Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №56756

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы141
Год сдачи2017
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
327
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретическое изучение проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «внимание», его
виды и свойства 10
1.2 Возрастные особенности внимания у детей младшего школьного возраста 23
1.3 Методы и формы развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 37
Выводы по главе 1 47
Глава 2 Педагогическое обеспечение процесса развития внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 50
2.1 Изучение внимания и его особенностей у детей младшего школьного
возраста (результаты констатирующего этапа исследования) 50
2.2 Реализация программы «Будь внимателен!» по развитию внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе 57
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе (контрольный этап эксперимента) 64
Вывод по главе 2 75
Заключение 78
Список литературы 83
Приложения

Актуальность проблемы исследования. Проблема изучения развития внимания в настоящее время становится все более актуальной. Это,
прежде всего, связано с высокой динамикой жизни, где все более актуальной становится задача охраны здоровья обучающихся, создание для них
благоприятных условий жизни и учебы. На сегодняшний день растет число
детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, снизилась концентрация внимания, все это обуславливает необходимость разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению потенциальных возможностей учащихся.
Внимание по своей сути является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. И это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или иного явления.
Внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности. Оно сосредотачивает, направляет сознание человека в данный
момент времени на каком-то реальном или идеальном объекте – предмете,
явлении, событии, образе, мысли и т.д. Внимание занимает особое место
среди психических явлений, выступая неотъемлемой частью познания,
чувства и воли, она не сводится к одной из этих трех сфер психического.
Особую роль в данном контексте специалисты отводят вниманию в
учебно-познавательной работе школьников. Сосредоточенность, направленность сознания ученика на определенные предметы и явления необходимы на всех этапах его учебной деятельности. Часто непонимание учебного материала, появление ошибок при выполнении самостоятельных заданий, неумение начинать и последовательно проводить работу над заучиванием тестов, выполнением рисунков, технических изделий объясняется
не отсутствием способностей к этим видам занятий, не слабой сообразительностью или плохой памятью, а недостаточной внимательностью [2].4
По мнению С.Л. Рубинштейна внимание это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность [35, с. 524].
Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он
писал, что история внимания есть история развития организованности его
поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать
не в нутрии, а вне личности ребенка [6, с. 147].
П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции
контроля – составная часть теории поэтапного формирования умственных
действий [8, с. 110].
Внимание рассматривают и как функцию внутреннего контроля за
соответствием умственных действий программам их выполнения. Развитие
такого контроля улучшает результативность любой деятельности и ее планомерное формирование, коррекция позволяет преодолеть некоторые дефекты внимания. Следовательно, развитие внимания является одним из
необходимых условий успешного обучения. Школа предъявляет свои требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать
без отвлечений. Ребенок должен соблюдать инструкции и контролировать
полученный результат. Дети, которые только пришли в школу не имеют
сформированного внимания, поэтому учитель должен работать над развитием и его совершенствованием. Ведь развивать и совершенствовать внимание столь же важно как формировать умения и навыки по чтению, письму, математике. Внимательный ребенок легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр,
что является показателем эффективности учебной деятельности.
На сегодняшний день степень изученности проблемы развития внимания в отечественной и зарубежной психологии изучена недостаточно,
так как данная тема настолько обширна по своему содержанию, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями5
развития внимания в младшем школьном возрасте представляется весьма
проблематично.
Наиболее исследованными вопросами можно считать функциональное значение внимания, связь внимания с другими психическими процессами. В меньшей степени изучено развитие особенностей внимания в онтогенезе и механизмы регуляции процессов внимания. Значимыми в этом
плане являются труды отечественных и зарубежный ученых А. Валлон,
Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Г.С. Костюк, К. Коффка,
А.М. Леонтьев, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейн,
Е.Б. Титченер, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и другие.
Многие исследователи (Я.Л. Коломинский, В.А. Крутецкий, Н.Д.
Левитов, А.А. Люблинская, Е.А. Панько) отмечают, что внимание младших школьников отличается большой неустойчивостью и легкой отвлекаемостью. Изучению возрастных особенностей отдельных свойств внимания у младших школьников посвящены работы Н.П. Диевой, С.Н. Калинниковой, Н.Н. Лила, Т.В. Мазур, Л.П. Набатниковой, С.А. Полуэктовой,
А.С. Рещук, Г.М. Угаровой.
В связи с тем, что вопрос развития внимания в младшем школьном
возрасте стоит достаточно остро, необходим поиск эффективных методов
и форм, которые могли бы сделать процесс развития внимания в младшем
школьном возрасте увлекательным, интересным для детей и эффективным
для педагогов.
На сегодняшний день необходимым потенциалом в развитии внимания у детей младшего школьного возраста обладает внеклассная работа с
ее разнообразными методами и формами педагогического воздействия.
Современные подходы ученых-педагогов к проблеме развития внимания во внеклассной работе представлены в трудах Л.И. Божович, В.Г.
Бондаренко, М.К. Енисеева, В.С. Ильина, А.Г. Ковалева, Н.Г. Морозовой,
Г.И. Щукиной и др.6
Наиболее тщательному анализу подверглись различные методы и
формы внеклассной работы, посвященные детям младшего школьного возраста. Различные аспекты развития внимания у детей младшего школьного
возраста во внеклассной работе рассматриваются в исследованиях таких
авторов, как О.С. Богданова, О.Д. Калинина, Л.Г. Потанина, М.Б. Рубцова,
Н.Е. Щуркова и др. Работы указанных авторов способствуют успешным
теоретическим и практическим разработкам в данной области исследования, содержат много ценных практических находок.
Внеклассная работа, особенности ее содержания и специфика организации, имеет преимущественные возможности для развития внимания,
его устойчивости, свойств, а также для развития такой важной характеристики, как внимательность. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в воспитании все главное и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне
урока [40, с. 55].
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема развития внимания, его свойств является важнейшей проблемой XXI
века. Необходимо отметить тот факт, что обладая несомненным потенциалом в развитии внимания у детей младшего школьного возраста внеклассная работа, разнообразные методы и формы не находят достаточно применения в практике общеобразовательных учебных заведений.
Таким образом, к настоящему времени возникло противоречие
между необходимостью развития внимания и его свойств у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием в практике учебных заведений методов и форм внеклассной работы по развитию внимания
у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, выбранная нами тема исследования «Развитие
внимания в младшем школьном возрасте во внеклассной работе» является
актуальной.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время общеобразовательная школа находится в стадии
поисков путей качественного преобразования всех сторон ее деятельности.
Цель этих поисков – нахождение таких методов обучения и воспитания, которые способствовали бы предельной активизации творческих сил
каждой личности, ее готовности к целенаправленному социально значимому труду и потребности в нем, саморазвитию в широком смысле слова,
становлению познавательных интересов.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема развития внимания у детей младшего
школьного возраста является предметом изучения многих исследователей.
Особенностям развития внимания, его свойств посвящены исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Л.Н. Леонтьева, Т. Рибо, С.Л. Рубинштейна и др.; изучению возрастных особенностей отдельных свойств
внимания у младших школьников С.Н. Калинниковой, Н.Н. Лила, А.С.
Рещук, Г.М. Угаровой и др.; особенности внеклассной работы (О.С. Богданова, О.Д. Калинина, Л.Г. Потанина, М.Б. Рубцова, Н.Е. Щуркова и др.).
Однако, необходимо отметить, что проблема развития внимания у
детей младшего школьного возраста во внеклассной работе не нашла достаточного отражения в психолого-педагогических исследованиях, как за
рубежом, так и в отечественной науке.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Внимание – это в первую очередь динамическая характеристика
протекания познавательной деятельности: оно выражает связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе
сосредоточена. Внимание – это выборочная направленность на тот или
иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную
на объект познавательную деятельность.79
2. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и
направленность личности. Они вызывают изменение отношения к объекту.
А изменение отношения к объекту выражается во внимании – в изменении
образа этого объекта, в его сознании: он становится более понятным и выразительным. Таким образом, хотя внимание не имеет своего особого содержания, проявляясь в других процессах, однако и в ней оказывается специфической формой взаимосвязь деятельности и образа. Изменение внимания выражается в изменении и выразительность содержания, на котором
сосредоточена познавательная деятельность. В виде внимания находит себе выражение связь сознания с предметом; чем активнее сознательная деятельность, тем отчетливее выступает объект; чем более отчетливо выступает в сознании объект, тем интенсивнее и само сознание. Внимание – это
проявление этой связи сознания и предмета, в нем осознается.
3. По характеру происхождения и средствам осуществления различают три основных вида внимания: произвольное; непроизвольное; послепроизвольное. В зависимости от этих требований, а также в связи с индивидуальными особенностями человека можно выделить такие свойства
внимания, как устойчивость, сосредоточенность, объем, распределение,
переключение
4. Изучая возрастные особенности внимания у детей младшего
школьного возраста мы выявили, что младший школьный возраст (с 6-7 до
10-11 лет) определяется поступлением в школу. В настоящее время обучение в школе начинается с 6-7 лет. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия – основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает
уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе, для нормального перехода в подростковый возраст с его особыми возможностями и требованиями.
Произвольное внимание у детей развивается в направлении от выполнения целей, которые ставит учитель, к задачам, поставленным самим80
учеником. Одним из главных средств развития произвольного внимания
является осознание ответственности младших школьников за усвоение
знаний.
Развитие внимания связано также с расширением объема внимания и
умением распределять его между разными видами действий. Условием
поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала,
последовательность его изложения и раскрытия. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее
постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
5. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что наиболее эффективными методами и формами развития внимания у детей младшего школьного возраста во внеклассной работе являются игра, дидактическая игра, викторина, упражнение, тренинг, именно эти формы и методы
будут использованы нами в разработке программы по развитию внимания
у детей младшего школьного возраста «Будь внимателен!».
6. Констатирующий эксперимент показал, что высокий уровень объема внимания присутствует только у 12% детей в исследуемой группе,
28% детей имеют средний объем внимания, заставляет задуматься тот
факт, что у 60% детей низкий уровень объема внимания.
В группе испытуемых высокий уровень произвольности внимания
имеют лишь 24% испытуемых, низкий уровень составляет 36%, средний
уровень – 40%.
Уровень переключения и распределения внимания в группе испытуемых находятся на низком уровне и составляют 52%, средний уровень
присутствует у 40% испытуемых, высокий уровень наблюдается у 8% испытуемых.
В целом по развитию внимания в группе испытуемых преобладающими являются средний (44%) и низкий уровень (40%) развития внимания,
высокий уровень наблюдается у 16% испытуемых.81
7. Следующим этапом нашего экспериментального исследования
было проведение формирующего эксперимента, который предполагал разработку и апробацию программы развития внимания у детей младшего
школьного возраста во внеклассной работе «Будь внимательным!», в основе которой мы использовали выявленные нами формы и методы, такие как
игры, дидактические игры, викторины, упражнения, тренинг.
Цель программы «Будь внимательным!»: развитие внимания, умения
концентрировать внимание, выделять предметы по одним характерным
признакам, переключение внимания, концентрация внимания и развитие
коммуникации, способности к обобщению, анализу, развитие сообразительности и логического мышления.
Задачи программы: повышение уровня развития внимания; развитие
произвольного внимания; формирование способности к переключению и
концентрации внимания; развитие внимания из-за запоминания; расширять
кругозор учащихся.
8. После проведения формирующего эксперимента по развитию
внимания мы получили следующие результаты: после эксперимента уровень объема внимания повысился с 12% до 24%; средний уровень повысился с 24% до 48%, низкий уровень соответственно понизился с 60% до
28%.
После эксперимента доминирующими стали высокий и средний
уровни произвольности и составляют 40% и 44% соответственно.
В уровнях переключения и распределения произошли изменения.
Высокий уровень повысился на 20%, средний повысился на 8%, а низкий
уровень соответственно понизился и составил 24% после эксперимента.
После эксперимента по-прежнему преобладающим является средний
уровень развития внимания (60%), но качественно он заметно повысился с
44% до 60%. Высокий уровень также повысился с 16% до 24%. Низкий
уровень составил 16%. Полученные данные подтверждены методами математической обработки данных.82
9. Результаты, полученные в ходе нашего исследования, подтверждают правильность выдвинутой гипотезы, именно опора на ключевые
характеристики внимания, его виды и свойства; учет возрастных особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте; разработка и
реализация программы развития внимания у детей младшего школьного
возраста «Будь внимателен!» во внеклассной работе способствуют повышению эффективности процесса развития внимания у детей младшего
школьного возраста. Гипотеза исследования подтвердилась.


1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. для учителя / Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение, 1999. - 244 с.
2. Бардин К.В. Как научить детей учиться / К.В.Бардин. - М.: Педаго-гика, 1997. - 342 с.
3. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочи-нения / П.П.Блонский. - М: Педагогика, 1979. - 400 с.
4. Букатов В.М. Педагогические таинства игр / В.М.Букатов. - М.: Флинта, 2000. - 344 с.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1966. - 541с.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: Владос, 1999. - 234 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1976. - С. 134-231
8. Гальперин П.Я., Кабыльницкая, С.Л. Экспериментальное формиро-вание внимания / П.Я.Гальперин, С.Л.Кабыльницкая. - М.: МГУ, 1999. - 234 с.
9. Гальперин П.Я. К проблеме внимания // Докл. Апн РСФСР / П.Я.Гальперин. - 1958. - № 3. - С. 33-38
10. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Младший школьник: Психодиагностика и коррекция развития / М.В.Гамезо, В.С.Герасимова, Л.М.Орлов. - М.: Академия, 2002. - 146 с.
11. Губанова О.В., Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа / О.В.Губанова, И.С.Левкина. - 1997. - №6. - С. 13 - 20
12. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте // Возрастная и педагогическая психология / В.В.Давыдов. - М.: Просвещение, 1999. - 234 с.
13. Деятельность и внимание /Под ред. Леонтьева А.Н. - М.: Просвеще-ние, 1983. - 183 с.
14. Джеймс У. Внимание: Хрестоматия по вниманию / У.Джеймс. - М.: Просвещение, 1976. - С. 50-103
15. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии / Н.Ф.Добрынин. - 1975. - № 2. - С. 12-22
16. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание /
Н.Ф.Добрынин. - М.: МГУ, 1958. - 196 с.
17. Дормашев Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания /
Ю.Б.Дормашев, В.Я.Романов. - М.: Тривола, 1999. - 336 с.
18.Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся / Е.В.Заика. - М.: Владос, 2001. - 231 с.
19.Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения // Вопросы психологии / Е.В.Заика. - 1993. - №2. - С. 21 - 30
20. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю.Ермолаев. - М.:
Флинта, 2007. - 223 с.
21. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения / Д.Н.Кавтарадзе. - М.: Флинта, - 1999. - 271 с.
22. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. - СПб.: Питер, 2006. - 583 с.
23. Марюжина Т.М., Ермолаев О.Ю., Мешкова Т.А. Внимание школьников / Т.М.Марюжина, О.Ю.Ермолаева, Т.А.Мешкова. - М.: Варгус, 2005. - 168 с.
24. Младший школьник: развитие познавательных способностей / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 235 с.
25. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психо-логия / А.В.Морозов, Д.В.Чернилевский. - М.: Академический про¬ект, 2004. - 213 с.
26. Немов Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С.Немов. - М.: Владос, 1996. - 634 с.
27. Пахальян, В.Э. Групповой психологический тренинг: Учебное по-собие / В.Э.Пахальян. - Спб.: Питер, 2006. - 224с.
28. Педагогическое наследие / И.Г.Песталоцци, Я.А.Каменский, Д.Локк, Ж.Ж.Руссо. - М.: Просвещение, 1987. - 496с.
29. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. / П.И.Подласый. - М.: Просвещение, 1996. - 439 с.
30. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Владос, 1998. - 326 с.
31. Психология высших когнитивных процессов / Под ред. Т.Н. Ушако-вой, Н.И. Чуприковой, - М.: ИП РАН, 2004. - 304 с.
32. Психология детства. Практикум. / Под ред. А.А.Реана. - СПб: Прайм-евро ЗНАК, 2003. - 224с.
33. Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию / Т.Рибо. - М.: Просвещение, 1976. - 208 с.
34. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного про-цесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Владос, 2000. - 427 с.
35. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер Ком, 2007. - 688 с.
36. Рубинштейн С.Л. Внимание и его воспитание / С.Л.Рубинштейн. - М.: Просвщение, 1972. - 264 с.
37. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О.Смирнова. - М.: Владос, 1997. - 245 с.
38. Спиваковская А.С. Игра - это серьезно / А.С.Спиваковская. - М.: Педагогика, 1981. - 144с.
39. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990. - 160с.: ил.
40. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника / В.А.Сухомлинский.
- М.: Варгус, 1996. - 590с.
41. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школь-ников / Л.Ф.Тихомирова. - М.: Академия, 1997. - 234 с.
42. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей / Л.Ф.Тихомирова. - Ярославль: Академия развития, 2003. - 239 с.
43. Хрестоматия игровых приемов обучения / Под ред. Ивановой К.И. - М.: Флинта, 1999. - 259 с.
44. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психоло-гии: Пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А.Урунтаевой.
- М.: Просвещение, 1995. - 215 с.
45. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки / О.В.Хухлаева. - М.: Генезис, 2003 г., 176 стр.
46.Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах / Д.Б.Эльклнин. - М.: НПО «Модек», 1995. - 416с.
47.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б.Эльконин. - М.: Варгус, 2003.
- 371 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ