Введение 3
Глава 1. Методические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий при обучении математике 6
1.1. Сущность и структура регулятивных универсальных учебных
действий 6
1.2. Средства, направленные на формирование регулятивных
универсальных учебных действий 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Составление заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6-х классов 19
2.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся 5-6-х классов
19
2.2. Примеры заданий для формирования регулятивных универсальных
учебных действий при изучении пропедевтического курса математики .... 35
Выводы по второй главе 41
Заключение 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Актуальность исследования.
Федеральные государственные общеобразовательные стандарты в качестве цели и основного результата образования выдвигают «развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий». В широком значении термин «универсальные учебные действия» (далее УУД) и означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Данные требования показывают необходимость формирования универсальных учебных действий у школьников, так как умение учиться, заниматься саморазвитием является одним из основных инструментов взаимодействия человека и постоянно меняющегося мира, позволяя адаптироваться каждому идти «в ногу» со временем.
Иными словами, универсальные учебные действия должны обеспечить обучающимся не только успешное усвоение знаний, формирование умений, навыков, компетентностей в любой предметной области, но и возможности самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
В соответствии с ФГОС в основной образовательной программе представлены четыре вида универсальных учебных действий: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Значительное место в развитии умения учиться занимают регулятивные универсальные учебные действия, снабжающие организацию, регуляцию и коррекцию учебной деятельности. Развитие регулятивных способностей составляет ключевую компетентность личности.
Подходы к формированию универсальных учебных действий обучающихся, в том числе - регулятивных, активно рассматриваются А.Г.Асмоловым, O.A. Карабановой, И.А. Володарской, Г.В. Бурменской и др.
Однако, проанализировав литературу по данной теме, мы увидели, что для конкретных тем школьных курсов и конкретных действий, входящих в определенные умения, нет разнообразных и полных дидактических материалов. В рамках сказанного нами выбрана тема исследования и выделены объект, предмет и цель исследования.
Объект исследования: формирование регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики в 5 -6-х классах.
Предмет исследования: задания для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики.
Цель исследования: разработать примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении курса математики у обучающихся 5-6-х классов.
Задачи исследования:
1. Исследовать понятие регулятивных универсальных учебных действий и выделить их структуру.
2. Проанализировать средства для формирования регулятивных
универсальных учебных действий при изучении математики.
3. Выделить психолого-педагогическую характеристику обучающихся 5- 6-х классов.
4. Разработать примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики, с учетом средств для формирования регулятивных универсальных учебных действий и психологопедагогической характеристикой обучающихся 5-6-х классов.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (теоретический анализ научно-методической-
литературы по проблеме исследования, синтез научных теорий, обобщение и сравнение);
• эмпирические (наблюдение);
• конструкторские (формулирование зданий).
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, содержащим 48 наименований.
В тексте работы 5 таблиц.
Материалы работы представлены в публикации:
Семенова И.Н., Слепухин А.В., Пластовец К.А. К вопросу о формировании регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся 5-6-х классов при изучении школьного курса математики // материалы конференции «EUROPEAN SCIENTIFIC CONFERENCE» ISC-46.
Согласно проведенным аналитическим исследованиям в работе описана структура регулятивных универсальных учебных действий, а также выделены средства для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении математики.
С учетом полученных результатов при интеграции психологопедагогической характеристики обучающихся 5-6-х классов разработаны примеры заданий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении пропедевтического курса математики.
Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены в полном объеме.
1. Аникеева Н. Подросток: познай самого себя / Н.Аникеева, Е.Киселева, И. Хромова // Воспитание в школе. - 2009 г. - № 4. - С. 54-59.
2. Анкудинова В.Ю, Арькова А.А., Семенова И.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в пропедевтическом курсе математики // НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ.ИННОВАЦИИ.: материалы III международной научно-практической конференции 12.02.2019 к.-г. Анапа) - Анапа: ООО «НИЦ ЭСП» в ЮФО (Научно-исследовательский центр «Иннова»), 2019. - С. 17-23.
3. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. №1. С. 104-110.
4. Асмолов А.Г. Как проектировать учебные действия в начальной
школе. От действия к мысли: учеб.пособие для вузов / Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова. М.: Виды универсальных учебных
действий, 2008.
5. Барашкина С.Б. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира / С.Б. Барашкина // Формирование универсальных учебных действий у младших школьников: сб. науч. ст. под общ.ред. Л.Д.Мали, Н.И. Наумовой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. - 132 с.
6. Блинова Т.Л., Корнеева А.А., Куровская А.А., Семенова И.Н. К вопросу о формировании регулятивных универсальных учебных действий в процессе работы с математическим материалом // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. Межвузовский сборник. - Екатеринбург: УрГПУ., 2019. - С.163-167.
7. Блох А.Я. Методика преподавания математики в средней школе. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ. - мат. спец. / А.Я. Блох - Москва: Просвещение, 1987. - 416 с.
8. Боженкова Л.И. Понимание и его становление при обучении математике / Л.И.Боженкова // Человек в современном образовательном пространстве: материалы всероссийской научно -практической конференции 30.09.2009 Москва / ред. Е.В. Чмыхова. - М.: Современная Гуманитарная Академия, 2009. - С. 47-55.
9. Боженкова Л.И. Универсальные учебные действия и цели обучения математике / Л.И. Боженкова, С.П. Беребердина // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012 г. - № 1. - С. 46-51.
10. Василенко Т. В. ФГОС второго поколения. Словарь терминов/ пособие для работников школ/Т. В. Василенко. -М.: Грамотей, 2013.
11. Витте И.Я. Формирование у обучающихся регулятивных
универсальных действий: из опыта работы Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения лицей № 214 Центрального района
Санкт-Петербурга // И. Я. Витте и др. - Санкт-Петербург: Свое изд-во, cop. 2016. - 75 с.
12. Волков Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - 5-е изд. - СПб. : Питер, 2010. - 240 с.
13. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Учебно-логические умения: как помочь школьникам ими овладеть // - М., 2013. 204 с.
14. Воровщиков С.Г., Татьянченко Д.В., Орлова Е.В. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития // - М.: УЦ «Перспектива», 2014. 240 с.
15. Ганеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике / Ганеев Х. Ж.; Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: УрГПУ, 1997. - 158 с. - Текст: непосредственный...