ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ 7
1.1 Развитие фонетики речи в онтогенезе 7
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с дизартрией 11
1.3 Характеристика нарушений фонетики у младших школьников с
дизартрией 16
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 21
2.1 Организация и методики логопедического обследования фонетики
у детей младшего школьного возраста 21
2.2 Характеристика нарушений фонетики у младших школьников с
дизартрией на основании анализа результатов констатирующего эксперимента 24
2.2.1 Характеристика нарушений звукопроизношения у младших школьников с дизартрией на основании результатов констатирующего
эксперимента 32
2.2.2 Характеристика нарушений просодики у младших школьников с
дизартрией на основании результатов констатирующего эксперимента 34
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 39
3.1 Теоретическое обоснование и принципы логопедической работы
по формированию фонетики у детей младшего школьного возраста с
псевдобульбарной дизартрией 39
3.2 Основные направления и содержание работы по формированию звукопроизношения у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией 42
3.3. Основные направления и содержание работы по формированию компонентов просодической организации речи у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией 56
ЗАКЛЮЧЕНЕ 61
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Псевдобульбарная дизартрия наиболее встречающаяся форма дизартрии у детей, возникающая вследствие органического поражения головного мозга. При псевдобульбарной дизартрии отмечаются нарушения моторики артикуляционного аппарата. Чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р], расстройства фонетического и просодического компонента речи.
В настоящее время в литературе имеется немало исследований, направленных на формирование фонетической стороны речи у детей с псевдобульбарной дизартрией. Это объясняется частотой проявления данного расстройства у детей. Эта проблема рассмотрена в работах: Е. Ф. Архиповой, Т. Г. Визель, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других.
На сегодняшний день практически в каждом классе начальной школы имеются дети с нарушением фонетики. Можно предположить, что одной из причин данной патологии является несвоевременная коррекция речевых нарушений в дошкольном возрасте.
Нарушения звукопроизношения в младшем школьном возрасте могут негативно повлиять на психологическое развитие ребенка, отношения со сверстниками и взрослыми. Также основное нарушение речи может привести к дисграфии или дислексии, ребенок может закрыться в себе, возможно проявление низкой самооценки. Вопрос формирования фонетики у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией, считается главным в логопедии в целом, что подтверждает актуальность данной тематики.
Объект исследования: состояние фонетики у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования: процесс логопедической работы по формированию фонетики у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Цель выпускной квалификационной работы: сформировать фонетику у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить специальную теоретическую и практическую литературу по теме исследования;
2. описать методики проведения логопедического обследования фонетики у детей;
3. провести логопедическое исследование и определить уровень сформированности фонетики у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией;
4. составить перспективный план работы по формированию фонетики у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
Гипотеза: Эффективность логопедической работы по формированию фонетики у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией зависит от использования следующих условий:
1. Формирование моторного праксиса и речевых кинестезий;
2. формирование звукопроизношения и других фонетических компонентов;
3. формирование фонематических процессов;
4. формирование контроля над звукопроизношением;
5. приобщение родителей к формирующей работе;
6. закрепление умений и навыков правильного звукопроизношения на материале различных ситуаций общения.
Методологическая основа исследования: многие исследования посвящены особенностям логопедической работы по развитию фонетико-фонематических процессов у детей с псевдобульбарной дизартрией. В исследованиях Л. С. Волковой, Р. Е. Левиной, Л. В. Лопатиной, Т. Б. Филичевой, М. Ф. Фомичевой, теоретически и практически доказано, что формирование фонетики у детей является одним из ведущих направлений коррекционной работы.
Методы исследования: теоретические: анализ научной и
методической литературы; практические: констатирующий эксперимент.
Экспериментальная база: исследование проводилось в МБОУ СОШ № 75, г. Екатеринбурга.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность проблемы исследования, ее целевые установки. В первой главе представлен теоретический анализ по специальной литературе по теме исследования. Во второй главе представлен анализ проведения, констатирующего эксперимента среди младших школьников в количестве пяти человек. В третьей главе описано содержание логопедической работы по формированию фонетики у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией. В заключении сделаны выводы о содержание выпускной квалификационной работы, в списке литературы выделены основные источники.
Формирование фонетики у детей рассмотрено в работах Е. Ф. Архиповой, Т. Г. Визель, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, О. В. Правдиной, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и других. Основываясь на исследования ученых, можно сделать вывод, что наиболее стойким и выраженным дефектом у детей младшего школьного возраста с псевдобульбарной дизартрией, является нарушение фонетики. Основными клиническими проявлениями при дизартрии отмечаются: нарушение голосообразования, расстройство артикуляции звуков, изменение темпа речи, ритма и интонации. Самыми распространенными недостатками речи в младшем школьном возрасте являются следующие группы звуков: сонорные звуки [л], [л’] и [р], [р‘], шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ].
Фонетика - это раздел языкознания, который изучает звуки речи, их образование и классификацию. Нарушение фонетики обуславливается органической недостаточностью иннервации мышц артикуляционного аппарата. Это нарушение оказывает отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи.
Изучение литературы о психолого-педагогической характеристике детей младшего школьного возраста, позволило сделать вывод, что псевдобульбарная дизартрия является результатом органического поражения ЦНС, независимо от уровня поражения при дизартрии всегда нарушается целостность функциональной системы экспрессивного образования речи. При наличие псевдобульбарной дизартрии у детей младшего школьного возраста всегда нарушается речь, отмечаются общие моторные нарушения, происходит нарушение всех высших психических функций ребенка.
В ходе констатирующего эксперимента, было выяснено, что у всех детей были особенности развития в перинатальном, натальном и постнатальном периодах, что привело к органическому поражению центральной нервной системы. Вследствие этого, причинами нарушения фонетики у данной группы детей младшего школьного возраста стало:
1) Нарушение моторики органов артикуляции
Диагностика моторики органов артикуляции показала, что дети испытывают затруднение в попытке принять то или иное положение губ и языка. У обследуемых детей переключаемость мышц артикуляционного аппарата замедленна, необходима проработка мышц языка и переключений с одного движения на другое, с добавлением скорости, для четкого проговаривания слов в речи.
2) Нарушение мимической моторики у детей указывает на присутствие черепно-мозговой иннервации. В данном случае необходимо включить в план коррекционной работы, направление по восстановлению мимической моторики.
3) Нарушение общей моторики, произвольной моторики пальцев рук
Выполняя упражнения для обследования общей моторики и произвольной моторики пальцев рук, обследуемые совершали ошибки, присутствовали нарушения переключения с одного движения на другое, проявлялись содружественные движения языком, нижней челюстью, губами, что говорит о необходимости восстановления проводящих путей через интенсивную проработку специальных упражнений.
4) Нарушение фонематических процессов. У всех детей данной группы, отмечается низкий уровень фонематического слуха, проявляется в ошибках различения фонем по акустическим и артикуляционным признакам на материале из 3 - 4 слогов, требуется запуск фонематических процессов, а также дифференциация звуков.
При обследовании звукопроизношения, выявлено, что для данной группы обследуемых характерны мономорфный тип нарушения.
Антропофонические дефекты: (межзубный лабдацизм, горловой ротацизм).
Фонологические дефекты: (параротацизм, паралабдацизм).
В равной степени у всех обследуемых отмечаются нарушения просодической стороны речи, проявляется в виде нарушений силы, тембра голоса, использование интонации и модуляции голоса. Выявлены так же нарушения темпо-ритмической стороны речи. Нарушения речевого дыхания, проявляется у всех детей в недостаточном выдохе.
По результатам обследования было выявлено, что у всех детей присутствуют органические поражения центральной нервной системы. У 2 детей ФНР, обусловленное псевдобульбарной дизартрией, у 2 детей ФФНР, обусловленное псевдобульбарной дизартрией, у 1 ребенка ОНР 3 уровня, обусловленное псевдобульбарной дизартрией.
Для проведения логопедической работы по формированию фонетики у младших школьников, необходимо знать структуру речевого дефекта, механизмы нарушения общей и речевой моторики и учитывать личностные особенности детей.
Основные направления формирования фонетики делятся на подготовительный, основной и заключительный этапы.
Подготовительный этап включает в себя тщательную подготовку артикуляционного аппарата к постановке звука, развитие общей моторики, развитие моторного праксиса, развитие мимической моторики, развитие речевого дыхания. При правильном проведении подготовительного этапа, увеличиваются шансы благоприятной работы в основном этапе логопедической работы.
Основной этап логопедической работы направлен на формирование фонетических процессов. В данной работе необходимость постановки, автоматизации и дифференциации сонорных звуков. Они ставятся: по подражанию (исключением является звук [р], от артикуляционного уклада, и механическим способом. Параллельно с коррекцией звукопроизношения у младших школьников формируются и фонематические процессы на материале сонорных звуков.
Когда ребенок, начал произносить изолировало правильно звуки, начинается закрепление произносительных умений и навыков в слогах, прямых и обратных, а звук [р] сначала в обратных, потом в прямых слогах. В словах где звук: в начале слова, в середине и конце. При необходимости производится дифференциация звуков.
В основном этапе необходимо формирование компонентов просодической организации речи. Для детей с дизартрией, основными направлениями для развития просодики являются: темпо - ритмической и мелодико-интонационной стороны речи.
Заключительный этап по формированию фонетики включает в себя коррекцию неречевых психических функций, на материале поставленных звуков.
Логопедическая работа по формированию фонетики у детей младшего школьного возраста должна осуществляться через причину. В ходе констатирующего эксперимента, были выяснены причины нарушения фонетики у детей, с помощью изучения специальной литературы по теме работы, были составлены индивидуальные планы коррекционной работы, направленные на нарушение техпроцессов, которые нуждаются в формировании.
Таким образом, поставленная цель и задачи работы достигнуты и в процессе систематических занятий, возможна постепенная нормализация всех речевых и неречевых процессов.
1. Акименко В. М. Исправление звукопроизношения у дошкольников : практ. пособие. Ростов н/Д, 2015. 141 с.
2. Аксенова М. Н. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. М., 1990. 162 с.
3. Александрова Т. В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников : учеб.-метод. пособие для логопедов и воспитателей. СПб., 2005. 148 с.
4. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие. М., 2000. 400 с.
5. Артищева Л. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие. Казань, 2016. 90 с
6. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии : учеб. пособие. М., 2008. 217 с.
7. Архипова Е. Ф. Стёртая дизартрия у детей : учеб. для студентов вузов. М., 2006. 319 с.
8. Астаева А. В., Воронкова Д. И., Королева М. Б.
Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2010. № 27 (203).
С. 82-86. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=15280460 (дата
обращения: 23.04.2021).
9. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. М., 2009. 287 с.
10. Быстрова Г. А. Логопедические игры и задания : практ. пособие. СПб., 2002. 96 с.
11. Вакуленко Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей : учеб.-метод. пособие. СПб., 2012. 128 с.
12. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2006. 141 с.
13. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
14. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 471 с.
15. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса : дневник науч. наблюдений. Саратов, 1981. 323 с.
16. Дьякова Е. А. Логопедический массаж : учеб. пособие. М., 2003. 156 с.
17. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей : учеб. пособие. М., 1996. 143 с.
18. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1999. 430 с.
19. Жукова Н. С Отклонения в развитии детской речи М., 2006. - 128 с.
20. Зиндер Л. Р. Общая фонетика и избранные статьи. М., 2007. 576 с.
...