1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 9
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
1.1. Дети из неблагополучных семей как объект социальной работы 9
1.2. Характеристика механизмов межведомственного взаимодействия 16 в социальной работе с детьми из неблагополучных семей
2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО 29 ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Опыт реализации межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей
2.2. Диагностика проблем межведомственного взаимодействия в 34 социальной работе с детьми из неблагополучных семей (на примере города Белгорода)
2.3. Рекомендации по совершенствованию межведомственного 46 взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность. Семья представляет собой особый, специфический объект социального воздействия. Она является закрытой социальной структурой, поэтому результат влияния на нее невозможно спрогнозировать и смоделировать.
Семейное неблагополучие является одной из наиболее важных и актуальных проблем в современном российском обществе. Возрастает количество причин, из-за которых семья становится таковой: жестокое обращение, алкоголизм и наркомания родителей и др. Согласно данным официальной статистики, в 2008 году в России насчитывалось 40678 неблагополучных семей, в 2010 - 33621, в 2012 - 30516, в 2014 - 27910. Очевидно, что количество таких семей уменьшается. Можно предположить, что одной из причин таких позитивных изменений является активизация межведомственного взаимодействия.
В неблагоприятной психологической атмосфере семей с явным неблагополучием появляются дети с девиантным поведением. У них существует особая потребность в защите, любви со стороны взрослых. Дети из неблагополучных семей часто находятся в трудной жизненной ситуации и не имеют элементарных условий для нормального существования.
В настоящее время субъектами, решающими проблемы детей из неблагополучных семей являются: органы и учреждения социальной защиты населения (отделы социальной защиты материнства и детства, социально¬реабилитационные центры и др.); органы и учреждения внутренних дел (управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних); органы и учреждения образования; органы и учреждения системы здравоохранения (отделы организации лечебно-профилактической помощи, служба комплексного мониторинга) и др. Эти учреждения взаимодействуют между собой в недостаточной мере, что не позволяет полностью решать проблемы детей из неблагополучных семей.
Данная работа направлена на выявление механизмов и способов решения проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей.
Степень научной разработанности проблемы. Семья как социальный институт и ее функции в обществе рассматриваются в трудах А.И. Антонова, Ю.Г. Волкова, С.И. Голода, И.В. Гребенникова, С.В. Ковалева,
Т.А. Куликовой, В.М. Медкова, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Харчева.
Социально-экономические, демографические, психолого-педагогические и другие проблемы семьи описаны в работах сотрудников Научно-исследовательского института семьи: А.Г. Харчева,
М.С. Мацковского, С.И. Голода, С.В. Дармодехина, О.И. Волгиной и др.
Изучением неблагополучной семьи занимаются психологи (Г.Г. Бочкарева, А.И. Захаров, Ю.В. Корчагина); социологи
(И.Ф. Дементьева, П.Д. Павленок); педагоги (Г.А. Карпова, Т.И Шульга и др.); социальные педагоги (Г.Г. Зайдуллина).
Понятие «взаимодействие» исследователями используется для объяснения широкого круга явлений социальной действительности. Значимый вклад в изучение данной темы внесли зарубежные ученые (М.Вебер, Т. Парсонс, Г. Зиммель, Э. Гидденс и др.).
В отечественной социологии общие проблемы взаимодействия рассматривались Б.Н. Чичериным, М.М. Ковалевским, П.А. Сорокиным, К.М. Тахтаревым и др. Среди современных ученых можно назвать В.В. Желтова, О.С. Разумовского, Е.В. Руденского, М.В. Удальцову, В.П. Фофанова, Л.Л. Шпак и др.
В научной литературе рассматриваются такие формы взаимодействия, как социально-политическое (Л.Л. Шпак, В.В. Желтов и др.), информационное (В.З. Коган, В.Н. Шубкин и др.), социально-экономическое (Т.И. Заславсекая, Ф.М. Бородкин и др.), межгрупповое (B.C. Агеев и др.), социальное партнерство (И.М. Модель, Б.С. Модель, Г.Ю. Семигин, А.И. Сухарев и др.).
Смежными проблемами межтерриториального и внутритерриториального взаимодействия учреждений социальной сферы занимается достаточно узкий круг авторов (Д.А. Куган, Е.В. Хижнякова, A.В. Гуревич и др.).
Изучением принципов строения и функционирования организаций, технологий организационного взаимодействия занимались Н.С. Данакин, B.C. Дудченко, А.И. Пригожий, В.В. Щербина, А.В. Стрыгин и др.
Несмотря на достигнутые результаты, слабо освещенными остаются принципы и механизмы межведомственного взаимодействия, необходимого для комплексного решения проблем детей из неблагополучных семей.
Объект исследования - межведомственное взаимодействие в социальной работе с детьми из неблагополучных семей.
Предмет исследования - специфика межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне.
Цель исследования - раскрыть сущность и специфику межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей и предложить рекомендации по его совершенствованию.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей;
2. Охарактеризовать проблемы межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне;
3. Разработать рекомендации по совершенствованию
межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Основными теоретическими подходами к исследованию проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей, положенными в основу нашего исследования, явились подходы, связанные с рассмотрением неблагополучных семей как источника социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына), как семей, имеющих низкий уровень социальной адаптации (М. А. Галагузова), как семей, способствующих появлению «трудных» детей (Б.Н. Алмазов). Особый интерес для нашего исследования представляют: системный подход, обеспечивающий процесс познания и развития в системной целостности, сложности системной организованности, во всем многообразии присущих связей и зависимостей, определяющий наличие совокупности компонентов (элементов, подсистем), взаимосвязь и взаимодействие которых обусловливают целостность системного видения предмета; комплексный подход, предполагающий изучение отдельных показателей во взаимосвязи и взаимозависимости, в тесной связи с общим уровнем организационного, технического и технологического развития системы. В исследовании мы опирались на важнейшие принципы организации социально-педагогической деятельности: превентивности
(профилактического воздействия), социокультурной направленности социально-педагогической деятельности, приоритета семьи во всех видах и сферах социально-педагогической деятельности в социуме, личностно- социально-деятельностного подхода к познанию и преобразованию социума, межведомственной (межинституциональной, межорганизационной)
координации социально-педагогической деятельности в социуме.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включавший:
- теоретические методы - анализ отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические методы, обеспечивающие достоверность полученных результатов и обоснованность выводов: анализ документов, анкетирование.
Эмпирическая база исследования:
- законодательные и нормативные документы: Семейный кодекс Российской Федерации (от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 13.07.2015)), Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», «Социальный кодекс Белгородской области» (принят Белгородской областной Думой 09.12.2004),
- данные Росстата, а также публикации в специализированных периодических изданиях;
- результаты исследования проблем межведомственного взаимодействия с детьми из неблагополучных семей на примере города Белгорода, проведенного автором дипломной работы на базе ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Белгородской области.
Теоретико-практическая значимость исследования. Было уточнено понятие «ребенок из неблагополучной семьи»; систематизированы механизмы межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей; проведен анализ проблем межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей на примере города Белгорода; разработаны рекомендации и модель совершенствования межведомственного взаимодействия в социальной работе с детьми из неблагополучных семей, которые могут быть использованы муниципальными органами власти, реабилитационными центрами и др.
Апробация результатов исследования. Результаты исследования апробированы в ходе прохождения производственной и преддипломной практики в ОСГБУСОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних». Отдельные положения представлены в статье «Взаимодействие управления социальной защиты населения и
управления внутренних дел с неблагополучной семьей по профилактике социального сиротства на примере города Белгорода», опубликованной в сборнике материалов конференции «Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики» (г. Белгород, 26-27 ноября 2015 г.), в выступлениях автора на научно-практической конференции
«Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки,
образования и практики» (г. Белгород, 26 ноября 2015 г.).
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
По итогам выпускной квалификационной работы сформулированы следующие выводы.
На сегодняшний день семейное неблагополучие - явление распространенное. Независимо от факторов, неблагополучие семьи отрицательно сказывается на развитии детей. Возникающие в процессе социализации проблемы исходят из неблагополучия семьи. В данных семьях на второе место уходит воспитательная функция семьи. Дети занимают последнее место в жизни родителей.
Актуальность проблем современной семьи требует от специалистов разных областей и всего общества в целом осмысления уже имеющегося опыта по поддержке неблагополучных семей, разработки и внедрения новых программ социальной защиты и поддержки различных категорий семей с целью предотвращения детской беспризорности, бродяжничества, социального сиротства и стабилизации общества.
Неблагополучные семьи оказывают отрицательное воздействие на развитие и формирование личности ребенка. В этих семьях отмечается нарушение поведения (агрессивность, хулиганство, бродяжничество, вымогательство, кражи, неадекватная реакция на замечания взрослых, аморальные формы поведения); встречается нарушение развития детей (низкая успеваемость, уклонение от учебы, отсутствие навыков личной гигиены, недоедание, неврастения, неуравновешенность психики, тревожность, болезни, подростковый алкоголизм); нарушение общения (агрессивность со сверстниками, конфликтность с учителями, частое употребление ненормативной лексики, аутизм, суетливость или гиперактивность, контакты с криминогенными группировками, нарушение социальных связей с родственниками). Дети из неблагополучных семей, по сути, предоставлены сами себе, воспитываются на антисоциальных примерах жизни, находясь, в этой самой, асоциальной среде.
Межведомственное взаимодействие по выявлению детей из неблагополучных семей предусматривает объединение усилий и ресурсов социальных партнеров, обеспечивает неразрывность работы с семьей с детьми. Взаимодействие предполагает разработку межведомственной нормативной правовой базы, определяющей задачи и содержание взаимодействия социальных партнеров.
Субъектами межведомственного взаимодействия в работе с детьми из неблагополучных семей являются Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, Управление социальной защиты населения, общеобразовательные учреждения и др.
Межведомственное взаимодействие в решении проблем детей из неблагополучных семей опирается на ряд фундаментальных принципов, которые можно сгруппировать по нескольким критериям: регулятивная сила, степень организационно-управленческой технологизации, совместимость профессиональной деятельности кадров, программно-целевой критерий, нравственный критерий в отношениях с детьми. На практике принципы межведомственного взаимодействия, как правило, используются не изолированно, а в тесной взаимосвязи, что отражает их объективную обусловленность и направляет совместные усилия на достижение общих целей.
Раннее выявление семейного неблагополучия обуславливает эффективность оказываемой помощи, что позволяет сохранить ребенка в семье.
В Белгороде создана целостная межведомственная система, решающая проблемы детей из неблагополучных семей. Это предупредительная и правовая деятельность ОМВД, социально-реабилитационные мероприятия, меры по защите прав детей со стороны органа опеки и попечительства, организация досуговой занятости, развитие общественных объединений, пропаганда правовых знаний, ответственного родительства и прочее.
Однако, в межведомственном взаимодействии ОСРЦ с ОМВД, УСЗН, Управлением образования г. Белгорода, по мнению экспертов, существуют недоработки. Нарушаются некоторые из принципов и форм межведомственного взаимодействия, а также практически нет взаимодействия с Управлением культуры и с Управлением молодежной политики Белгорода.
В связи с этим мы предлагаем следующие пути решения данных проблем:
1. Применять принципы согласованности интересов и соблюдения правил деловых отношений, т.е. действия субъектов не должны противоречить друг другу;
2. Для того, чтобы использовались все принципы межведомственного взаимодействия, необходимо проводить совместные конференции, семинары, круглые столы с участием всех субъектов по вопросам детей из неблагополучных семей;
3. Создать межведомственный координационный совет, состоящий из всех субъектов взаимодействия, для организации работы с детьми из неблагополучных семей на муниципальном уровне;
4. Организовать взаимодействие с Управлением культуры, путем проведения совместных мероприятий не только на базе СРЦ, но и в пределах Белгородской области;
5. Способствовать организации межведомственного взаимодействия с Управлением молодежной политики путем совместного участия с ОСРЦ в выявлении семей, находящихся в социально опасном положении и передачи сведений в городской банк данных, а также путем вовлечения воспитанников социально-реабилитационного центра в спортивную деятельность.
Ключевым элементом планирования действий по преодолению барьеров в решении вопросов работы с детьми из неблагополучной семьи должен стать комплекс эффективных и всесторонних мер, сконцентрированных на ребенке и ориентированных на семью, который должен основываться на межведомственном сотрудничестве и координации.
1. Об образовании в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 дек. 2012 г.: по состоянию на 2 марта 2016 г.]. - М.: Московский филиал ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2014. - 82 с.
2. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 21 мая 1999 г.: по состоянию на 23 нояб. 2015 г.]. - М.:
Юстинциформ, 2015. - 79 с.
3. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 24 июля 1998 г.: по состоянию на 28 нояб. 2015 г.]. - Спб.: Юнити-Дана, 2016. - 49 с.
4. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 30 дек. 2015 г.]. - СПб.: Victory: Стаун-кантри, 2014. - 94 с.
5. О защите прав ребенка в Белгородской области [Текст]: [закон: принят Обл. Думой 13 дек. 2000 г.]. - Белгород: Преображение, 2015. - 32 с.
6. Абчук, В.А. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере) [Текст]: учебник для ВУЗов / В.А. Абчук. - СПб.: Новшества, 2015. - С. 457-461
7. Агеев, B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально¬
психологические проблемы [Текст]: учебник для ВУЗов / В.С. Агеев. - М.: Изд-во Моск. ун-та. - 2014. - С. 4-10
8. Агеев, B.C. Психология межличностных отношений [Текст]: учебник для ВУЗов / В.С. Агеев. - М.: МГУ, 2016. - С. 92-96
9. Алексеева, Л.С. О насилии над детьми в семье [Текст] / Л.С. Алексеева // Социологические исследования. - 2015. - № 4. - С. 78-85
10. Амоносенок, Э.П. Государственное регулирование в социальной сфере [Текст] / Э.П. Амоносенок // Экономика. Вопросы школьного экономического образования. - 2014. - №1. - С. 25-30
11. Артюхов, А.В. Государственная и семейная политика и ее особенности в России [Текст] / А.В. Артюхов // Социологические исследования. - 2016. - № 1. - С. 108-110
12. Афонин, Ю.А. Социальный менеджмент [Текст]: учебник для ВУЗов / Ю.А. Афонин. - М.: Высш. шк., 2016. - С. 129-130
13. Баукин, В.Г. Групповые интересы в системе социального
управления [Текст]: автореф. дис. канд. социол. наук: 33.04.02 /
Баукин Владимир Григорьевич. - СПб., 2014. - 20 с.
14. Баркер, Р. С. Словарь социальной работы [Текст] / Р.С. Баркер. - М.: Институт социальной работы, 2014. - С. 147-149
15. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии [Текст]: учебник /
С.А. Беличева. - СПб.: Новшества, 2014. - С. 32-35
16. Беличева, С.А. Развитие сети государственных учреждений для детей-сирот в России и проблемы их совершенствования [Текст] /
С.А. Беличева // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2015. - № 3. - С. 84-87
17. Бобров, В.В. Устойчивое социальное развитие: управленческий аспект [Текст] / В.В. Бобров // Гуманитарные науки в Сибири. - 2016. - № 1.
- С. 68-72
18. Бочарова, В.Г. Профессиональная социальная работа: личностно
ориентированный подход [Текст]: учебник / В.Г. Бочарова. - М.: Дрофа,
2015. - С.8-11
19. Бреева, А.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического
исследования [Текст] / А.Б. Бреева // Социологические исследования. - 2015.
- № 4. - С. 44-51
...