ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С 8 НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1 Представления о межличностных отношениях в психологопедагогической литературе 8
1.2 Особенности межличностных отношений в дошкольном
возрасте 18
1.3 Особенности развития межличностных отношений у детей
дошкольного возраста с нарушением речи 22
ГЛАВА 2. ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 32
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей
дошкольного возраста с нарушением речи (испытуемых) 32
2.2. Обоснование выбора психодиагностического инструментария
для выявления нарушений межличностных отношений со сверстниками у испытуемых 33
2.3. Организация и проведение констатирующего этапа эксперимента
и анализ его результатов 38
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ 46
3.1. Содержание программы профилактики нарушений межличностных отношений детей дошкольного возраста с 46 нарушением речи
3.2. Частичная апробация и характеристика организации и
проведения программы по профилактике межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи с дальнейшими рекомендациями в адрес специального психолога по созданию психологических условий для дальнейшей апробации программы 50
3.3. Промежуточный мониторинг и интерпретация результатов
контрольного этапа эксперимента 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 89
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 92
Происходящие в последнее время в нашей стране социокультурные и экономические перемены обусловили необходимость обновления, совершенствования образовательного процесса на ступени дошкольного образования. В этой связи большое значение и актуальность приобретает изучение межличностных отношений дошкольников, так как дошкольный возраст является возрастом первоначального становления личности ребенка. Дошкольное детство - это удивительный период в жизни человека. В этом периоде появляется личностная форма поведения, связанная не только с выделением собственного «я», но и с приобщением к миру общечеловеческих ценностей, с установлением первых отношений с людьми. Именно в дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. И к старшему дошкольному возрасту, он явно предпочитает общество сверстника обществу взрослого. Важно отметить, что большую роль в этом отношении играет дошкольное учреждение. Известно, что фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности - является первый опыт отношений. Поэтому от того, как сложатся отношения ребенка с первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - от этого во многом зависит последующий путь его социального и личностного развития.
Необходимость исследования проблем личности и коллектива, коллективных взаимоотношений в дошкольном возрасте увеличивается и в связи с необходимостью нравственного воспитания детей и умения жить в коллективе.
Межличностные отношения детей дошкольного возраста исследовали Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, Л.Г. Сударчикова, И.В.Чикова, И.Л. Коннова и другие авторы. Причем, родоначальником изучения проблемы межличностных отношений детей можно назвать Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. прошлого столетия привлек внимание исследователей к важности общения со сверстниками как к необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему преодолению у него эгоцентризма. Вопрос о взаимоотношениях между ребенком и окружающими его людьми рассматривается в трудах многих психологов (А.А. Бодалёва, Л. С. Выготского, Я.Л. Коломинского, М.И. Лисиной, В.К. Котырло, Т.А. Репиной, А.А. Рояк, Е.О. Смирновой и других).
Все больше детей имеют проблемы с речью, артикуляцией звуков, употреблением правильных грамматических конструкций, построением сложных высказываний, а также с пониманием высказываний других людей. Их пассивный и активный словарный запас беден, они не могут использовать языковые структуры и имеют плохую фонологическую память. При этом невербальный интеллект у них нормальный, слух нормальный, голосовой аппарат (главным образом гортань и голосовые связки) и артикуляция (язык, язычок, твердое и мягкое небо, губы) построены правильно. У них также не проявляются какие-либо психические расстройства, их уровень интеллектуального развития находится как минимум на среднем уровне. У них нет никаких социальных расстройств, таких как аутизм. Эти дети способны понимать намерения других и демонстрируют необходимость сообщать о своих намерениях не только лингвистически. Также нет никаких неврологических повреждений, например, церебрального паралича. Их трудности в обучении говорению также не являются результатом пренебрежения образовательной средой. Поэтому у этих детей есть все условия для изучения языка. Можно сказать, что у них все нормально. Однако они не говорят и не используют речь на явно пониженном уровне по сравнению со сверстниками. О таких детях говорят, что они со специфическими нарушениями речи.
Таким образом, исследование различных аспектов формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением речи остаются значимыми как в теоретическом, так и в прикладном плане.
Объект исследования - межличностные отношения со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Цель исследования - изучить основные направления оптимизации нарушений межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи исследования:
1. Изучить имеющиеся научные представления о межличностных отношениях в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть особенности межличностных отношений в дошкольном возрасте.
3. Проанализировать особенности развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста с нарушением речи.
4. Подобрать комплекс методов и методик для исследования межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
5. Разработать и частично апробировать на практике программу оптимизации межличностных отношений старших дошкольников с нарушением речи посредством использования в педагогическом процессе различных видов игр коммуникативной направленности.
6. Провести анализ полученных результатов и сформулировать промежуточные выводы об эффективности предложенной программы.
Значимость исследования: полученные данные расширяют представления об особенностях развития межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Полученные результаты и рекомендации, могут быть использованы психологами и педагогами в процессе формирования межличностных отношений со сверстниками детей дошкольного возраста с нарушением речи в условиях как специального, так и инклюзивного образования.
Экспериментальная база и выборка. В исследовании приняли участие 20 детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Структура работы обусловлена логикой исследования и включает введение, три главы основной части, заключение, список использованной литературы и источников, приложения.
По результатам теоретического анализа литературы мы пришли к выводу, что перечисленные особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи указывают на необходимость реализации коррекционно-развивающих мероприятий по оптимизации межличностных отношений.
Было предположено, что систематическое использование в педагогическом процессе игр, в том числе речевых игр коммуникативной направленности, способствует улучшению межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Для подтверждения или опровержения данного мнения было проведено экспериментальное исследование, в котором приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет, из них 8 девочек и 11 мальчиков, все дети имеют диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)».
Экспериментальное исследование включало три этапа.
На первом этапе (констатирующий эксперимент) испытуемые дошкольники были обследованы с целью выявления особенностей межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. На этапе диагностики нами определялись особенности межличностных отношений дошкольников с использованием комплекса методов и диагностических методик: наблюдение, методика «Лесенка» (В. Г. Щур), методика для определения социометрического статуса ребенка в группе сверстников «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской), диагностическая игра «Карабас».
По результатам данного этапа исследования был сделан вывод, что для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи характерны: низкий уровень активности в межличностных отношениях, преобладающий негативный фон общения, наличие низкого социального статуса
(пренебрегаемые, отверженные), а также заниженная самооценка.
На втором этапе экспериментальной работы (формирующий эксперимент) была проведена специальная работа с испытуемыми детьми, направленная на оптимизацию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи при помощи использования в педагогическом процессе игр, в том числе речевых игр коммуникативной направленности.
Цель разработанной нами программы заключалась в улучшении межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами различных видов игр коммуникативной направленности. Были использованы следующие методы работы с детьми: беседы, этюды на выражение движений, игры на развитие воображения, сюжетно-ролевые игры, речевые игры коммуникативной направленности, психогимнастика. Причем, игра использовалась в качестве основного профилактического средства, направленного на профилактику межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
На третьем этапе испытуемые дошкольники вновь были обследованы по методикам констатирующего эксперимента для выявления эффективности проведенной работы. Промежуточный мониторинг полученных результатов показал следующее:
1. Положительная динамика проявления инициативы в общении выявлена после формовочного эксперимента с детьми с нарушениями речи (экспериментальная группа): количество детей с высоким уровнем удвоилось. При этом распределение тестируемых детей контрольной группы по показателям инициативности в общении не изменилось.
2. Положительная динамика обнаружена по параметру «чувствительность сверстников»: несмотря на то, что количество детей с низким уровнем осталось неизменным, количество детей с высоким уровнем выросло на 15%. При этом показатели по этому параметру в группе детей контрольной группы изменились незначительно.
3. Выявлена положительная динамика эмоционального фона, преобладающая в общении дошкольников экспериментальной группы: количество детей с отрицательным эмоциональным фоном уменьшилось вдвое, а с положительным - почти вдвое. При этом показатели эмоционального фона у детей контрольной группы не изменились.
4. Выявлена положительная динамика уровня самооценки дошкольников экспериментальной группы: количество детей с адекватной самооценкой выросло на 20%, тогда как изменения в контрольной группе были незначительными.
5. Выявлена положительная динамика уровня активности в межличностных отношениях среди детей дошкольного возраста в экспериментальной группе: количество детей с высоким уровнем выросло в 4 раза, а показатели активности в контрольной группе остались на прежнем уровне.
Помимо этого, эффективность проведенных мероприятий подтверждается результатами наблюдения за детьми, согласно которым, испытуемые демонстрировали улучшения следующих личностных качеств: умение действовать в команде, решительность, самостоятельность, уверенность, организованность в процессе игровой деятельности.
При разговоре о среде формирования речи неоспоримо подчеркивалась роль семьи и ближайшего окружения. Выделены положительные стороны, способствующие правильному развитию речи, а также отрицательные, которые могут стать причиной задержки речи и ее нарушений. В конце третьей главы рассматриваются детерминанты индивидуальных различий в обучении речи.
Таким образом, проведенное исследование показало, что использование в педагогическом процессе игр, в том числе речевых игр коммуникативной направленности, благоприятно влияет на характер межличностных отношений дошкольников с нарушениями речи. Представленная программа может быть использована психологами и воспитателями, работающими с данной категорией детей. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что проведенное исследование вносит определенный вклад в разработку проблемы профилактики межличностных взаимоотношений детей дошкольного возраста, но не исчерпывает всех ее аспектов.
1. Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология / Г. С. Абрамова. - М. : Прометей, 2018. - 811 с.
2. Антонова, Т. В. Особенности общения младших школьников со сверстниками / Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 10. - С. 10-16.
3. Астапов, В. М. Введение в дефектологию с основами нейропсихологии и патопсихологии / В. М. Астапов. - М. : Международная педагогическая академия, 2014. - 430 с.
4. Бгажнокова, И. М. Школа для детей с нарушениями: тенденции, перспективы развития / И. М. Бгажнокова // Дефектология. - 2014. - № 3. - С. 51-54.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - М. : Педагогика, 2006. - 224 с.
6. Гаркуша, Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю. Ф. Гаркуша. - М. : ТЦ «Сфера», НИИ Школьных технологий, 2008. - 128 с.
7. Долгова, А. А. Оптимизация межличностных отношений дошкольников как психолого-педагогическая проблема / А. А. Долгова, С. Н. Рязанова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития : материалы II межд. научно-практ. конф. (Борисоглебск, 17-18 ноября 2016 г. / под ред. Е. В. Сахаровой. - Борисоглебск : ООО «Кристина и Ко», 2016. - С. 239-242.
8. Дубова, Н. В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР / Н.В. Дубова // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3 (12). - С. 36-38.
9. Запорожец, A. B. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / A. B. Запорожец, Я. З. Неверович. - М. : Просвещение, 2016. - 246 с.
10. Клюева, Н. В. Учим детей общению / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. - Ярославль : Академия развития, 1997. - 240 с.
11. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я. Л. Коломинский. - Минск : Изд-во БГУ. 2009. - 284 с.
12. Коннова, И. П. Особенности межличностных отношений и уровень адаптации дошкольников / И. П. Коннова, И, А. Погонышева // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т. 1. - № 3. - С. 45-48.
13. Кудрявцев, В. Т. Развивающая педагогика оздоровления / В. Т. Кудрявцев. - М. : Линка-пресс, 2005. - 269 с.
14. Курышева, О. В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе / О. В. Курышева, Т. Р. Гафурова, К. В. Курлина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 64. - С. 99-105.
15. Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. - М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 311 с...