Введение 3
Глава I. Теоретические основы организации исследовательской
деятельности при обучении математике
1.1. Понятие исследовательской деятельности, её особенности и
6 составляющие
1.2. Принципы, приёмы, методы, формы и средства организации
13 исследовательской деятельности учащихся
1.3. Учебно-исследовательская задача, как средство организации
исследовательской деятельности учащихся
Глава II. Методические особенности организации исследовательской деятельности в процессе решения задач с параметрами в 10-11 классах...
2.1. Задачи с параметрами, как отдельный вид учебно-исследовательских задач, используемый при организации исследовательской деятельности 31
обучающихся 10-11 классов
2.2. Проектирование организации исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов в процессе решения задач с параметрами
Заключение 59
Литература 61
Приложение 1 68
Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования - веление времени.
Согласно ФГОС ООО предполагается «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы».
Таким образом, в современных условиях обучения по новым Госстандартам образования все большее внимание уделяется развитию исследовательских способностей обучающихся, формированию специалистов, готовых добывать и применять знания. Впервые в государственном документе обозначена необходимость овладения школьниками исследовательскими умениями, которая отражает потребность общества в специалистах, способных проводить самостоятельное исследование, основанное на научных принципах.
Результатов, прописанных в стандарте, невозможно достичь без грамотно построенной системной работы по организации исследовательской деятельности обучающихся.
Исследовательская деятельность учеников связана с решением ими творческих исследовательских задач с ранее неизвестными решениями.
В связи с этим актуальность использования исследовательской деятельности в современном образовании определяется её многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением учащимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.
Категорию «исследование» рассматривали многие известные педагоги:
В.А. Далингер, В.П. Вахтеров, П.В. Чулков, Викол Б.А., Зеньковский, Е. В. Баранова, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, А. Н. Поддьяков. В своих трудах они рассматривали эту категорию во взаимосвязи с категориями «исследовательские умения», «исследовательское поведение», «исследовательская деятельность», «учебно-исследовательская деятельность».
Школьный предмет - математика - может сыграть важную роль в формировании многих качеств, необходимых современному успешному человеку. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить разумные способы выполнения задач, делать соответствующие выводы. Как указывал М.В.Ломоносов, широко распространено мнение, что «математика есть кратчайший путь к самостоятельному мышлению» и что «математика приводит в порядок ум».
Надо отметить, что в педагогической науке разработаны различные подходы к организации процесса исследовательской деятельности и его содержанию. В данной работе предпринята попытка организовать исследовательскую деятельность обучающихся на уроках математики в процессе решения задач с параметрами.
Задачи с параметрами уверенно вошли в материалы Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена по математике. Их решение вызывает немалые трудности у учащихся, которые могут быть объяснены отсутствием в ныне действующих учебниках четких методических рекомендаций по решению задач данного класса.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 10-11 классов.
Предмет исследования: организация исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов в процессе решения задач с параметрами.
Исходя из актуальности, была определена цель работы.
Цель: спроектировать организацию исследовательской деятельности
обучающихся 10-11 классов в процессе решения задач с параметрами.
Исходя из цели работы, были обозначены следующие задачи:
1) проанализировать особенности содержания исследовательской деятельности учащихся на основе анализа научно-методической литературы;
2) выделить принципы, формы, методы и приёмы организации
исследовательской деятельности учащихся;
3) выявить основные средства организации исследовательской
деятельности учащихся;
4) рассмотреть задачи с параметрами, как отдельный вид учебноисследовательских задач, используемый при организации исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов;
5) спроектировать организацию исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов в процессе решения задач с параметрами.
Методы исследования: поисковый, анализ, синтез (соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое).
В рамках данной выпускной квалификационной работы была проанализирована учебная, научная и научно-методическая литература по выбранной теме. Были сравнительно рассмотрены и даны определения многим понятиям, связанным с организацией исследовательской деятельности обучающихся средней школы. Были проанализированы методические особенности организации исследовательской деятельности в процессе решения задач с параметрами в 10-11 классах, а также рассмотрена и определена значимость данных задач в школьном курсе математики.
При выполнении данной выпускной квалификационной работы были решены следующие задачи.
1. На основе анализа научно-методической литературы были выявлены особенности содержания исследовательской деятельности учащихся и описан используемый в работе понятийный аппарат. Таким образом, поставленная задача решена.
2. Были выделены принципы, формы, методы и приёмы организации исследовательской деятельности учащихся. Содержание этих принципов, форм, методов и приёмов раскрыто в работе на страницах 13-21.
3. Было выявлено основное средство организации исследовательской деятельности учащихся такое как, учебно-исследовательская задача.
4. Были рассмотрены задачи с параметрами, как отдельный вид учебноисследовательских задач, используемый при организации исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов.
5. Была спроектирована организация исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов в процессе решения задач с параметрами. В результате разработана схема и фрагмент плана урока по математике.
Таким образом, при выполнении данной выпускной квалификационной работы поставленные задачи были решены, цель работы достигнута.
Научная и теоретическая значимость работы заключается в обосновании необходимости и возможности организации исследовательской деятельности в процессе решения задач с параметрами в 10-11 классах.
Практическая значимость работы состоит в разработке схемы и фрагмента урока при организации исследовательской деятельности обучающихся 10-11 классов в процессе решения задач с параметрами.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
2. Алгебра. 7 класс. В 2ч. Ч.1. Учебник для учащихся
общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. - 17-е изд., доп. - М.:
Мнемозина, 2013. - 175 с.
3. Алгебра. 7 класс. В 2ч. Ч.2. Задачник для учащихся
общеобразовательных учреждений / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред.
А.Г.Мордковича. - 17-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 271 с.
4. Алгебра и начала анализа. 10 - 11 классы. В 2ч. Ч.2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) / [А.Г.Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. - 14-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 271 с.
5. Алексеев, Н. Г. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся [Текст] / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников. - 2002. - №1. - с. 24 - 33.
6. Баранова, Е. В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью [Текст] / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - №2. - с. 7 - 10.
7. Букушева, А. В. Учебно-исследовательские задачи в подготовке бакалавров-математиков / А. В. Букушева // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Информационные компьютерные технологии в образовании. - 2015. - № 11. - С. 85-93.
8. Валеева, О. А. Технологическое обеспечение организации учебно - исследовательской деятельности обучающихся: дис. канд. пед. наук: 13.00.01: защищена 04.04.18: утв. 05.04.18 / Ольга Анатольевна Валеева.; науч. рук. Г. И.
Железовская; Сарат. гос. юрид. Акад. - Саратов, 2018. - 200 с.: табл. - Библиогр.: с. 23-24.
9. Викол, Б.А. Формирование элементов исследовательской деятельности при углубленном изучении математики [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / А. Б. Викол. - М., 1977. - 16 с.
10. Воронько, Т. А. Формирование исследовательской деятельности учащихся основной школы в процессе обучения математике [Текст]: автореф. дис.д-ра пед. наук : 13.00.02 / Т. А. Воронько; М.: 2005. - 40 с.
11. Ганеев, Х. Ж. Пути реализации развивающего обучения математике [Текст] / Ганеев Х. Ж. - УрГПУ. Екатеринбург, 1997. - 102 с.
12. Горнштейн, П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. - 3-е изд. доп. и перераб. - М.:Илекса, Харьков: Гимназия, 2005. - 328 с.
13. Далингер, В. А. Учебно-исследовательская деятельность учащихся в процессе изучения математики [Текст] / «Вестник Волгоградского государственного педагогического университета», 2007
14. Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.
15. Далингер, В. А. Интегративные учебные проекты по математике и информатике как средство организации учебно-исследовательской деятельности учащихся / В. А. Далингер // Вестник СИБИТа. - 2016. - № 1. - С. 136-141...