Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией

Работа №93381

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы83
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ, ИЗУЧЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО НЕДОРАЗВИТИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 9
1.1. Онтогенез лексико-грамматического строя речи у детей в норме 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старших дошкольников с
задержкой психического развития и легкой степенью выраженности псевдобульбарной дизартрии 17
1.3. Характеристика лексико-грамматического строя речи у старших
дошкольников с задержкой психического развития и легкой степенью выраженности псевдобульбарной дизартрии 19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 22
2.1. Цель, задачи, принципы и организация констатирующего эксперимента 22
2.2. Методика обследования неречевых и речевых функций у старших дошкольников с задержкой психического развития и псевдобульбарной
дизартрией 25
2.3. Методика обследования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией 39
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 55 3.1. Теоретическое обоснование, принципы и направления логопедической работы по формированию лексическо-грамматического строя речи у старших дошкольников с задержкой психического развития
и псевдобульбарной дизартрией 55
3.2. Содержание коррекционной работы по формированию лексико¬
грамматического строя речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией 57
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78

Актуальность
Категория детей, имеющих задержку психического развития является самой наибольшей и разнородной среди численности всех детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) [56].
По определению Н. М. Назаровой [44] задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций.
У данной категории детей в старшем дошкольном возрасте отмечается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, преобладание игровых интересов. Особенности психомоторного развития детей дошкольного возраста с ЗПР обуславливают большую распространённость речевых нарушений.
Согласно «Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования» на сегодняшней день определены целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, среди которых выделяются: хорошее владение устной речью, овладение
предпосылками к грамотности, развитость крупной и мелкой моторики, владение основными движениями, способность контролировать свои движения и управлять ими [65].
У детей, имеющих ЗПР церебрально-органического генеза и легкую степень псевдобульбарной дизартрии следствием органического поражения центральной нервной системы (далее ЦНС) нарушается не только развитие устной речи, но и отмечается неречевая симптоматика. Она включает в себя нарушения психической и моторной сфер, которые оказывают неблагоприятное воздействие на способность к обучаемости, социализацию и развитие ребенка в целом.
Научная разработка проблемы дизартрии в отечественной логопедии связана с именами таких известных авторов, как Е. Ф. Архипова [5], Е. Н. Винарская [12], Р. И. Лалаева [26], Л. В. Лопатина [33], Е. М. Мастюкова [38], О. Г. Приходько [55], Н. В. Серебрякова [55].
В исследованиях ряда авторов: Р. А. Белова-Давид [10], Г. В. Гуровец [18], Л. В. Лопатиной [33], Р. И. Мартыновой [38] отмечается, что у изучаемой категории детей, наряду с ведущими расстройствами фонетической стороны речи, часто наблюдается и недоразвитие лексико-грамматического системы речи. Учёными были выявлены основные трудности использования лексико-грамматических средств языка у детей данной категории: недоразвитие активного словаря, обеднённость словаря имён прилагательных и глаголов, ошибочное употребление родовых, числовых, падежных окончаний; неправильное использование предложно-падежных конструкций, нарушение морфологической системы языка, трудности словообразования, несформированность системы словообразовательных моделей, неправильный выбор суффиксов и употребление морфем. Накопление слов и их форм происходит медленнее, в отличии от нормотипичных сверстников. Также в научных исследованиях отмечаются затруднения в усвоении семантической стороны слов; затруднения в употреблении и усвоении обобщающих слов, неправильное употребление флексий и предлогов, аграмматичное построение синтаксических конструкций.
В будущем перечисленные недостатки речи могут привести к недоразвитию связной устной речи, дисграфии и дислексии. Следствием этого будет являться снижение успеваемости ребёнка в школе, появление психологических проблем личностного характера.
Таким образом, данные положения позволяют рассматривать проблему развития лексико-грамматической строя речи у обучающихся с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную дизартрию как одну из актуальных.
Теоретическая значимость исследования - выражается в углублении знаний о речевых особенностях, обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеющих псевдобульбарную дизартрию; уточнении механизмов нарушения лексико-грамматического строя речи у изучаемой категории обучающихся, а также обосновании значимости планомерной и систематической логопедической работы.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации методик логопедической работы по формированию лексико - грамматического строя речи у обучающихся старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, имеющих псевдобульбарную дизартрию.
Объект исследования - высшие психические функции, моторика и лексико-грамматический строй речи старших дошкольников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией.
Предмет исследования - процесс формирования лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать содержание логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией в условиях группы компенсирующей направленности.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ медицинской и специальной литературы по вопросам особенностей лексико-грамматического строя у обучающихся с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста с псевдобульбарной дизартрией.
2. Спланировать, разработать, организовать и проанализировать результаты констатирующего этапа эксперимента, направленного на
исследование высших психических функций, моторики и лексико-грамматического строя речи у обучающихся с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную форму дизартрии
3. Теоретически разработать и обосновать содержание работы по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, имеющих псевдобульбарную форму дизартрии, разработать и провести формирующий этап эксперимента, проанализировать результаты работы.
Гипотеза: предполагаем, что формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, имеющих легкую степень псевдобульбарной формы дизартрии будет эффективнее при использовании методов обучения, активизирующих речемыслительную и коммуникативную деятельность детей данной категории.
Методологическая основа исследования
- психофизиологические основы формирования и развития речи,
представленные в работах: П. К. Анохина, Л. С. Выготского,
А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна.
- общеметодические принципы дефектологии и логопедии описанные: С. Л. Волковой, П. Я. Гальпериным, Л. А. Зайцевой, Р. Е. Левиной, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой и другие.
- специальные принципы организации коррекционной работы разработанные: С. Е. Алмазовой, Е. Э. Артемовой, Е. Ф. Архиповой, Р. Е. Левиной, Л. В., Лопатиной, Е. М. Мастюковой, Л. А. Поздняковой и другие
- исследования, описывающие особенности развития, а также специфику обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Н. Л. Белопольская, Н. Ю. Борякова, Т. Б. Епифанцева, И. И. Мамайчук, С. Г. Шевченко.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие методы:
1. Анализ и систематизация специальной литературы.
2. Экспериментальные (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент).
3. Интерпретационные (истолкование, объяснение полученных результатов исследования).
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение Серовского городского округа «Детский сад №42 «Огонёк» (далее МАДОУ №42 «Огонёк»). В исследовании участвовали 20 обучающихся.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где раскрыта актуальность и аппарат исследования, трех глав: в первой описаны теоретические основы изучения проблемы, во второй - диагностика исследования, в третьей - содержание логопедической работы, заключения, где подводится итог исследования, списка источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование посвящено проблеме развития лексико-грамматической системы речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития и псевдобульбарную дизартрию.
Анализ научной литературы (Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, А. Н. Гвоздев, Н. С. Жукова, Р. И. Лалаева, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Н. В. Серебрякова, Е. Ф. Соботович, С. Н. Цейтлин, Д. Б. Эльконин и др.) по проблеме коррекции и развития лексико¬грамматической системы речи у детей с ЗПР и псевдобульбарной дизартрией, результаты данного обследования свидетельствуют о недостаточной степени изученности вопросов повышения эффективности коррекционной работы в области развития лексико-грамматической системы речи.
В соответствии с этим возникает потребность в разработке специальной коррекционно-развивающей программы, повышающей эффективность проводимой логопедической работы с детьми, имеющими задержку психического развития и псевдобульбарную дизартрию, а также учитывающей все закономерности развития данной категории детей.
В первой главе представлен анализ изученных источников научной литературы: описаны онтогенетические закономерности развития лексико-грамматического системы речи у детей.
Теоретический анализ литературы позволяет сделать следующие выводы:
1. В научной литературе определено несколько видов критериев, на основании которых выделяются этапы и ступени речевого онтогенеза. Процесс освоения каждой стороны речи подразделяется на этапы вне зависимости от развития других сторон речи. Данные особенности отражены в классификациях А. А. Леонтьева, А. Н. Гвоздева и других. Комплексное рассмотрение различных аспектов овладения родным языком проводится
обычно в соответствии со средними значениями возрастных периодов детского развития. Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого.
2. У детей с задержкой психического развития проявляются характерные для данной нозологической группы особенности развития речи. Это отражается и на формировании лексико-грамматической системы речи, которая имеет ряд особенностей: ограниченность объема экспрессивного словаря, наличие замен по семантическому признаку, неточность употребления обобщающих слов и неправильное употребление слов зрительно сходных предметов, морфологические аграмматизмы. Следовательно, развитие высших психических функций взаимосвязано с развитием всех сторон речи.
3. Для формирования лексико-грамматических средств языка необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей с дизартрией, а также знать основные закономерности процесса становления лексики и грамматики у этих детей.
Во 2 главе определены цель и задачи констатирующего эксперимента, методика его проведения и организация. В ходе констатирующего эксперимента выявлялись особенности развития моторной сферы, фонематического слуха и восприятия, звукопроизношения, развития импрессивного и экспрессивного словаря, грамматической системы речи у детей, имеющих ЗПР и псевдобульбарную дизартрию. Также в задачи эксперимента входило установить взаимосвязь между речевым и психическим развитием экспериментальной группы детей.
Констатирующий эксперимент проводился на базе МАДОУ №42 «Огонёк» г. Серова, Свердловской области. В эксперименте участвовали 20 детей в возрасте 5 лет с клиническим диагнозом псевдобульбарная дизартрия. В ходе проведенного обследования были выявлены особенности развития моторной сферы, звукопроизносительной, лексико-грамматической систем речи.
На момент обследования состояние моторики детей с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией имело ряд особенностей: нарушение общей координации движений; неточность выполнения проб, моторная неловкость, наличие тремора пальцев рук, уголков губ. В процессе выполнения заданных проб дети нарушали заданные логопедом темп и ритм выполнения; все дети имели трудности в удержании равновесия в ходе выполнения проб. Это связано с повышенной утомляемостью детей, в следствие наличия поражений ЦНС. Также у детей были отмечены полиморфные нарушения звукопроизношения, множественные аграмматизмы, трудности в образовании форм единственного и множественного числа существительных в косвенных падежах. Наибольшее число ошибок встречается при образовании форм существительных Р. п. и Д. п. множественного числа. Выявлены низкий уровень развития навыков словообразования, трудности употребления в речи предлогов в соответствии с их семантическим смыслом в предложении (предлоги чаще всего употребляются не верно либо пропускаются в речи).
В 3 главе были представлены цель и задачи обучающего эксперимента, методика его проведения и этапы коррекционно-развивающей работы. Проведен количественный и качественный анализ результатов формирующего эксперимента. Уровень сформированности лексико-грамматической системы речи являлся основополагающим фактором для определения экспериментальной группы.
С целью организации всестороннего развития нарушенных речевых навыков и учета индивидуальных особенностей каждого ребёнка, была разработана программа логопедической работы.
Для достижения наибольшей результативности в ходе реализации программы логопедической работы необходимо соблюдение
последовательности этапов коррекционной работы, количества предусмотренных занятий, равномерность запланированной содержательной нагрузки, а также применение различных игровых приемов и упражнений.
Количественный и качественный анализ результатов контрольного эксперимента, а также сопоставление полученных результатов с результатами проведенного констатирующего эксперимента.
Полученные результаты коррекционной работы свидетельствуют об эффективности апробированной программы. У детей выявлена положительная динамика, в ходе которой выявлено повышение показателей уровня сформированности импрессивного и экспрессивного словарей, грамматической системы речи. Отмечено, что импрессивный словарь у детей с ЗПР преобладает над экспрессивным. Это обусловлено особенностями психического развития детей, обуславливающими трудности актуализации словаря, так как в сознании детей недостаточно закреплена связь между образом предмета и его названием. Основываясь на полученные результаты, сделан вывод о том, что для устранения недостатков развития лексико¬грамматической системы речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ЗПР и псевдобульбарную дизартрию необходима комплексная работа включающая всестороннее развитие ребенка: развитие речевых и неречевых компонентов речи, высших психических функций.
Таким образом, в ходе исследования цель была достигнута, гипотеза доказана.
На протяжении всего экспериментального исследования была разработана и опубликована статья: «Формирование лексико-
грамматической системы речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией».



1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / под общ. ред. Г. В. Чиркиной. М., 2005. 195 с
2. Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 2021. 450 с.
3. Артемова Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография М., 2008. 123 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : кн. для воспитателей дет. сада. М., 1999. 272 с.
5. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по
преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2008. 254 с.
6. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие. М., 2006. 319 с.
7. Багичева Н. В. Формирование грамматического строя речи и грамматических понятий у детей: период дошкольного детства // Филологический класс. 2004. Т. 11. С. 32-43.
8. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Современные исследования дизартрии в отечественной и зарубежной логопедии // Концепт. 2016. Т. 17, С. 818-822. URL: http://e-koncept.ru/2016/46339.htm (дата обращения: 20.10.2020).
9. Башмакова С. Б., Станилеско И. В. Теоретический анализ проблемы коррекции лексико-грамматического недоразвития речи у детей с дизартрией // Концепт. 2016. Т. 17, С. 809-812. URL: http://e- koncept.ru/2016/46337.htm (дата обращения: 20.10.2020).
10. Белова-Давид Р. А. К вопросу о систематизации речевых расстройств // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. М., 1969. С. 11-47.
11. Борякова Н. Ю., Матросова Т. А. Изучение и коррекция лексико¬грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития : (на примере глагол. лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространен. предложений). М., 2010. 200 с
12. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка : кн. для логопеда. М., 1987. 165 с.
13. Власова Т. А., Лебединская К. С. Актуальные проблемы клинического изучения ЗПР у детей // Дефектология. 1975. № 6. С. 8-17.
14. Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1999. 352 с.
15. Гальперин П. Я. Анатомия и физиология человека М., 1974. 468 с.
16. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб., 2007. 470 с.
17. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики М., 2001. 304 с.
18. Гриншпун Б. М. Введение в психологию. М., 1996. 149 с.
19. Гуровец Г. В. Особенности психоречевых расстройств у детей с моторной алалией и обоснование методов лечебно-коррекционного воздействия // Расстройства речи и методы их устранения. М., 1975. С. 11-22.
20. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т. О. 2007. 486с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ