Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра по станциям как средство формирования навыков культуры поведения первоклассников во внеурочной деятельности (Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина)

Работа №93181

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
520
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена опытно-экспериментальная работа.
База исследования: Муниципальное образовательное учреждение "Колтушская средняя общеобразовательная школа имени академика И.П. Павлова" (Ленинградская область, Всеволожский район, c. Павлово)
Выборка: учащиеся 1А и 1Б классов: всего 36 человек. Из них 17 мальчиков и 19 девочек. 1А класс – экспериментальная группа, 1Б класс - контрольная группа.
Есть приложения (методические материалы).

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические основы формирования навыков культуры поведения первоклассников во внеурочной деятельности посредством игры по станциям……………………………………………6
1.1. Сущность понятия «культура поведения»………………………………6
1.2. Возрастные особенности освоения навыков культуры поведения у первоклассников……14
1.3. Игра по станциям как средство формирования навыков культуры поведения первоклассников во внеурочной деятельности……………………….21
Выводы по первой главе………32
Глава II. Воспитание культуры поведения в младшем школьном возрасте……33
2.1.Сформированность навыков культуры поведения у первоклассников…………33
2.2. Разработка игры по станциям по формированию навыков культуры поведения первоклассников………………………………………………………..49
2.3. Проверка результатов проведения игры по станциям…………………
Выводы по второй главе……………64
Заключение………………………………………………………………...66
Литература…………………………………………………………………68
Приложения………………………………………………………………..72

В настоящее время перед образованием остро стоит проблема воспитания у детей качеств личности. Федеральный государственный стандарт (ФГОС) ставит на первый план воспитание у учащихся универсальных учебных действий (УУД), которые определяются как способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного приобретения нового опыта. Стоит обратить внимание на личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
К сожалению, на уроках учителя лишь поверхностно затрагивают темы культуры поведения, так как в учебных программах мало уделяются этому внимания. В данном случае внеурочная деятельность позволяет решить эту проблему.
Важное место в организации внеурочной деятельности детей занимает создание условий для духовного становления личности, подготовки ребенка к предстоящему жизненному самоопределению, формирование у него активной гражданской позиции, готовности учащегося к самостоятельному нравственному выбору, становление у него системы ценностей и способности реализовать их в практической деятельности.
Внеурочная деятельность помогает формированию культуры поведения младших школьников, она позволяет наиболее полно затронуть все аспекты развития личности. Младшие школьники должны уметь управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
В отечественной педагогике вопросом о воспитании культуры поведения занимались такие ученые как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т. Ерофеева, Т. Яковенко, О.В. Защиринская, Л.Ф. Островская. Однако в условиях постоянно меняющегося общества до сих пор остается нерешенным вопрос о принципах и средствах воспитания культуры поведения личности.
Объект исследования: процесс формирования навыков культуры поведения у первоклассников.
Предмет исследования: процесс формирования у первоклассников культуры поведения во внеурочной деятельности посредством игры по станциям.
Цель исследования – разработка и реализация игры по станциям как средства формирования культуры поведения первоклассников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: Игра по станциям будет являться средством формирования культуры поведения во внеурочной деятельности у первоклассников, если:
1. Обеспечивать физическую и психическую безопасность детей, содействовать их устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности;
2. Формировать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
3. Воспитывать доброжелательное отношение к деятельности взрослых и сверстников, желание заниматься каким-либо делом (игрой, рассматриванием книг, рисованием и т. д.) рядом и вместе с другими детьми;
4. Воспитывать навыки адаптивного поведения и общения (навыки преодоления дискомфорта, затруднения и т.д.);
5. Формировать элементарные представления о себе и других (внешность, имя);
6. Развивать познавательные потребности, познавательный интерес к себе и миру людей, окружающей действительности;
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть содержание понятий: «культура», «культура поведения», «навыки культуры поведения», «игра», «игра по станциям».
2. Рассмотреть особенности формирования навыков культуры поведения у первоклассников.
3. Описать методику организации игры по станциям во внеурочной деятельности.
4. Выявить сформированность навыков культуры поведения у первоклассников.
5. Реализовать материал о культуре поведения для организации игры по станциям
6. Проверить результаты проведения игры по станциям в формировании навыков культуры поведения первоклассников.
Методы исследования:
- Теоретические – анализ литературы по теме исследования, анализ документов.
- Эмпирические –наблюдения за навыками культурного поведения детей младшего школьного возраста, автор М.Я. Басов; Тестирование «Поставь себе оценку за вежливость по методике А.Н. Лутошкина.
База исследования: Ленинградская область, Всеволожский район, c. Павлово, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Колтушская средняя общеобразовательная школа имени академика И.П. Павлова", учащиеся 1А и 1Б классов: всего 36 человек. Из них 17 мальчиков и 19 девочек.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема воспитания культуры поведения у младших школьников в наше время очень актуальна, так как в жизни важнейшую роль играет умение общаться между собой и строить теплые человеческие отношения. Ведь если ребенок научится общаться культурно уже с близкими людьми, также станет вести себя и с совершенно незнакомыми.
Вопрос воспитания культуры поведения касается как взрослых, так и детей, а фундамент знаний в данной области закладывается в детском саду и конечно в начальной школе. Именно классный руководитель в процессе своей деятельности по обучению и воспитанию должен дать ученикам тот запас знаний, с которыми они без проблем перейдут в старшую школу. Главную роль при этом играет и личность самого учителя, его мастерство, творчество, используемые им методы и приемы формирования культуры поведения, а также процесс контроля над результатами своей деятельности.
Противоречие данного исследования: с одной стороны, воспитание у школьников культуры поведения, востребовано, но с другой стороны - еще недостаточно разработан комплекс мероприятий, направленный на данный процесс.
В результате анализа психолого-педагогической литературы нами были отобраны разнообразные виды, методы, приемы по формированию культуры поведения младших школьников. Можно использовать следующие методы: анализ художественных произведений (таких как «Мойдодыр», Осеева В.
«Три товарища», «Волшебное слово» и др.); беседы на этические темы «Мои друзья», «Я иду в гости», «Как правильно вести себя за столом» и т.д.; инсценировки различных жизненных ситуаций («Как нужно разговаривать по телефону», «Правила культурного поведения в общественном транспорте» и др.); анализ жизненных ситуаций (обсуждаются поступки героев вопросом); просмотр, а затем и анализ мультфильмов, диафильмов, способствующих формированию культуры поведения и т.д.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из 3 этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На первом этапе был выявлен нами уровень сформированности культуры поведения учащихся 1А и 1Б классов. По его результатам мы действительно убедились в том, что необходимо проведение специальной педагогической работы по развитию и совершенствованию данного качества. В процессе формирующего этапа эксперимента нами была реализована на практике система специальных занятий под названием «Знатоки этикета». Эффективность данной работы была проверена на контрольном этапе нашего эксперимента. По результатам повторной диагностики мы увидели, что в экспериментальном классе (1А) значительно увеличился высокий и средний уровень культуры поведения, а низкий уменьшился на 34 % и составил лишь 6 %.

Цель нашей работы была достигнута, поставленные задачи решены. Таким образом, теоретически и практически была подтверждена гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования.



1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 148 с.
2. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 2017. С. 29-41.
3. Бакайлова А.Т. Классный час. «Наша речь» // Начальная школа. 2017. N 3. С.69-71.
4. Баландина Е. В. Школа этикета, или Вы пришли в театр: классный час // Педсовет,2017.N11.С.4-5.
5. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина - М.: Просвещение, 2012. 128 с.
6. Большой толковый социологический словарь /Пер. с англ. – М, 2013.-Т. 2.- 528 с.
7. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М: Просвещение, 1977. 65 с.
8. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе
/ Т.Н.Ивочкина, Т.И.Григус, Л.А.Спирина и др. - Новокузнецк: Изд- во МОУ ДПО ИПК, 2014. 51 с.
9. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться.М.:Академическ. Проект, 2004. 142 с.
10. Воспитание школьников во внеучебное время. Сборник методических материалов в помощь организатору внеклассной и внешкольной воспитатат. работы. Под ред. Л.К. Балясной. - М.: Просвещение, 2019. 222 с.
11. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие /И.А.Колесникова, Н.Б. Борытко, С.Д.Поляков, Н.Л.Селиванов; Под общ. ред.В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. 336 с.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М: Союз, 2006. 224 с. 13.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М: Изд. Моск. Ун. - та, 1985. 45с.
14. Горбунова Н.А. Родительские собрания в нач. школе: Волгоград: Учитель, 2019. Ч.1. 96 с. Ч.2. 96 с.
15. Гуткина Н. И. Детский практический психолог в школе: метод. пособие. М: Академия, 2004. 328 с.
16. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. М.: ВАКО, 2003. - 240с.
17. Ермолин А. А. На службе у детства. Основы и функционирование воспит. системы «Новая цивилизация» /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. М.: Народное образование, 2004. 300 с.
18. Каверина Л. Б. Организация работы классного руководителя // Классный руководитель, 2006. №7. с. 49
19. Казарцева О.М. Культура речевого общения / О.М. Казарцева. М.:Флинта, 2018. 496 с.
20. Карнилова В. И. Классный час «Хорошие манеры» / Классный руководитель. 2009. № 2. С. 71-81.
21. Коджаспирова Г.М. Педагогика.М.: Академия,2003.с.538
22. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь М: Академия, 2001.176 с.
23. Корчинова О. В. Детский этикет. Ростов на Дону: Феникс. 2002.186 с.
24. Кутьев В. О. Внеурочная деятельность школьников / В. О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.223 с.
25. Мудрик А. В. Характеристика общения у младших школьников / А. В. Мудрик. Краснодар, 2014. 234 с.
26. Назаретян А.П. Коммуникативность и коммуникативные способности / А.П. Назаретян. М.: Наука, 2018. 236 с.
27. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов, Под общ. ред. Л.И, Скворцова. М.: Изд-во Оникс; Изд-во Мир и образование, 2014. 976 с.
28. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим- Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2012. - 528 с.
29. Персидская И. В. Классные часы в 1-4 классах / И.В. Персидская и др. Волгоград: Учитель, 2017. 204 с.
30. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей. М.: Просвещение, 1986. 135 с.
31. Психология человека от рождения до смерти / Под редакцией А. А. Реана. М: АСТ, 2010 с. 247
32. Рассказова И. А. Взаимное уважение: классный час. 1-4 кл / И. Рассказова
// Начальная школа. 2009. N 6. с.11-13.
33. Сластенин В. А. Педагогика. М: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
34. Соколова В. В. Уроки этики: как жить достойно. Задания и вопросы для обсуждения в школе. СПб: Издательство «Питер», 2018. 115 с.
35. Шилова М.И. Теория и практика воспитания черт характера младших школьников в урочной и внеурочной деятельности//Завуч начальной школы / М.И. Шилова, Н.И. Малиновская, 2013. 98 с.
36. Щуркова Н.Е. Педагогика: игровые методики в классном руководстве: уч. пособие для СПО/Н.Е. Щуркова. М.:Издательство Юрайт, 2020. 167с.
37. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000. 192 с.
38. Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Казань:Феникс,2014.238с.
39. Яновская М. Г. Этические игры // Классный руководитель. 2014. N 6. С. 73-85.
40. Ярикова С. Г. Формирование ответственности у младших школьников. Метод. рекомендации для студентов и учителей нач. классов. Волгоград. 2018. 348 с.
41. Дурнева Т.В. Педагогические условия формирования культуры поведения младших школьников во внеурочной деятельности / Т.В. Дурнева. Текст : электронный // Поволжский педагогический поиск. 2017. № 2. С. 44-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27021125 (дата обращения: 06.04.2020).
42. Кагермазова Л. Ц. Возрастная психология. Электронный учебник. URL.: http://log-inru/books/author/kagermazova-l-cs/ (дата обращения 18.03.2020).
43. Лебедева С. Ю. Использование игровых технологий в организации внеурочной деятельности младших школьников [Электронный ресурс]: Международный студенческий научный вестник. 2018. №6. С. 135–140. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32374157 (дата обращения: 08.04.2020).
44. Опарина С. А. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2018. № 12. С. 37-41.URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36493102 (дата обращения: 05.04.2020).
45. Яковлева Е. В. Особенности организации внеурочной деятельности по формированию культуры безопасного социального поведения у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2018. №2. С. 165-173. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29036234 (дата обращения: 06.04.2020).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ