Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Международно-правовые механизмы обеспечения гуманитарной безопасности

Работа №93029

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международное публичное право

Объем работы66
Год сдачи2022
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
234
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы гуманитарной безопасности 7
1.1. Сущность и содержание системы обеспечения гуманитарной безопасности 7
1.2. Основные направления и механизмы, инструменты обеспечения гуманитарной безопасности 15
1.3. Международно-правовые основы обеспечения гуманитарной безопасности 20
Глава 2. Анализ международно-правовых механизмов обеспечения гуманитарной безопасности 29
2.1. Международно-правовые механизмы реализация и защиты прав человека от множества угроз в постоянно меняющемся мире. 29
2.2. Особенности применения норм универсальных документов защиты прав человека на примере Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) на фоне появления широкого подхода к гуманитарной безопасности 39
2.3. Перспективы совершенствования международно-правовых механизмов обеспечения гуманитарной безопасности в условиях новых вызовов современности 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60

Актуальность темы исследования обусловлено тем, что на протяжении тридцати лет во всех сферах жизни международного сообщества раскручивался маховик глобальных изменений, причем характер и вектор этих изменений предугадать было практически невозможно. Во многом это было предопределенно гибелью Советского Союза,
Со временем стало очевидно, что однополярная модель мира, курс политических гегемонов на глобальную демократизацию, настойчиво пропагандируемые концепции устойчивого развития, утверждение в законодательстве многих государств (прежде всего государств, входивших ранее в социалистическую систему) примата международного права над национальным создали условия для возникновения нового международного правопорядка как системы, исключающей доступ подавляющего большинства народов мира к цивилизационному развитию. В том числе и за счет нескончаемого нарушения норм международного права, использования квазиправовых понятий («страны-изгои», «диктаторские режимы» и т.д.), появления новых акторов в создании международного законодательства в виде глобальных корпораций и, как итог, подмены международного права «правом сильного».
Все это свидетельствует о том, что начавшийся в конце XX века цивилизационный сдвиг ещё далеко не окончен; мир продолжает находиться в состоянии неустойчивого равновесия, когда одни игроки постепенно утрачивают свои лидерские позиции, а другие, напротив, утверждаются на мировой арене.
На сегодняшний день ни одно государство мира не способно исключительно самостоятельно решать свои проблемы безопасности и гарантировать собственную территориальную целостность и суверенитет без поддержки международного сообщества. Даже потенциальные «сверхдержавы» не могут предотвратить и противодействовать терроризму, экстремизму, радикализму, ядерным угрозам и другим глобальным вызовам. Если же речь идет о менее мощных государствах, то международная защита становится едва ли не единственной гарантией сохранения национальной и гуманитарной безопасности.
Современная система международной и национальной гуманитарной безопасности неотделимы, они взаимосвязаны и являяются неразрывно связаными явлениями. Международные ситуации безопасности в ХХІ в. демонстрирует значимость усиления механизмов обеспечения гумнитарной безопасности РФ. Современные угрозы международному правопорядку обуславливают потребность России ориентироваться даже на те угрозы, которые характерны для ее ментальных, политических, географических характеристик.
Не вызывает сомнений приоритетность международных стандартов в области обеспечения гуманитарной безопасности. Учет международных стандартов в сфере гуманитарной безопасности является важным фактором признания российского общества цивилизованным членом международного сообщества. Международные акты являются составной частью системы нормативно-правовых актов, закрепляющих основы гуманитарной безопасности. Системный анализ международных стандартов в области обеспечения гуманитарной безопасности заслуживает комплексного изучения.
Объектом исследования является правовой режим международного публичного характера, призванный гарантировать каждому человеку его права путем обеспечения гуманитарной безопасности.
Предметом исследования являются существующие международно-правовые основы и механизмы обеспечения гуманитарной безопасности.
Целью работы является комплексное изучение международно-правовых механизмов обеспечения гуманитарной безопасности.
В процессе работы предстоит решить следующие задачи:
- изучить сущность и содержание системы обеспечения гуманитарной безопасности;
- охарактеризовать основные направления и механизмы, инструменты обеспечения гуманитарной безопасности;
- исследовать международно-правовые основы обеспечения гуманитарной безопасности;
- изучить международно-правовые механизмы реализация и защиты прав человека от множества угроз в постоянно меняющемся мире;
- выявить особенности применения норм универсальных документов защиты прав человека на примере Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) на фоне появление широкого подхода к гуманитарной безопасности;
- проанализировать перспективы совершенствования международно-правовых механизмов обеспечения гуманитарной безопасности в условиях новых вызовов современности.
Вопросы проблем темы работы исследовались в работах таких отечественных авторов, как: Борисов А.В., Войнов А.А. Гласер М.А., Дмитриевский В.С., Кузьмина В.М., Ломова А.А., Лебедева М.М., Маслова М.В., Муранов А.И., Шмелев А.П.; зарубежных авторов: Aalhus,M., Bendell J., Crist, E., Fumerton R., Lautensach A., Lautensach S., Oke B. и других ученых.
Практическая значимость результатов исследования состоит в формулировании конкретных предложений, направленных на совершенствование законодательства.
Методология исследования включает в себя общенаучные, специальные и частные юридические методы. Применение автором совокупности этих методов, в частности, логического, сравнительно-правового и формально-юридического позволило осуществить решение задач, поставленных в выпускной квалификационной работе.
Нормативно-правовую базу исследования составляют положения Конституции РФ, международного законодательства, действующего законодательства РФ и другое законодательство, имеющее отношение к рассматриваемым автором проблемам.
Структура работы обусловлена ее целью и включает в себя введение, две главы, шесть параграфов, заключение, библиографический список.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
С момента зарождения права международной безопасности в «линейке» отраслей международного права проблемы гуманитарной безопасности рассматривались мировым сообществом только лишь в военно-стратегических рамках. Сейчас необходимо смотреть на проблему гуманитарной безопасности с разных сторон: с точки зрения научной мысли и технического прогресса, со стороны эволюции религиозных воззрений, а также со стороны подходов к способам обеспечения международно-правовой гуманитарной безопасности, поскольку эти аспекты являются составной частью единого целого и в большей или меньшей степени оказывают влияние на область международных отношений, связанных с обеспечением гуманитарной безопасности.
Изучая область международных отношений, связанных с правовым обеспечением международной гуманитарной безопасности, невольно подтверждается тезис о том, что этот вопрос можно решить исключительно коллективными действиями, опираясь на нормы и принципы международного права. При этом, помня уроки прошлого, необходимо постараться не допустить повторения глобальных импульсов (потрясений), аналогичных Первой и Второй мировым войнам, для обоснования и утверждения договора правовой организации человечества, который установил бы новый мировой порядок.
В результате исследования проблем формирования систем обеспечения гуманитарной безопасности в различных регионах мира на основе событий и текущей составляющей, позволяет нам сформулировать ряд выводов.
Во-первых, следует отличать различные региональные системы обеспечения гуманитарной безопасности от международных систем обеспечения гуманитарной безопасности. Однако эти системы в равной степени могут быть применены для обеспечения международного мира и безопасности. При этом региональные системы обеспечения гуманитарной безопасности в большей степени ориентирована на упреждение самой возможности возникновения конфликта путем создания институциональной основы с целью выработки единых подходов к решению проблемы, связанной с угрозой миру и безопасности. Региональная система обеспечения гуманитарной безопасности предполагает более тесное взаимодействие между государствами-участниками в случае совершения акта агрессии в отношении какого-либо из участников системы.
Во-вторых, европейский регион продолжительное время был «заложником» «блокового» противостояния, а в настоящее время испытывает последствия «успеха» в противостоянии оставшегося военно-политического «блока», которые заключаются в отсутствии возможности найти компромиссные решения в вопросах обеспечения собственной (национальной) безопасности, предполагая лишь возможность односторонних уступок в пользу Североатлантического альянса.
Результаты борьбы за получение большего влияния в европейском регионе, в том числе с использованием сложных «блоковых» взаимоотношений, привели к двум мировым войнам, действительной угрозе человечеству в виде ядерной войны.
Наличие двух и более схожих по своей правовой природе региональных международно-правовых механизмов обеспечения гуманитарной безопасности в пределах одного региона повлекло за собой: противостояние в форме вытеснения одного международно-правового механизма за счет неэффективности другого; подавление или юридическое поглощение менее эффективного международно-правового механизма, например, через ограничение компетенций и передачу полномочий по ключевым вопросам в пользу более эффективного международно-правового механизма.
На территории европейского региона действуют региональные и межрегиональные организации, объединенные целью «обеспечения гуманитарной безопасности»: Организация Североатлантического договора, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и – в меньшей степени - Организация договора о коллективной безопасности. Выделяется так называемое «двойное членство», а в некоторых случаях «тройное членство», поскольку государство может одновременно являться страной ЕС, членом ОБСЕ и НАТО.
В силу сохраняющихся противоречий в подходах к развитию системы обеспечения гуманитарной безопасности европейского региона у наиболее влиятельных мировых акторов, создание единого механизма обеспечения европейской безопасности не представляется возможным. В сложившейся ситуации более рациональным видится сохранение множественности механизмов, позволяющих максимально учитывать интересы европейских стран путем расширения связей в политической, экономической, историко-культурной областях. Сотрудничество Российской Федерации с Европейским Союзом, основанное на механизмах «мягкого права», в частности, будет гораздо эффективным, нежели, если стороны будут стремиться подписать юридически обязывающие международно-правовые соглашения. Таким образом, в среднесрочной перспективе важно нарастить «критическую массу» совместных проектов, найти взаимовыгодные формы для взаимодействия и координировать их, используя механизмы «мягкого права».
Российская Федерация предполагает наличие отношений с Североатлантическим альянсом по принципу равноправного партнерства, неукоснительного соблюдения принципов и норм международного права, приверженности к общему пространству мира, безопасности и стабильности в Евро-Атлантическом регионе. Россия сохраняет отрицательное отношение к расширению НАТО и приближению военной инфраструктуры (системы ПРО) Альянса к российским границам, как к действиям, нарушающим принцип равной безопасности и ведущим к повышению нестабильности в европейском регионе, что на прямую сказывается на гуманитарной безопасности.
Имеющийся опыт взаимодействия России и НАТО показывает, что оно не только возможно, но и положительно сказывается на гуманитарной обстановке в Европе. Коалиционное сотрудничество стран Альянса и Российской Федерации, а именно совместные действия по борьбе с международными террористическими организациями по всему Миру позволило бы сместить акценты с имеющегося «противостояния» на «сотрудничество» в областях, имеющих обоюдный интерес, а также на фоне полученного опыта от проведения совместных операций возможность вернуть взаимное доверие в международных отношениях.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе изначально учреждалась как центральная организация, призванная решать вопросы в области обеспечения безопасности в Европе. Действительно, в первые годы после ее создания и вплоть до конца 90-х гг. прошлого столетия ОБСЕ играла важную роль в выработке единых институциональных подходов в решении вопросов, связанных с обеспечением гуманитарной безопасности в европейском регионе.
В современных условиях ОБСЕ имеет наибольшую вовлеченность государств в сравнении с какой-либо иной региональной международной организацией и продолжает занимать важное место в системе европейской гуманитарной безопасности, однако, акценты в работе Организации в большей степени сместились в плоскость так называемого «человеческого измерения». На этом фоне отсутствие самостоятельных институтов, деятельность которых была бы посвящена исследованию вопросов международно-правового обеспечения гуманитарной безопасности европейского региона и существующих в нем таких коллективных систем, выглядит не вполне логичным.
В заключении следует отметить, что в условиях международно-правового «вакуума» в виде отсутствия эффективных механизмов предотвращения угроз миру и гуманитарной безопасности в пределах соответствующего региона, его стремятся заполнить иные «заинтересованные» государства, находящиеся за его пределами, умело используя их социально-экономическую и политическую неоднородность, а также внешние и внутренние противоречия.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 14.03.2020) // Российская газета. – 2020. – №144.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Библиотека Российской газеты. 1999. № 22-23.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».
4. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».
5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17(1831).
6. Европейская Социальная Хартия ETS № 163 (пересмотренная) (Страсбург, 3 мая 1996 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 8 – Ст. 781.
7. Декларация о праве и обязанности отдельных лиц, групп и органов общества поощрять и защищать общепризнанные права человека и основные свободы (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1998 г. № 53/144) // Справочно-правовая система «Гарант».
8. Декларация о праве на мир (2016 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».
9. Политическая декларация об осуществлении Глобального плана действий Организации Объединенных Наций по борьбе с торговлей людьми (2017 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».
10. Декларация о совместных обязательствах в отношении операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира (2019 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».
11. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. №400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. №27 (часть II). Ст. 5351.
12. Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Справочно-правовая система «Гарант».

Учебная и научная литература
13. Aalhus M., Oke, B. Fumerton, R. The social determinants of health impacts of resource extraction and development in rural and northern communities: A summary of impacts and promising practices for assessment and monitoring. Northern Health. https://www.northernhealth.ca/sites/ northern_health/files/services/office-health-resource-development/documents/impacts-promisingpractices-assessment-monitoring.pdf
14. Bar-On Y. M., Phillips R., Milo R.. The biomass distribution on Earth. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 115(25), 6506–6511. https://doi.org/ 10.1073/pnas.1711842115
15. Bende, J. Deep adaptation: A map for navigating climate tragedy (IFLAS Occasional Paper No. 2). Initiative for Leadership and Sustainability. https://lifeworth.com/deepadaptation.pdf
16. Crist E. The affliction of human supremacy. The Ecological Citizen, 1(1), 61–64. https://www.ecologicalcitizen.net/article.php?t=affliction-human-supremacy
17. Lautensach, A., Lautensach, S. (Eds.). Human Security in World Affairs: Problems and Opportunities (2nd Edition). Victoria, BC: BCcampus. Retrieved from http://solr.bccampus.ca:8001/bcc/file/0b41c72e-d76d-425f-83ff-da8c9bf5e8ce/1/Human-Security-in-World-Affairs-Problems-and-Opportunities-2nd-edition-1604435346.pdf
18. Taylor H. A. Rutkow, L. Barnett, D. J. Local preparedness for infectious disease outbreaks: A qualitative exploration of willingness and ability to respond. Health Security, 16(5), 311–319. https://doi.org/10.1089/hs.2018.0046
19. Worsnop, C. Z. (2019). The disease outbreak–human trafficking connection: A missed opportunity. Health Security, 17(3), 181–192. https://doi.org/10.1089/hs.2018.0134
20. Алёнова М.С., Ганина А.А., Саунина Е.В. Проблемы безопасности персонала организаций, выполняющих гуманитарные функции // Форум молодых ученых. – 2018. – № 12-1 (28). – С. 270-276.
21. Амиров Д.Т. Гуманитарные проблемы безопасности человека в современном мире // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2017. – № 6. – С. 65-67.
22. Безопасность и гуманитарные знания // Стратегические приоритеты. – 2019. – № 3-4 (23-24). – С. 4-14.
23. Борисов А.В. Гуманитарная безопасность: подходы к определению // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. – 2017. – № 1 (11). – С. 45-60.
24. Борисов А.В. Гуманитарная помощь в системе международной безопасности // В книге: Политика развития, государство и мировой порядок. Материалы VIII Всероссийского конгресса политологов. Под общ. ред. О. В. Гаман-Голутвиной, Л. В. Сморгунова, Л. Н. Тимофеевой. – 2018. – С. 83-84.
25. Борисов А.В. Гуманитарная система как угроза безопасности // В сборнике: Актуальные вопросы военной социологии: образование, право, управленческая практика. Материалы международной научно-практической конференции. – М., 2020. – С. 42-47.
26. Борисов А.В. Гуманитарная система ООН как угроза международной безопасности // В сборнике: ООН: Стремление к устойчивому развитию в условиях глобальной неопределенности (к 75-летию ООН). Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – Тверь, 2021. – С. 3-7.
27. Войнов А.А. Миграционные потоки как угроза гуманитарной безопасности Европы // В сборнике: Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики. Сборник статей международной научной конференции. Под редакцией А.А. Корнилова. – 2017. – С. 125-134.
28. Гласер М.А., Новик Н.Н. Гуманитарная безопасность в ЮВА: специфика, проблемы, подходы // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. – 2020. – № 2 (47). – С. 12-26.
29. Громогласова Е.С. Роль Африканского союза в обеспечении гуманитарной безопасности в субсахарской Африке // Политика и общество. – 2018. – № 1. – С. 72-82.
30. Дмитриевский В.С. Современные виды гуманитарных угроз национальной безопасности государства // В сборнике: Проблемы национальной безопасности: вопросы теории и практики. Пятые юридические чтения. Материалы всероссийской научно-практической конференции Казанского юридического института МВД России. Под редакцией Ф.К. Зиннурова. – 2017. – С. 23-26.
31. Доклад о развитии человека 2015 года «Труд во имя человеческого развития» // Сайт ООН – Режим доступа https://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr15_standalone_overview_ru.pdf /дата обращения 20.03.2022
32. Иванова С.Ю. Гуманитарная безопасность как фактор социального благополучия человека // В сборнике: Социально-гуманитарные аспекты благополучия человека. Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 60-67.
33. Ивашевский С.Л. Гуманитарная безопасность как принцип развития социокультурного пространства образовательных организаций силовых структур // В сборнике: Социокультурные аспекты деятельности силовых структур. Материалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. редакторы О.П. Грибунов [и др.]. – Иркутск, 2019. – С. 46-49.
34. Ионова З.Н. Гуманитарный аспект национальной безопасности // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. – 2021. – № 4 (53). – С. 9-12.
35. Кузьмина В.М. Гуманитарный фактор сотрудничества в системе национальной безопасности страны // Сборник научных статей 6-й Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. Ответственный редактор А.А. Горохов. – 2018. – С. 427-431.
36. Лебедева М.М., Устинова М.И. Гуманитарные и социальные вопросы в совете безопасности ООН // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2020. – № 1. – С. 135-154.
37. Ломова А.А. Гуманитарная безопасность: разница в определениях (европейский и китайский подход) // Вестник молодых ученых-международников. – 2018. – № 3 (5). – С. 39-49.
38. Ломова А.А. Обеспечение гуманитарной безопасности в Африке: политика Китая // Востоковедение: история и методология. – 2019. – № 1. – С. 56-67.
39. Ломова А.А. Политика Европейского союза по обеспечению гуманитарной безопасности на примере стран Африки (регион Сахель) // Вестник молодых ученых-международников. – 2019. – № 1 (7). – С. 73-86.
40. Ломова А.А. Феномен гуманитарной безопасности в политике Европейского союза // Политика и общество. – 2017. – № 12. – С. 35-45.
41. Маслова М.В. Гуманитарная безопасность России в условиях современной стратегической нестабильности // Фундаментальные аспекты психического здоровья. – 2018. – № 1. – С. 51-56.
42. Маслова М.В. Состояние современного образования и гуманитарная безопасность России // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 66-4. – С. 192-195.
43. Мелихов А.И., Працко Г.С., Никитина Г.А. Понятие "безопасность" в современных гуманитарных науках и законодательстве России // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2019. – № 2 (49). – С. 183-188.
44. Строков А.А. Гуманитарная безопасность России в условиях цифровизации образования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2020. – № 1 (33). – С. 156-163.
45. Титов В.В. Национальная безопасность современной России: гуманитарные и социокультурные вызовы // Общество: политика, экономика, право. – 2020. – № 9 (86). – С. 16-19.
46. Уткин Н.И., Асадов Б.Р. Международное правовое регулирование обеспечения продовольственной безопасности человечества как гуманитарный императив современности // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. – 2017. – № 4 (37). – С. 55-65.
47. Чуркина Л.М. Роль совета безопасности организации объединенных наций в развитии международного гуманитарного права // Вестник Екатерининского института. – 2018. – № 2 (42). – С. 112-120.
48. Шмелев А.П., Войнов А.А. Гуманитарная безопасность РФ в контексте ситуации на Украине // В сборнике: Внешнеполитические интересы России: история и современность. Сборник материалов VII Всероссийской научной конференции. Ответственные редакторы А.Н. Сквозников, М.В. Черкасова. – 2019. – С. 262-268.
49. Ярмак Ю.В. Гуманитарная составляющая национальной безопасности (заметки на полях исторических документов и текстов) // Гуманитарный Вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. – 2018. – № 4-2 (12). – С. 78-81.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ