Развитие коммуникативных умений и навыков в процессе
социально-трудовой подготовки обучающихся с нарушением
умственного развития в учреждениях среднего специального
образования
ГЛАВА 1. РОЛЬ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В
ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 13
1.1. Теоретико-методологические основы изучения коммуникативных
умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учреждениях профессионального образования 13
1.2. Особенности коммуникативных умений и навыков у обучающихся с
нарушением интеллектуального развития 17
1.3. Значение коммуникативных навыков для социально-трудовой
подготовки обучающихся с нарушением интеллектуального развития 20
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ
СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Организация, принципы и методика обследования обучающихся с
нарушением интеллектуального развития 28
2.2. Результаты изучения особенностей развития устной речи у
обучающихся с нарушением интеллектуального развития 31
2.3. Результаты обследования сформированности коммуникативных
умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития 37
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В
УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 42
3.1. Теоретическое обоснование и принципы формирования
коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития 42
3.2. Содержание логопедической работы по формированию
коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития 46
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Актуальность темы исследования. Создание и организация полноценных условий для реализации прав и гарантий детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из главнейших задач развития образования Российской Федерации и Свердловской области, в частности. Помимо этого, в приоритетных задачах стоит создание и организация эффективных и качественных условий в Свердловской области для обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также их социальная адаптации и интеграции в общество как полновесного участника.
По данным, которые предоставляет Министерство образования и молодежной политики Свердловской области общее количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающих инклюзивное образование, растёт с каждым годом, что несомненно говорит о процессе развитии условий, которые дают равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Необходимо отметить, что на территории нашего субъекта федерации присутствуют и продолжают развиваться отдельных организаций, которые оказывают образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам. Таких учреждений в Свердловской области насчитывается 64.
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 и № 1599 с 01.09.2016 введены в действие во всех государственных общеобразовательных организациях. Результаты мониторинга реализации ФГОС ОВЗ в 2018-2019 учебном году показали, что в муниципальных общеобразовательных организациях и в государственных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, создаются специальные условия для получения образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ [61].
При организации образования детей с инвалидностью и детей с ОВЗ особое внимание уделено организации трудового обучения и организации профориентационной работы:
- проводятся ознакомительные экскурсии на предприятия Свердловской области, где используется труд инвалидов и лиц с ОВЗ;
- заключаются договоры, соглашения об организации практики и возможности трудоустройства;
- организуются мероприятия по обмену опытом по трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ между профессиональными образовательными организациями.
При организации образования детей с инвалидностью и детей с ограниченными возможностями здоровья серьезное целенаправленное внимание уделяется организации профессионального обучения. Так, по образовательным программам профессионального обучения в 37 профессиональных образовательных учреждениях нашего региона осуществляется 56 адаптированных образовательных программы, которые помогают профессиональной реабилитации обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающимся, которые имеют в перспективе ограничение в труде. В своей деятельности учреждения среднего профессионального образования руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего органа управления образования, типовым положением об образовательных учреждениях и своим Уставом.
Обучение в системе профессионального образования для выпускников специальных коррекционных школ, имеющих Справку об образовании, доступно на базе учреждений среднего профессионального образования, в которых есть коррекционные группы. Обучение в данных учреждениях является только профессиональным, с некоторым количеством общих предметов (физкультура, ОБЖ и т.п.). В результате выпускники коррекционных групп получают свидетельство об освоении профессии. Профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся.
Проблема трудового обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта в историческом контексте всегда вызывала интерес у большого количества ученых и практиков. Это было связано прежде всего с особыми трудностями адаптации и социализации в самостоятельной жизни данной категории учащихся (Л. С. Выготский, Е. А. Ковалева, В. В. Коркунов и др). Большая часть исследователей отмечают важность трудового воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как необходимого условия для формирования и коррекции у них жизненно важных функций: коммуникативной, мотивационной, двигательной и т.д. (В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, Б. И. Пинский и др.) [9].
В последние годы профессиональная подготовка выпускников специальных коррекционных школ, их социально-трудовая адаптация как полноценных элементов общества, вызывает интерес как у широкой общественности, так и у огромного числа научных исследователей в данном направлении (В. В. Коркунов, Н. Н. Малофеев и др) [28].
Но, не смотря на растущий интерес и сопровождение этого вопроса, система работы в учреждениях среднего профессионального образования по успешной социально-трудовой подготовке лиц с ограниченными возможностями здоровья все также является несовершенной и нуждается в развитии. Особенно сильно эти проблемы касаются выпускников коррекционных школ, для которых важно, как общее развитие в целом, так коррекция их отклонений в частном, а также удовлетворение потребности в их профессиональной реабилитации после окончания школы. Особое значение для успешного обучения и освоения профессиональных знаний, умений и навыков, а также дальнейшей социализации в обществе имеет развитие коммуникативных умений и навыков выпускников специальной коррекционной школы, в том числе в рамках учебного диалога. Обучающимся с умственной отсталостью свойственно неумение верным образом применять речи для общения и коммуникации, о чём говорят работы таких авторов, как: Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова. С одной стороны эти проблемы объясняются специфическими особенностями обучающихся с умственной отсталостью, а с другой весьма низким уровнем сформированности коммуникативных умений у обучающихся этой категории. Всё это отражается на том, что таким обучающимся трудно общаться с окружающими, трудности возникают и при освоении профессии и целом в их социализации.
Стоит отметить, что в научной литературе не так много исследований, посвящённых изучению формирования и развития коммуникативных умений умственно отсталых обучающихся. Так, например, в работах О. К. Агавелян описаны вопросы особенностей межличностного общения детей с умственной отсталостью в быту. Также в научных исследованиях Д. И. Бойкова описываются сложности речевой коммуникации и межличностного взаимодействия умственно отсталых обучающихся. Что касается вопросов формирования и развития коммуникативных умений и навыков в процессе логопедической работы, то они исследованы и разобраны недостаточно. На базе проведённого анализа научных литературных источников можно утверждать, что на сегодняшний момент коррекционная работа направлена в большей степени на коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, а также связной речи. Но, этого не хватает для того, чтобы ребёнок смог овладеть полноценным речевым общением. Исходя из вышеуказанного требуется разработать методический инструментария развития коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
В результате анализа литературных данных и изучения опыта логопедической работы по проблеме исследования выявлены определенные противоречия.
Во-первых, противоречия между потребностью практики и отсутствием научных разработок в вопросах развития коммуникативных умений и навыков у выпускников специальных коррекционных школ, как необходимого элемента их дальнейшей социально-трудовой подготовки.
Во-вторых, противоречия, которые возникают между требованиями работодателя к уровню социально-трудовой подготовки и недостаточной сформированностью коммуникативных умений и навыков обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
В-третьих, противоречия между возросшими потребностями общества в качественной трудовой подготовке и недостаточностью логопедической работой по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития в ходе социально-трудовой подготовки.
В-четвертых, противоречия, которые связаны с необходимостью дальнейшего целенаправленного изучения коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития и отсутствием критериев оценки уровня сформированности навыков у данной возрастной категории.
В-пятых, востребованностью коррекции, направленной на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития и недостаточной систематизацией приемов и методов логопедической работы.
С учетом выявленных противоречий была определена проблема исследования, которая заключается в том, что логопедическая работа по развитию коммуникативных умений и навыков будет способствовать социально-трудовой подготовке обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учреждениях среднего профессионального образования.
Цель исследования: разработка и апробация теоретически
обоснованного комплекса приемов и методов развития коммуникативных умений и навыков, способствующих повышению эффективности социально-трудовой подготовки обучающихся с нарушением интеллектуального развития, в учреждениях среднего профессионального образования.
Объект исследования: коммуникативная деятельность обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учреждениях среднего профессионального образования, как условия успешной социально-трудовой подготовки.
Предмет исследования: условия формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью) в процессе социально-трудовой подготовки в учреждениях среднего профессионального образования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что логопедическая
работа по созданию условий для развития коммуникативных умений и навыков позволит обучающимся с нарушением интеллектуального развития успешно пройти социально-трудовую подготовку в учреждениях среднего профессионального образования.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научно-педагогической,
психологической и логопедической литературы по теме исследования и определить степень разработанности данной проблемы исследования в теории и практике.
2. Изучить и систематизировать методы работы с обучающимися с нарушением интеллектуального развития, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков.
3. Экспериментально изучить особенности развития коммуникативных умений и навыков обучающихся с нарушением интеллектуального развития в учреждениях среднего профессионального образования.
4. Разработать содержание логопедической работы, направленной на создание условий для развития коммуникативных умений и навыков в процессе социально-трудовой подготовки обучающихся.
5. Провести обучающий эксперимент в условиях специально
организованного процесса обучения в учреждении среднего
профессионального образования.
6. Оценить эффективность. Сделать количественный и качественный анализ результатов внедрения комплекса приемов и методов.
Методы исследования:
1. теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической, психологической и логопедической литературы по теме исследования, обобщение материала);
2. эмпирические (изучение и анализ анамнестических данных, наблюдение, сравнение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этап);
3. методы обработки полученных результатов (качественный и количественный анализ, статистическая обработка экспериментальных данных).
База исследования: экспериментальная часть работы проводилась на базе ГАПОУ СО «Полипрофильный техникум им. О. В. Терёшкина», реализующем адаптированные основные и общеобразовательные программы. В эксперименте приняли участие 7 обучающихся коррекционной группы.
Этапы исследования.
Первый этап (2019-2020 гг.) - теоретико-поисковый. На данном этапе была проведена работа по изучению и анализу научно-педагогической, психологической и логопедической литературы по теме исследования, раскрывающей степень изученности проблемы исследования. Определена
методологическая основа исследования, его объект, предмет,
сформулирована цель, гипотеза и задачи, подобрана и адаптирована диагностическая методика. Также были изучены и систематизированы методы развития коммуникативных умений и навыков в работе с обучающимися с умственной отсталостью.
Второй этап (2020-2021 гг.) - опытно-поисковый. На данном этапе был осуществлен подбор контингента и его изучение на предмет определения уровня развития коммуникативных умений и навыков: изучение устной речи, коммуникативных умений и навыков у умственно отсталых обучающихся. Проведен анализ полученных результатов.
Третий этап (2020-2021 гг.) - формирующий. Уточнение методических положений, на которых базируется исследование, уточнение гипотезы. Разработан комплекс приемов и методов, направленных на стимулирование развития коммуникативных умений и навыков в процессе профессиональной подготовки обучающихся. Проведен обучающий эксперимент
Четвертый этап (2021 г.) - обобщающий. На этом этапе была проведена оценка эффективности, количественный и качественный анализ результатов внедрения комплекса приемов и методов. Сформулированы выводы по результатам исследования. Оформлена Выпускная квалификационная работа.
Научная новизна исследования
- в ходе проведения эксперимента выявлены специфические особенности развития коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития и разработаны критерии их оценки;
- разработан и апробирован комплекс приемов и методов, обеспечивающая развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся с нарушенным интеллектом в процессе социально-трудовой подготовки;
- получены новые данные об организации социально-трудовой подготовки обучающихся из числа выпускников специальной коррекционной школы с опорой на коммуникативные умения и навыки, которые существенно расширяют представления о профессиональных возможностях данной категории лиц;
Теоретическая значимость исследования:
- расширены и уточнены данные об актуальном уровне развития и особенностях коммуникативных умений и навыков у выпускников специальной коррекционной школы в процессе социально-трудовой подготовки;
- получены новые данные, подтверждающие необходимость применения комплекса приемов и методов развития коммуникативных умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью, как основного элемента успешной социально-трудовой адаптации.
Практическая значимость исследования: разработан, апробирован и рекомендован комплекс приемов и методов развития коммуникативных умений и навыков выпускников специальной коррекционной школы в процессе социально-трудовой адаптации.
Обоснованность и достоверность результатов гарантируется методологической разработанностью теоретических позиций, базирующихся на применении новейших данных медицинской сферы, психологии и педагогики; правильностью используемых методов теоретического и эмпирического исследования целям и задачам работы; доказательством выдвинутой гипотезы исследования итогом проведенной работы; личным участием автора на всех реализуемых этапах работы.
Структура и объем исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников литературы, включающего 65 источников, 8 приложений. Общий объем текста 86 страниц машинописного текста.
Исследование, которое было проведено в рамках написания выпускной квалификационной работы, было направлено на изучения уровня развития устной речи и сформированности коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития, а также выявление значимости развития коммуникативных умений и навыков для успешного прохождения социально-трудовой подготовки в учреждениях среднего профессионального образования.
Анализ теоретической литературы по теме исследования позволил нам сделать вывод о том, что проблема коммуникативного развития обучающихся с нарушением интеллектуального развития в процессе социально-трудовой подготовки в учреждениях среднего профессионального образования изучена недостаточно. Представленные в литературе данные об особенностях коммуникативного развития обучающихся с нарушением интеллектуального развития в процессе социально-трудовой подготовки носят фрагментарный характер и не систематизированы. Выявлена недостаточность диагностических методик по исследованию сформированности коммуникативных умений и навыков у данной категории обучающихся, хотя следует отметить, что диагностика развития устной речи старших школьников представлена Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной достаточно полно. По-прежнему остаются актуальными вопросы
теоретического обоснования и организации логопедической работы с обучающимися старшего школьного возраста (15-17 лет).
На основе анализа результатов, полученных на констатирующем этапе эксперимента, можно сделать вывод о том, что уровень развития коммуникативных умений и навыков напрямую зависит от особенностей развития устной речи обучающихся с нарушением интеллектуального развития: чем ниже уровень развития устной речи, тем менее сформированы коммуникативные умения и навыки. Такой «коммуникативный барьер» затрудняет процесс общения, способствует закреплению речевого негативизма, и, тем самым, отрицательно влияет на формирование личности в целом. Что в свою очередь препятствует социальной адаптации и значительно затрудняет дальнейшую социально-трудовую подготовку обучающихся с нарушением интеллектуального развития.
На основе качественного и количественного анализ данных, полученных в результате проведения констатирующего эксперимента, среди обучающихся нами были выделены три разноуровневые группы с учетом развития устной речи и сформированности коммуникативных умений и навыков. Что, в свою очередь, потребовало дифференциального подхода при организации дальнейшей логопедической работы.
На основе изученной методической литературы и данных обследования на констатирующем этапе эксперимента, нами был разработан комплекс приемов и методов развития устной речи и коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития, который и был апробирован на формирующем этапе эксперимента. Коррекционная работа, направленная на развитие устной речи и развитие коммуникации проводились параллельно. Прежде всего были выделены следующие этапы коррекционной логопедической работы: подготовительный, основной и тренировочный. В рамках каждого этапа была сформулирована основная цель и определены направления дальнейшей работы:
Целью подготовительного этапа являлось создание условий для формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития. Для реализации данной цели коррекционно-логопедическая работа осуществлялась в следующем направлении:
- развитие коммуникации, которое включало в себя создание доброжелательных отношений, формирование у подростков эмпатии по отношению друг к другу и педагогам.
Целью основного этапа являлось накопление и активизация вербальных средств коммуникации. Для реализации данной цели коррекционно-логопедическая работа осуществлялась в таком направлении, как развитие устной речи, которое включало в себя:
- развитие понимания речи;
- развитие лексико-грамматической стороны речи.
Целью тренировочного этапа являлось формирование умений и навыков использовать средства коммуникации в различных ситуациях общения. Для реализации данной цели коррекционно-логопедическая работа осуществлялась в таком направлении, как развитие коммуникации, которое включало в себя:
- развитие невербальных средств коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков в диалоге и полилоге;
- формирование умения коммуницировать в различных речевых ситуациях.
Логопедическая работа по развитию коммуникативных умений и навыков проводилась с обучающимися в период с 1 марта 2021 года по 30 мая 2021 года (12 недель). Всего было проведено 52 индивидуальных, 20 групповых занятий и 18 фронтальных занятий. Основная форма работы со всеми обучающимися - именно групповая, поскольку обучающиеся находятся в достаточно взрослом возрасте, но так как в результате обследования была выявлена группа обучающихся, нуждающихся в индивидуальных занятиях по каждому направлению, то в случаях значительных затруднений были запланированы и индивидуальные коррекционные занятия. Часть индивидуальных занятий предваряла групповые или фронтальные формы работы, а часть планировалась для корректировки того направления, которое не было отработано в групповой коррекции. Индивидуальные и групповые занятия проводились, как правило, в едином сюжете.
После проведения коррекционной логопедической работы был проведен контрольный этап эксперимента. Данный этап включал в себя выполнение заданий, аналогичных заданиям, предлагаемых на констатирующем этапе эксперимента. В ходе сравнения результатов констатирующего и контрольного эксперимента была выявлена преимущественно положительная динамика, что говорит об эффективности использования в логопедической работе отобранного нами комплекса приемов и методов развития устной речи и коммуникативных умений и навыков. Однако следует отметить, что, по нашему мнению, положительная динамика недостаточна высока у большинства обучающихся. Мы объясняем это тем, что из-за сложной эпидемической ситуации, были сокращены сроки проведения обучающего этапа эксперимента с шести до трех месяцев.
Так, в ходе выполнения выпускной квалификационной работы гипотеза была доказана, задачи выполнены полностью, но цель нашего исследования достигнута частично. Так как в ходе работы нами сделан вывод о том, что при реализации дальнейшей работы по развитию устной речи и коммуникативных умений и навыков у обучающихся с нарушением интеллектуального развития, необходимо также изучить имеющиеся методики преподавания русского языка как иностранного и на основе изучения данной методической литературы доработать сформированный комплекс приемов и методов. Что будет способствовать повышению эффективности всей работы.
1. Агавелян O. K. Общение детей с нарушениями умственного развития : автореф. дис. ... доктора психолог. наук : 19.00.10. М., 1989. 36 с.
2. Аксенова А. К., Якубовская Э. В. Развитие связной устной речи умственно отсталых учащихся на специальных уроках // Дефектология. 1987. № 6. С. 32-37.
3. Аксенова Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.,
2001. 192 с.
4. Актуальные вопросы профессионального обучения и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья : сб. ст. / М. С. Савина [и др.]. М., 2009. 112 с.
5. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., 2000. 400 с.
6. Безюллева Г. В., Малышева В. А., Панина A. A. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью : метод. рекомендации. М., 2003. 132 с.
7. Белявский Б. В. Система работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях // Специальное образование. 2016. № 2. С. 5-14.
8. Буфетов Д. В. Коррекция навыков общения у обучающихся с нарушением интеллекта. М., 2011. 152 с.
9. Варенова Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики : учеб. пособие для вузов. Минск, 2003. 287 с.
10. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. М., 1996. 103 с.
11. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики : учеб.-метод. пособие. СПб., 2003. 144 с.
12. Волкова Л. С., Граш Н. Е., Волков А. М. Некоторые проблемы интегрированного образования в российской дефектологии на современном этапе // Дефектология. 2002. № 3. С. 3-14.
13. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи : учеб. пособие. М., 2007. 158 с.
14. Гнездилов М. Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе. М., 1944. 195 с.
15. Гнездилов М. Ф. Обучение русскому языку в старших классах вспомогательной школы. М., 1961. 199 с.
16. Гнездилов М. Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников. М., 1947. 135 с.
17. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией // Дефектология. 1995. № 6. С. 7-16.
18. Грибова О. Е. Реализация принципа деятельностного подхода в
процессе логопедического обследования // Дефектология. 2004. № 2.
С. 14-20.
19. Грибова О. Е. Технология организации логопедического обследования : метод. пособие. М., 2005. 96 с.
...