоения учебной програм­мы к предмету. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье студентов» [23, с. 270-271]. Именно поэтому фор­мирование физкультурно-спортивных интересов надо рассматривать как одну из важнейших педагогических задач. Физкультурная пауза может стать одним из важнейших средств выполнения данной задачи.
Актуальность: необходимость сохранения и укрепления здоровья перво­курсников, их адаптации к обучению вузе и недостаточное проведение соответ­ствующих мероприятий с методическим сопровождением, направленных на решение данных задач.
Объект: процесс адаптации первокурсников в вузе на примере УрФУ
Предмет: физкультурная пауза как средство адаптации первокурсников к обучению в вузе.
Цель: исследовать влияние физкультурной паузы на процесс адаптации первокурсников к обучению в вузе.
Задачи:
1. проанализировать научно-методическую литературу об опыте примене­ния физкультурной паузы в СССР, процессе адаптации первокурсников к обучению в вузе и их психофизических и анатомо-физиологических осо­бенностях;
2. разработать комплексы упражнений для физкультурных пауз с использо­ванием элементов фитнеса, направленных на процесс адаптации перво­курсников к обучению в вузе;
3. выявить эффективность внедрения физкультурной паузы в процесс адап­тации первокурсников к обучению в вузе.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педаго­гический эксперимент, анкетирование, контрольное тестирование, математико­статистические методы.
Гипотеза: предполагается, что выполнение физкультурной паузы в режи­ме учебного дня студентов-первокурсников позволит им успешнее адаптиро­ваться к обучению в вузе, а также улучшить физическое и психическое состоя­ния.
Изученность. Исследовательский маршрут предполагал знакомство с учебными пособиями В. И. Ильинича «Физическая культура студентов и жизнь», М. Я. Виленского и А. Г. Горшкова «Физическая культура и здоровый образ жизни студента», В. М. Баршая «Гимнастика», Ю. И. Евсеева «Физиче­ская культура». Все эти авторы сходятся во мнении, что физкультурная пауза - это выполнение 5-7 физических упражнений в период рабочей смены с целью достижения срочного активного отдыха и повышения работоспособности. С помощью ее введения в вузах они предлагают решать проблему недостаточной двигательной активности студентов. При этом в комплексы физических упраж­нений они включают только общеразвивающие упражнения из гимнастики...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Изучив проблемы, возникающие у первокурсников в процессе адапта­ции к обучению в вузе, по работам Л. К. Гришанова и В. Д. Цуркан «Социоло­гические проблемы адаптации студентов младших курсов», Д. А. Чуряниной «Проблемы социально-психологической адаптации студентов первого курса», мы не выявили конкретных мероприятий с соответствующим методическим сопровождением по их решению. Между тем, из-за того, что адаптация прохо­дит неуспешно, у первокурсников могут возникнуть трудности с усвоением возросших объемов учебного материала, успеваемостью, вхождением в новый коллектив, может снизиться работоспособность и даже могут развиться заболе­вания нервно-мышечного аппарата, ухудшиться зрение и осанка. Авторы В. И. Ильинич, М. Я Виленский, А. Г. Горшков, Ю. И. Евсеев предлагают вво­дить физкультурную паузу в вузах как средство дополнительной двигательной активности для обучающихся, чтобы улучшить их физическое и психическое состояния. Все они опираются на опыт СССР и включают в комплексы только общеразвивающие упражнения из гимнастики. Мы также столкнулись с недо- стточным количеством практического материала по составлению и проведению «пятиминуток бодрости». Становится очевидным, что, чтобы заинтересовать студенческую молодежь в ежедневном выполнении физкультурной паузы, по­мочь сформировать ей физкультурно-спортивные интересы, нужны новые ме­тодики составления и проведения «пятиминуток бодрости», а также новые эле­менты для комплексов упражнений.
2. Особенностью разработанных нами комплексов упражнений физкуль­турных пауз является использование элементов современных фитнес- направлений - танцевальной аэробики и фитнес-йоги. Танцевальная аэробика будет способствовать улучшению настроения студентов, обменных процессов, повышению функциональных возможностей организма, укреплению мышечной системы, а также станет средством профилактики развития заболеваний ССС. Фитнес-йога будет положительно воздействовать на дыхательную систему, им­мунитет, а также повысит концентрацию внимания. Мы разработали четыре комплекса упражнений физкультурной паузы в стиле рок-н-ролл-аэробики, русских народных танцев, с элементами латина и танго, подобрали к ним музы­кальное сопровождение и записали видеоролики для демонстрации студентам. В комплексах гармонично сочетаются гимнастические, силовые и растягиваю­щие упражнения, а также упражнения на релаксацию и гимнастика для глаз. Основным принципом при составлении комплексов стало положение о том, что системы организма, не принимающие активного участия в рабочем процессе, должны получить дополнительную нагрузку, а с утомленных органов напряже­ние должно быть снято. Мы также разработали проект внедрения физкультур­ной паузы в режим учебного дня всех студентов-первокурсников на базе УрФУ, прописав обязанности членов команды по реализации проекта, календарный план и основные риски. Поэтому нашу работу можно считать методическим пособием, которое может пригодиться педагогическим коллективам вузов, сту­дентам, спортивным врачам.
3. Эффективность физкультурной паузы с элементами современных фит- нес-направлений как одного из средств адаптации первокурсников к обучению в вузе доказана в ходе проведения педагогического эксперимента. В экспери­ментальной группе (27 человек, обучающихся на направлении «Сервис») за­фиксирована положительная динамика результатов контрольных тестов: проба с 20 приседаниями (после эксперимента улучшилась работоспособность ССС у девушек, с удовлетворительного она повысилась до хорошей, у юношей - с хо­рошей до отличной), тест на самооценку эмоционального состояния по шкале Спилберга-Ханина (больше, чем у двух контрольных групп, снизились уровни реактивной и личностной тревожности - на 6,4 до 32 и на 5,4 балла до 34,6 со­ответственно), тест по таблице Шульте (улучшилась умственная работоспособ­ность, для поиска 25 разбросанных цифр ребятам понадобилось 26,5 секунды вместо 35). Кроме того, в экспериментальной группе у юношей и девушек улучшился уровень исходной тренированности, процесс установления благо­приятных внутригрупповых отношений проходит быстрее (за шесть месяцев сдружились еще 8,5% до 87%), чем в первой контрольной группе («Гостинич­ное дело»), но медленнее, чем во второй контрольной группе («Физическая культура»). Кроме того, обучающиеся на направлении «Сервис» принимают ак­тивное участие в мероприятиях УрФУ (71% опрошенных), посещают кружки и секции (66,7%). Это значит, что социальная адаптация проходит у них успешно. Об успешной адаптации к процессу обучения в целом говорят данные о резуль­татах окончания первокурсниками первого семестра (среди них 71,4% ребят сдали все зачеты и имеют отметки 4-5 по экзаменам, 19% - отличники, 9,6% - троечники или не сдавшие зачеты или экзамены). В экспериментальной группе спустя полгода осталось то же количество студентов, считающих, что у них вы­сокая успеваемость (42,8% опрошенных). Стоит отметить, что первая кон­трольная группа (14 человек, обучающихся на направлении «Гостиничное де­ло») до эксперимента имела результаты контрольных тестов лучше, чем экспе­риментальная. Однако спустя полгода ее показатели ухудшились или стали ни­же, чем у «Сервиса». При этом у второй контрольной группы (22 студента «Фи­зической культуры»), уделяющей большее внимание двигательной активности, также фиксируется положительная динамика ряда показателей спустя шесть месяцев. В частности, - улучшение исходной тренированности, работоспособ­ности ССС при физической нагрузке, снижение реактивной и личностной тре­вожности, высокая сплоченность в группе - 100% ребят сумели сдружиться, улучшение умственной работоспособности, высокий процент обучающихся, участвующих в мероприятиях УрФУ - 72,3% - и посещающих секции и кружки - 72,3%. Кроме того, их режим дня студентов второй контрольной группы ока­зался более сбалансирован. Таким образом, включение в режим дня дополни­тельной двигательной активности (в нашей работе это физкультурная пауза), которая направлена на усовершенствование и тренировку механизмов адапта­ции, улучшение физического и психического состояний, позволяет первокурс­никам быстрее адаптироваться к обучению в вузе.


1. Агличева И. В. Особенности адаптации студентов в процессе учебной дея­
тельности [Электронный ресурс] / И. В. Агличева. - Москва, 2013. Режим доступа http://superinf.ru/view_helpstud.php7idM505 (Дата обращения
17.10.2017) .
2. Баршай В. М. Гимнастика: учебник / В. М. Баршай, В. Н. Курысь,
И. Б. Павлов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2011. - 330 с.
3. Боронина Л. Н. Основы управления проектами: учеб. пособие /
Л. Н. Боронина, З. В. Сенук. - Екатеринбург : Урал, 2015. - 112 с.
4. Гарькин И. Н. Адаптации студентов первого курса в вузе / И. Н. Гарькин,
А. И. Забиров, А. А. Кузьмишкин, Н. А. Кузьмишкин // Молодой ученый -
2014. - №3. - С. 933-935.
5. Горелов А. А. Двигательная активность как средство социализации студен­тов / А. А. Горелов, М. В. Кулешова, О. Г. Румба // Проблемы социализации молодежи в современном мире. - 2016. - №21. - С. 79-88.
6. Гостева Л. З. Проблема адаптации студентов первого курса в высшем учеб­ном заведении (на примере АмГУ) / Л. З. Гостева, Д. А. Еленская // Вестн. Амурск. Гос. Ун-та. - 2015. - №54 - С. 86-91.
7. Гребень Н. Ф. Психологические тесты для профессионалов. [Электронный ресурс] / Н. Ф. Гребень. - Минск, 2007. Режим доступа http://www.miu.by/kaf_new/mpp/173.pdf (Дата обращения 10.10.2017).
8. Гришанов Л. К. Социологические проблемы адаптации студентов младших курсов / Л. К. Гришанов, В. Д. Цуркан // Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов к учебному процессу в вузе. - 1990. - С.29-41.
9. Груздева П. А. Таблицы Шульте. [Электронный ресурс] / П. А. Груздева, -
Тонкино : Тонкинское издательство, 2017. Режим доступа
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnayapedagogika/library/2017/02/12/tablitsy- shulte (Дата обращения 10.10.2017).
10. Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: учеб. для студ. сред. и высш. учебных заведений / В. И. Дубровский, В. М. Смирнов. - Москва : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 608 с.
11. Дурова Е. В. Проблемы здоровья современной студенческой молодежи / Е. В. Дурова, Г. Н. Шеметова // Организация здравоохранения. - 2009. - №4.
• С. 526-530.
12. Евсеев Ю. И. Физическая культура / Ю. И. Евсеев. - Ростов-на-Дону : Фе­никс, 2005. - 382 с.
13. Жилина О. А. Анализ физического и психического состояний первокурсни­ков Уральского Федерального университета / О. А. Жилина, Т. М. Лебедихина // Здоровье, физическая культура и спорт в высшей школе: опыт, проблемы и перспективы. - 2018. - С. 123-128.
14. Жилина О. А. Влияние физкультурной паузы и самостоятельных занятий физическими упражнениями на физическое и психическое состояние перво­курсников / О. А. Жилина, Т. М. Лебедихина // Актуальные вопросы совре­менной науки. - 2017. - №1. - С. 11-14.
15. Жилина О. А. Возможности использования элементов йоги в рамках физ­культурной паузы для студентов / О. А. Жилина // Актуальные вопросы в науке и практике. - 2017. - №4. - С. 125-128...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ