Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Личностные ценности современных подростков в контексте профильного обучения

Работа №93414

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы130
Год сдачи2020
Стоимость5770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
212
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования личностных ценностей подростков 12
1.1 Онтологические основания исследования проблемы личностных
ценностей подростков 12
1.2 Личностные ценности подростков в контексте склонности к
девиантному поведению 30
1.3 Современные проблемы личностных ценностей подростков в
отечественных и зарубежных исследованиях 49
Глава 2. Эмпирическое исследование личностных ценностей подростков в контексте профильного обучения 62
2.1 Программа исследования 62
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования личностных
ценностей подростков в зависимости от профиля обучения 71
Заключение 109
Список использованной литературы

Актуальность исследования. В период новых подходов к образованию школьников, предусматривающих повышение мотивации к обучению, возможность выбора профильных предметов, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности, развитие компетентности в гражданско-общественной, социально-трудовой, бытовой сферах
деятельности, с одной стороны, а также в период современных информационных технологий, в рамках которых еще усматриваются существенные различия во вовлеченности родителей и их детей в пространство интернета, в том числе социальных сетей, когда дети получают зачастую неконтролируемую взрослыми информацию, содержащую различные взгляды на добро и зло, мораль и нравственность, когда в результате дефицита совместного общения взрослых и детей по различным причинам ценности взрослых перестают коррелироваться с ценностями их детей, с другой стороны, становится весьма актуальной тема исследования «Личностные ценности современных подростков в контексте профильного обучения».
Изучение данной темы в контексте взаимосвязей личностных ценностей подростков, профиля обучения и склонностей к девиантному поведению представляется интересным, поскольку изначально исключает из факторов риска жестко сложившиеся социальные установки о негативном влиянии неблагополучной среды на воспитание подростков.
При этом очевидно, что совершение правонарушений, как крайнее проявление девиантного поведения, происходит, в том числе и среди молодежи, которая росла и воспитывалась в достатке, где в семьях позиционировались основные и общепринятые понятия морали и нравственности.
В связи с этим анализ такой проблемы как склонность к девиантному поведению подростков в системе взаимосвязей с благополучным окружением, в системе школьного образования с различным профилем обучения, через исследование их ценностных ориентаций является важным и актуальным.
Причём «профиль обучения» в данном случае является особым контекстом нашего исследования, поскольку создает определенные особенности для становления подростка, для формирования его личностных ценностей.
Своевременное выявление негативного влияния складывающихся ценностных ориентаций в обществе на личностные ценности подростков и их социально-приемлемой коррекции с целью предупреждения девиаций в поведении является очень важным для формирования здорового общества.
Подростковый возраст с очевидностью является критическим в становлении личности человека, поскольку он непосредственно связан с развитием половой и ролевой идентичности, формированием своей собственной системы ценностей и иерархии мотивов, самоопределением, отделением себя от родителей и осознанием себя как «взрослого» [Казаченко; Коломинский, Панько, Игумнов, 2004, с.325].
Следовательно, с очевидностью на первый план выходит актуальность исследования личностных ценностей именно подростков, поскольку формирование таковых в соответствии с общепринятыми нормами морали и нравственности, либо их своевременная коррекция с целью предупреждения девиантного поведения, обуславливает определенное направление развития конкретного общества и человечества в целом.
Исходя из заявленной актуальности исследования, нами поставлена цель исследования: выявить и описать особенности личностных ценностей подростков, взаимосвязанных со склонностью к девиантному поведению, в зависимости от различного профиля обучения, во внешне социально-положительной среде.
Объектом исследования выступают личностные ценности подростков (16-17 лет), получающих школьное образование.
Предметом исследования являются особенности личностных ценностей подростков, взаимосвязанных со склонностью к девиантному поведению, в зависимости от различного профиля обучения: социо- гуманитарного, физико-математического, химико-биологического.
Основная гипотеза исследования:
Личностные ценности подростков с разным профильным образованием имеют различия в проявлениях к склонности к девиантному поведению.
Частные гипотезы:
1. В системе ценностей подростков социо-гуманитарного профиля образования преобладают нравственные ценности, имеющие отрицательную взаимосвязь со склонностью к девиантному поведению.
2. В системе ценностей подростков физико-математического профиля образования преобладают ценности социального благополучия, имеющие положительную взаимосвязь со склонностью к девиантному поведению.
3. В системе ценностей подростков химико-биологического профиля образования преобладают ценности гармоничной жизни и стабильности, имеющие отрицательную взаимосвязь со склонностью к девиантному поведению.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических работ и эмпирических исследований, посвященных проблеме личностных ценностей подростков, в том числе с девиантным поведением, обобщить результаты, предложить методы коррекционного воздействия.
2. Провести эмпирические исследования и выявить особенности системы личностных ценностей, определяющих склонности к девиантному поведению у подростков, в зависимости от различного профиля обучения.
3. Выявить эмпирическим путем определенные личностные ценности, находящиеся в отрицательной взаимосвязи с девиантным поведением во всех исследуемых группах подростков.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения о социальной детерминации личности человека (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.); психология отклоняющегося поведения, исследуемая Е.В. Змановской, В.Д. Менделевичем, и социальная психология девиантного поведения, изучаемая Ю.А. Клейбергом,
- теоретические концепции ценностей, позволяющие рассматривать ценностные ориентации личности как иерархическую систему и ценностно - мотивационные домены (Д.А. Леонтьев, Н.А. Кирилова.);
- теоретические выводы о социальных установках (М. Смит, Д.Н.Узнадзе, Г. Олпорт, М. Рокич); диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.
- теоретические основы девиантного поведения несовершеннолетних (Ю.А.Клейберг, Е.В.Змановская, В.Ю.Рыбников, И.А.Фурманов, В.Д. Менделевич, И.А.Ральникова, Д.В. Каширский, О.С. Гурова, Е.А. Ипполитова, В.Б.Салахова, А.А. Ощепков.).
Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следующих методов исследования:
- теоретических: анализ отечественных и зарубежных исследований, обобщение и интерпретация научных данных;
-эмпирических: анкетирование, тестирование.
В состав психодиагностического инструментария для проведения исследования вошли:
1) Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел).
2) Мотивационный опросник А. Маслоу (ММТ-32) в модификации Д.В.Каширского и О.И. Моткова,
3) Диагностика личностных ценностей КУЗ-2 (Д.В. Каширский) Методика №1. «Значимость жизненных сфер», Методика №2. «Достижения и самореализация в жизненных сферах».
Эмпирическая выборка: общее количество респондентов, принявших участие в исследовании по трем опросникам, составило 67 человек в возрасте 16-17 лет, преимущественно из полных семей, учащихся МБОУ Гимназия №40», в трех классах с профильным направлением обучения: социо- гуманитарное, физико-математическое, химико-биологическое. Все респонденты являются жителями г. Барнаула Алтайского края.
Кризис 17 лет есть стадии онтогенеза, где личностные ценности на определенном витке развития впервые обнаруживаются в виде зрелых форм. Этим была предопределена избранная нами выборка в рамках заявленной программы исследования [Выготский, Леонтьев].
Эмпирические данные исследования были подвергнуты статистической обработке с помощью таких программных средств как Microsoft Excel и SPSS 20.0. Количественная обработка производилась в виде расчетов основных описательных статистик (дисперсия, стандартное отклонение), а также применения методов корреляционного анализа (К.Пирсона), и факторного анализа.
Полученные в рамках исследования количественные показатели были проанализированы, им дана соответствующая интерпретация в терминах предметной области исследования, а именно - личностные ценности подростков.
В исследованиях Антилоговой Л.Н. и Лазаренко Д.В. наглядно было отражено наличие, как сходных тенденций, так и значимых различий в проявлениях аддиктивного поведения у студентов, обучающихся по разным профилям специализации. [Антилогова, Лазаренко]. Тищенко И.А. исследовал проблему отклоняющегося поведения у студентов юридических и неюридических факультетов. В его работе обосновывается идея о наличии взаимосвязи между профессиональным выбором студентов в частности юридического и неюридического профиля и склонностью к некоторым видам отклоняющегося поведения. Выдвинутое предположение нашло подтверждение в ходе проведенного им эмпирического исследования в среде студенческой молодежи. [Тищенко].
Указанные выводы и исследования свидетельствуют об актуальности и нашего исследования, поскольку оно направлено на выявление особенностей личностных ценностей подростков, в зависимости от профиля обучения на предмет выявления склонности к девиантному поведению и на более ранних этапах развития человека, а именно в подростковом возрасте (по некоторым периодизациям - ранняя юность), когда собственно начинается формирование понятия общественных норм и правил, правовых норм, через понятие и принятие норм и правил поведения в школьной среде и среди сверстников, когда подростки начинают совершать первые осознанные выборы.
При этом следует отметить, что Д.В. Каширский исследовал (2014 год) особенности личностных ценностей подростков в зависимости от образовательных профилей, однако угол исследования данной категории подростков касался несколько иной гипотезы. В частности, в основу его исследования было заложено предположение о том, что развитие личностных ценностей в подростковом возрасте связано с профессиональной направленностью интересов подростков, что означает, что ученики классов с разным профильным образованием будут иметь разные ценностные предпочтения [Каширский Д.В. с. 295, 298].
Мы также предполагаем в гипотезе наличие различий в структуре личностных ценностей у подростков с разным направлением обучения, однако с учетом возраста данной категории лиц, который обусловлен определенным (наиболее сильным) влиянием родителей на выбор профиля обучения, а также собственно умственными способностями ребенка, предопределяющими выбор профиля в школьной программе
(математические, гуманитарные, химико-биологические науки), полагаем, что профиль обучения для подростков является фактором или определенным условием для становления структур их личностных ценностей, которые и выявляют соответствующие различия. Через таковые особенности мы попытаемся установить связи личностных ценностей подростков со склонностями к девиантному поведению указанных лиц. В данном случае более узкая выборка, которая очерчена несколькими классами одной школы, может обострить наши выводы.
Также в нашем исследовании за «скобки» выносятся разные уровни жизни в зависимости от проживания в разных муниципальных образованиях (в указанном исследовании Д.В.Каширского в сравнение попали г. Барнаул - столица региона и г. Заринск - город иного жизненного уровня (меньше по численности населения, иной по уровню достатка, по возможностям образования, лечения, досуга). Наличие же различий в личных ценностях подростков малого и большого городов нашло свое подтверждение в последних психологических исследованиях. Географический фактор обнаружен и в качестве обосновывающих подростковую преступность как крайнее проявление девиантного поведения подростков, в частности таковая в связи с низким уровнем социально-экономического развития обнаружена в Алтайском крае [Личностные ценности подростков малого; Салахова, Ложбанидзе, Гончарова]. В этом усматриваем новизну нашего исследования.
Кроме того, с учетом постоянного и длящегося характера развития общества, и соответственно пусть не интенсивного, но все же преобразования его ценностей, исследование, проводимое в каждый последний период, также будет иметь актуальность и свою новизну, поскольку несмотря на обнаруженную устойчивость ценностей у подростков ранней юности, речь идет об определении актуальных личностных ценностей уже других подростков - которые впитали в себя то новое, что объективно несет исторический процесс.
Данный факт обуславливает и практическую значимость полученных при исследовании результатов, поскольку позволяет предложить своевременную коррекцию отклоняющегося (девиантного) поведения, поскольку в подростковом возрасте таковая представляется более действенной и результативной, а кроме того, позволяет устранить дисбаланс в образовании подростков, связанный с наличием определенных профилей. На самом деле школьное образование должно иметь единый общий результат - на выходе из стен школы предполагается здоровая, образованная, положительно настроенная к общепринятым моральным ценностям личность, способная к осознанному выбору, в том числе между добром и злом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Личностные ценности подростков (этапа ранней юности) взаимосвязаны с распределением школьников по соответствующим направлениям обучения, они имеют свою специфику в зависимости от профиля обучения, проявляющуюся в склонности к девиантному поведению.
На данном этапе развития личности профиль обучения это более фактор становления определенной структуры личностных ценностей подростка, нежели его результат.
2. Эстетическое и гуманистическое образование имеет отрицательные взаимосвязи на уровне тенденций с отклоняющимся (девиантным) поведением.
3. Выявленные тенденции взаимосвязей с отклоняющимся поведением подростков необходимо использовать при создании своевременных коррекционных программ, а также с целью дополнения соответствующей программы обучения по разным его профилям.
Апробация результатов исследования. В рамках проводимого исследования автором настоящей работы подготовлена и опубликована научная статья «От категории ценностей к проблеме личностных ценностей подростков» [Назарова].
По итогам эмпирического исследования было разработано практикоориентированное мероприятие (психокорректирующие мероприятие с элементами тренинга) «Программа психологического тренинга для групповых занятий с подростками в целях предупреждения девиантного поведения «Выбрать верный путь».
Содержание тренинга направлено на профилактику правового нигилизма, отрицания общепринятых моральных ценностей, раскрытие дополнительных возможностей получения поддержки, принятие ответственности за свою жизнь. Целью тренинга определена «Профилактика правонарушений». Поставлены следующие задачи тренинга:
1. Осознание себя и своей ценности в этой жизни.
2. Осознание ответственности за свою жизнь и свое будущее.
3. Осознание своего места в общественных отношениях, получение понятия необходимости правового регулирования таковых.
4. Выработка у подростков поведенческих навыков противодействия негативному влиянию.
Данное мероприятие было проведено на базе МБОУ «Гимназия №40» 3 декабря 2019 года в одном из классов с детьми в возрасте 15 лет. По результатам его проведения специалистом учреждения - психологом было принято решение о внедрении данного мероприятия для проведения во всех старших классах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Настоящей работой мы представили теоретические положения, касающиеся таких понятий как ценности, личностные ценности подростков, понятия девиантного поведения, провели обзор отечественной и зарубежной литературы, посвящённой проблемам подросткового возраста, причинам девиантного поведения подростков, способам коррекции такового поведения. Наше внимание привлекла система обучения подростков, в рамках которой так или иначе проявлялись определенные различия в личностных ценностях подростков и их взаимосвязи с девиантным поведением. В связи с этим вопросом нами была поставлена цель исследования личностных ценностей подростков в зависимости от профиля обучения и выявление через них склонности к девиантному поведению.
При поведении исследования на примере подростков трех направлений обучения и анализе результатов мы нашли подтверждение нашей гипотезе о том, что указанные различия существуют, они определенным образом коррелируют с некоторыми формами девиантного поведения.
При этом направление обучения явилось некоторой данностью для подростков, условиями, предопределяющим их представление о будущем, и как следствие, способствовавшее формированию своеобразной совокупности личностных ценностей. Последние из них выявили определенную связь со склонностями к девиантному поведению.
В рамках исследования, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в системе ценностей подростков социо-гуманитарного профиля образования преобладают нравственные ценности, имеющие отрицательную взаимосвязь со склонностью к девиантному поведению.
При этом мы обнаружили, что семья для подростков данного класса имеет значение, поскольку предопределила направление обучение, предложив перспективное будущее, в связи с чем подростки хорошо замотивированы на образовательный процесс, воспринимая его началом своего профессионального будущего. В таких условиях подростки чувствуют себя комфортным, используют свое свободное время в образовательных целях, в связи с чем фактически не выявили склонностей к девиантному поведению. Данным подросткам нет необходимости предпринимать действия для самоутверждения среди сверстников путем совершения делинквентных поступков, агрессии, они могут себя проявить в учебе.
В системе ценностей подростков физико-математического профиля образования преобладают ценности социального благополучия, обнаружившие положительную взаимосвязь со склонностью к девиантному поведению, проявляющуюся в форме агрессии.
Вероятно, что профиль обучения также предопределен способностями подростков и выбором родителей. Благополучие родительских семей, вселяет определенную уверенность, с которой приходит и определенная дерзость, подростки считают возможным проявлять агрессию и насилие для достижения поставленных целей, в том числе целей вполне положительных.
В системе ценностей подростков химико-биологического профиля образования преобладают ценности гармоничной жизни и стабильности, имеющие отрицательную взаимосвязь со склонностью к девиантному поведению. Из исследования явствует, что данным подросткам гармонии в жизни и стабильности явно не хватает, они к ней стремятся, но возможно испытывая определенную материальную нужду, компенсируют свое самолюбие посредством проявления определенных форм девиантного поведения. Таковое становится возможным в связи с отсутствием привычки трудиться, наличием свободного времени, которое подростки проводят в компаниях. Соответственно в присутствии своих сверстников закрепить свой статус становится для них весьма важным. При отсутствии средств к самореализации с помощью положительных и морально-приемлемых методов, дети начинают проявлять агрессию и насилие, пренебрегают нормами и правилами, с которыми они уже знакомы, могут совершить делинквентные поступки.
Указанные результаты подтверждают выдвинутые нами основную и частные гипотезы.
При этом мы также приходим к выводу, что выбор профилей обучения в исследуемом возрасте в большей мере связан с умственными способностями детей и выбором, собственно не самих детей, а их родителей.
Предопределенность возможного приобретения или повышения благосостояния от получаемого образования раскрывает либо не раскрывает перспективы подросткам и оттого их предполагаемое «завтра» влияет на реальное «сегодня». Уверенность в себе, определенное благополучие в родительской семье, воспитание, становится той средой, которая препятствует развитию склонностей к девиантному поведению.
И наоборот, отсутствие гармонии в жизни, неумение трудиться, неполный достаток, неудовлетворенность бытовых потребностей, вызывает неуверенность у подростков в завтрашнем дне, и, как следствие, агрессию, пренебрежение нормами и правилами, склонность к правонарушениям.
Таким образом, мы приходит к положению о том, что личностные ценности подростков (этапа ранней юности) взаимосвязаны с распределением школьников по соответствующим направлениям обучения, они имеют свою специфику в зависимости от профиля обучения, проявляющуюся в склонности к девиантному поведению.
На данном этапе развития личности профиль обучения это более фактор становления определенной структуры личностных ценностей подростка, нежели его результат.
Класс с социо-гуманитарным профилем обучения показал нам наглядно, что эстетическое и гуманистическое образование имеет отрицательные взаимосвязи на уровне тенденций с отклоняющимся (девиантным) поведением.
Следовательно, выявленные тенденции взаимосвязей с отклоняющимся поведением подростков необходимо использовать при создании своевременных коррекционных программ, а также с целью дополнения соответствующей программы обучения по разным его профилям.
В частности, с учетом полученных данных исследования можно усилить правовое и духовное воспитание подростков, в классах химико-биологического направления, с тем, чтобы повысить общий уровень культуры, привить навыки к труду, повысить значимость образования, расширить представления о собственных перспективах, устранить правовой нигилизм и скептическое отношение к жизни, занять имеющееся излишнее свободное время более продуктивными и полезными мероприятиями, образовательным процессом.
Работа с подростками требует постоянного внимания и контроля, в связи с чем указанные исследования целесообразно проводить регулярно силами педагогов - психологов, повсеместно присутствующих в общеобразовательных школах. Кроме того, следует проводить консультации с родителями подростков, у которых выявляются склонности к девиантному поведению с тем, чтобы очередному поколению родителей вновь рассказать, что любовь и гармония в жизни необходима и полезна их детям сегодня как никогда.



1. Абдурахманов Р.А. Возрастная психология. Онтогенез психических процессов и личности человека [Электронный ресурс] / М. 1999. URL: https://www.klex.ru/btk (дата обращения: 07.12.2019).
2. Абульханова К.А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
3. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. [Электронный ресурс]/СПб.: Питер. 2007. 271 с. : ил. (Серия «Эффективный тренинг») URL: https://www.klex.ru/67c (дата обращения: 07.12.2019).
4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т.1./ М.: Педагогика, 1980. 232 с.
5. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избр. психол.
тр. [Электронный ресурс] / Под ред. А. А. Бодалева ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. М. : Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 382 с. (Психологи Отечества: Избранные психологические труды: в 70 т./ Гл. ред. Д.И. Фельдштейн) // URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananvev psihologia-i-problemv 1996/ (дата
обращения: 29.11.2019).
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. [Электронный ресурс] / СПб: Питер, 2001. 288с. (Серия «Мастера психологии»). URL: https://www.klex.ru/3ol (дата обращения: 07.12.2019).
7. Асмолов А.Н. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека /Асмолов А.Г. - 3-е изд. испр. и доп. М. Смысл: Издательский цент «Академия», 2007. 528 с.
8. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Электронный ресурс] URL: / https://www.klex.ru/cdd (дата обращения: 21.12.2019).
9. Бессмертная Ю.А. Изучение склонности учащихся старших классов
к отклоняющемуся поведению [Электронный ресурс] // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2014. № 1.С. 37- 40. //
Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. ИКБ:
Ьйр8://е.1апЬоок.сош/]оигпа1/188ие/294138 (дата обращения: 07.12.2019).
Режим доступа: для авториз. пользователей.
10. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 5 -6. С. 99-105.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. [Электронный ресурс] / СПб: Питер, 2001. 352с: ил.- «Мастера психологии» ИКБ: https://www.k1ex.ru/arz (дата обращения: 21.12.2019).
12. Василиади О.Д., Карпушина Л.В. Особенности взаимосвязей личностных ценностей и агрессивности студенческой молодежи. [Электронный ресурс] / Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2009. № 1(5) ПКИ: https://cyЬer1eпmka.ru/artic1e/п/osoЬeппosti- vzaiшosvyazey-1ichпostпyh-tseпostey-i-agгessivпosti-studeпcheskoy-шo1odezhi- 1/viewer (дата обращения: 21.12.2019).
13. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов и пед. Ин-тов. /Под ред. проф. А.В. Петровского. М.: Просвещение. 1973. С. 288 ИРЛ: https://www.k1ex.ru/ дак (дата обращения: 06.12.2019).
14. Возрастная психология: учеб. Пособие для студ. Учреждений высш.
проф. образования / [Т.Д.Марцинковская и др.] Под ред. Т.Д.
Марцинковской. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 336 с.
15. Выготский Л.С. Лекции по педолгогии [Электронный ресурс]/
Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет». 2001. 304с. ПКИ: https://www.k1ex.ru/d9v (дата обращения: 07.12.2019).
16. Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М., 1982. 504 с.
17. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. [Электронный ресурс]/ Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. /Под. ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика.
1983. 368с. Ил. (акад. Пед.наук СССР). ПКИ: https://www.klex.ru/t6 (дата обращения: 07.12.2019).
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.4. Детская психология.
[Электронный ресурс] М.: Педагогика. /Под Ред. Д.Б. Эльконина. 1984. 432с. Ил. «Акад. Пед.наук СССР) / ПКИ: https://www.klex.ru/9fn (дата
обращения: 07.12.2019).
19. Григорьева С.И. Влияние типов семей на систему личностных
ценностей студентов. [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2010 № 4. С.92-95. ПРИ: https://elibrary.ru/item.asp?id=15604361 (дата
обращения: 06.12.2018).
20. Грохотова Е.В., Ларина О.С. Взаимосвязь самоотношения и склонности к девиантному поведению у подростков. [Электронный ресурс] /Сборник: Молодежь - науке и практике: Взгляд в будущее. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под. ред. И.П. Краснощеченко. 2017. С.548-555. //Научная электронная библиотека elibrary.ru. ПРЕ: https://elibrarv.ru/download/elibrary 35210091 17166879.pdf (дата обращения: 07.12.2019). Режим доступа: по подписке.
21. Девиантное поведение детей и подростков в современных
социокультурных условиях: Учебное пособие. [Электронный ресурс] /СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2013 184с .// Электронно-библиотечная
система «Университетская библиотека онлайн» ПРЕ:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428248 (дата обращения:
07.12.2019). Режим доступа: по подписке.
22. Девиантология: Хрестоматия / Автор-составителю Ю.А. Клейберг. СПб.: Речь,2007. 412 с.
23. Думов С.Б. Влияние семьи на формирование девиантного
поведения несовершеннолетних [Электронный ресурс]//Известия
Волгоградского государственного педагогического университета. 2011. № 6 С.77-80. // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. ПРЕ:
ЬИр8://е.1апЬоок.сош/1оигпа1/188ие/290373 (дата обращения: 07.12.2019).
Режим доступа: для авториз. пользователей.
24. Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Пер. с англ., послесл. и примеч. Л. Е. Павловой. М.: Республика. 2003. 494 с. (Мыслители XX века).
25. Жулина Н.Н. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] // Образование, наука и производство. 2016. №5(134). С.83-96. // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. ЦРЕ: ййрз://е.1апЬоок.сош/]оигпа1/1ззие/299680 (дата обращения: 07.12.2019). Режим доступа: для авториз. пользователей.
26. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
27. 3мановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2010. 352 с. (Серия "Учебное пособие»).
29. Иванников В.А. Основы психологии. Курс лекций. [Электронный ресурс] / СПб: Питер, 2010. 366 с. (Серия «Мастера психологии»). ЦРЕ: https://www.k1ex.ru/fof (дата обращения: 07.12.2019).
30. Иванова С. Ценности в жизни человека: определение, особенности
и их классификация. [Электронный ресурс] 2015. Апрель. ПРЕ: https://psvh.iпfo/aгtic1e/шiгovozzгeпie/tseппosti-v-zhizпi-che1oveka.htш1 (дата
обращения: 21.12.2019).
31. Ипполитова Е.А., Кроян Г.Ф. Семейные перспективы юношей и
девушек, склонных к девиантному поведению [Электронный ресурс] // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т.7. № 3 (24) иРЕ: https://cvЬeг1eпiпka.гu/aгtic1e/п/seшevпve-peгspektiw-vuпoshev-i-
devushek-sk1oппvh-k-deviaпtпoшu-povedeпivu (дата обращения: 11.01.2020).
32. Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2016. 100 с.
33. Казаченко А.В. Взаимосвязь типа психологической защиты и склонности к девиантному поведению у подростков. [Электронный ресурс] /Сборник: Молодежь - науке и практике: Взгляд в будущее. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Под. ред. И.П. Краснощеченко. 2017. С.559-565. //Научная электронная библиотека elibrary.ru. ИРЕ: https://elibrary.ru/download/elibrary 35210093 17562386.pdf (дата обращения: 07.12.2019). Режим доступа: по подписке.
34. Калинина Н.В., Артамонова Е.Г., Салахова В.Б. Проблемное
поведение в школе: профилактика девиантного поведения обучающихся. [Электронный ресурс] // Профилактика зависимостей. 2017. № 4(17) С. 46¬
59. ИРЕ: https://elibrary.ru/item.asp?id=32265215 (дата обращения:
11.01.2020).
35. Карелина Е.К. Особенности процесса формирования духовных
ценностей у подростков (На примере результатов диагностики личностного роста учащихся МБОУ СОШ №3 г. Кызыла). [Электронный ресурс]/ Вестник Тувинского государственного университета. №4.
Педагогические науки. 2015. № 4 (27). С. 14-20 ИРЕ:
https://elibrary.ru/download/elibrary 26021075 94951455.pdf (дата
обращения: 07.12.2019). Режим доступа: по подписке.
36. Карпушина Л.В., Капцов А.В. Структура личностных ценностей// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2007. № 1 С.61-67.
37. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей: дис. д-ра психол. наук. 19.00.01. Защищена 14.09.2014. ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет» Институт психологии им. Л.С. Выготского. / Каширский Дмитрий Валерьевич. М. 2014. С.550. Библиогр.: С. 486-528.- 05201451325.
38. Каширский Д.В. Психометрический анализ опросника MQT - Maslow’s quick test (A. Chapman): адаптация на российской выборке // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psvchologv.snauka.ru/2015/04/4810 (дата обращения: 07.02.2019).
39. Каширский Д.В. Субъективные ценности подростков с делинквентным поведением // Психологические исследования. 2013. Т. 6, № 32. С. 8. URL: http://psvstudv.ru (дата обращения:12.01.2019).
40. Каширский Д.В., Сабельникова Н.В. Личностные ценности российских и американских студентов [Электронный ресурс]


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ