Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ценностные ориентации старших подростков

Работа №89902

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
131
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций детей старшего подросткового возраста 6
1.1 Социально-психологические особенности старшего подросткового
возраста 6
1.2 Ценность как социально-психологическая категория и предмет научно¬
прикладного исследования 11
1.3 Ценностные ориентации современных подростков: сущность,
содержание, социально-психологическая характеристика 18
Глава 2. Эмпирическое сследование ценностных ориентаций старших
подростков 24
2.1 Программа и методика иследования 24
2.2 Результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций
старших подростков 30
Заключение 43
Список использованной литературы 46
Приложения 54


Проблема становления личностных ценностей в подростковом возрасте является предметом внимания многих ученых, поскольку подростковый этап онтогенеза отличается высокой интенсивностью процессов социализации-индивидуализации, обусловленных развитием самосознания, с формированием ценностных ориентаций как фундаментального
психологического новообразования, детерминирующего образование и развитие наиболее значимых личностных структур старших подростков.
Особое положение подросткового периода отражено в таких его названиях, как «переходный» и «критический»: качественные изменения в самосознании личности старших подростков, физиологический сдвиг, противоречивость эмоционально-волевой сферы нередко обуславливают у подростков импульсивность, тревожность, неустойчивые представления о себе и окружающих, трудности самоопределения (Л.И. Божович; Л.С. Выготский; И.С. Кон; А.И. Подольский; К.Н. Поливанова; Г.А. Цукерман; Д.И. Фельдштейн; Б.Д. Эльконин; С.Г. Якобсон; и др.). Исследователи отмечают, что современная социальная ситуация усиливает противоречия, свойственные подростковому возрасту, характеризуется с одной стороны, противоречивостью и размытостью культурных и социальных ценностей и норм, с другой - их многообразием, что отражается на формировании ценностных ориентаций подростков.
Ценностные ориентации современного подростка старшего школьного возраста формируются в ситуации социальной нестабильности и ценностно-нормативной неопределенности, когда серьезно нарушены характерные для стабильного общества механизмы передачи ценностей от старшего поколения младшему.
Современные исследования посвящены различным социально-психологическим аспектам формирования ценностных ориентаций у современных подростков (И.В. Редина; С.В. Молчанов; А.В. Кулешова; и др.), особенностям ценностных ориентаций у подростков с отклоняющимся поведением (Н.Б. Лисовская; Б.К. Салаев; и др.). Ряд исследований отечественных авторов посвящены таким факторам, влияющим на процесс формирования ценностей подростков, как современная семья (Т.В. Геворкян; И.А. Крапивка и др.), образовательная среда школьного социума (Э.В. Зауторова; Н.Н. Шиховцева, и др.), социально-культурная и досуговая среда (Т.Ю. Ершова; Н.А. Плугина; и др.), СМИ и современная мультимедийная среда (Н.А. Матвеева; Д.В. Кортиева; и др.).
Несмотря на то, что исследование ценностей современных подростков нашло достаточно широкое отражение в научной литературе, проблема социально-психологических особенностей ценностных ориентаций современных подростков с учетом современного социокультурного и личностного контекста требует своего дальнейшего изучения, что определяет актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: ценностные ориентации.
Предмет: особенности ценностных ориентаций старших подростков.
Цель: выявление и анализ особенностей ценностных ориентаций старших подростков.
Задачи:
— Провести теоретико-методологический анализ категории ценностные ориентации в психологии;
— Подобрать методики и провести эмпирическое исследование ценностных ориентаций старших подростков;
— Изучить особенности ценностных ориентаций современных
старших подростков.
— Сравнить ценностные ориентации у старших подростков с
высоким и низким уровнем осмысленности жизни.
Теоретико-методологические основания исследования составили психологические положения о сущности ценностных ориентациях; целостности личности, факторах, влияющих на ее формирование, развитие и саморазвитие; и др. (Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев), системно-структурные концепции исследования ценностных ориентаций (А.В. Кирьякова, Д.А. Леонтьев, К.К. Платонов, М. Рокич, и др.); концепции исследования психологических особенностей подросткового возраста, потенциальных возможностей и задач развития старших школьников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
В процессе эмпирического исследования применялись методы сбора и анализа данных, опроса, а также математических методов качественной и количественной обработки данных, в частности:
- ценностный опросник Ш. Шварца;
- тест смысложизненных ориентаций (СЖО по Д.А. Леонтьеву);
- (t-критерий Стьюдента, корреляционный анализ Спирмена).
Гипотеза исследования: Старший подростковый возраст имеет особое значение в становлении личности взрослого человека. Направленность этого становления во многом определяется ценностными ориентациями, выступающими движителями его развития Существуют различия между ценностными ориентациями у подростков и высоким и низким уровнем осмысленности жизни..
Эмпирическая база исследования В исследовании принимали участие 60 старших подростков в возрасте 16-17, ученики 11 класса. Исследование проведено на базе МБОУ «Лицей №101» г. Барнаула При этом по гендерному признаку распределилась выборка е пополам (30 девушек, 30 юношей).
Данная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования («единицы») морального сознания - основные его идеи, понятия, «ценностные блоки», смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы.
Проблема психологических особенностей ценностных ориентаций в подростковом возрасте имеет принципиальное значение, как для теоретического осмысления данного феномена, так и для решения различного рода прикладных задач. Анализ литературы по проблеме
исследования показал многообразие подходов к сущности, содержанию и структуре ценностей, что сделало необходимыми комплексного изучения ценностных ориентаций современных подростков. В связи с этим исследование ценностей подростков включало следующие уровни ценностно-нормативной сферы личности: значимые для подростка
личностные характеристики, значимые жизненные ценности.
Проведенное исследование также позволило раскрыть содержание и структуру смысложизненных и ценностных ориентаций старшеклассников. Было установлено, что доминирующими смыслами для школьников являются семья (создание семьи, продолжение рода, забота о родителях), самореализация (саморазвитие, достижение поставленных целей, интересная работа), статус (престижная работа, карьера, успех).
Анализ результатов исследования показал значимость для современных подростков тех личностных характеристик, которые способствуют успешному социальному взаимодействию, что согласуется с общими возрастно- психологическими особенностями подросткового возраста, когда ведущей деятельностью является общение, а обучение отходит на второй план.
Для старших подростков значимо:
- понимание, осознание себя частью социальной группы
- социальный порядок, безопасность семьи, национальная безопасность, взаимное расположение, взаимопомощь, чистота, чувство принадлежности, здоровье
- независимость, самостоятельность мышления, творчества и деятельности
Эти ценности реализуют основные задачи возраста и обеспечивают появление чувства взрослости.
Для подростков с низким уровнем осмысленности жизни важно чувствовать себя в безопасности и быть частью социальной группы.
У подростков с высоким уровнем осмысленности жизни наиболее высокие результаты получены по таким ценностям как доброта и универсализм.
Для подростков с высоким уровнем осмысленности жизни значимо важна доброта, щедрость, дружба, любовь, потребности в позитивном взаимодействии, потребности в аффилитации и обеспечении процветания группы.
Полученные в ходе исследования результаты в целом подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы:
- с возрастом происходит явная переориентация подросткового сознания с позиции «романтизации» в сторону «прагматизма». Существенные изменения системы ценностей современных подростков происходят на переходе в старшую школу. Данный этап можно рассматривать как «кризисный» в психосоциальном развитии подростка;
- с возрастом отмечается резкое падение значимости хорошего
образования, при одновременном возрастании значимости собственного материального благополучия и успешной профессиональной деятельности, что свидетельствует о наличии диспропорций ценностных ориентаций подростков. Жизненные ценности, активно декларируемые в качестве приоритетов современной образовательной политики: возможность
творческой деятельности; повышение уровня своего образования и расширение кругозора, оказались наименее значимыми для подростков.


1. Абрамова С.Б. Образ будущего в представлениях современных подростков: ожидания и страхи // Logos et Praxis. 2017. № 3. С. 97-99.
2. Алексеева О.С. Ценности и их связь с базовыми чертами личности // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. С. 223-226.
3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания 3-е изд. Питер, 2010. 437 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания М.: Статут, 2012. 594 с.
5. Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия: опыт экзистенциальной аксиологии. М.: Прометей, 2011. 443 с.
6. Баева Л.В. Ценности изменяющегося мира. Экзистенциальная аксиология истории. Издательский дом «Астраханский университет», 2012. 392 с.
7. Белугина М.А. Структура и динамика формирования жизненной стратегии в юношеском возрасте // Ярославский педагогический вестник. 2008. № 4 (57). С. 109-111.
8. Березин С.В. Особенности старшего подросткового возраста М.: Психология, 2016. 544 с.
9. Бреслав Г.М. История научной психологии. М.: Инфра-М, 2019. 439 с.
10. Возрастная и педагогическая психология / под ред. Гамезо М.В. М.: Просвещение, 1998. 659 с.
11. Гай П., Фрейд. М.: Азбука-Аттикус, КоЛибри, 2016. 430 с.
12. Гозман Л.Я., Кроз М.В Самоактуализационный тест. М.: Рос. пед. агентство, 2015. 43 с.
13. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. пер. с англ. В.
Старовойтова. М.: АГИ, 2015. 412 с.
14. Дьяченко Д.Л. Проблема опыта у Дильтея // Молодой ученый. 2010. №9. С. 146-148.
15. Ждан А.Н. История психологии . М.: Academia, 2017. - 576 с.
16. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Проспект, 2012. 445 с.
17. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности (по изд. на 1986 г.) М.: Статут, 2018. 435 с.
18. Каширский Д.В. Влияние профиля образования и этапа самоопределения на становление системы ценностей в юношеском возрасте диссерт. кандидата психологических наук: 19.00.07 / Барнаул, 2002. 232с.
19. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей автореферат
дисс. д.п.н. Специальность: 19.00.01 - Общая психология. Психология
личности. - М.: АНОО ВО «Алтайская академия экономики и права», 2014. 38 с.
20. Козырев Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение и социальный контроль // Социс. 2013. № 9. С. 124-129.
21. Кон И.С. Социология личности. М.: Статут, 2011. 548 с.
22. Котляков В.Ю. Методика исследования системы жизненных смыслов // Сибирская психология сегодня: Сборник научных трудов. - Вып. 6. - Кемерово: 2013. С.18-21.
23. Кравченко А.И. Введение в социологию. М.: Новая школа,
2013. 439 с.
24. Крайг, Г. Психология развития : Питер, 2011. 490 с.
25. Лавриненко В.Н. Основы социологических М.: Изд-во Мос. ун¬та менеджмента и коммерции, 2014. 473 с.
26. Лебедева Н.М., Татарко А.Н Ценности культуры и развитие общества. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2007. 443 с.
27. Левицкая Л.В., Чернова А.А.. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания // Молодой ученый.
2016. №9. С. 1036-1039.
28. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 6-е изд. М.: Проспект, 2013. - 598 с.
29. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 2016. 17 с.
30. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2016. - 16 с.
31. Логинова Н.А. Борис Герасимович Ананьев: Биография.
Воспоминания. Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2016. 536 с.
32. Маклаков А.Г. Общая психология . СПб.: Питер, 2013. 590 с.
33. Мамедова Ж.С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и временной перспективы личности (на примере делинквентных подростков) автореф. диссерт. ... канд. псих. наук : 19.00.01. M., 2007. 45 с.
34. Михальченко К.А. Развитие личности в период взрослости в концепциях А. Маслоу, Э. Эриксона и К. Роджерса. // Психология в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). СПб.: Реноме, 2011. С. 5-11.
35. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. СПб.: Питер, 2010. - 403 с.
36. Нурлыгаянов И.Н. Самоопределение личности и ее ценностно-смысловая сфера: индивидуально-типологические и половые различия. диссерт. канд. псих. наук: 19.00.01 / Уфа, 2007. 170 с.
37. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. учебник для бакалавров / М.: Юрайт, 2017. 549 с.
38. Олпорт Д.А. Леонтьев // Океанариум - М. : Большая российская энциклопедия, 2014. С. 128-129.
39. Поломошнова С.А. Модель формирования аксиологического потенциала личности старшеклассников в профильном обучении// Наука и бизнес: пути развития. 2014. №74(37) С.27-34.
40. Ржанова И.Е., Алексеева О.С Ценностные предпочтения двух поколений. // Психологические исследования. 2018. №11(60). С. 88-96.
41. Ручка А.А. Ценностный подход в системе социологического знания. М.: БЕК, 2011. 523 с.
42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2009. 657 с.
43. Серый А.В., А.В.Юпитов Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. С. 55-72.
44. Сиденко Е.А. К вопросу об адаптации подростка //
Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 1. С. 26-29.
45. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в
психологии. СПб.: ООО «Речь», 2017. 250 с.
46. Склейнис В.А. Исследование смысложизненных ориентаций студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью» // Молодой ученый. 2014. №3. С. 806-808.
47. Смирнов Л.М. Эмпирическое изучение базовых ценностей // Мир России. 2012. № 1. С. 14-16.
48. Сокурянская Л.Г. Студенчество на пути к другому обществу: ценностный дискурс перехода: монография. Х., 2012. 436 с.
49. Стойлик А.Ю. Вариативность ценностных ориентаций современных старшеклассников. диссерт. ... канд. психологических наук: 19.00.13 / М.: Слово, 2014. 175 с.
50. Сурикова Я.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и значимых событий в построении субъективной картины жизненного пути личности // Социс. 2011. № 12. С. 62-66.
51. Тихомандрицкая О.А. Роль личностных ценностей в психологическом благополучии современных старшеклассников // Психологические исследования. 2019. Т. 12. № 63. С. 35-37.
52. Тюрина В.А. Ценностные ориентации. ООО "Междунар. фин. агенство", 2012. 504 с.
53. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени Детства. М.: Слово, 2004. 493 с.
54. Фромм Э. Психоанализ и этика = Psychoanalyse & Ethik (1946) / Составитель С.Я. Левит. М.: АСТ, 2018. 325 с.
55. Черникова Е.Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков // Вестник Челябинского государственного университета.
2014. № 4. С. 169-172.
56. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: БЕК, 2012. 563 с.
57. Шварц Ш., Бутенко Т.П., Седова Д.С. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. № 9(2). С. 43-70.
58. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Международн. пед. академия, 2001. С. 143-148.
59. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 98 с.
60. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 2003. №1. С. 12-14. 



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ