ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Анализ литературы по проблеме развития у детей способности к
эстетической оценке современного искусства 7
1.2. Особенности развития способности к эстетической оценке современного
искусства у детей младшего школьного возраста 15
1.3. Возможности внеурочной деятельности в развитии у младших
школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 27
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развития способности
к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников 27
2.2. Содержание работы по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников во
внеурочной деятельности 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 68
Актуальность исследования. Проблема развития способности к эстетической оценке произведений современного искусства у детей сегодня особенно актуальна. В современном цифровом мире детям доступно много разнообразного визуального материала. Среди этого материала есть как высокохудожественные произведения искусства, так и упрощенные в эстетическом и нравственном отношении произведения массовой культуры, поощряющие вредные привычки, формирующие нездоровый образ жизни. С одной стороны, важно обогатить и расширить эстетический опыт детей, научить их понимать современное искусство. С другой стороны, необходимо научить ребенка критически относится к явлениям современной художественной практики, оценивать их, высказывать свои суждения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) подчеркивается, что педагог должен формировать у обучающихся основы художественной культуры, эстетического отношения к миру, воспитывать их как субъектов культуры посредством приобщения к ценностям классического и современного искусства [64].
Современное искусство имеет разные направления и множество течений, тем самым оно дает почву для размышлений, обогащает восприятие ребенка. При этом освоение нравственно-эстетических ценностей, заключенных в произведениях искусства, невозможно без сложного механизма целостного взаимодействия, диалога объекта искусства и субъекта (ребенка). В этот механизм входит как активное, действенное восприятие, так и анализ, интерпретация и оценивание произведения искусства. Сама ценностная природа искусства рождает и эмоциональное, и оценочное отношение к нему ребенка. Смелость в самостоятельном суждении о произведении искусства, способность к выражению своего отношения к нему проявляется в различных формах его оценки: как в вербальных высказываниях, так и в творческих работах.
Особенности развития у детей способности к эстетической оценке изучены в работах ученых и педагогов-исследователей: С.Т Шацкого, В.Н. Шацкой, Б.Т. Лихачева, П.П. Блонского, Е.М. Торшиловой, Т.Н. Морозовой, Е.И. Тихеева и других. Анализируя высказывания ученых, можно отметить, что они определяли искусство как духовно-ценностное явление, а эстетическую оценку как результат живого взаимодействия субъекта с произведением искусства, способствующего формированию гармоничной, духовно-нравственной личности.
Данные ученые и педагоги внесли большой вклад в понимание особенностей развития способности к эстетической оценке у детей. Однако в отношении оценки современного искусства отмечается недостаточная
разработанность методического материала.
Выявленное противоречие обозначило проблему исследования: каковы теоретико-методические подходы к организации внеурочной деятельности, обеспечивающие развитие у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
Всё вышесказанное обусловило выбор темы: «Развитие у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства во внеурочной деятельности».
Объект - процесс развития способности к эстетической оценке произведений современного искусства у детей младшего школьного возраста.
Предмет - комплекс занятий по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Цель - теоретически обосновать и спроектировать комплекс занятий по развитию способности к эстетической оценке современного искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Задачи:
1) На основании анализа литературы раскрыть проблему развития у детей способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
2) Выявить особенности развития способности к эстетической оценке произведений искусства у младших школьников.
3) Раскрыть возможности внеурочной деятельности в развитии у младших школьников способности к эстетической оценке произведений современного искусства.
4) Провести диагностическое исследование по определению исходного уровня развития способности к эстетической оценке у младших школьников.
5) Спроектировать работу по развитию способности к эстетической оценке произведений современного искусства у младших школьников.
Для решения поставленных задач, в исследовательской работе были использованы методы: анализ психологической, педагогической и
методической литературы по исследуемой проблеме, анализ результатов диагностики, проектирование, анализ творческих работ детей.
Теоретической основой исследования явились:
• труды Ю.Б. Борева, В.В. Бычкова, М.С. Кагана, Б.Т. Лихачева, С.Д. Давыдовой, Г.В. Арзямовой, Е.М. Торшиловой, Л.П. Печко о сущности эстетической оценки;
• исследования С.Т Шацкого, В.Н. Шацкой, Б.Т. Лихачева, П.П. Блонского, Е.М. Торшиловой, Т.Н. Морозовой, Е.И. Тихеева об особенностях развития у детей способности к эстетической оценке;
• методические пособия по художественному развитию детей
A. К. Дремова, О.М. Дьяченко, С.Е. Игнатьевой, Н.М. Конышевой,
B. В. Куликовой, Е.А. Кувалдина и др.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что положения и выводы, полученные в ходе работы, могут быть использованы в практике работы с младшими школьниками в учебных учреждениях по развитию у них способности к эстетической оценке произведений современного искусства во внеурочной деятельности.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение — гимназия № 94 в городе Екатеринбург Свердловская область. В исследовании приняли участие 25 обучающихся 3 класса.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список источников и литературы.
В современном мире научно-технического прогресса очень важно уделять время творчеству и творческому развитию личности, так как творческое развитие помогает развиваться разносторонне, подходить нестандартно к решению проблем любого характера, развивает индивидуальность и гибкость мышления. В связи с этим необходимы разработка и выбор средств формирования творческой личности ребенка. Важно развивать в ребенке не только творческое начало, но и научить адекватно эстетически оценивать искусство.
Для того, чтобы эффективно развивать эстетическую оценку произведений современного искусства у детей младшего школьного возраста нами была рассмотрена сущность понятия «эстетическая оценка». В ходе изучения психолого-педагогической литературы часто можно заметить различные статьи по развитию эстетической оценки у детей младшего школьного возраста. Большой вклад в изучение данной темы внесли такие ученые и педагоги, как Л.С Выготский, Б.Т. Лихачев, А.К. Дремов, А. И. Буров и другие.
Анализируя точки зрения разных авторов, мы остановились на высказывании А.К. Дремова., который определяет эстетическую оценку как оценку , основанную на определенных эстетических принципах, на понимании сущности эстетического, которая предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации .
Исходя из толкования понятия «эстетическая оценка» и определения структурных компонентов развитости эстетической оценки произведений современного искусства нами были выделены показатели:
1) эмоционально-побудительный;
2) когнитивный;
3) деятельностный.
Для того, чтобы определить и проанализировать уровень развитости эстетической оценки современного искусства у детей младшего школьного возраста мы остановились на представленных диагностических методиках:
1. Тестовое задание «Пейзаж» (Е.М. Торшилова и Т. Морозова) [51].
2. Тестовое задание «Матисс» (Е.М. Торшилова) [51].
3. Тестовое задание «Геометрия в композиции» (Е.М. Торшилова и Т. Морозова) [51].
В ходе диагностической работы мы выяснили, что большинству обучающихся младшего школьного возраста, а именно (80%) соответствует средний уровень эстетической оценки современного искусства, высокий уровень соответствует (12%) обучающихся и низкий уровень наблюдается у (8%) обучающихся.
Также нами были выбраны некоторые методы с помощью которых можно эффективно развивать эстетическую оценку современного искусства у младших школьников, это :
1) Беседа ( Н.А. Ветлугина);
2) идентификации;
3) создания композиций;
4) обобщения (Э.Б. Абдуллин);
5) сочинения уже сочинённого (В.О. Усачёва);
6) сходства и различия (Д.Б. Кабалевский);
7) метод сравнения;
8) перекодирования (Д. Б. Кабалевский)
9) создание художественного контекста (Л.В. Горюнова)
10) метод создания композиций (Л.В. Горюнова)
11) сочинение уже сочиненного (В.О. Усачева)
12) обобщения (Э.Б. Абдулин)
Таким образом, в ходе нашего исследования мы отметили, что большинству обучающихся младшего школьного возраста соответствует средний уровень эстетической оценки современного искусства.
Разработав тематическое планирование на четверть мы хотели бы повысить процент обучающихся, которым соответствовал был высокий уровень развития эстетической оценки произведений современного искусства, а также повысить творческую активность, заинтересованность в эстетической информации и эмоциональный отклик детей на современное искусство.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Арнхейм Р. Пер. с англ. - М.: Архитектура-С, 2012-21 с.
2. Баранов , С. П. Педагогика / С.П. Баранов, В.А. Сластенин. - М., 2004 - 334 с.
3. Барб-Галль Ф. Как говорить с детьми об искусстве XX века. От модернизма к современному искусству. - М.: Арка, 2017-10,59,176 с.
4. Блонский П.П. Гантумур Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики // Молодой ученый. — 2010. — №5. - 157с.
5. Бордовская, Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. / кол. авторов; под ред. Бордовской Н.В. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
6. Буров А. И., Квятковский Е. В. Проблемы эстетического развития личности школьника [Текст] / А. И. Буров, Е. В. Квятковский. - М.:Педагогика, 1987 - 96 с.
7. Воеводин А.П. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 23 (62). 2010. № 2. С. 32-37. С.33.
8. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1982.-7, 144 с.
9. Волков, И. Д. Художественная студия в школе [Текст] : кн. для учителя / И. П. Волков. - М.: Просвещение, 1993. - 127 с.
10. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии.- М.: Союз, 2006.224 с
11. Гантумур, Э. Эстетическое воспитание в истории философии и педагогики / Э. Гантумур // Молодой ученый. - 2014. - №5. Т.2. - С. 156-159.
12. Горяева, Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1991. -5, 147, 159 с.
13. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учебное пособие. - М.: Когито-Центр, 2003-30 с.
14. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник для студентов вузов / П. С. Гуревич. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 320 с.
15. Долгова, В.И. Управление инновационными процессами в образовании: сущность, закономерности и тенденции / В.И. Долгова // Наука и бизнес: пути развития. - 2012. - № 7(13). - С. 17-22...