Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическая работа по развитию лексико-грамматической стороны речи у обучающихся с общим недоразвитием речи II-III уровня с использованием игровых упражнений

Работа №96527

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы206
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
1.1. Закономерности освоения лексико-грамматической стороны речи в
онтогенезе 8
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обучающихся
младших классов с общим недоразвитие речи II-III уровня 17
1.3. Особенности лексико-грамматической стороны речи у обучающихся
младших классов с общим недоразвитием речи II-III уровня 22
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 28
2.1. Цель, задачи, принципы констатирующего эксперимента 28
2.2. Методика обследования неречевых и речевых функций у обучающихся
с общим недоразвитием речи 30
2.3. Анализ результатов обследования речевых и неречевых функций у
обучающихся общим недоразвитием речи II-III уровня 33
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 40
3.1. Цель, задачи, принципы логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у обучающихся с общим недоразвитием речи
II-III уровня 40
3.2. Содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у обучающихся экспериментальной группы 44
3.2.1. Содержание логопедической работы 44
3.2.2. Игровые упражнения по развитию лексико-грамматической
стороны речи 45
3.3. Анализ эффективности коррекционной работы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Современное школьное обучение требует от обучающихся целостного, гармоничного развития всех сфер (когнитивной, мотивационной, эмоционально-волевой, аутопсихологической компетентности и коммуникативной). Нарушение в развитии какой-либо из этих сферы может привести к школьной неуспеваемости. Особое внимание необходимо уделять речевому развитию, в связи с тем, что несформированность фонетической и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся могут привести к трудностям в обучении родному языку и математике [32].
Нарушения речи у обучающихся многообразны по своим проявлениям. В современной логопедии выделяют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи (далее ОНР). В школы все чаще приходят обучающиеся с ОНР, т.к. в дошкольных образовательных учреждениях данный дефект был недостаточно корректирован. Данная группа обучающихся является сложной, разнородной по тяжести проявления дефекта и по природе его появления [48].
Ведущим дефектом при ОНР являются нарушения лексико-грамматического строя речи. Данные нарушения ведут к тому, что ребенок неправильно овладевает собственной речью и неверно формулирует собственные речевые высказывания. Отклоняющееся от нормы усвоение закономерностей языка приводит к нарушениям морфологической структуры слова и синтаксической структуры предложения. А это отрицательно сказывается на процессе формирования и развития других сторон речи, а также затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность. Для повышения интереса у обучающихся младших классов к коррекционным занятиям можно использовать игровые упражнения, так как переход на новую ведущую деятельность (учебную) произошел совсем недавно, то игровая форма для них еще является приоритетной. Таким образом, актуальность данной темы очевидна.
Объект исследования - сформированность лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР II-III уровня.
Предмет исследования - содержание логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у обучающихся младших классов с ОНР II-III уровня.
Цель исследования - изучение сформированности лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР II-III уровня, определение содержания коррекционной работы с использованием игровых упражнений, апробирование и проверка ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо выделить следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме развития лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР II-III уровня.
2. Провести констатирующий эксперимент.
3. Проанализировать данные, полученные при обследовании изучаемой группы обучающихся.
4. Проанализировать методики развития лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с использованием игровых упражнений.
5. Спланировать и провести логопедическую работу для обучающихся экспериментальной группы.
6. Провести контрольный эксперимент.
7. Проанализировать полученные данные в результате контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования - было предположено, что процесс логопедической работы по развитию лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР II-III уровня будет наиболее успешным и эффективным, если во время логопедических занятий использовать специальные игровые упражнения.
Методы исследования, используемые в работе:
- Организационные методы: сравнительный, комплексный, изучение в динамике.
- Эмпирические методы:: наблюдение, беседа, эксперимент
(констатирующий, обучающий, контрольный).
- Количественный и качественный анализ полученных данных.
- Интерпретационные: истолкование, объяснение полученных данных.
- Анализ литературных данных: изучение медицинской, психологической, педагогической и лингвистической литературы.
Теоретико-методологическая база исследования: теоретические
положения о закономерностях речевого развития в онтогенезе и дизонтогенезе (А. Н. Гвоздев, О. Е. Грибова, М. М. Кольцова, Р. Е. Левина, А. А. Леонтьев, Т. Б. Филичева, Г. В.Чиркина, Д. Б. Эльконин и др.); научные труды, посвященные изучению процесса формирования и развития лексико¬грамматической стороны речи (А. Н. Гвоздев, Т.В. Туманова, Т. Н. Ушакова Т. Б. Филичева, А. М. Шахнарович, Д. Б. Эльконин и др.); концептуальные положения об использовании игровых упражнений при развитии лексико¬грамматической стороны речи (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. С. Новоселова и др.).
Экспериментальная база. Исследование проходило на базе Государственного казенного образовательного учреждения Свердловской области «Екатеринбургская школа-интернат №11, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы» (ГКОУ СО «Екатеринбургская школа-интернат №11»).
В констатирующем эксперименте участвовало 16 обучающихся 1-х дополнительных классов 6 - 9 лет с ОНР II и III уровня, которые обучаются по ФГОС НОО для лиц с ОВЗ (вариант 5.2). В обучающем эксперименте приняло участие восемь обучающихся из числа исследуемых.
Элементы научной и практической новизны: разработан сборник игровых упражнений по развитию лексико-грамматической стороны речи для обучающихся с ОНР.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
В первой главе проведен анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Вторая глава посвящена констатирующему эксперименту и интерпретации его результатов.
В третьей главе говорится о формирующем эксперименте (принципы, организация, содержание логопедической работы), а также об анализе результатов контрольного эксперимента.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью данной выпускной квалификационной работы было изучение сформированности лексико-грамматической стороны речи у младших школьников с ОНР II-III уровня, а также определение содержания коррекционной работы с использованием игровых упражнений, апробирование и проверка ее эффективности.
Реализация цели осуществлялась через комплекс поставленных задач, которые были успешно достигнуты в процессе написания работы. А именно, мной была проанализирована научно-методическая литература по проблеме развития лексико-грамматической стороны речи у обучающихся с ОНР II-III уровня, проанализированы методики развития лексико-грамматической стороны речи, был проведен констатирующий эксперимент, затем на основании анализа его результатов была спланирована и проведена логопедическая работа с обучающимися экспериментальной группы, после чего, был проведен контрольный эксперимент и анализ его результатов.
В первой главе выпускной квалификационной работы проанализированы основные понятия и проблемы. Так же было подробно изучено формирование лексико-грамматической стороны речи у детей в норме, клинико-психолого-педагогическая характеристика детей ОНР и влияние игры на развитие речи и познавательной функции.
Во второй главе представлена организация, методика обследования младших школьников экспериментальной группы, выведены сводные таблицы констатирующего эксперимента. Обследование проходило на базе ГКОУ СО ЕШИ №11 индивидуально с каждым обучающимся на протяжении двух недель. За основу структуры и содержания логопедического исследования были использованы методические рекомендации Н. М. Трубниковой, Т. А. Фотековой, Л. А. Пономаревой, О. Е. Грибовой.
В обследовании приняло участие 16 обучающихся 6 - 9-летнего возраста с ОНР II или III уровня. В ходе анализа данных, полученных при исследовании экспериментальной группы, была выявлена взаимосвязь между пассивным словарем и активным, а также связь словаря и грамматического строя речи. У всех обучающихся было отмечено, что уровень сформированности пассивного словаря выше активного, а также результат исследования грамматического строя ниже, чем данные, полученные при обследовании словаря, т.е. можно говорить, что между ними имеется тесная взаимосвязь, что влияет на дальнейшее развитие школьника.
В третьей главе на основе полученных результатов констатирующего эксперимента была определена группа школьников в количестве 8 человек для обучающего эксперимента, который длился около 26 недель, а также были составлены планы коррекционной работы для каждого обучающегося в зависимости от индивидуальных особенностей. С каждым обучающимся проведено за этот период 11 индивидуальных комплексных логопедических занятий и 8 подгрупповых, которые включали в себя не только развитие лексики и грамматики, но и коррекцию звукопроизношения. По окончанию обучающего эксперимента был проведен контрольный эксперимент, который подтвердил эффективность использования игровых упражнений в процессе развития лексико-грамматической стороны речи у обучающихся с ОНР.
Таким образом, задачи исследования реализованы, цель достигнута.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Академия, 2000. - 400 с.
2. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2007. - 224 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - М. : Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бородич, А. М. Методика развития речи детей [Текст] /
А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
5. Борякова, Н. Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития [Текст] / Н. Ю. Борякова, Т. А. Матросова. - М. : АТТИКА, 2010. - 200 с.
6. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е. Н. Винарская. - М. : Просвещение, 1987. - 212 с.
7. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефекто-логического факультета педагогических вузов / Л. С. Волкова,
С. Н. Шаховская. - М. : Владос, 2011. - 528 с.
8. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С.55-76.
9. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] : монография /
Л. С. Выготский. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
10. Галкина, Н. А. Значение процесса словообразования для
развития речи детей с общим недоразвитием речи
[Электронный ресурс] // Развитие речи. 2016. URL : https://znanio.ru/media/znachenie_protsessa_slovoobrazovaniya (Дата
обращения: 19.11.2017)
11. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] /
А. Н. Гвоздев. - М. : АПН РСФСР, 1961. - 249 с.
12. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса [Текст] /
A. Н. Гвоздев. - М. : КомКнига, 2005. - 320с.
13. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию
связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию [Текст] / В. П. Глухов // Дефектология. - 2015. - № 4. -
С.56-73.
14. Глухов, В. П. Основы психолингвистики [Текст] : учеб. пособие для студентов педвузов. / В. П. Глухов - М. : Астрель, 2005. - 351 с.
15. Грибова, О. Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие [Текст] / О. Е. Грибова. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 96 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ