Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Работа №95542

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы83
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
117
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Развитие эстетической оценки произведений изобразительного
искусства как педагогическая проблема 9
1.2. Особенности развития эстетической оценки произведений
изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста 16
1.3. Возможности изобразительной деятельности в развитии эстетической
оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста 22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 35
2.1. Диагностическое исследование исходного уровня развитости
эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста 35
2.2. Содержание работы по развитию эстетической оценки произведений
изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 71
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 77


На современном этапе развития общества, в условиях смены жизненных приоритетов, установок, под влиянием политических, культурных и других изменений в жизни государства, особенно актуальным является вопрос эстетического воспитания детей и подростков. Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Общение с искусством гармонизует внутренний мир ребенка, развивает чувство прекрасного, способность различать хорошее и плохое, истинное и ложное, доброе и злое, формирует способность к эстетической оценке. Без этого нет становления цельной, гармоничной личности.
Значимость эстетического воспитания подрастающего поколения отмечается в примерной программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НОО, где подчеркивается, что одной из главных задач является воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях [48]. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, в частности изобразительного искусства, должны отражать: сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека; понимание красоты, как ценности; потребности в художественном творчестве и общении с искусством; овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре) [48]. В результате реализации программы на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися первоначального умения видеть красоту окружающего мира, опыта эстетических переживаний, оценки, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме.
Среди множества исследований, посвященных эстетическому воспитанию личности, особое место занимают вопросы восприятия, интерпретации и оценки художественных образов в произведениях живописи. Это одна из актуальных областей современной педагогической науки. Психологическая сущность восприятия и оценки художественных объектов была раскрыта в трудах теоретика культурно-исторического подхода в психологии Л.С. Выготского. По мнению Л.С. Выготского существует «непосредственная связь между переживанием искусства, его пониманием и всем течением нашей жизни, вот почему искусства оказывается таким важным, близким и существенным для нас [16, с. 267].
Младший школьный возраст - это базовый этап эстетического воспитания личности (Б.Т. Лихачев, Т.В. Карнажицкая, О.П. Котикова и др.), пробелы в эстетическом воспитании, допущенные в этот период трудно восполнять в последующие годы:. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Целостная картина мира складывается из всего комплекса взаимоотношений человека и действительности на основе художественно-эстетического мышления, вершиной которого является эмоционально-осознанное восприятие искусства. Восприимчивость младшего школьного возраста в формировании эстетической оценки обусловлена особенностями эмоциональной и мыслительной сфер личности ребёнка: высокой эмоциональной отзывчивостью, гибкостью и свободой воображения, преобладанием наглядно-образного мышления, избирательностью восприятия.
Рассматривая сензитивность детей младшего школьного возраста, В.В. Зеньковский определил некоторые закономерности развития: в дошкольном возрасте интенсивно развивается восприятие ребёнка, воображение и эмоционально-чувственная сфера, в младшем школьном возрасте быстрее идет развитие познавательной сферы личности (словесно-логического мышления, внимания, памяти) [33].
Особенностями развития у детей эстетической оценки искусства занимались педагоги (Е.И. Тихеева, Р.А. Орлова, А.В. Суровцева и др.) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии (С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др.). Проблема развития эстетического воспитания не только в теоретическом, но и в практическом плане активно разрабатывалась учеными-практиками (В.Н. Шацкая, Н.Н. Долманова, Л.П. Печко, Б.Т. Лихачёв, Е.М. Торшилова и др.).
Особенность искусства заключается в том, что в нём сконцентрирован творческий опыт человечества, его духовное богатство. Произведения искусства, обладая специфическими возможностями передачи художественных образов, раскрывают богатство человеческих чувств и их оттенков, отражают многогранность эмоционально-психологических состояний, вводят в духовный мир автора, создавая тем самым многоликий образ внешнего мира, видение прекрасного. Опираясь на позиции ученых, можно сказать, что они определяют искусство как духовно-ценностное явление (Г.А. Брандт, Е.В. Волкова, А.Ф. Еремеев, Р.П. Шульга), а эстетическую оценку как результат активного взаимодействия произведения искусства и воспринимающего (М.С. Каган, Л.Н. Столович). Однако, несмотря на значимость эстетической оценки в процессе ценностно-смыслового восприятия искусства, ее развитие осуществляется не в полной мере. Недостаточно разработано содержание педагогической работы по развитию эстетической оценки у детей младшего школьного возраста.
Проблема исследования: поиск теоретических оснований и
практических направлений развития эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
Выявленные актуальность проблемы и противоречия позволили определить тему исследования: «Развитие эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности».
Цель исследования: разработать, теоретически обосновать комплекс занятий по развитию эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс развития эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: комплекс занятий по развитию эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста.
В соответствии с объектом, предметом, целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе анализа литературы раскрыть содержание понятия «эстетическая оценка» применительно к младшему школьному возрасту.
2. Выявить особенности развития эстетической оценки у детей младшего школьного возраста.
3. Определить методы, приёмы развития эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностическое исследование с целью выявления уровня развитости эстетической оценки произведений изобразительного искусства.
5. Спроектировать содержание работы по развитию эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
В соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ психологической и
педагогической литературы по проблеме, изучение педагогического опыта, анализ продуктов детского творчества, проектировочная работа.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что выделены методы, приемы, средства, разработано содержание занятий по развитию эстетической оценки произведений изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №163 города Екатеринбурга Свердловской области. В проектировочной работе приняли участие 20 детей в возрасте 9-10 лет, обучающихся по программе «Школа России».
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, содержащего 62 наименования изданий, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


С целью развития эстетической оценки произведений изобразительного искусства у младших школьников в своем исследовании мы рассмотрели сущность и структуру понятия «эстетическая оценка», существующие трактовки, которые отражают многообразие направлений в исследовании этого явления. Общенаучные подходы к процессу развития эстетической оценки произведений изобразительного искусства позволили выделить его специфику, показатели, особенности его развития в контексте эстетического воспитания в период младшего школьного возраста.
Обобщая точки зрения различных авторов, мы остановились на позиции А.И. Бурова, который определяет эстетическую оценку как определение степени эстетической значимости художественного произведения, возникающее в процессе общения с произведениями искусства и выражающаяся в умении чувствовать, понимать и оценивать красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность общения с произведениями искусства.
На основе определения понятия «эстетическая оценка» и выявленных структурных компонентов развития эстетической оценки произведений изобразительного искусства были определены следующие показатели:
- эмоциональный;
- познавательный;
- деятельностный.
Для выявления уровней развитости эстетической оценки произведений изобразительного искусства у младших школьников были выбраны следующие диагностические методики:
1. Тестовое задание «Пейзаж» (Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова) [48].
2. Тестовое задание «Матисс» (Е.М. Торшилова) [48].
3. Тестовое задание «Геометрия в композиции» (Е.М. Торшилова, Т.В. Морозова) [48].
В результате выполнения младшими школьниками диагностирующих заданий были получены следующие результаты: высокий уровень развития эстетической оценки произведений изобразительного искусства у 2 человек (10%), средний уровень - у 15 человек (75%), низкий уровень - у 3 человек (15%).
Необходимо отметить, что наиболее продуктивно осуществлять художественно-эстетическое воспитание, а именно развитие эстетической оценки у младших школьников, во время внеурочной деятельности посредством изобразительного искусства. Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО.
Мы выделили определенные методы развития эстетической оценки в процессе восприятия изобразительного искусства детей младшего школьного возраста.
Для развития эмоционального показателя использовался метод сходства и различия (Д.Б. Кабалевский), идентификации, а также метод сочинения уже сочинённого (В.О. Усачёва), метод создания композиций, обобщения (Э.Б. Абдуллин), беседа.
Для развития познавательного показателя использовались такие методы, как: метод сравнения, идентификации, перекодирования
(Д.Б. Кабалевский), беседа (Н.А. Ветлугина), создание художественного контекста и метод создания композиций (Л.В. Горюнова).
Для развития деятельностного показателя использовались: метод создания композиций (Л. В. Горюнова), сочинение уже сочинённого (В. О. Усачёва), метод обобщения (Э. Б. Абдуллин).



1. Алексахин, Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству [Текст] / Н. Алексахин // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 3. - С. 23.
2. Алпарова Н. Н., Николаев В. А., Сусидко И. П. Осень золотая [Текст] : Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н. Н. Алпарова, В. А. Николаев, И. П. Сусидко. - Москва : Владос, 2010. - 144 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. - 1996.
4. Анисимова, Л. А. Воспитание эстетической культуры у младших школьников на основе соотношения модели и оригинала [Текст] / Л. А. Анисимова // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 10.
5. Антипова, В. Образ женщины в русской живописи [Текст] / В. Антипова // Искусство в школе. - 2006. - №1. - С. 15.
6. Апанасенко, О. Н., Потемкин А. В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие [Текст] / О. Н. Апанасенко, А. В. Потемкин. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - 150 с.
7. Аринина, Н. Л. Актуальные проблемы эстетического воспитания [Текст] / Н. Л. Аринина. - Владимир, 2005. - С. 139.
8. Балакина, Е. И. Искусство и зритель: азы общения [Текст] / Е. И. Балакина // Ступени творчества: учебно-методическое пособие. - Барн., 2003. - С. 42-47.
9. Барышева Т. А. Структура, диагностика и методы развития художественно-творческих способностей [Текст] / Т. А. Барышева // Программы эстетических дисциплин для факультета начального образования. - СПб : Питер, 2005. - 360 с.
10. Борисов, Г. Е. Искусство как средство эстетического развития учащихся [Текст] / Г. Е. Борисов. - М. : Прометей, 1989. - 75 с.
11. Буров А. И., Квятковский Е. В. Проблемы эстетического развития личности школьника [Текст] / А. И. Буров, Е. В. Квятковский. - М. : Педагогика, 1987. - 96 с.
12. Бурцева А. Г. Формирование эстетической культуры младших школьников посредством кружковой работы [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. URL: http://e- koncept.ru/2015/95182.htm. (Дата обращения: 12.11.2018)
13. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования [Текст] / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28.
14. Ветлугина, Н. А. Методы эстетического воспитания. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду» [Текст] / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М., 1978.
15. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников [Текст] : рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ в внешкольных занятиях / под ред. Г. П. Шевченко, Б. П. Юсова. - Ворошиловград; МЕГА, 1990. - 175 с.
16. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С.
Выготский. - М. : Искусство, 1986.
17. Гончаров, И. Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности [Текст] / И. Ф. Гончаров. - М. : Педагогика, 1986. - 128 с.
18. Гребенкина Т. Н., Кувалдина Е. А. Формирование эстетической
культуры младших школьников [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. URL: http://e-
koncept.ru/2016/56512.htm. (Дата обращения: 25.03.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ